Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..9
1.1 Понятие творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..9
1.2 Особенностиразвития творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………………….14
1.3 Условия развития творческих способностей дошкольников…………………………………………………………………..18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………….25
2.1.Диагностика уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………25
2.2. Реализация условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….42
Библиографический список……………………………………………45
Введение
Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.
Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей — это извечный гуманистический принцип. Так, одним из концептуальных положений греческой системы воспитания предполагалось, что самостоятельная, а значит и творческая, личность способна самоотверженно служить своему народу и государству. Этот несколько абстрактный тезис конкретизируется в задачах спартанской системы воспитания, суть которой (в современной терминологии) сводится к интеллектуально-творческому развитию ребенка: практическая направленность ума, искусство коротко и ясно выражать свою мысль, способность быстро схватывать суть вещей и явлений, умение быстро достигать своей цели, прибегая при необходимости к изобретательности.
Проблема творческих способностей детей дошкольного возраста вызывала огромный интерес ученых во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ И ...
... творческое развитие детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучение литературы по данной теме; 2. Исследование уровня эмоциональной тревожности родителей; 3. Определение уровня развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста; 4. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; ...
В Федеральных государственных требованиях образовательная область «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
— развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
— развитие детского творчества;
— приобщение к изобразительному искусству.
Анализ научно-теоретических источников показал, что особое внимание уделяется развитию творческих способностей, как центрального психического новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др. В частности, в исследованиях отечественных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов деятельности дошкольников для развития его воображения: игровой (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, Д.В.Меджерицкая, Е.Е.Кравцова, Е.М.Гаспарова, Е.Зворыгина, Л.Яворончук), изобразительной (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А.Полуянов), музыкальной (Н.А.Ветлугина, Л.В.Школяр, Г.П.Новикова), конструктивной (Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, Г.В.Урадовских), двигательной (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк, Т.С.Яковлева, Е.А.Сагайдачная, коммуникативной (Е.О.Смирнова, В.Р.Мечкова).
Выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произведений (А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Л.Эльконинова, Б.Д.Эльконин, В.Т.Кудрявцев, Р.Чуднова, Т.И.Алиева), а также — их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) культуры (В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева, Н.Н.Лебедева).
Таким образом, отмечаем, что исследований, посвященных данной проблеме достаточно, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, выявлено противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста и слабой представленностью данного аспекта в научной литературе; отсутствием практических рекомендаций по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях г. Ишима.
Анализ агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте ...
... под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. 24. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. /П. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина - М: ... Объект исследования: Агрессивность как свойство личности детей старшего дошкольного возраста. Предмет: Процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проявлением агрессивности. В качестве ...
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении наиболее оптимальных и благоприятных условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста .
Объект:творческие способности детей дошкольного возраста
Предмет: условия развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
— создание в предметно-развивающей среде уголка «Творчество»;
— разработка и проведение комплекса игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста;
— учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
— использование методовсказкотерапии для развития речевого творчества дошкольников.
Задачи исследования: 1)Анализ проблемы развития творческих способностей у дошкольников;
1. Проанализировать состояние проблемы развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть понятие «творчество» и «творческие способности» в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить особенностиразвития творческих способностей детей дошкольного возраста.
4. Выявить эффективные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
5. Осуществить диагностику творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются труды выдающихся специалистов детской и возрастной психологии по вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста (Л.С.Выготского, Т.Н.Дороновой, Г.А. Урунтаевой, А.М. Матюшкина); психологические теории о сущности и специфике творчества, творческой деятельности, творческих способностей (В.И. Андреев, М.А. Блох, М.Г. Волкова, М. Воллах, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Н. Коган, А.Н. Лук, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Г. Уоллес, А.В. Хуторской, В.А. Цапок, П.К. Энгельмейер и др.)
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, естественный эксперимент, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка данных.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап — постановочный (сентябрь — октябрь 2012г.) — выбор и осмысление темы, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования.
Скульптура как средство художественно-творческого развития детей
... художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: - провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по созданию условий, по изобразительному материалу, образу; - выделить психолого-педагогические особенности художественно-творческих способностей детей; - проанализировать ...
Второй этап — собственно-исследовательский (ноябрь — декабрь 2012г.) — разработка и организация опытно-экспериментальной работы, подбор и обработка исследовательских методов исследования, методик, проведение естественного эксперимента.
Третий этап — интерпретационно-оформительский (декабрь 2012г.) — обобщение результатов исследования, литературное оформление курсовой работы.
Организация исследованияосуществлялось на базе МА ДОУ ЦРР д/с№19, г. Ишима, Тюменской области.
Научная новизна исследования: уточнено понятие «творчество» и «творческие способности», содержательно представлены особенностиразвития творческих способностей детей дошкольного возраста, выявлены эффективные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что выявленные условия развития творческих способностеймогут быть реализованы в работе с детьми дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Понятие творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Для того чтобы приступить к рассмотрению понятий «творчество» и «творческие способности» проанализируем понятия «способности».
Изучением понятия «способности» занимались такие отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Под способностями понимается индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой — либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально- психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы ( в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).
Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности — с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способности прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшими» человеческими функциями.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности[23].
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... развития музыкально - творческих способностей, рассматриваются основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. ... Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение ...
В «Философском энциклопедическом словаре» способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности, являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения [29].
Итак, приступим к рассмотрению понятия «творчество» и «творческие способности»
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Рассмотрим несколько из таких понятий, характеризующих творчество или творческую деятельность.
В словареВ. И. Даля читаем «Творчество — создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей»[7].
«Творчество, — отмечал Л.С. Выготский, — это необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [5].
Творчество — процесс < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81> деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Творчество — это:
§ деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
§ создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
§ процесс создания субъективных ценностей.
Таким образом, из всех выше приведенных нами определений творчества можно выделить наиболее общее, свойственное понятию творчества и творческой деятельности.
Кратко г……..
Библиографический список
1. Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии [Текст] // Л.И. Анцыферова — М., 1978.- 35с.
2. Богоявленская, Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] // Д.П. Богоявленская — М.: Пресс. 2007. — 203с.
3. Богоявленская, Д.П. Психология творческих способностей [Текст] // Д.П. Богоявленская — М.: Академия, 2007. — 302с.
4. Венгер, Л А. Педагогика способностей [Текст] // Л.А. Венгер — М., 1973. — С. 37-95.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // Л.С. Выготский — СПб.: Союз, 2007. — 367с.
Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного ...
... способностей, а какие — нет, изучали первые из них и задавались вопросом: как из их сочетаний возникают высшие формы художественного творчества? ... сентября 1835 г.) Эти два описания — счастливая находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой души, две ... чем состоит отличие? Сравним с этой точкой зрения два текста, связанные с одним и тем же, как будто не ...
6. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод.разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми [Текст] // М.С. Гафитулин — M., Эксмо — Пресс. 2008. — 205с.
7. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. [Текст] // В.И. Даль — М., Астрель, АСТ, 2008 — 984стр.
8. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]/ Виноградова Н.А. — М.: Айрис — пресс, 2005. — 400с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] // В.Н. Дружинин — С-П, Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2009. — 405с.
10. Дыбина, О.В. Творчество — как сущность характеристики человеческого бытия [Текст] // О.В. Дыбина — Изд. Педагогическое общество России. М., 2009. — 167с.
11. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] // О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова — Вопросы психологии.- № 2.- 2006. -С.54-56.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии[Текст] // Т.Д. Зинкечив-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2006. — 254 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] // Т.Д. Зинкечив-Евстигнеева — СПб.:Речь,2006.-208с.
14. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // Е.П. Ильин — Спб: Питер, 2009. -448 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] // И.Ю. Кулагина: Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2008. — 385с.
16. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие [Текст] // Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
17. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] // А.Н. Лук — М.: Наука, 2008. — 275с.
18. Маркова, А.К. Закономерности возрастного развития [Текст] // А.К. Маркова // Советскаяпедагогика.- №9.- 1988. — С.33-37.
19. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] // Б.П. Никитин-3е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991.-160 с.
20. Немов, Р.С. Психология, кн.З [Текст] // Р.С. Немов — М. Владос, 2008. — 287с.
21. Обухова, Л.Ф. Возрастная Психология. Учебное пособие [Текст] // Л.Ф. Обухова — М.: Педагогическое Общество России. 2004. 442 с.
22. Освальд, В. Типология творчества [Текст] // В. Освальд — М. Школа-Пресс. — 2009. — 189с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528 с
24. Проблемы способностей в российской психологии. Межвузовский сб. Наука, тр. Л: ЛГПИ. 2007. — 208с.
25. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь. / Под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. — 3е издание. -М., 2002. — 630 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] // С.Л. Рубинштейн — Питер, 2002 . — 720 с.
27. Симановский, А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] // А.Э. Симановский — Ярославль: Академия развития, 2007. — 207с.
Социолингвистический анализ журналистского текста и опыт исследования прессы
... анализ стилистического единства в журналистике Социолингвистический анализ журналистского текста и опыт исследования прессы Опыт, накопленный социолингвистикой в исследованиях ученых, говорит о ... социолингвистика – междисциплинарное направление и опирается на достижения социологии и психологии, лингвистики и философии. Поэтому языковые факты в социолингвистических исследованиях всегда ...
28. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. [Текст] // А. Спиваковская — М.: Эксмо — Пресс, 2009. -389с.
29. Философский энциклопедический словарь. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А Лутченко. — М., 2000
30. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективностью. Сб. научных трудов, Свердловск, СНПИ, 2009. — 367с.
31. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] // Д.Б. Эльконин — М.: Педагогика, 1999. -360 с.
32. < >
33. Books/6/0112/6_011211.shtml/.