Тема:
Общественная психология и идеология
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………..…..3
2. Основная часть.
2.1. Общественная психология ………………..…………………………….4
2.2 Общественная идеология…………………………………….………12
3. Заключение………………………..………………………..……………19
Список используемой литературы……………….…………………….22
1. Введение
Общественное сознание – сложное и многогранное явление. Его исследование связано с немалыми трудностями, которые сказываются уже в том, что духовные явления не выступают в чистом виде, — они непременно объективированы. Овладевая продуктами духовного производства, мы тем самым овладеваем и общественным сознанием.
Структурными компонентами общественного сознания в социологическом аспекте являются общественная психология и идеология.
Общественные потребности субъектов сознания выступают как их интересы. Идеология и общественная психология служат при этом духовными средствами осознания и осуществления интересов различных общностей. Между этими сторонами (сферами) общественного сознания имеется различие в способе их связи с действительностью и в соответствующих функциях.
Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм
... психической деятельности. Глава III . Эмпирическая психология сознания 3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ... и эксперименте, нежели на теории«Он рассматривал это как противоположность умозрению или идеологии и считал, что эмпиризм обладает преимуществом в представлении фактов наиболее ...
Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Общественная психология включает в себя также эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни.
Общественную психологию необходимо учитывать при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.
Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.
Цель данной работы: дать понятие и проанализировать общественную психологию и идеологию.
2. Основная часть
2.1. Общественная психология
Общественная психология – это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологических явлений:
- психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции);
- эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т. д.);
- социально-психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.).
Однако названные группы духовных явлений не исчерпывают содержания психологии.
Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней. Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды, прежде всего, по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело с убеждениями людей (целых групп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде; главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет, как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии.
Психология групп и коллектива
... обществе. «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных ... ” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены ...
Важнейшая особенность общественной психологии состоит в том, что она выражает состояние сознания социальных групп и их отношения к действительности. Под термином «состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния (например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы, свойства личности, устойчивые черты психического склада групп, общностей (например, коллективизм, традиции, взгляды и т. д.).
Как считает А. К. Уледов, процесс убеждения включает в себя не только логику, аргументацию, но и сомнения, чувства, отношения доверия или недоверия1. Пропаганда возможна только путем установления социально-психологических контактов, посредством механизмов, позволяющих преодолевать барьеры и внедрять идеологию в сознание людей, превращать знания в убеждения. Социально-психологические механизмы воздействия общественной психологии на человека общи, хотя влияние общественной психологии на идеологию, на взгляды людей осуществляется преимущественно с помощью механизмов внушения, а идеологии на общественную психологию – механизмов убеждения. В пропаганде необходимо учитывать диалектику психологии общества, коллектива и личности.
Все видные марксисты, будь то Антонио Лабриола или Август Бебель, Роза Люксембург или Г. В.Плеханов, пропагандируя и развивая исторический материализм, старались как можно конкретнее представить механизм, каким осуществляется закон: «общественное бытие определяет сознание». И поэтому все они с величайшим вниманием всматривались в нечто на первый взгляд неуловимое, но занимающее необходимое место в этом механизме – в общественную психологию.
Недооценка психологии приводит к вульгаризации учения о базисе и надстройке. Невозможно сколько-нибудь убедительно вывести из данного экономического состояния, царящие в данное время в головах людей философские, религиозные, эстетические течения и системы.
Г. В. Плеханов развил теорию, согласно которой посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. По мнению сторонников такого взгляда, идеи, культура – это сгусток общественной психологии. Г. В. Плеханов расчленяет всю социальную структуру общества на пять зависящих друг от друга элементов: «Данная степень развития производительных сил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям, направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием»1.
Постнеклассическая психология человека
... прямо указали на необходимость создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике [4: с. 32-33]. Введение в психологическую ... Слободчикова и Е.И. Исаева осуществлено принципиальное различение классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения психики ...
Г. В. Плеханов настаивал, что без того звена, которое здесь названо «состояние духа и нравов», которое в других случаях он называет «преобладающее настроение чувств и умов», которое шире определяется как общественная психология, нельзя сделать ни шагу в научном изучении истории литературы, искусства, философии и т. п. Он писал: «Чтобы понять историю научной мысли или историю искусства в данной стране, недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий».
В другом месте Плеханов сформулировал эту мысль еще короче: «Все идеологии имеют один общий корень – психологию данной эпохи».
Психология всегда связана со сферой человеческих действий (в том числе с торможением и подавлением действий).
В. И. Ленин неоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, одним словом, психических состояний разных классов и масс, из их экономического состояния и коренных экономических интересов. Это – первый и глубочайший источник социально-психических явлений. Без экономических требований нечего идти с пропагандой в массу трудящихся1.
Понятием «стихийность» Ленин передавал те черты в общественной психологии, которые в большей или меньшей мере тяготеют в сторону бессознательности, хоть и не совпадают с ней. Сюда, в «стихийность», попадают преимущественно две группы явлений:
1) задавленность людей, покорность их нищете и бесправию, привычка к угнетенному положению;
2) протест, возмущение, бунт, но обращенные лишь против непосредственного источника бедствий, носящие негативный характер, не освещенные общественной теорией.
Отношение Ленина к первой группе особенно отрицательно.
Вторая группа явлений стихийности привлекала огромное внимание Ленина как теоретика и практика революции. Ему было совершенно чуждо доктринерское отношение к стихийности. Напротив, он писал, «что стихийность движения есть признак его глубины в массах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно»; «стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбой».
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... всех остальных тем, что направлено на поиск общих закономерностей психологических явлений. Обыденная психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и ... поговорками. 2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической и ...
Каждый человек в результате субъективного отражения объективной реальности формируется личностью со специфическими особенностями своей индивидуальной психологии. Даже в относительно одинаковых условиях люди одной социальной группы, одной микросреды различаются по своей психологии. Причиной тому – своеобразие отражений внешней и внутренней среды, специфические, индивидуальные условия существования.
Но вместе с тем, люди разные, но принадлежащие одной микро- и макросреде, одной социальной группе (вплоть до самой большой) имеют немало сходных, общих психических свойств и черт, отличающих их от лиц других социальных групп, от лиц, живущих в другой микро- и макросреде. Общие, более или менее, стабильные экономические, политические, культурные и другие социальные условия определяют классовые, национальные особенности людей, в совокупности своей составляющие общественную типологию.
Общественная психология, рассматриваемая как сложное социальное явление, охватывает области, «казалось бы, независимые друг от друга: эмоциональный слой общественного сознания, неконцептуальный уровень последнего вообще, элементы концептуального отражения бытия, привычки, психологический аспект развития и функционирования форм сознания, особенности психики различных социальных общностей, характерную для определенных условий духовную архитектонику личности…, психические явления, возникающие при непосредственном взаимодействии совокупности людей в некоторых ситуациях», — так писали в своей книге советские социальные ученые, работавшие в Прибалтике1. И предлагали для ее исследования системно-структурный подход как наиболее плодотворный для такого сложного образования.
Нечто подобное утверждал и И. Т. Левыкин, который писал, что «изучение социальной психологии как системы требует применения структурно-функционального анализа»2.
Рассматривая психологию класса, называемого крестьянством, И. Т. Левыкин излагал некую систему, имеющую свою структуру. Он предлагал многопрофильную модель психологии крестьянства, состоящую из психологии реальных коллективов, психологии условных социально-психологических групп, психологии подгрупп и психологии личности. В те годы такой подход, несомненно, был интересным и многообещающим. Но совершенно очевидны были и его слабости. Слишком неопределенными оказывались основания для структуризации феномена.
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В ... одно интересное мнение, заключающееся в том, что “личность - есть общественно развитый человек”. Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей ...
При определении структуры общественной психологии как социального явления или, наоборот, социальной психологии как общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитывать следующее.
Любая структура как единство целого и составляющих его элементов предполагает, что между целостностью и каждым элементом может быть (а в данном случае, обязательно имеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней. При переходе от структуры более высокого уровня к более низкому или (что то же самое) при выделении подструктур различного уровня следует руководствоваться принципом «необходимости и достаточности». Это значит, что каждый раз число подструктур целого должно, во-первых, включать в себя все элементы этого целого и, вместе с тем, не должно быть более того. Степень зависимости сущности целого от каждой из его подструктур не равнозначна. Есть более или менее существенные для целого подструктуры, но не может быть совсем не существенной подструктуры целого.
Структура – это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.
Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.
1. Психологические особенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.
2. Психологические особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т. п.
3. Психологические особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).
4. Психологические особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры, моторостроители, нефтяники и т. п.).
5. Психологические особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).
Психология людей любой из названных групп (большой или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:
Задания по психологии развития человека
... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...
1. Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие и леность, агрессивность и конформизм и другие.
2. Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а также атракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности и т. п.).
3. Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).
4. Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.), еще не ставшие характерными чертами группы.
- Общественная идеология
Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.
В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.
Так, идеология эксплуататорских классов в своих теориях оправдывает угнетение и социальную несправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делу освобождения этого класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служит делу построения коммунистического общества. Идеологии эксплуататорских классов по своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время как идеология рабочего класса – марксизм-ленинизм – носит научный характер. Научную идеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения в умы широких масс народа.
Относительно внесения марксистско-ленинской идеологии в сознание масс следует заметить, что необходимость его сохраняется и в условиях социалистического и коммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем возникновении имела материальную основу – положение пролетариата в капиталистической системе на том этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношения вступили в конфликт с возникшими при капитализме новыми производительными силами. Пролетарская идеология сложилась как идеология революционного, коммунистического движения. С победой социалистической революции основу развивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения. Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем не является непосредственным отражением условий жизни общества, положения масс, поэтому перед обществом всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознание людей.
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие ... существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе. По мнению современных ...
Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества – и, во — вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно — следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии.
Эта причинно — следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии.
Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии.
Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии.
Если идеология родилась без наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую существенную тенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне: какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужной им.
И наоборот, любая идеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние на общественное бытие, всегда имеют причину – некоторую существенную тенденцию общественной психологии.
Истории известны случаи, когда идеология рождалась при отсутствии необходимых для условий, то есть без опоры на науку и общественные законы1. В этом случае она является не идеологией, в полном смысле этого слова, а утопией, или одной из религий, и не может служить в качестве продуктивной, материально содержательной и непосредственной цели деятельности людей.
Психология человека в Исламе
... говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда ... ствование (тавхиди)”; молитва оказывает поддержку в личной и общественной жизни тем, кто искренне старается стать настоящим мусульманином. Молитва ... тем самым ограниченность религиозного существования, довольствующегося лишь идеологией, соблюдением законов и ритуалов. И несмотря на ...
Тем не менее, она может иметь огромную нравственную или духовную ценности, выступая в качестве отдалённой, телеологической, «вечной» цели, и, поэтому, всё же может приковывать к себе умы, души и внимание огромного числа людей, и быть их своеобразным идеологическим знаменем, во имя достижения ими каких-то конкретных, практических и созидательных целей.
Яркими примерами таких утопических, но вечных, идеологий являются христианская, православная и мусульманская религии.
Как только идеология публично заявлена и начала проникать в массы, она начинает работать, то есть ускорять развитие тенденции общественной психологии, которой обязана своим рождением. Идеология является своеобразным катализатором общественных процессов.
Если же говорить точнее, идеология предсказывает и предвосхищает будущее на основе познанных закономерностей природы и общества, которые являются её истинной, неопровержимой частью, в направлении соответствующей тенденции общественной психологии, являющейся её целеполагающей частью, реальным ориентиром, и оказывает обратное воздействие на общественную психологию, духовно подпитывая свою идеальную причину, и как можно дольше продлевая ей жизнь.
В этом – сила идеологий.
Если в обществе имеются противоречивые тенденции общественной психологии, то соответствующие им идеологии также будут противоречивы, и между ними будет происходить борьба в интеллектуальной и моральной областях, которая может, однако, перерастать в политическую борьбу и в прямое насилие над людьми: всё зависит от остроты исходных противоречий. Предсказать исход этой борьбы, вообще говоря, невозможно: он будет, в конечном счёте, определяться результатом столкновения социальных сил, заинтересованных в победе той или иной идеологии.
Победившую идеологию можно также с полным основанием назвать истинной. Она, обычно, господствует и доминирует в обществе.
Главные причины тенденций общественной психологии, в отличие от причин идеологий, являются не идеальными, а материальными, и лежат в общественном бытие, поэтому идеологии не могут длительное время, сами по себе, быть питательной средой для этих тенденций, и не могут продлять им жизнь до бесконечности.
Может наступить момент, когда некоторая существенная тенденция общественной психологии, под влиянием своих главных, материальных, причин, начнёт затухать, или, образно выражаясь, умирать. Тогда соответствующая ей идеология сразу вступает в противоречие с естественным направлением развития указанной тенденции, и становится не ускорителем, а тормозом общественного прогресса в духовной сфере, поскольку реальное направление общественного прогресса в этой сфере определяется, вообще говоря, не идеологией, а прогрессивными, новыми тенденциями общественной психологии.
Но, если говорить строго, развитие тенденций общественной психологии нельзя оторвать от обратного воздействия идеологий, поэтому явное несоответствие некоторой идеологии реальной жизни становится заметным только в самом конце жизни соответствующей тенденции общественной психологии.
После того как некоторая существенная тенденция общественной психологии умирает, умирает и становится анахронизмом соответствующая ей идеология: она продолжает жить лишь на бумаге и в речах её апологетов, а в сердцах и умах большинства людей отклика не находит и, поэтому, перестаёт быть побудительным мотивом их действий. В этом случае можно сказать, что идеология себя исчерпала. Именно исчерпала, а не устарела: идеология умирает, не старея, так как её истинная часть – познанные закономерности природы и общества – живёт вечно.
Следует отметить ещё один важный момент. Выше было сказано, что общественная психология имеет своей главной причиной общественное бытие, и это действительно так. Однако искать, в свою очередь, причины идеологий в общественном бытие было бы неправильно, так как в готовом виде они там не содержатся.
Дело в том, что любая идеология не может быть всеохватывающей и глобальной, то есть увязанной со всеми существенными тенденциями общественной психологии. Напротив, она всегда ограничена, то есть отражает только одну, или некоторые из них
В свою очередь, любая тенденция общественной психологии возникает не только как результат непосредственного отражения общественного бытия данной эпохи в сознании некоторых людей, но и как результат отражения общественного сознания в сознании этих людей.
В силу этого необходимо и целесообразно любую тенденцию общественной психологии рассматривать как результат непосредственного воздействия на людей материальных (главных) причин из общественного бытия данной эпохи и идеальных причин, исходящих из сферы общественного сознания.
Первичное, непосредственное воздействие общественного бытия на общественную психологию может быть, в значительной степени, познано идеологом, и, в этом смысле, он может, в значительной степени, объяснить, почему возникла и сформировалась та или иная тенденция общественной психологии, но вторичное воздействие общественного бытия – через общественное сознание – на формирование этой тенденции познать и объяснить полностью нельзя: на низшей ступени общественного сознания возникает мощный, не предсказуемый идеальный фактор, который принимает активное участие в формировании тенденций общественной психологии и вносит неопределённость в процесс этого формирования, причём эта неопределённость является принципиально не устранимой.
Хорошо известно, что человек не машина, и его поведение не детерминировано строго общественным бытием, то есть зависимость общественной психологии от общественного бытия данной эпохи является не жёсткой.
Можно сказать, что одна и та же информация, идущая из материального мира, при прочих равных условиях, перерабатывается в сознании отдельных людей, вообще говоря, не адекватно и претерпевает в головах этих людей качественный скачок, величину которого предсказать нельзя.
Неоднозначное поведение человека можно объяснить наличием постоянного информационного «шума» (своеобразного невидимого и неслышимого идеального фона), исходящего из сферы общественного сознания.
Вторым, очень важным, обстоятельством, делающим невозможным отыскание, во всех случаях, причин идеологий в общественном бытие, является факт отсутствия жёсткой связи (когерентности) между общественным бытием и общественным сознанием данной эпохи, сдвиг их, так сказать, по фазе.
Это, в свою очередь, объясняется тем, что, хотя главное содержание общественного сознания данной эпохи и отражает соответствующее общественное бытие, оно, тем не менее, органически включает в себя память об общественном бытие прошлых эпох и, в этом смысле, является более широкой категорией, чем общественное бытие данной эпохи.
Общественную психологию, в плане принципа развития, можно, до определённой степени, рассматривать как первичную категорию и независимый фактор, по отношению к общественному бытию данной эпохи.
Поэтому невозможно искать, во всех случаях, причины идеологий непосредственно в общественном бытие: их следует искать, вообще говоря, в общественной психологии.
Выделяют прогрессивную, консервативную, реакционную, научную и ненаучную идеологии. Идеология не может абсолютно искажать действительность, однако некоторые реакционные движения выдают свои особенные интересы за всеобщие.
Научная идеология отличается истинностью, практичностью, отсутствием иллюзий. Научная идеология развивается и меняется, творчески осмысливая новые явления изменяющейся действительности.
3. Заключение
Итак, мы проанализировали такие явления, как общественная психология и идеология.
Подведем некоторые итоги.
В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.
Если идеология есть система теоретически разработанных взглядов, и представлений и входит в сферу знания, то общественная психология охватывает по преимуществу эмоциональную и волевую сферы и представляет собой вид массового сознания, т. е. сознание всей массы представителей определенного класса или иной социальной общности.
Общественная психология и идеология различаются между собой и по выполняемым функциям. Общественная психология является той сферой сознания, функции которой проявляются при решении практических задач повседневной жизни. Она вплетена в практическую деятельность людей. Этим она отличается от идеологии, выступающей в форме теории, в форме знания. Функция общественной психологии, вплетенной в ткань практической деятельности людей, проявляется в объективизации сознания.
Это касается функций приспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущих общественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, в особенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; в социальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новым поколениям.
Наиболее характерной функцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывая его действия, неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самое можно сказать и относительно любой общности людей; побудительные силы, вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Эмоционально-волевая функция подчеркивает специфику общественной психологин как сферы сознания, непосредственно направленной на практическую деятельность.
Идеология и общественная психология тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Основу взаимодействия составляют социально-экономические отношения, порождающие идеологические и социально-психологические явления. Идеология и общественная психология составляют в совокупности классовое сознание и, являясь сторонами последнего, не могут не взаимодействовать, не оказывать друг на друга своего влияния.
История развития общественного сознания показывает, что психология способствует возникновению и формированию идеологии, хотя взаимоотношения между ними в разных обществах и у различных классов носят специфический характер. Например, мелкобуржуазная идеология представляет собой своеобразную «кристаллизацию» психологии мелкого буржуа. Но этого нельзя сказать об идеологии основных классов буржуазного общества. Идеологи теоретически приходят к тем выводам, к которым стихийно стремится класс в своих потребностях, интересах, чаяниях. Так, идеология рабочего класса вырастала не из стихийного движения, не из психологии, а из науки.
Связующим звеном между идеологией и общественной психологией выступают мировоззренческие убеждения. Во взаимодействии с социально-психологическими установками они образуют содержание и направленность отношений личности. Предлагается система формирования мировоззренческого убеждения относительно социалистической общественной собственности, которая подразумевает взаимодействие идеологии и общественной психологии.
Список используемой литературы:
- Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.
- Исторический материализм / Под ред. А. П. Шептулина, В. И. Разина
М., 1974. - Лашкин В. И. К вопросу о происхождении идеологий. М., 1979.
- Левыкин И. Т. Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства. М., 1976.
- Ленинская концепция революционной социальной психологии. М., 2005.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории М., 1971.
- Проблемы общественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского, М., 1965.
- Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957.
- Самсонов Р. М. Социальная психика и идеология. М., 1970.
- Симанов А. Л. Методологическая функция философии и научная теория. М., 2003.
- Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.
- Филатов В. П. Научное познание и мир человека, М., 1989.
1 Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.
1 Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.
1 Ленинская концепция революционной социальной психологии. М., 2005.
1 Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.
2 Левыкин И. Т. Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства. М., 1976.
1 Лашкин В. И. К вопросу о происхождении идеологий. М., 1979.