Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Институт детства
кафедра специальной (коррекционной) педагогики
«Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования«
Исполнитель: слушатель курсов повышения квалификации «Инновационные технологии в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья» Лапина Виктория Францевна
Санкт — Петербург 2012
Оглавление
- Введение
- I. Теоретическое исследование проблемы изобразительной деятельности, как средства коррекции зрительных представлений школьников с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе
- I.1. Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей
- I.2. Особенности зрительных представлений и восприятия школьников с недоразвитием интеллекта
- I.3. Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования
- II. Практическое исследование особенностей зрительных представлений о форме, цвете и величине младших школьников с недоразвитием интеллекта
- II.1. Цель, задачи, содержание и методика экспериментального исследования
- II.2. Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Заключение
- Литература
Введение Один из первых создателей вспомогательной школы А.Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, особо выделял рисование.
На необходимость использования рисования как средства коррекции недостатков умственного развития детей указывает И.А. Грошенков. Вопросы развития умственно отсталых детей средствами рисования были предметом внимания Т.Н. Головиной, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, И.М. Соловьева, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М.М. Нудельмана, Ж.И. Шиф и многих других. Ученые подчеркивали, что посредством рисования развиваются наблюдательность, умение анализировать предметы, их форму, цвет, величину, конструктивные особенности, обогащаются представления ребенка об окружающем мире. В процессе обучения зрительные представления имеют большое значение. От качества зрительных представлений изображаемых предметов и представления последовательности самого процесса рисования зависит правильность и качество рисунка. Обучение чтению и письму требует ясного и четкого представления начертания букв, иначе учащиеся не научатся правильно писать. Недостатки представлений — это, по существу, недостатки восприятия. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Эти особенности очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьёв, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева и мн. др.).
Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста
... детей младшего школьного возраста. . Исследовать особенности зрительного восприятия и графической деятельности детей младшего школьного возраста ( 7 - 8 лет). Теоретической основами исследования выступили современные представления ... . Теоретические подходы к проблеме влияния особенностей развития зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста на овладение графической деятельностью .1 ...
Школьники с интеллектуальным недоразвитием в силу особенностей своего дефекта имеют своеобразие развития зрительного восприятия, что влияет на формирование у них зрительных представлений о цвете, форме, величине. Их представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов. Целью исследования является изучение проблемы изобразительной деятельности как средства коррекции зрительных представлений о сенсорных эталонах у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием и разработка методических рекомендаций по организации и проведению коррекционной работы, направленной на их развитие в условиях рисования. Задачи исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. 2. Разработка содержания и методики проведения констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровней сформированности представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. 3. Определение изобразительных средств, способствующих коррекции представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Практическая значимость заключается в том, что представленный практический материал может быть полезен учителям, воспитателям в работе с умственно отсталыми школьниками.
интеллектуальная недостаточность рисование школьник
I. Теоретическое исследование проблемы изобразительной деятельности, как средства коррекции зрительных представлений школьников с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе
I.1. Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования — коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта. На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в пространстве предметов окружающей действительности. Детей учат находить сходство и различие между объектами изображения. У учащихся развивают графические и изобразительные умения и навыки. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. (2) У школьников с недоразвитием интеллекта отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений.
22 стр., 10989 слов
Коррекция нарушений словаря у детей с умственной отсталостью
... представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Особенностью ... отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического ... речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти, работу над ... детей с умственной отсталостью». Объект нашего исследования: особенности формирования словаря у учащихся ...
Всё это ставит перед вспомогательной школой задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов. Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путём тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений. Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Всё, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы ещё и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д. На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, например, у многих учащихся наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые развивают глазомер ребёнка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твёрдость.
В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными. Внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся. Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. В целях удовлетворительного решения задач, связанных с восприятием, существенное значение имеет правильный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые наглядные средства были достаточно чёткими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности. Особое коррекционно-воспитательное значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся. В процессе специальных наблюдений дети осуществляют узнавание предметов, анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие.
Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях. Систематическая демонстрация и изучение разнообразных со вкусом подобранных объектов способствуют тому, что младшие школьники спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны, встреча с прекрасным на уроках изобразительного искусства пробуждает в них эстетические чувства. (3)
I.2. Особенности зрительных представлений и восприятия школьников с недоразвитием интеллекта У детей с недоразвитием интеллекта представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов. (9) Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Одно из фундаментальных исследований, обнаруживших замедленный темп зрительного восприятия у умственно отсталых детей, было осуществлено К.И. Вересотской. Её исследования доказали, что темп зрительного восприятия у умственно отсталых детей замедлен. Другие виды восприятия также замедляются в развитии. Соловьёв И.М. подтвердил эту точку зрения в своей работе «Восприятие действительности умственно отсталыми детьми”. Он свидетельствовал, что у умственно отсталых первоклассников процесс восприятия протекает значительно медленнее, чем у нормальных школьников (2).
Умственно отсталые первоклассники обладают иными возможностями обозрения действительности, чем нормальные: медленность восприятия снижает ясность восприятия предметов скользящим взором, узость восприятия при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов. (5) Следует отметить, что среди учащихся с интеллектуальным недоразвитием особенно часто встречаются дети с аномалиями или болезненными повреждениями органов зрения. Как правило, в этих случаях наблюдается снижение зрения. Однако надо иметь в виду, что зрение всех школьников-олигофренов, в том числе и учащихся, глаза которых не имеют никаких аномалий или повреждений, значительно отличается от зрения нормальных детей. Многопредметный участок действительности оказывается в восприятии умственно отсталого ребенка до некоторой степени как бы «мало предметным”. (6) Восприятие объектов без различий и светотени или без тонких различий в окраске, без различия деталей или с расплывшимися нечёткими деталями возникает у умственно отсталых и при тех условиях, когда нормальный школьник воспринимает объект уже вполне дифференцированно. (8) Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием в специальной школе. (10)
I.3. Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования Правильное планирование коррекционно-воспитательной работы по изобразительному искусству возможно в том случае, когда учитель знает особенности конкретного ученика и имеет представление о его готовности к обучению. Поэтому одной из первых задач пропедевтики рисования является изучение характерных особенностей каждого ученика. В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием. Занятия рисованием позволяют определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество. (3) В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для выявления способности различать форму, величину, цвет и пространственные соотношения зрительно воспринимаемых объектов. На уроках рисования учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции. Графические задания позволяют установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка — круг, салфетка — квадрат и т.д.).
(1) На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и образца) нарисовать предметы разной величины, способен ли он сравнить по величине 2-3 предмета и передать величинные соотношения в рисунке. Проверяется также способность ребёнка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету, соответствует ли окраска изображённых предметов их реальному цвету и соблюдается ли цветовая последовательность в рисунках декоративного характера. Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия для специфических особенностей школьников с интеллектуальным недоразвитием в плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты на плоскости листа бумаги. (3)
II. Практическое исследование особенностей зрительных представлений о форме, цвете и величине младших школьников с недоразвитием интеллекта
II.1. Цель, задачи, содержание и методика экспериментального исследования Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Задачи: 1. Выявить уровень сформированности представлений о цвете. 2. Выявить уровни сформированности представлений о форме. 3. Выявить уровень сформированности представлений о величине. В экспериментальной работе принимали участие 11 учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием младшего школьного возраста, обучающиеся в школе-интернате № 10 г. Санкт-Петербурга. Обследование учащихся проводилось в индивидуальном порядке. В каждом задании использовалась устная, доступная пониманию испытуемых инструкция. В случаи необходимости задавались уточняющие, наводящие вопросы. Практическое исследование особенностей зрительных представлений о цвете, форме и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием состояло из 3 серий. В каждой серии использовались задания. Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности зрительных представлений о цвете. 1 задание. «Узнавание и называние цветового спектра». Цель: определение знаний цветов спектра.
Материал: карточки соответствующие цветам спектра. Инструкция: Скажи, какого цвета эта карточка? 2задание. «Дифференциация предметов по цвету». Цель: определить умение детей выявлять цвет как типичный признак. Материал: предметные картинки. Карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цвета. Инструкция: Показ карточки определённого цвета — подбери карточки такого же цвета. 3 задание. «Составление цветоряда». Цель: определить характер узнавания и отражения насыщенных цветов. Материал: Лента различной цветовой насыщенности, карточки соответствующие цвету ленты. Инструкция: составь такую же ленту. Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки: понимание инструкции; знание цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); установление цвета как типичного признака реального предмета; определение насыщенности цвета (светлый, темный);
Уровни |
Характеристика уровней сформированности представлений о цвете |
|
0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения заданий |
Не приступает к выполнению задания по ряду причин: не понял задания, плохое самочувствие, отсутствие интереса к заданию. |
|
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно |
Путаются в назывании цветов спектра. Ошибаются в соотнесении локальных цветов с соответствующими реальными предметами. Не соотносят цвета по насыщенности. Не различают оттенки цветов. |
|
2уровень (средний) Выполнено частично правильно |
Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Плохо соотносят цвета по насыщенности. Выделяют усиленный и ослабленный цветовые контрасты. Выделяют только ярко насыщенные цвета. |
|
3Уровень (высокий) Выполнено всё правильно. |
Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Правильно соотносят цвета по насыщенности. Различают оттенки цветов. |
|
Вторая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о форме, умений дифференцировать предметы по форме.
Предложены 3 задания, в ходе которых определяем знание детьми основных геометрических форм и соотнесение этих форм с предметным изображением.
1 задание. Игра «Найди и покажи”.
Цель: определить умение детей узнавать и называть основные геометрические формы.
Материал: карточки с изображением геометрических форм, набор с деревянными геометрическими фигурами (у ребёнка).
Инструкция: Какая геометрическая фигура изображена? Найди такую же у себя в коробочке и покажи.
2 задание. «Соотнесение предметных изображений с геометрическими эталонами их форм».
Цель: оценка уровня сформированности перцептивных действий.
Материал: предметные изображения. Геометрические формы.
Инструкция: разложи карточки по группам в соответствии с геометрическими формами.
3 задание. «Дорисовывание геометрических фигур»
Цель: оценка уровня мышления.
Материал: карточки с элементами различных геометрических форм.
Инструкция: Дорисуй геометрическую форму.
Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:
понимание инструкции;
знание формы (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);
соотнесение геометрической формы с реальным предметом;
графическое отражение геометрических форм.
Уровни |
Характеристика уровней сформированности представлений о форме |
|
0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения задания |
Отказ от выполнения задания по различным причинам. (не понял задания, плохое самочувствие, не выспался и т.д.) |
|
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно |
Не могли выделить соотнести предметы с эталоном. Трудности в определении формы. Большие трудности дорисовываниия формы. |
|
уровень (средний) Выполнено частично правильно |
Трудности в дорисовывании фигур. Соотнесение с эталоном затрудненно. |
|
уровень (высокий). Выполнено все правильно |
Понимают инструкцию. Демонстрируют знание форм. Соотносят геометрические формы с реальными предметами. Адекватно отражают геометрические формы в рисунке. |
|
Третья серия заданий направлена на выявление уровня сформированности умений дифференцировать предметы по величине.
Дети выполнили 2 задания. В ходе этих заданий они сравнивали предметы по величине, выстраивали предметный ряд от самого большого до самого маленького.
1задание. Сравнение предметов по величине.
Цель: определить умение детей находить большой и маленький предмет на глаз, сравнение больше — меньше, одинаковой величины.
Материал: предметы разной величины.
Инструкция: посмотри и скажи — какой предмет больше, меньше или они одинаковые по величине.
2задание. Выстраивание предметного ряда по величине.
Цель: оценка уровня сформированности знаний величин.
Материал: предметы различной величины.
Инструкция: У меня на столе кто-то навёл беспорядок, разбросал все предметы. Помоги мне поставить их по величине от самого большого к самому маленькому.
Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:
понимание инструкции.
величина как сравнительный признак предметов.
определение величины предмета.
Уровни |
Характеристика уровней сформированности представлений о величине |
|
0 уровень (низкий) Отказ от выполнения задания. |
Отказ от выполнения задания по различным причинам. (плохое самочувствие, проблемы дома, не выспался и т.д.) |
|
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно. |
Трудности в сравнении предметов по величине. Трудности в выстраивании предметного ряда по величине. |
|
2уровень (средний) Выполнено частично правильно. |
Не значительные трудности в выполнении заданий. Небольшие затруднения в определении величины предмета и использовании величины как конкретного признака предмета. |
|
3уровень (высокий) Все выполнено правильно. |
Все задания были выполнены без затруднений. Хорошее понимание инструкции, определяют величину предметов без затруднений, адекватное восприятие величины как признак предмета. |
|
II.2. Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о цвете у школьников с интеллектуальным недоразвитием первого класса. В ходе эксперимента были получены количественные данные, которые отражены в таблице 1. В процентном отношении результаты эксперимента таковы:
Табл.1
Уровни сформированности представлений о цвете
уровни |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||
задания |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
11 человек |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
4 |
6 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
|
33 задания-100% |
3 9% |
12 36% |
13 38% |
5 19% |
|||||||||
9 %, (3 задания) оказались на очень низком 0 уровне, т.к. школьники отказались выполнить предложенные задания. Основной мотивацией явилось нежелание участвовать в эксперименте, в связи с отсутствием настроения у школьника.
36%, выполненных заданий (12) соответствовали очень низкому 1 уровню. Два человека не справились с 1 заданием. Шесть человек не выполнили 2-е задание. Четыре человека не сделали 3-задание.
38%, выполненных заданий (13) достигли среднего 2 уровня. Шесть школьников частично справились с 1 заданием. Четыре школьника частично выполнили 2-е задание. Три школьника частично не сделали 3-е задание.
19%, выполненных заданий (5) оказались на 3 высоком уровне.
Качественный анализ результатов эксперимента показал, что обследуемые дети затрудняются в определении цветов спектра. Они их либо не знают, либо знают только некоторые (красный, синий, зеленый, желтый).
Несколько детей называли цвета только с помощью педагога.
Определение цвета как типичного признака предмета у детей особых затруднений не вызвало, но иногда называли цвет, который не характерен для данного предмета. Дети ошибочно используют цвета, встречаются недостатки передачи цвета. Во время эксперимента дети часто рисовали первыми попавшимися карандашами, изменяли окраску по своему вкусу. Младшие школьники раскрашивали неверно даже тогда, когда перед началом работы производился всесторонний анализ объекта и верно назывался цвет.
При составлении цветоряда некоторые дети сомневались в правильности выполнения и просили помощь. Нескольким детям не помогла и помощь учителя. Близкие по цвету, оттенки дети путали местами, не знали, какой идет первым.
В основном к заданию отнеслись с интересом, старались, проявляли инициативу.
Вторая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о форме у школьников с интеллектуальным недоразвитием первого класса.
Табл.2
Уровни сформированности представлений о форме в %.
Уровни |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||
задание |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
11 человек |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
|
33 задания-100% |
3 9% |
12 36% |
11 33% |
7 23% |
|||||||||
Количественный анализ показал следующие результаты: один человек отказался от выполнения заданий, мотивируя это тем, что ему не интересно и не нужно, убедить его в обратном не удалось. Его результаты 9% (3) от общего результата.
36% (12) детей показали 1 уровень сформированности. Они приступали к заданию, начинали его делать, но либо делали неправильно, либо выполняли задание не до конца.
33% (11) детей выполнили задание до конца, но допускали ошибки. Некоторые из ошибок были исправлены с помощью учителя.
23% (7) учащихся показали высокий уровень сформированности. Они понимали инструкцию с первого раза, выполнения всё чётко и правильно.
Качественный анализ выполненных заданий показал, что знания основных геометрических форм у детей с интеллектуальным недоразвитием различны. 5 человек из 11 знают их хорошо, остальные испытывают значительные затруднения. При выполнении заданий дети путались, брали не те карточки, просили помощи.
Задание на узнавание и называние геометрических форм для детей было более легким, чем соотнесение формы с предметом. Учащимся было трудно соотнести предметное изображение с эталоном. Они путались, просили помощи. Некоторые дети даже с помощью учителя не могли дать правильный ответ.
Задание на дорисовывание геометрической фигуры тоже вызвало некоторое затруднение. Некоторые фигуры школьники не дорисовывали совсем, некоторые пытали дорисовать, но не все получалось правильно, требовалась помощь педагога: вспомогательные вопросы, предложенные варианты
Третья серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о величине у школьников с интеллектуальным недоразвитием первого класса.
Табл.3
Уровни сформированности умений дифференцировать величину в %.
Уровни |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||||
Задание |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
11 человек |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
4 |
2 |
3 |
|
22 задания-100% |
2 9% |
6 27% |
9 41% |
5 23% |
|||||
(см. приложение 3)
Количественный анализ результатов показал такое соотношение результатов в процентах: 9% (2заданий) — 0 уровень, ребёнок отказался выполнить задание. Объяснять причину отказа не стал, сказав: «Не хочу и все”.
Наибольший процент по 2 уровню, дети выполнили задание, но не всё было сделано правильно, это 41% (6).
27% (9) — 1 уровень, дети старались, но не смогли выполнить задания правильно, помощь учителя была принята, но дети или не поняли, или не правильно ею воспользовались.
3 уровня выполнения добились 23% (5) детей. Дети выполнили задания без ошибок, хоть в процессе выполнения и просили помощи у учителя, задумывались, примерялись.
Качественный анализ уровней сформированности умений дифференцировать величину показал, что детям трудно даются меры величин. Они путают понятия больше — меньше, не соотносят эти понятия с величиной предмета. Учащимся трудно назвать и показать, какой предмет больше, какой меньше.
Несколько человек выполнили это задание только с помощью учителя, а 2 человека даже с помощью выполнить не смогли.
Ёще труднее было детям выстроить предметный ряд по величине. Они путались, ставили предметы не по порядку, меняли предметы местами и т.д.
Табл.4.
Уровни сформированности зрительных представлений о сенсорных эталонах у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в %.
уровни серия |
0 Очень низкий |
1 низкий |
2 средний |
3 высокий |
|
1серия цвет 3задания |
3 9% |
12 36% |
13 38% |
5 19% |
|
2серия форма 3задания |
3 9% |
12 36% |
11 33% |
7 23% |
|
3серия величина 2задания |
2 9% |
6 27% |
9 41% |
5 23% |
|
Итого 88 заданий =100% |
8 9% |
30 34% |
33 36% |
17 21% |
|
Количественный анализ результатов таков: 0 уровень — 9%. (8 заданий) Один мальчик отказался от выполнения заданий.
Преобладающее большинство детей показали 2 уровень сформированности — это 36% (33) от общего числа диагностирующихся. Они во время выполнения были активны, иногда допускали ошибки, но к заданию отнеслись с интересом и были увлечены. Некоторые дети пытались даже предоставить свою помощь другим, тем, кто затруднялся в выполнении задания.
Чуть меньший результат 34% (30) — 1 уровень сформированности от общего числа диагностируемых учащихся эмоционально отнеслись к участию, активно и с интересом выполняли предложенные действия, но допускали неточности и испытывали затруднения при выполнении заданий. Требовалась помощь педагога: вспомогательные вопросы, предложенные варианты. Часто ребенок не мог закончить мысль самостоятельно, не хватало запаса, для выражения своих мыслей, поэтому ответы были односложны. Некоторые вопросы приходилось пояснять, задавать наводящие вопросы, вопросы — подсказки.
21% (17) — 3 уровень сформированности от общего количества диагностируемых учащихся с интересом выполняли задания, но испытывали значительные затруднения, не всегда могли решить проблемные ситуации без помощи учителя, некоторые с трудом могли ответить на вопросы бесед, не всегда проявляли творческой активности, но с заданиями справились и их конечный результат был без ошибок.
Качественный анализ общего состояния уровней сформированности показал, что детям легче даётся восприятие эталонов цвета. Узнавание и называние цветового спектра, знание основных цветов дается детям легче, чем соотнесение цвета как признака предмета. А классификация предметов по цвету проще, чем построение цветоряда.
На втором месте дифференциация величины. Учащимся оказалось легче показать большой и маленький предмет, выстроить предметный ряд, чем назвать и указать форму предмета. Среди заданий на дифференциацию предметов по величине — сравнение вызвало меньше затруднений. Умение определять и называть основные геометрические фигуры и дорисовывание их проще, чем соотносить форму с реальным предметом.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено общее состояние развития умений у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием дифференцировать сенсорные эталоны.
0 уровень (9%) — школьники не приступили к заданию по тем или иным причинным, отказались и не пошли на контакт.
1 уровень (34%) — дети приступили к выполнению задания, проявили заинтересованность, старались, даже некоторые пытались дать совета другим, задание было выполнено неправильно.
2 уровень (36%) — дети с удовольствием выполняли задание, активно участвовали в процессе. Но испытывали незначительные затруднения при выполнении и обращались к помощи учителя или товарищей, задания выполнили до конца, несколько учащихся пытались провести проверку соей работы.
3 уровень (21%) — все задания выполнены без особых затруднений. Дети активно и с интересом выполняли все предложенные упражнения, задания выполняли быстро и качественно. Если возникали какие-то затруднения, сначала пытались сами разобраться, а уже потом обратиться за помощью к учителю.
Заключение Проблема исследования изобразительной деятельности, как средства коррекции зрительных представлений умственно отсталых школьников, являясь актуальной в современной педагогике и психологии, интересовала таких видных учёных и деятелей науки, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, М.М. Нудельман, И. М Соловьёв, Г.М. Дульнев и др. В данной работе проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, который раскрывает саму сущность зрительных представлений, особенности этого процесса у школьников с интеллектуальным недоразвитием, развитие представлений в онтогенезе. С учётом особенностей и возможностей детей был разработан и проведён констатирующий эксперимент, целью которого было практическое изучение состояния особенностей представлений о цвете, форме, величине детей школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием первого класса. В ходе проведенного практического исследования с использованием серии экспериментальных заданий, мы выяснили, что детям с интеллектуальным недоразвитием свойственно значительное отставание в развитии восприятия, представлений и отражения формы, цвета и величины в рисунках. Они воспринимают и осознают предметы упрощённо, без личных деталей, цвет при этом, воспринимается и осознаётся тоже не точно. Страдает не только полнота восприятия формы предметов и их цвета, но и взаимоотношения объёма, цвета, формы и других пространственных признаков воспринимаемых объектов. Несовершенство анализа формы воспринимаемых предметов, его неполнота и неточность проявляются в уподоблении друг другу изображаемых предметов даже при рисовании с натуры. При изображении по представлению разных предметов учащиеся редко используют величинный контраст как различительный признак. Учащиеся правильно узнают четыре насыщенных основных цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, но возникают затруднения при попытке назвать слабо насыщенные цвета. Для обозначения цветовых оттенков школьники иногда пользуются названиями предметов, но чаще всего заменяют их наименованием основных цветов. Изучение результатов психолого-педагогического исследования позволило определить уровни развития выше перечисленных представлений: 9 % умственно отсталых школьников имеют низкий уровень от общего числа диагностируемых. 36 % детей — имеют средний уровень. Таким образом, налицо качественное своеобразие развития представлений о цвете, форме и величине. Следовательно, детям с интеллектуальной недостаточностью необходимы особые условия в организации коррекционно-развивающих занятий. Наиболее эффективным средством проведения коррекционной работы по развитию восприятия, представлений и отражения цвета, формы, величины считаем использование рисования. Разработанные нами в проектной части методические рекомендации включают в себя дидактические игры, направленные на развитие представлений о геометрических формах, цвете, величине, а также умения изображать эти предметы. Таким образом, выяснено, что строя занятия по развитию восприятия и отражения формы в рисунках необходимо учитывать психологические особенности детей данной группы, а именно: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальным недоразвитием и т.д., а также и другие индивидуальные особенности. Основными задачами являются: · Знакомство детей с основными формами, цветами, величинами предметов. · Обучение различению форм, цветов, величины предметов. · Выделению нужной формы, цвета, величины из множества других. · Формирование умений называть основные формы, цвета, величину предметов. · Анализировать форму, цвет, величину предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине. · Подбор и передача в рисунке формы реально существующих предметов действительности. · Формирование интереса к работе с формами и цветом. · Развитие графических умений и навыков.
Литература
1. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. — М., Издательство АПН РСФСР.
2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974.
3. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. — М., 1993.
4. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. Уч. Пособие для дефектологического факультета педагогического института. — М., «Просвещение”, 1982.
5. Певзнер М.С. Дети олигофрены. — М., Изд-во АПН РСФСР.
6. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. — М., Изд-во АПН, 1962.
7. Трофимова М.В., Таробарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.
8. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» С-ПБ, 2005.
9. Виноградова А. Д.» Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка», М, Просвещение, 1985.
10. Метиева Л.А. Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей», Просвещение, 2009.
Размещено на