Министерство общего и профессионального образования свердловской
области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования свердловской области
« нижнетагильский педагогический колледж № 1»
КУРСОВАЯ РАБОТА 5 КУРСА
Коррекционные развивающие игры и упражнения как средство снижения замкнутости у дошкольников.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть……………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы замкнутости у дошкольников…………………………………………………………………………………5
1.1. Замкнутость как психолого-педагогическая проблема……………5
1.2. Особенности проявления замкнутости у дошкольников……………8
1.3. Причины проявления замкнутости у дошкольника………………12
1.4.Направления коррекционной работы с замкнутым дошкольником…18
1.5.Формы и методы работы с родителями замкнутого дошкольника…23
Практическая часть……………………………………………………..…26
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по снижению уровня замкнутости у дошкольников…………………………………………………..26
2.1 Методы исследования проявлений замкнутости у дошкольников…26
2.2 Комплекс коррекционных игр и упражнений, направленных на снижение проявления замкнутости у дошкольников…………………………31
2.3 Рекомендации для родителей и воспитателей по преодолению замкнутости у дошкольников………………………………………………………..42
Заключение…………………………………………………………….…..45
Список литературы…………………………………………………………47
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что общение и совместная деятельность – это основа, на которой строится вся жизнь людей. Общение детей является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение, в частности, такой задачи, как развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Необходимым условием, свидетельствующим о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться с партнером по общению, к возможности встать на другую точку зрения. Другими словами, в общении всегда есть диалог. Это помогает детям найти новые эмоциональные и деловые контакты, служит поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Умение общаться поможет детям в процессе их дальнейшей социализации.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих ... и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой ...
Замкнутые дети не испытывают потребности в общении, что в дальнейшем может осложнить их успешную интеграцию в социум. Поэтому с данной категорией детей необходима специальная работа, направленная на коррекцию проявлений замкнутости.
В современной системе образования возникает противоречие между необходимостью работы по коррекции замкнутости у дошкольников и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса.
Обнаруженное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске возможностей коррекционных развивающих игр и упражнений в преодолении замкнутости дошкольников.
Объект исследования: проявления замкнутости у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание коррекционных игр и упражнений, направленных на снижение проявлений замкнутости у дошкольников.
Цель: теоретически обосновать необходимость коррекционной работы по снижению уровня замкнутости у дошкольников и составить комплекс коррекционно — развивающих игр и упражнений, направленных на решение данной проблемы.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме замкнутости у дошкольников.
2. Раскрыть особенности и причины замкнутости у дошкольников.
3. Рассмотреть принципы коррекционно-развивающей работы с замкнутыми дошкольниками.
4. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление замкнутости.
5. Составить комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на снижения замкнутости у дошкольников.
6. Предложить рекомендации (буклет) для родителей, воспитателей по конструктивному взаимодействию с замкнутыми дошкольниками.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений может быть использован в деятельности педагога-психолога, воспитателей и родителей для снижения уровня замкнутости дошкольников в условиях как ДОУ, так и семьи.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 20 наименований.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы замкнутости у дошкольников.
1.1. Замкнутость как психолого-педагогическая проблема
Детское неблагополучие – негативное психологическое явление, за ним скрывается глубинный конфликт в отношениях со сверстниками, эмоциональные и поведенческие нарушения. Конфликтные отношения способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношениях к сверстникам и себе. Это находит отражение в комплексе защитных (агрессивных и пассивных) форм поведения, свидетельствует о возникновении защитных поведенческих компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
Сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты характера длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник внутриличностного конфликта, его первопричина, как правило, упускается родителями и педагогом ДОУ.
Опасность для жизни заключается и в том, что появившиеся у ребенка эмоциональные нарушения, в связи с особой «способностью» дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности ребенка, могут проявиться только в школьном и более взрослом возрасте. Одной из форм таких эмоциональных нарушений является замкнутость ребенка.
Замкнутость у детей
... дети неуравновешенные, легковозбудимые, дошкольники первой группы склонны к гневу, обиде, дракам. Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению: эти дети замкнуты, обособленны и избегают общения. Причины замкнутости ... из углов листа - все это может говорить о повышенной тревожности ребенка. человек нарисовали себя самыми большими по отношению к остальным членам семьи на ...
На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться. В словаре С.И. Ожегова понятие «замкнутый» трактуется как «необщительный, скрытный» [13, с.189].
В целом же замкнутость можно охарактеризовать как «нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений» [12, с.50]…
Заключение
Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Причинами этого нарушения у детей могут быть: длительный стресс (развод родителей), недостаток эмоционального общения (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежеланным и родители не проявляют любви к нему, и пр.), индивидуальные особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).
Дети имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на любые изменения в своей жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что и как надо делать, и поэтому не хочет общаться. Постепенно потребность в окружающих людях и общении с ними у такого ребенка сужается. Замкнутых детей не видно в группах ДОУ, они послушны и выполняют просьбу значимого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.
Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда замкнутость начинает серьезно мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних.
Основное направление коррекционно-развивающей работы значимого взрослого (практического психолога, воспитателя, родителей) с таким ребенком – тьюторство: помощь ему в выражении своих переживаний в иной, социально более приемлемой форме, открытие его на доверие и расположение в общении, разрешение в непосредственном контакте с родителями травмирующей ребенка ситуации.
Если ребёнок замкнут, значит, он боится общения, боится людей. В процессе отношений с людьми, дошкольник ощущает дискомфорт и испытывает тревогу по поводу своих действий. Ощущение неловкости, неумелости приводит к недооценке себя и самоуничижению. Родителям замкнутых детей не нужно упрекать ребенка, а стараться создавать ситуации, в которых бы дошкольник смог себя проявить и почувствовать уверенно.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ... опыта: - анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального педагогического общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития образовательной ...
Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.
Целесообразно проводить коррекционную работу с замкнутыми детьми в следующих направлениях:
— формирование желания общаться;
— формирование коммуникативных умений.
— формирование мотивации достижения успеха.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
2. Бондаренко Н. В. Наиболее вероятные причины тех или иных трудностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: shkola/psikhologiya/library/naibolee-veroyatnye-prichiny-tekh-ili-inykh-trudnostei-0.
3. Васильева В. Замкнутый ребенок – как с ним быть? [Электронный ресурс] Режим доступа: child_closed.html.
4. Губкина Т.К. Психологическое здоровье личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: articles/605224/.
5. Замкнутый ребенок: методы и формы работы. Дайджест / Сост. Ивашкина Г.В., Антонова Е.В. – Нижний Тагил: ГБОУСПОСО «НТПК № 1», 2013. – 61 с.
6. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
7. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М., 1983. – 145 с.
8. Крикян М.М. Учим ребенка общаться [Электронный ресурс]. Режим доступа: detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/uchim-rebenka-obshchatsya-3.
9. Кучеренко Е.М. Замкнутые дети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: articles/593287/.
10. Луговская А. Если ваш малыш замкнут / А. Луговская. – М.: Эксмо, 2008. – 25 с.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – Спб.: Речь, 2007. – 136 с.
12. Неретина Т.Г. Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями // Начальная школа плюс до и после. – 2005. –№ 10. – С. 50 – 52.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1982. – 816 с.
14. Психологический практикум по детской психологии / под ред. Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. – М.: Просвещение, 1994. – 291 с.
15. Развитие общения дошкольника со сверстниками / под.ред. А. Н. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.
16. Рассейкина О.В. Стиль поведения с замкнутыми детьми [Электронный ресурс]. Режим доступа: detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/stil-povedeniya-s-zamknutymi-detmi.
Режим дня детей и подростков
... деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.). Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы при ... и развития. Поэтому гигиенический норматив ночного сна для детей должен строго соблюдаться в семьях. Общие рекомендации по режиму дня ребенка Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни ...
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.: Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.– М.: Владос, 2001. –– 384 с.
18. Сотниченко А.Н. Замкнутость у детей раннего возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: 355-zamknutost-u-detey-rannego-vozrasta.html
19. Шипицына Л.М., Хилько А.А. Галлямова Ю.С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с. с. 95-102.
20. Шуклина С. Замкнутые дети [Электронный ресурс]. Режим доступа: chuklina.htm.