изучить проблему влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе.

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективЕ 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков 5

1.2 Группа сверстников как институт социализации подростков, понятие социометрического статуса 9

1.3 Академическая успеваемость как психолого-педагогическая проблема 14

Выводы по Главе 1 19

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Введение

Одной из важнейших задач современной психологии и педагогики является социализация личности подростков. Именно в подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей. Важным инструментом социализации в подростковом возрасте является группа сверстников, которая позже всех «подключается» к этому процессу, но значение которой трудно переоценить. Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности и одной из основных потребностей подростка. Оно закладывает фундамент для последующего развития личности подростка и системы его межличностных связей. Взаимоотношения подростков со сверстниками своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких друзей или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания у подростка. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.

В отечественной науке проблеме статусного положения подростков в группе сверстников посвящено немалое число исследований с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.) и педагогики (Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, Ю.Н. Емельянов, А.В Коренева, Л.Н. Марковец и др.).

В многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов предлагаются различные варианты коррекционных программ, направленные на сплочение ученического коллектива и оптимизацию его социометрической структуры. Между тем, данные подходы при всем разнообразии предлагаемых методов воздействия не учитывают всех индивидуально-типологических особенностей подростков как субъектов обучения и общения и не принимают во внимание влияния такого фактора как академическая успеваемость на социометрический статус подростка в группе. Таким образом, изучение проблемы статусного положения подростка в ученическом коллективе и влияния на это положение факторов академической успеваемости соответствует задачам развития подростков. Это подчеркивает актуальность указанной проблемы и определило выбор темы настоящего исследования: «Влияние академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе».

11 стр., 5382 слов

Девиантное поведение подростков как педагогическая проблема

... поведение. Предметом является девиантное поведение подростков как педагогическая проблема. Целью нашей курсовой работы является: изучение девиантного поведения подростков. Основные задачи: Дать определение ... это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения ...

Цель исследования – изучить проблему влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе.

Объект исследования: социометрический статус подростка в ученическом коллективе.

Предмет исследования: влияние академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе.

Гипотеза исследования: академическая успеваемость подростка оказывает влияние на его социометрический статус в ученическом коллективе.

В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы влияния академической успеваемости подростка на его социометрический статус в ученическом коллективе.

2. Исследовать показатели академической успеваемости подростков и социометрическую структуру ученического коллектива, в котором они обучаются.

3. Изучить влияние академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.

2. Эмпирические: социометрический метод, метод анализа документов.

3. Методы математико-статистического анализа.

База исследования: МОУ СОШ № … г. Челябинска.

Испытуемые: … подростков в возрасте 11-12 лет.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния академической успеваемости на социометрический статус подростка в ученическом коллективе

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков

Подростковый возраст (отрочество) – это этап онтогенеза, который составляет переходный этап между детством и зрелостью и охватывает период от 10-11 до 15-16 лет [27]. Основным критерием для периодизации является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Границы подросткового периода определяются половым созреванием, являющегося причиной резких качественных изменений, затрагивающих физиологическую, психическую и социальную сферы подростка [5].

Подростковый возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов, – становления устойчивого, произвольного внимания, логической памяти и активного формирования абстрактного мышления, которое, приводя к развитию рефлексии, делает возможным развитие самопознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость, поиск себя в отношениях с окружающими [17].

9 стр., 4146 слов

Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

... т.п. 2. выяснить какие типы взаимоотношений (по Т. Лири) преобладают у подростков с разными социометрическими статусами. Объектом исследования являются старшеклассники 16–17 лет – учащиеся лицея №41. Предмет – коммуникативные ...

Психическое развитие отличается гетерохронностью: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Так, интеллектуальное развитие школьника может существенно опережать развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок [1].

В результате физиологических перестроек организма у подростков может возникнуть повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию, что нередко сопровождаются гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, застенчивостью [10].

Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, с бурным физическим развитием, приводит к повышению активности, физических и психических возможностей ребенка и создает благоприятные условия для взрослости. Но на данном этапе психического развития ребенок еще не может быть полностью самостоятельным. Возникает основное противоречие этого возраста – между возросшим ощущением взрослости и психическими возможностями подростка [1].

Критическое рефлектирующее мышление в рассудочной форме создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Умом подростка владеет рассудочная, формальная жесткая логика, требующая на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму [1]. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, однако статус его в школе и семье при этом социальный не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. Усиливается потребность подростка в социальной и территориальной автономии, в неприкосновенности личного пространства.

Одной из самых важных потребностей подростка становится потребность в эмансипации от контроля и ……

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.

2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

4. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П.П. Блонский // Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1961. – 234 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.

6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.

7. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.

8. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.

9. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... развития способностей является деятельность? Литература по дисциплине “Психология” Основная литература:   1. Немов Р.С. «Общая психология» (библиотека ТФ РАНХ и ГС) 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. ... (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию. Курс ...

10. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.

11. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2001. — 464 с.

12. Лабунская, В.А. Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.

13. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

15. Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.Л. Мелибурда. – М., 2006. – 265 с.

16. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.

18. Педагог и культура [Текст] : пособие в помощь учителям школ, социал. педагогам, социал. работникам и студентам / Сост. В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1994. – 110 c.

19. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001.

20. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.

21. Психология подростка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 402 с.

22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб: Питер., 2000. – 278 с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

24. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.

25. Солдатов Г. Оценки и отметки в средней школе / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.

26. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М.: Знание,1991. – 294 с.

27. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 200