4
Курсовая работа
Изучение работы социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя на примере школы № 21 города Сергиев Посад
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика социально-педагогической профессии
1.1 Основные требования к профессии
1.2 Организация деятельности социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя
1.3 Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
1.4 Особенности социально-педагогической деятельности с подростками, которые склонны к употреблению алкоголя
1.5 Общая характеристика работы социального педагога на примере школы №21 г. Сергиева Посада за 2003\04 уч. год
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение отношения подростков к алкоголю
2.1 Описание выборки и методы исследования
2.2 Анализ методов работы выводы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни [8,с.3].
В 1991г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессию[4,с.9].
Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества[8,с.10].
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в различных учреждениях, в том числе и в школе.
Общение в педагогической деятельности как социально психологическое ...
... Вопрос 1. Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса Неоспоримый факт, что «конечный продукт» педагогической деятельности учителя — духовный мир ... ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем воспитательных особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития ученика/воспитанника, понимание их эмоционально ...
Так же актуально в нашем случае то, что исследуемых подростков склонных к употреблению алкоголя становится всё больше и больше и с этим нужно бороться всеми возможными и не возможными способами, иначе это приведёт к полному исчезновению здорового населения на генетическом уровне. Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на конкретного ребёнка, способствовать решению индивидуальных проблем ребёнка посредствам изучения его личности и окружающего его социума — только так можно попытаться направить решение данной проблемы в нужное русло.
Данную проблему изучали Л. С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая «Социальный педагог: введение в должность», а также профессор М. А. Галогузова «Социальная педагогика», А.В. Мудрик «Введение в социальную педагогику» и др. [8.c,201].
В дальнейшем в этой работе будет рассматриваться содержание, формы, функции права и обязанности работы социального педагога в школе.
Цель: общее изучение работы социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя на примере школы № 21 города Сергиев Посад.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по вопросам общей характеристики социально-педагогической профессии; основных форм, методов, документации, прав и обязанностей школьного социального педагога; организации деятельности социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя; общей характеристики работы социального педагога на примере школы №21.
2. Составить анкету и провести её для подростков и их родителей.
3. По результатам опроса сделать выводы и провести упражнение-опрос.
Объект: подростки, употребляющие алкоголь.
Предмет: организация деятельности социального педагога с подростками, которые склонны к употреблению алкоголя.
Гипотеза: мы предполагаем, что грамотная работа социального педагога позволит изучить риск и повысить доверие подростков, употребляющих алкоголь.
Методы: 1. Анализ литературы.
2. Беседа, анкетирование.
3. Анализ результатов беседы.
4. Упражнение-опрос.
Базой: проведения исследования являлась средняя общеобразовательная школа города Сергиева Посада № 21.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 26 источников.
педагог работа подросток склонность алкоголь
ГЛАВА 1. Общая характеристика социально-педагогической профессии
1.1 Основные требования к профессии
Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом, умственно отсталые и др.)[14,с.43].
Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие её главные составляющие.
К проблеме формирования профессиональной компетентности социального ...
... системы отношений к людям, деятельности, самому себе, ориентировано на понимание себя и других, оценку собственной и совместной работы. Вторым комплексом качеств личности будущего социального педагога, характеризующих его профессиональную компетентность ...
К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.[19,с.53].
Задача деятельности социального педагога определяется как помощь в интеграции ребёнка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребёнка.
Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается [9,с.42].
Профессиональная деятельность социального педагога, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся [9,с.46].
Рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве; детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции [2,с.53].
Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы.
Основные формы, методы работы, документация, и обязанности школьного социального педагога:
1.Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем [16,с.32].
Возрастной подход в деятельности школьного социального педагога
... работы социального педагога в общеобразовательной школе 1.3 Характеристика реализации возрастного похода в деятельности школьного социального педагога Глава II. Изучение реализации возрастного подхода в деятельности социального педагога ... эффективное решение задач школьного социального педагога, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода ...
3.Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе [16,с.33].
5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в инте-ресах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
Сюда можно дополнить еще одну функцию — самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога [16,с.35].
Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Каковы же основные методы работы социального педагога с семьей учащегося? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту [24,с.41-42].
Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.
С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации [24,с.48-47].
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.
«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.
Музыкальное воспитание ребенка раннего возраста в семье
... и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения, поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот ... дошкольное музыкальное воспитание. Предмет исследования: музыкальное воспитание в семье детей раннего возраста. Задачи: 1. Раскрыть психологические особенности детей раннего возраста. 2. Изучить методический материал о ...
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит. Какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы [25,с.81-83].
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах [20,с.8-9].
По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.
Для социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице — трагедия, для других — тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.
Здесь необходима чуткость социального педагога, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок — это сверхтяжело.
Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками [15,с.36-37].
Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.
Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.
Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества [1,с.32-35].
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания “незаметных”. Заметки помогут обратить внимание и на пассивных ребят.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение [24,с.53-54].
Деятельность школьного социального педагога по формированию детского ...
... изучить формы и методы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива. 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ Социальный педагог - специалист по работе с детьми и взрослым населением в социально-культурной и семейно-бытовой ...
Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка [24,с.56-57].
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния.
При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:
обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;
организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;
содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;
представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:
представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти [17,с.25-28];
вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;
собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации [17,с.28-32];
возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;
способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами [17,с.32].
А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать [2,с.64-65].
Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия [2,с.65-67].
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.[3,с.69-70].
Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:
1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Должностная инструкция;
3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;
6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; о контроле за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;
8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
12.Методические рекомендации для родителей;
13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
14.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем [3,с.105-120].
1.2 Организация деятельности социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя
Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из её компонентов [23,с.304-305].
Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей [23,с.306-308].
Факторы, влияющие на ребёнка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости:
1фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.
2фактор — индивидуально-соматический — предполагает наличие у ребенка склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии [5,с.54-55].
3фактор — социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
4 фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы, низкий социальный статус группы [5,с.56-57].
Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.
Цель социально-педагогической деятельности может быть достигнута путём решения следующих задач:
1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
6.Формирование основ правовой культуры ребёнка.
7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества [7,с.26-28].
1.3 Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребёнка, склонного к употреблению алкоголя;
2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к алкоголю;
3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, её быта и культуры взаимоотношений между её членами;
4) деятельность по социальной реабилитации ребёнка, имеющего алкогольную или физическую зависимость;
5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации [4,с.35-38].
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций [10,с.25-26].
Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному.
Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребёнка, вовлечённости его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности.
Вторая функция — прогностическая. Сущность функции заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребёнком, склонному к алкоголизму.
Третья функция — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов её осуществления. Четвёртая функция — деятельности социального педагога — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребёнка [10,с.28].
Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребёнком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создаёт условия для провидения свободного времени; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребёнка, склонного к алкоголизму. Шестая функция — коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между её участниками с целью обмена информацией.
Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов[10,с.29-30]. Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность личности, её целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.[23,с.305-306]
1.4 Особенности социально-педагогической деятельности с подростками, которые склонны к употреблению алкоголя
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, значимость — общение со сверстниками, причём, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.[23,с.325-327]
Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте — это работа с группой через следующие направления деятельности:
1)профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом.
Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.
Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребенка, умения противостоять уговорам, принять спиртное, навыкам общения в коллективе.
Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умение чётко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.[23,с.328-330]
Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;
2)организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг. [23,с.330]
В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные формы досуга и групповые. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому надо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.
3)антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости твердого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании асоциальной личности подростка, злоупотребляющего алкоголем.[23,с.331-332]
Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;
4)антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательной программой учащихся подросткового возраста социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно преподавать следующий раздел:
«Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем» и др. В курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения» и др.[23,с.333]
Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни.
Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни;
5)посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности;[23,с.334]
6)преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.)[23,с.334].
1.5 Общая характеристика работы социального педагога на примере школы №21 г. Сергиева Посада за 2003\04 уч. год
В этом году большое внимание уделялось «трудным» подросткам, детям не посещающим школу, неблагополучным семьям.
ЦЕЛЬ: Социальная защита учащихся, их развитие, воспитание, образование. Это особая категория семей, которые дают нам детей психологически не защищенных. Задача социального педагога изучить психолого-педагогические особенности личности и её микросреду, условия жизни семей, обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой, чувство защищённости и уважение, своевременное оказание социальной помощи.
Работу социальный педагог продолжил с выявления неблагополучных семей, на данный момент их 7. Все они ученики 5-7 классов и их семьи требуют индивидуального подхода.[13,с.1]
Эту работа проводилась в тесном контакте с классными руководителями и с инспектором ОДН (организация по делам несовершеннолетних) С.В. Белик. Социальный педагог вместе с классными руководителями посетил все неблагополучные семьи, поставили их для себя на учёт, составили картотеки. Две семьи стоят на учёте в ОДН.[13,с.2]
Работа с этими семьями не прекращалась, они приглашались на заседание административной комиссии, но не все приходили. Приходилось доводить до сведения органы милиции и комиссию по делам несовершеннолетних.
В этом учебном году проводился рейд «Дети»-4 раза. В рейде принимали участие социальный педагог, классные руководители, инспектор ОДН, зам. Директора по воспитательной работе. По результатам была составлена справка в департамент по образованию и директору школы.
Удалось вернуть в школу только 2 учеников 6-го класса.[13,с.3]
Четыре раза учащиеся школы и их родители приглашались на расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних.
В школе ведётся работа с детьми, нарушающими внутренний распорядок. Эта работа проводилась совместно с психологом школы, инспектором ОДН, родителями, классными руководителями.
Микрорайон школы сложный 15% семей учащихся являются неполными. Образовательный уровень родителей не высокий. Многие родители отсутствуют в течение дня из-за отдалённости места работы. Это отрицательно сказывается на воспитании и контроле детей. В школе ведётся работа с детьми девиантного поведения. Составлена картотека, эти дети под пристальным вниманием директора школы, социального педагога-психолога, классного руководителя.[13,с.4]
На учёте в ОДН стоит 9 человек; на внутришкольном учёте-47 человек. Это разновозрастные группы с 3-11 класс.
По поступившим сигналам о правонарушениях учащихся, школа своевременно принимает меры, но порой поступают сигналы тревоги, семью приходится посещать несколько раз. Важным направлением в своей работе социальный педагог считает работу с опекаемыми детьми (7 человек от 1-11 класс).
Все семьи справляются со своими обязанностями. С целью более глубокого изучения условий жизни опекаемых, а так же контроля за работой опекунов, были обследованы жилищно-бытовые и материальные условия этих семей и составлены контрольные акты обследования. Два раза в учебном году составляются акты и сдаются в органы опеки и попечительства при департаменте образования.[13,с.5]
Все дети, находящиеся на опеке, получили новогодние подарки. Детям, поступившим в первый класс, выписаны бесплатные проездные билеты. По желанию опекуна дети поставлены на бесплатное питание в школе.
В школе много многодетных семей. Составлены социальные паспорта на семьи этих детей. Все они обеспечены льготными проездными билетами, получили бесплатное питание, новогодние подарки. Составлены акты жилищно-бытовых условий. Были выделены бесплатные путёвки в летние лагеря. Проводятся проверки школьного буфета комиссией в составе социального педагога.
В школе 12 детей инвалидов, 2-е детей не посещают школу, обучаются на дому.
Один раз учащиеся проходят плановый, профилактический медосмотр.[13,с.4]
Одной из важнейших задач является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Работа социального педагога даёт не сразу положительные результаты. Он в своей работе сталкивается с различными трудностями. Ему самому хочется видеть детей здоровыми и счастливыми.[13,с.4-5]
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение отношения подростков к алкоголю
2.1 Описание выборки и методы исследования
Исследования проводились нами в общеобразовательной школе № 21 г. Сергиев Посада на базе 6-7 классов. В исследовании участвовали:
№ |
Имя и фамилия. |
Возраст. |
|
1. |
Сидорова Маша. |
16 лет. |
|
2. |
Белякова Светлана. |
17 лет. |
|
3. |
Созенова Наталья. |
16 лет. |
|
4. |
Галанюк Любовь. |
15 лет. |
|
5. |
Батурин Кирилл. |
16 лет. |
|
6. |
Куликов Михаил. |
17 лет. |
|
7. |
Кулмков Дмитрий |
15 лет. |
|
8. |
Кубов Алексей. |
17 лет. |
|
9. |
Зубарев Константин. |
16 лет. |
|
10. |
Долотова Анастасия. |
17 лет. |
|
11. |
Сорокина лариа. |
17 лет. |
|
12. |
Дубцов Сергей. |
16 лет. |
|
13. |
Пеунков роман. |
16 лет. |
|
14. |
Петров Евгений. |
17 лет. |
|
Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом — с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей.
Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.
Критерии: частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.
Методы исследования.[21,с.42]
1. Беседа «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме).
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов (Приложение № 1).
2.Так же проводилась беседа с родителями.[21,с.13]
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов. (см. Приложение 2)
3. Так же мы провели упражнение «Мнение».
Участникам предлагается представить себя последовательно в нескольких социальных ролях и с позиции этих ролей ответить на следующие вопросы:
1. Допустимо ли употреблять алкоголь?
2. С какого возраста можно употреблять алкоголь?
3. Какова реакция на то, что ребенок стал употреблять алкоголь?
4. Какова доля ответственности за то, что подросток употребляет алкоголь(%).[21,с.23]
2.2 Анализ методов работы выводы
Было опрошено человек в возрасте от 14 до 17 лет. 60 процентов опрошенных сошлась в таком мнении:
Таблица 1.
Вопросы |
родитель |
Педагог |
Врач |
Психолог |
Друг |
Сам подросток |
|
1 |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Да |
|
2 |
16 |
21 |
21 |
16 |
14 |
14 |
|
3 |
Тревога, что происходит |
Вызвать родителей |
Напугать |
Узнать, зачем это нужно |
Это его дело |
Моё дело |
|
4 |
40% |
20% |
10% |
10% |
0% |
50% |
|
По результатам беседы с подростками можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:
5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;
20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;
15% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит.
60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей;
По результатам беседы с педагогами можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называют основные причины:
60% — неблагополучная семья;
10% — окружение ребенка;
30% — реклама.
Результаты беседы с родителями показали следующее:
40% родителей уверены, что их дети употребляют спиртные напитки, в основном в кругу друзей или на дискотеке.
Выделяются следующие причины:
15% родителей считают основной причиной рекламу.
10% родителей считают, что ребенок употребляет спиртное, потому что так поступают его друзья.
Дополнительной литературой пользуется только 20% родителей.
Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей.
Таким образом, по результатам исследования мы выявили, что:
1) 10% подростков негативно относятся к спиртным напиткам, алкоголь не употребляют;
2) 33% положительно относятся к употреблению спиртных напитков, алкоголь употребляют 1-2 раза в неделю.
3) 27% выражают безразличное отношение к употреблению спиртных напитков, выпивают крайне редко;
4) 17% употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в месяц, к алкоголю относятся положительно;
5) 13% выпивают чаще 1 раза в неделю в кругу друзей или на дискотеке для поднятия настроения. Есть любимые спиртные напитки.
По результатам упражнения «Мнение« можно сделать следующие выводы, что большинство подростков и даже некоторых родителей считают употребление алкоголя уместным, употреблять можно с 14-16 лет. Лишь не многие родители берут на себя ответственность за то, что подросток употребляет алкоголь. Половина подростков сошлись во мнении, что алкоголь это их личное дело.
Результаты общего проведённого исследования с подростками очень пугающие, т. к. уже даже родители относятся к употреблению алкоголя своими детьми безразлично считая, что этот пройдёт с возрастом и всё войдёт в своё русло. Подростков, которые скапливаются в подъездах, чтобы выпить, становиться всё больше и больше.
Мы считаем, что нужно как можно скорее принимать необходимые меры с соблюдением социально-педагогических принципов деятельности таких, как: индивидуально-личностный подход, опора на положительные стороны личности подростка, объективность подхода к ребёнку и строгая конфиденциальность. Но помочь можно только вместе с родителями, чтобы они в процессе социализации воспитания раскрывали безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах, а как же это сделать, если большинство родителей сами не прочь выпить — это остаётся глобальной проблемой в работе социального педагога и не только его.
Заключение
Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а так же путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи.
Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодёжи с отклоняющимся поведением, как говорилось выше, является возврат их к норме.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было свободного времени.
В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя это признак взрослости и возмужания. Если рассмотреть этот вопрос в динамике, независимо от хронологической даты, то выходит, что огромное количество подростков относятся к алкоголю положительно лишь для того, чтобы выглядеть взрослее и с каждым поколением их становится всё больше. Это пугает, ведь если так и будет продолжаться, то в конечном итоге приведёт к исчезновению здорового населения на генном уровне.
Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В нашей работе есть конкретные примеры работы школьных социальных педагогов с детьми склонными к употреблению алкоголя, что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога с подростками в школе.
Список использованной литературы
1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьников. — 1994. — № 2. — С.205.
2. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников. — 1994. — С.2-3.
3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, с.424
4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. — 1992. — № 5/6. -С.45-49.
5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. — 1993. — № 4. — С.54-58.
6. Гуров В.Н. Опыт социальной работы с семьёй в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997, №1.
7. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми.// Воспитание школьника. — 1994. — № 2.
8. «Социальная педагогика: курс лекций» Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ под общей редакцией Галагузовой М.А. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416с.
9. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.
10. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. — М.,1996
11. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), — Учебник. — М.: Российское пед. агентство. — 1996. — № 5. — (С.356-366).
12. Куличенко Р.М Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.
13. Анализ работы социального педагога средней общеобразовательной школы №21 за 2003\04.
14. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. — 1996. — № 5. — С.35-38.
15. Михайлова А. Тамбов — Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. — 1996, октябрь. — № 8. — С.1-2.
16. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов — СПб.: КАРО, 2000. — 272 с.
17. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, — 2001, стр.33-36
18. О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. — 1994. — М., 1995.
19. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., — М., 1996. — 79 с., (С.44-54).
20. Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г.Тамбова. — Тамбов: ТГУ, 1996. — 32с.
21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.).
— “Самара: Издательский дом “Бархат”, 1998. — 672 с. (С.117-121).
22. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, — 544 с.
23. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
24. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 — 199с. (Часть 2) — С.181-183.
25. Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. — Тамбов: ТГУ, 1997 — 113с.
26. Энциклопедия социальной работы. Пер.с Англ. Т.1-3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994 (Т.3. С.183-203).
Приложение№1
«Отношение подростков к спиртным напиткам»
1. Мое желание выпить зависит от настроения:
а) редко
б) иногда
в) всегда
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:
а) да
б) нет
в) свой вариант
3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет:
а) иногда
б) всегда
в) свой вариант
4. Я люблю выпить в веселой компании:
а) да
б) нет
в) иногда
5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение:
а) да
б) нет
в) свой вариант
6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения
а) да
б) нет
в) не всегда
7. К спиртному я испытываю отвращение:
а) да
б) нет
в) свой вариант
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги:
а) да
б) нет
в) иногда
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии:
а) да
б) нет
в) иногда
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам:
а) да
б) нет
в) свой вариант
11. Спиртные напитки меня пугают:
а) да
б) нет
в) иногда
12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир:
а) да
б) нет
в) иногда
13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:
а) да; б) нет; в) иногда
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Вопросы к беседе с родителями:
Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки?
С чем это связано?
На ваш взгляд, где он может их употреблять?
Принято ли у вас в семье употреблять спиртные напитки?
Проводите ли вы с подростком беседу на тему «Алкоголизм»?
Сколько времени вы уделяете своему ребенку?
На ваш взгляд, что больше влияет на ребенка в подростковом возрасте: семья или окружающая его среда?
Все ли вы знаете о друзьях вашего ребенка?
Какие отношения у вас в семье?
Пользуетесь ли вы какой-нибудь литературой по воспитанию своего ребенка или используете только свой личный опыт?
Размещено на