Изучение отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика социально-личностного

развития дошкольника»

на тему: «Изучение отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты проблемы изучения отзывчивости в старшем дошкольном возрасте ……………………………………………………………….7

1.1. Понятие «отзывчивость», отзывчивость в дошкольном возрасте……7

1.2. Особенности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………….13

2. Опытно-практическая работа по изучению отзывчивости старших дошкольников…………………….………………………………………………..17

2.1. Определение уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников ……………………………………………….…………………….17

2.2. Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников……………………………..………………………………20

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………………33

Введение

Проблема воспитания отзывчивости как качества личности у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание.

Проблема развития отзывчивости требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.

Изучением проблемы воспитания отзывчивости в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи, среди которых В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Я.З. Неверович и др.

В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий ... сюжетной игры, педагог должен учиты­вать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его ... рекомендации могут использоваться как воспитателя­ми второй группы раннего возраста (дети не младше 1 года 7 мес.), так ...

В педагогической практике работы воспитателя детского сада встречается множество проблем, связанных со снижением отзывчивости у дошкольников. Это отчасти обусловлено наметившейся тенденцией эмоционального оскуднения отношений в семье, а отсюда эмоциональной черствости в отношениях детей друг с другом. На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других, возросло количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.

Современные дети часто не реагируют на переживания друг друга, сосредоточены на своих желаниях, интересах, потребностях. Обнаруживается, что ограниченность активности, бедность получаемых впечатлений, недостаточное общение с людьми и с семьей, ограничение бытовыми и повседневными проблемами оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка.

Педагоги любого звена системы непрерывного образования человека не станут опровергать, что за последние пятнадцать-двадцать лет произошло нивелирование, института воспитания: от целей-ценностей до реальных технологий. За этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая, каким, с точки зрения воспитанности, должен быть их ребенок в современном социуме. Но при самых разных взглядах общества на цели воспитания, ни родители, ни воспитатели и учителя, ни преподаватели средних специальных и высших учебных заведений не будут спорить с тем, что человек должен быть Человеком, а значит — добрым и неравнодушным к другому. Заповедь: откликнись – почувствуй — помоги! остается по-прежнему значимой для сообщества людей.

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Очевидно, что эти важнейшие качества, как и многие другие, закладываются в детстве. Можно ли влиять на их становление? Зависит ли формирование чуткости и отзывчивости ребенка от условий его воспитания? И какие именно условия способствуют развитию этих важнейших качеств человека?

Затронутая проблема и поставленные вопросы позволили сформулировать тему курсовой работы – «Изучение отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования в курсовой работе определяется тем, что старший дошкольный возраст представляет собой важный и значимый период в формировании личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит подготовка маленького человека к новому и важному этапу его жизни — обучению в школе.

14 стр., 6987 слов

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества ...

... условий, выработать или перестроить имеющиеся формы поведения и привычки. В раннем дошкольном возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое ... Основные проявление психологической адаптации - взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является ...

В процессе школьного обучения ребенку придется активно взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Следовательно, формирование у дошкольников такого качества как отзывчивость представляет собой большое значения и важность.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы – изучить проблему отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.

Далее выделен объект исследования: отзывчивость в дошкольном возрасте.

Предмет исследования является – отзывчивость в старшем дошкольном возрасте.

Цель, предмет, и объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучение отзывчивости в старшем дошкольном возрасте и раскрыть понятие «отзывчивость», содержание, формы и методы работы воспитания отзывчивости у старших дошкольников.

2. Выявить особенности проявления отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести исследование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в научной разработке проблемы отзывчивости дошкольников, что позволило определить значимость психолого — педагогических средств, как наиболее эффективных, подобрать методические рекомендации.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы для глубокого и всестороннего изучения отзывчивости дошкольников, а также непосредственно для практических и творческих заданий.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных литературы.

1. Теоретические аспекты проблемы изучения отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.

1.1. Понятие «отзывчивость», отзывчивость в дошкольном возрасте.

В литературе понятие «отзывчивость» традиционно рассматривается в русле нравственного воспитания. Рассматривая отзывчивость как отклик на состояние другого человека, Э. Я. Эголинский трактует это понятие как одно из индивидуальных проявлений эмоциональных свойств личности, выражаю-щееся в понимании переживаний другого человека. Отмечая взаимосвязь эмоциональной отзывчивости с личностными качествами человека, В. К. Вилюнас, А. Е. Ольшанникова подчеркивают, что в эмоциональной от-зывчивости проявляется отношение человека к окружающей действительно-сти, через нее характеризуется мировоззрение человека, жизненные основные устремления, характер, его «Я» [8, с.31]….

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Старший дошкольный возраст — важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... нового. Именно субъективная новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок–дошкольник создает для себя субъективно новое. Но ... работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит! Ознакомление дошкольников ...

Обостренная чувствительность к нравственно — психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.

Методы работы по развитию гуманных чувств у дошкольников 4-5 лет позволяют обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение их в лучшую сторону.

После прочтения сказки, рекомендуется провести беседу с ребенком, во время, которой можно раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах.

Главная цель педагога — это использование нестандартных методов и приемов обучения способствующих воспитанию гуманных чувств у детей. Все, что мы даем слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае наша работа будет эффективной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному.

Наиболее эффективным педагогическим средством развития отзывчивости старших дошкольников с учетом особенностей современных дошкольников является театрализованная игра, так как:

— это игровая деятельность, в которой ребенок чувствует эмоциональные состояния персонажей, занимает позицию сочувствующего;

— игровой образ, требует от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;

— репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению;

— игре предшествует подробный анализ сюжета и поступков героев, обсуждение стратегий их поведения.

По итогам первого этапа работы можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в основном распознают эмоциональные состояния на картинке. Четко определяют радость, грусть, гнев. Тяжелее детям угадать такие эмоциональные состояния как удивление, страх. Если многие дети правильно определяли эмоциональные состояния на картинке, то проявления отзывчивого отношения, сочувствия, сопереживания наблюдались далеко не у каждого ребенка. Многие дети не смогли порадоваться за детей, которым достались главные роли.

На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др. Перед разыгрыванием театрализованных игр был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания. За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.

18 стр., 8810 слов

Педагогическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения ...

... детьми, имеющими отклонения и нарушения в эмоциональной сфере. Объект исследования: дети и подростки с эмоциональными отклонениями. Предмет: психолого-педагогическая коррекция с детьми, имеющими отклонения в развитии эмоциональной ... роль эмоций в подростковом возрасте; 5. рассмотреть особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом; 5. дать рекомендации по ...

По результатам проведенной работы было отмечено, что повысилась степень устойчивости и самостоятельности отзывчивых проявлений; у большинства детей отмечалась адекватность отзывчивых проявлений, отзывчивого поведения в соответствующих ситуациях; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие-содействие по отношению к другим: сверстникам, взрослым.

Таким образом, воспитание отзывчивости будет проходить эффективно, если работа будет идти в нескольких направлениях: развитие понимания детьми эмоциональных состояний, воспитание отзывчивого отношения к эмоциональным проявлениям, сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Список использованной литературы

1.Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. // Успехи современного естествознания. №6 – 2010, С. 85-88

2.Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности : Методическое пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. — М. : Центр педагогического образования, 2007. — 144 с.

3.Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковс-кой. – М. : Гардарики, 2007. – 255с.

4.Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. — СПб.: Изд-во Питер, 2008.-464 с.

5.Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сборник научных статей по материалам круглого стола 14 февраля 2008 г. / Под ред. Т.Г.Русаковой. – Оренбург: Изд. ОГПУ, 2008. – 178 с.

6.Карпова С.И., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников] / С.И. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М. : Издательство Московского Университета, 1986. – 142с.

7.Николаева Н.Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании. // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. — Якутск, 2009 — 212 с.

8.Новикова В.И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников. — Таганрог, 2008- 154 с.

9.Репина, ТА. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1988. — 148 с.

10.Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности / Л.Н. Рожина. – Минск: Университет, 1999. — 257 с.

11.Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская. М.: Центр педагогического образования. 2007 — 112 с.

12.Смирнова, Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника / Е.О. Смирнова // Прикладная психология, 2007, № 2 – 42 с.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... - объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и ...

13.Смирнова, Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2010. — 119 с. — (Для средних спец.учебных заведений).

14.Смирнова Е. О. , Холмогорова В.М. Материалы курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников»: лекции 5-8. /Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. — 56 с.

15.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М. : Владос, 2009. – 128с.

16.Холмогорова А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С.61-74.

17.Холмогорова А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 2008. – № 2. – С.61-90.

18.Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования / М. И.Шевырёва//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013 — 132 с.

19.Ясинских, Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественное произведение у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ; автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Ясинских; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 23 с.