изучение особенностей социализации старшеклассников.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ

СОЦИАЛИЗАЦИИ 5

1.1. Подходы к анализу социализации с позиций макросоциологии 5

1.2. Понимание социализации с позиций микросоциологии 13

ГЛАВА 2. СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 20

2.1. Основные понятия, этапы, агенты и факторы социализации 20

2.2. Социализация старшеклассников 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в рассмотрении сущности социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В процессе социализации закладывается внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

Важно рассмотреть специфику социализации старшеклассников, т.к. потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Среди специфических социальных условий большая роль принадлежит семье, значительная ― ближайшему социальному окружению, определенную роль в их формировании играют школа, средства массовой информации, другие социальные институты.

С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, формировании социальных норм, ролей, функций, приобретении умений и навыков. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, формировании социальных норм, ролей, функций, приобретении умений и навыков. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Разработанность проблемы. Основой для написания нашей работы послужили труды в области теории социологии А.И. Кравченко, С.Э. Крапивенского, Д. Майерса. Проблемы анализа социализации, ее этапов и механизмов получили освещение в трудах Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, А.И. Ковалевой, С.И. Розина.

22 стр., 10933 слов

Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

... социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному ... . Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, прежде всего, - фактора социального. Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных ...

B настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число подходов и определений понятия социализации. Теоретической базой данной работы являются монографии П.В. Алексеева, Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькой, В.Н. Нечипуренко. Выявление сущности социализации молодежи потребовало обращения к идеям В.В. Богдановой, А.И. Ковалевой, С.Н. Гаврова, Н.Д. Никандрова и др.

Теория социализация получила широкое освещения в трудах социологов Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Леви-Стросса, М. Фуко, И. Гофмана, Ч. Х. Кули.

Объектом исследования являются ученики старших классов.

Предметом исследования выступает процесс социализации старшеклассников.

Цель работы состоит в изучении особенностей социализации старшеклассников.

Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1. Рассмотреть подходы к анализу социализации с позиций макросоциологии.

2. Охарактеризовать понимание социализации с позиций микросоциологии.

3. Изучить основные понятия, этапы, агенты и факторы социализации.

4. Рассмотреть социализацию старшеклассников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ

СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1. Подходы к анализу социализации с позиций макросоциологии

Социализация ― общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, «включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества». Смысл и содержание этого понятия исторически изменялось. Социальная философия XIX в. считала человеческую природу агрессивной и эгоистичной, социализация трактовалась как процесс ее преобразования и выработки просоциальных установок.

8 стр., 3930 слов

Социальная философия 3

... мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем ... имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование, общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность, системность и структурность ...

Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон. Для антропологов соци…

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. ― М.: Проспект, 2004. ― 256 с.

2. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / под ред. Т. Парсонса. — М., 2002. ― 165 с.

3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. ― М.: Аспект Пресс, 2011. ― 301 с.

4. Богданова, В.В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации / В.В. Богданова // Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. Москва, 13−15 ноября 2008 г.: Доклады и материалы. Секция 2. Социология высшего образования / под общ. ред. И.М. Ильинского. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — С. 211−223.

5. Вишневский, М.И. Философия / М.И. Вишневский. — Минск: Высшая школа, 2008. — 480 с.

6. Волков, Ю.Г., Добренькая, В.И., Нечипуренко, В.Н. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добренькая, В.Н. Нечипуренко. — М.: АСТ, 2006. — 340 с.

7. Волохотова, В.М. Социальное развитие и адаптация детей-сирот / В.М. Волохова // Дополнительное образование и воспитание. ― 2008. ― № 1. ― С. 31―35.

8. Гавров, С.Н., Никандров, Н.Д. Образование в процессе социализации личности / С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21−29.

9. Гофман, И. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу / Под ред. Н.Н. Богомоловой и Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2009. — 319 с.

10. Гуревич, П.С. Философия образования: теория и практика / П.С. Гуревич // Конференция «Высшее образование для XXI века». — 2006. — № 4. — С. 31−38.

11. Дюргейм, Э. О разделении общественного труда. — М., 1996. — 420 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер ... Лекции по общей психологии:.-СПб.:Питер,2004.-319с.-(Мастера психологии). 12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов ... . Хрестоматия. Издательство Питер, 2009.   Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: ...

12. Дюргейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 с.

13. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. ― М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. ― 192 с.

14. История социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. — М.: Наука, 2009. — 440 с.

15. История социологии в Западной Европе и США / под ред. Г. В. Осипова. — М.: Норма, 2001. — 576 с.

16. Келман, Г. Практикум по конфликтологии. ― СПб.: Питер, 2009. ―384 с.

17. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. ― 2004. ― № 1.

18. Кон И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. — М.: Академия, 2003. — 336 с.

19. Кравченко, А.И. История социологии / А.И. Кравченко. ― М.: Проспект, 2006. ― 408 с.

20. Крапивенский, С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. ― М.: Владос, 2004. ― 416 с.

21. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, И.И. Лагина. ― М.: Педагогика, 2008. ― 453 с.

22. Криворученко, В.К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект / В.К. Криворученко // Научные труды Московского гуманитарного университета. — Вып. 88. — М.: Социум, 2008. — С. 3−19.

23. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. ― СПб.: Питер, 2003. ― 394 с.

24. Кули, Ч.Х. Социологическая теория и социальное исследование. ― М., 1980. ― 548 с.

25. Култыгин, В.П. Современные зарубежные социологические концепции / под ред. Т.Н. Юдиной. ― М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. ― 158 с.

26. Лимов, В.В. Влияние молодёжной субкультуры на подростков / В.В. Лимов // Дополнительное образование и воспитание. ― 2007. ― № 5. ― С. 49―53.

27. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. ― СПб.: Питер, 2006. ― 684 с.

28. Мардахаев, Л.В. Словарь-справочник по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. ― М.: Гардарики, 2005. ― 440 с.

13 стр., 6175 слов

Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной психологии и социологии управления

... профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») Кафедра социальной психологии и социологии управления Методические указания по оформлению курсовой, выпускной квалификационной (дипломной) ... -т, 2013. – 48 с. методическим указаниям, подготовленным кафедрой социальной психологии и социологии управления (от 2014 года). 2. Оформленную в соответствии с нормативной ...

29. Миглрам, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Миглрам. ― СПб.: Питер, 2010. ― 336 с.

30. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. ― М., Академия, 2010. ― 349 с.

31. Мудрик, А.В. Социализация человека как проблема / А. В, Мудрик // Социальная педагогика. ― 2005. ― № 4. ― С. 24―28.

32. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. А.А. Гвоздевой, примеч. и статья И.И. Соллертинского. ― СПб.: Academia, 2007. ― 316 с.

33. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462−525.

34. Понукалина, О. Специфика досуга современной молодёжи / О. Понукалова // Высшее образование в России. ― 2007. ― № 11. ― С. 124―127.

35. Ритцер, Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.

36. Розин, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розин. ― СПб.: Речь, 2006. ― 365 с.

37. Российская молодежь: проблемы и решения. — М.: Центр социального прогнозирования. — 2005. — 648 с.

38. Сапронов, А., Кравчук, П. Молодёжь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов, П. Кравчук // Высшее образование в России. ― 2007. ― № 6. ― С. 140―142.

39. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. ― М.: ТК Велби, 2004. ― 336с.

40. Филиппов, Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М.: Педагогика, 2010. ― 540 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector