Оглавление
Введение 4
Глава 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО СВОЙСТВА 6
1.1. Характеристика темперамента 6
1.2. Свойства темперамента и их влияние на личность 12
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО СВОЙСТВ 19
2.1. Цель, задачи и организация исследования 19
2.2. Результаты исследования 20
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Актуальность исследования. Интерес к темпераменту, несмотря на большое количество исследований, продолжает оставаться достаточно высоким. Это объясняется тем, что такая характеристика как темперамент не является четкой и однозначной. У темперамента множество свойств, которые в различной степени взаимосвязаны с всевозможными характеристиками личности. Именно от темперамента человека зависят такие его свойства как познавательных процессов, предметной деятельности и общения человека, как активность, темп, продуктивность, возбудимость и многое другое. Поэтому изучение темперамента и его свойств продолжает интересовать психологов и других специалистов.
История изучения темперамента берет свое начало еще в античности, и хотя свое научное подтверждение оно получило лишь при развитии физиологии нервной системы, в целом представления и типах темперамента были верны уже тогда. Ошибались античные ученые лишь в причинах того или иного типа темперамента, приписывая их наличию преобладающей жидкости в организме. На самом же деле тип темперамента — это тип работы нервной системы.
Объект исследования — темперамент как психическое свойство личности.
Предмет исследования — особенности исследования темперамента и его свойств.
Цель исследования — изучить особенности темперамента и его свойств.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы темперамента и его свойств.
2. Провести исследование темперамента и его свойств у подростков, проанализировать результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что свойства темперамента могут проявляться в различной степени и имеют определенную взаимосвязь с типом темперамента.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы психологами в работе с подростками при диагностике темперамента и его свойств, а также могут быть основой для разработки различных коррекционных и развивающих программ.
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... 8.Педагогический эксперимент Использование ИКТ для обработки результатов педагогического исследования 12 9.Представление результатов научного исследования. Визуализация исследовательских процедур. Требования к оформлению результатов исследования. 10.Структура и стиль исследования различных специальностей. Паспорт специальностей 13.00.01, ...
Методы исследования:
— анализ теоретической литературы;
— эмпирическое исследование;
— анализ и интерпретация полученных данных.
Глава 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО СВОЙСТВА
1.1. Характеристика темперамента
Темперамент — это индивидуальные свойства психики человека, которые определяют динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности человека, независимо от содержания деятельности, ее целей и мотивов [3; 274].
Впервые учение о типах темперамента человека было создано Гиппократом, который определял тип темперамента по наличию преобладающей жидкости в организме человека. Так, он считал, что у сангвиников преобладает кровь, у флегматиков лимфа, у холериков желчь, а у меланхоликов черная желчь. Несмотря на явную неправдоподобность данного объяснения, описания каждого из типов темперамента были сделаны им достаточно верно [9; 21].
Научная основа темперамента была создана И.П. Павловым, который объяснил различия типов темперамента типами работы нервной системы. И.П. Павлов считал, что тип нервной системы является врожденным свойством, относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружающей среды и воспитания [13; 231]. Его учение показало, что свойства нервной системы являются физиологической основой темперамента, таким образом, темперамент можно назвать психическим проявлением особенностей типа нервной системы [11; 317].
Ниже представлены характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности (типов темперамента).
Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент)
У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители).
Сангвиники отличаются высокой адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание не стабильно, быстро и легко переключается. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за каждое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности [17; 174].
Характерологические черты
Позитивные:
· высокая подвижность;
· высокая адаптивность (легкая приспособляемость);
· общительность;
· доброжелательность;
· жизнерадостность;
· выразительность мимики и пантомимики.
Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека
... самовоспитания. Деление людей на четыре вида темперамента условно: существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента, часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов, "чистые" темпераменты встречаются относительно ... 5. 2. Марк Бурно "О характерах людей" 3. Соломон Фридман "Человек. Характер и поведение" 4. Дэвид Майерс "Психология" - с. 544, с. 546, с. 548 ...
Негативные:
· деятелен при условии интересного дела;
· тяготится однообразием;
· малая склонность к самоуглублению;
· в действиях бывает резок;
· отсутствие усидчивости;
· недостаточная настойчивость [18; 98].
Сильный уравновешенный, инертный (флегматический темперамент)
Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу [16; 136].
Характерологические черты
Позитивные:
· ровен в отношениях;
· в меру общителен;
· не обидчив;
· отличается высокой работоспособностью;
· настойчив;
· способен к большому напряжению в работе.
Негативные:
· инертность;
· малоподвижность;
· требует времени для сосредоточения внимания;
· медленно принимает решения [18; 99].
Сильный неуравновешенный (холерический темперамент)
Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие……..
Список литературы
1. Айзенк, Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или ? Критерии таксономической парадигмы / Г.Ю. Айзенк // Иностранная психология, 1993. Т.1. № 2. с.9 — 23.
2. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: Учебн.-метод. комплекс. / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, 2002. — 170с.
3. Вайнштейн, Л.А. Общая психология./ Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Современное знание, 2009. — 512с.
4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 320с.
5. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Егорова Психология индивидуальных различий. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 318с.
6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. — СПб. Питер, 2003. — 554с.
7. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 328с.
8. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 2000. — 498с.
9. Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. — М., 1964. — 274с.
10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 640с.
11. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995. — 448с.
Психология культурных различий
... Саратов 2006 «Психология культурных различий» Введение……………………………………………………………….3 &nb ...
12. Основы инженерной психологии: Учебн. для техн. вузов / Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин и др.; Под ред. Б.Ф. Ломова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Высшая школа, 1986. — 448с.
13. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений. Т.З.Кн.2. — М.-Л., 1951. — 336с.
14. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448с.
15. Психология ХХI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 803с.
16. Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. — Самара: Бахрах, 1997г., — 640 с.
17. Рогов, Е.Н. Психология человека / Е.Н. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 380с.
18. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976. — 416с.
19. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. / В.М. Русалов. — М.: Наука, 1979. — 352с.
20. Русалов, В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека / В.М. Русалов // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. — 198 — 205с.
21. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М.: МГУ, 1984г.,-254с.
22. Степанов В.А. Темперамент, характер, способности. Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 64с.
23. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента. 1993, т.1. № 2,-79с.
24. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с., Т. 2. — М.: Педагогика, 1985. — 360 с.
25. Учебное пособие. Херсон: ВМУРоЛ «Украина» ХФ, 2010. -108 стр. Авторы-составители Голев С. В., адъюнкт-профессор психологии, Голева О. С., магистр психологии.