Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста в возрастной психологии
1.2 Стрессоустойчивость личности в психологии
1.3 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости подростков,
склонных и несклонных к девиантному поведению
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Описание и анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
В период социально-экономических перемен в обществе резко обостряются проблемы преступности, в том числе — среди несовершеннолетних. Особую опасность девиантное поведение несовершеннолетних представляет из-за недостаточной сформированности у подростков социально приемлемых форм поведения, — преступное поведение для них становится нормой, а это в личностной перспективе может привести к социальной нестабильности нашего общества.
Подростковый возраст является важным этапом становления образа «Я», системы личностных черт и свойств индивидуальности. В этом случае образцы деленквентного и девиантного поведения могут надолго закрепляться в личности в качестве основных, снижая возможность дальнейшей социальной адаптации.
Социально-психологические механизмы и факторы формирования девиантного поведения несовершеннолетних изучались в работах отечественных авторов — А. И. Долгова, А. А. Реан, А.Е.Личко и зарубежных авторов — М. Раттер, Ф. Райс и др. Как показывают работы данных авторов, изучение психологических причин девиантного поведения подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования его индивидуально-психологических предпосылок. В рамках данной курсовой работы мной изучаются особенности стрессоустойчивости подростков склонных и несклонных к девиантному поведению.
Актуальность темы исследования — необходимость изучения и понимания механизма влияния личностных новообразований подросткового возраста на формирование социально неприемлемых форм поведения, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции девиантного поведения.
Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая ...
... среди разнообразных теорий и концепций девиантного поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых ... или кажущейся несправедливости взрослых. Поведение ребенка, отклоняющееся от социально одобряемых норм, объясняется ... девиантного поведения. Известны многочисленные концепции отклоняющегося поведения, начиная от биогенетических до культурно-исторических. Авторы ...
Цель исследования — определение уровня стрессоустойчивости подростков, склонных к девиантному поведению.
Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.
2. Исследовать уровень стрессоустойчивости в подростковом возрасте и провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению
3. Провести анализ результатов исследования.
Объект исследования — стрессоустойчивость
Предмет исследования — особенности стрессоустойчивости подростков, склонных к девиантному поведению
Гипотеза исследования — подростки склонные к девиантному поведению обладают низкой стрессоустойчивостью.
Методологическая основа исследования составили теории стресса — Г. Селье, второе направление базируется на системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход, который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении природы стресса и совладания с ним (копинга) Р. Лазаруса.
Социально-психологические механизмы и факторы формирования девиантного поведения несовершеннолетних изучались в работах отечественных авторов — Александра Ивановна Долгова, Артур Александрович Реан, А.Е.Личко и зарубежных авторов — Макс Раттер, Филипп Райс и др.
Методы исследования: на теоретическом уровне применялись следующие методы: анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. На эмпирическом уровне — метод тестирования, реализованный в виде методики Тест на стрессоустойчивость и Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел).
Обработка данных производилась методом U-критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при профилактике проявлений последствий девиантного поведения.
Экспериментальная база исследования: ВСОШ № 2, объем выборки составил 34 человека.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости подростков, склонных к девиантному поведению
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста в возрастной психологии
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 6-8 классах средней школы. За эти четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях — «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых [1, c.14].
Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков
... и девиантное поведение. 3. Рассмотреть причины возникновения зависимого поведения. 4. Проанализировать особенности девиантного поведения у подростков. 5. Раскрыть основые формы зависимого поведения и факторы, влияющие на его формирование. Теоретические методы исследования: анализ, ...
Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостряться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающего внимание к собственной внешности [12, с. 229].
Начало полового созревания знаменует вступление в подростковый период. В это время осуществляется переход от детства к зрелости, сопровождающийся изменениями в психике и познавательной активности.
Различия в возрасте и продолжительности полового созревания.
Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические трансформации по-разному протекают у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков.
При отсутствии каких-либо признаков сексуальной зрелости у девочек в 14 лет и у мальчиков в 15 можно говорить о задержке полового созревания. Некоторые психологические затруднения могут быть также обусловлены слишком большой разницей между нормой и индивидуальными изменениями. Слишком раннее созревание у девочек и слишком позднее у мальчиков может сказаться самым отрицательным образом на подростках [4, с. 37].
Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве — исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации. Они могут систематически проверять свои гипотезы. Однако не все подростки постоянно используют такой способ мышления.
Умение оперировать абстрактными понятиями способствуют развитию общей способности к рассуждениям на основе моральных и идеологических принципов, которые тем не менее не всегда претворяются в жизнь.
Подростку приходится привыкать к своему новому облику в силу происходящих в этом возрасте физиологических изменений. Его рассуждения о значимости своей внешности для других и него самого сопровождаются сомнениями и страхами. Он старается одеваться так, чтобы быть похожим на своих сверстников и/или отличаться от них. Так, к примеру, он сможет следовать общей моде и при этом стремится к оригинальности.
Сексуальное созревание приводит к тому, что подросток начинает искать способы удовлетворения своих сексуальных побуждений и использует различные механизмы защиты от состояния напряженности, возникающего в случае неудовлетворенности его желаний [4, с.38].
Подростковый возраст — это период серьезных изменений в отношениях с другими людьми. На первый план выходят друзья, сверстники, родители же отходят на второй. Первые любовные и сексуальные отношения также вносят изменения в отношения с родителями.
Подросток старается выйти из состояния зависимости от родителей, которых всегда считал всемогущими и способными защитить. Он может внезапно отдалиться от них, целиком посвятив себя своим друзьям. Предназначавшуюся родителям любовь подросток направляет на себя: нарциссизм необходим для развития самооценки.
Развенчание идеальности образов родителей приводит к появлению по отношению к ним агрессивного поведения, которое чередуется с просьбами о защите и предоставлении самостоятельности. Подросток может стремится стать объектом внимания для своих родителей и начать вести себя поэтому регрессивно (отказываться мыться, избирательно питаться и т.д.) [4, с.39].
Л.А. Китаев-Смык. Психология и концепция стресса
... транспортными средствами и т.п.). Важным направлением психологической науки стали инженерная психология и эргономика, среди задач которых была разработка принципов конструирования средств ... организму физиологические и психофизиологические изменения. Соответственно под эмоциональным стрессом понимались аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме ...
Подросток ищет среди своих друзей «другое Я», тех, с кем он мог бы делить свои трудности, заботы, стремления, идеалы. И таким человеком может стать для подростка человек как одного, так и другого с ним пола.
Подросток идеализирует узкий круг своих друзей, как в детстве идеализировал родителей. Потребность отождествления себя с другими особенно ярко проявляется в раннем подростковом возрасте. Она вытекает из стремления отождествлять себя с родителями в детстве, особенно с одним из родителей того же пола.
В более широких группах сверстников подросток сравнивает себя с другими, выполняя общие действия. С помощью этих же действий подросток может оценить себя, бросив вызов общественным запретам и совершив целый ряд нарушений, отбросив усвоенные в детстве нормы и ценности.
В современном обществе сексуальные отношения между подростками, как правило, допускаются. Приобретая опыт таких отношений с другим человеком — объектом своей любви и сексуальных желаний.
Поведение родителей при этом иногда бывает неадекватным: они могут подталкивать подростка к сексуальным отношениям, которых он не желает, или, напротив, постоянно накладывать запреты в тревожных ситуациях, заметив, что ребенок становится слишком сексуально активен. Эта сексуальная активность обусловлена психологической и социальной незрелостью подростков. Вот почему так важно информировать их о способах контрацепции и предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем.[4, с.40].
Таким образом, можно утверждать, что подростки с аддиктивным поведением склонны перекладывать ответственности за свое поведение на ближайшее окружение (экстернальность), однако считают, что неудачи являются следствием их собственной активности. По мнению Я.Л.Коломинского, такое состояние локуса субъективного контроля имеет негативный оттенок, поскольку фиксация на неудачах повышает уровень личностной тревожности и актуализирует психологические защиты личности. А это в свою очередь способно служить преградой адекватному осмыслению самого себя и собственных действий. По этим параметрам зависимые подростки в большей степени отличаются от своих социально адаптированных сверстников [7, с. 122].
1.2 Стрессоустойчивость личности в психологии
В настоящее время существует три основных направления, в которых изучается проблема стресса у человека. Первое направление представлено работами исследователей, придерживающихся позиций основоположника теории стресса — Г. Селье. Второе направление базируется на системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход, который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении пр……..
Список литературы
1. Абрамова С.М. Возрастная психология. /С.М. Абрамова. — М., Высшая школа, 2001.- 319с.
2. Алиев X. Защита от стресса / Х. Алиев — М.: Наука, 1996. — 233 с.
3. Анохин П.К. Психология эмоций / П.К. Анохин. — М.: Педагогика,1984. — 397 с.
4. Аскевис-Леерпе Ф. Психология: краткий курс / Ф. Аскевич-Леерпе К. Барух, А.Картрон — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 155 с.
Психология посттравматического стресса
... теоретические основы психологии посттравматического стресса, их связь с другими науками и практикой; теоретические подходы к проблеме стресса и травматического стресса, возможные ... Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических основ этой науки, физиологических и психофизиологических ...
5. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию / А.И. Белкин // Соотношение биологического и социального в человеке / под. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. — М., 2005. — С. 340-412
6. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин — Л.: Педагогика, 1988. — 455 с.
7. Блонский П.П. Трудные школьники /П.П. Блонский.-М.: Высшая школа,1980.- 431 с.
8. Васильев В. Н. Здоровье и стресс / В.Н. Васильев. — М.: Наука, 1991.-329с.
9. Виноградова Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т.В. Виноградова, В.В. Семенов // Вопросы психологии, 2003. — № 2. — С. 63-71.
10. Возрастная психология. Хрестоматия / под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А. — М.: «Академия», 2001. — 577 с.
11. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: «Эксмо-пресс», 2000. — 699 с.
12. Казаков В.Г. Психология: Учебник для индустр.-пед.техникумов / В.Г. Казаков Л.Л. Кондратьева. — М.: Высш.шк., 1989. — 383с.
13. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: «Просвещение», 1989. — 433 с.
14. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. — М.: Просвещение, 1997. — 312 с.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков / А.Е. Личко — Л.: Медицина, 1983. — 688 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: «Академия», 2000. — 366 с.
17. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика / С.А. Парцерняк — М.: «Академия» 2002. — 304 с.
18. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. — М.: Педагогика, 1987. — 559 с.
19. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / под общ.ред. Л.В. Куликова. — СПб.: «Питер», 2000. — 633 с.
20. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 255 с.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2006. — 350 с.
22. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма / Р.А. Тригранян. — М.: Наука, 1988. — 288 с.
23. Турачев Ю. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.Турачев. — М.: Наука, 1986. — 311 с.
24. А-Я Психология [Электронный ресурс] / Тест на стрессоустойчивость. — Электрон.дан. — Режим доступа: >25. Психологическая лаборатория [Электронный ресурс] / Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
— Электрон.дан. — Режим доступа: entrlan.ru