Санкт-Петербургский Государственный университет
Факультет психологии
Курсовая работа на тему «Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением»
Направление 030300 – Психология (бакалавриат)
Выполнил: студентка 3 курса
Широкова Татьяна Андреевна
_________________ (подпись)
Научный руководитель:
Ассистент кафедры психологии поведения
и превенции поведенческих аномалий Чижова Е.А.
_________________(подпись)
Санкт-Петербург
2009
Содержание
Введение
Глава 1
Теоретический обзор полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Особенности нарушений поведения, чаще всего встречающиеся у девочек подросткового возраста
1.3 Полоролевая идентичность
1.4 Взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения, в том числе отклоняющегося поведения
Глава 2
Эмпирическое исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением
1.2 Характеристика испытуемых и описание методик
1.3 Анализ полученных результатов
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Актуальность проблемы.
Сегодня проблемами и исследованием подростков занимается достаточно большое количество специалистов. Подростковый возраст – очень важный период в развитии человека. В это время происходит формирование собственного Я. Подросток, пробуя, иногда ошибаясь и даже противясь внешнему миру, принятым в неё социальным и моральным нормам, пытается найти себя, свой жизненный путь, свою индивидуальность. Так же в этот период происходит формирование такого важного качества личности как полоролевая идентичность, формируются стереотипы поведения мужчины и женщины, которым подросток будет следовать в дальнейшем и которые могут в значительной степени повлиять на его общение и отношения с окружающими. Я проводила исследование на младших подростках, т.к. по данным ряда исследований, половые различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах становятся наиболее явно выраженными начиная с 11 — 12 лет. В этом возрасте пробуждается половое влечение, обостренный интерес подростков к взаимоотношениям между мужчинами и женщинами. Л.С. Выготский писал, что с наступлением полового созревания происходит всестороннее и глубокое изменение организма. Ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования, появляется новый, прежде находившийся в латентном, или скрытом, виде фактор.
Гендерные различия в агрессивном поведении подростков
... путём. Объектом исследования является агрессивное поведение подростков. Предмет исследования – гендерные особенности агрессивного поведения девочек и мальчиков подросткового возраста. Задачи исследования: ... выявить гендерные особенности агрессивного поведения подростков; 3) эмпирическим путём определить различия в агрессивном поведении мальчиков и девочек. Решение поставленных задач осуществляется ...
Несмотря на то, что исследования в этой области активно проводятся сегодня, можно встретить не много работ по исследованию полоролевой идентичности и её связи с отклоняющимся поведением именно у девочек. Считается, что большую склонность к проявлению отклоняющегося поведения в подростковый период имеют мальчики. Поэтому большинство исследовательских работ направлены именно на исследование мальчиков. Однако девочки так же склонны к проявлению отклоняющегося поведения в этот период. Другое дело, что у девочек такого рода поведение может не проявляться и не выражаться в столь активной и даже агрессивной форме, как у мальчиков. При этом у девочек, несмотря на более спокойное протекание пубертатного периода, может скрываться весьма высокая вероятность конфликтов, имеющих широкий социальный и медико-психологичесческий резонанс в настоящем и будущем. Девочки – это будущие матери, которые будут растить новое поколение. И в гораздо большей степени от них, чем от мальчиков, зависит, какова и насколько здорова будет нация. К тому же на сегодняшний день проблема взаимосвязи полоролевой идентичности и поведения является довольно мало изученной проблемой.
Объект исследования:
Полоролевая идентичность, личностная тревожность и используемые копинг-стратегии
Предмет:
Уровень маскулинности/фемининности и уровень личностной тревожности
Цель: Выявить взаимосвязь полоролевой идентичности (уровня маскулинности/фемининности) с уровнем личностной тревожности и используемыми копинг-стратегиями у девочек подростков 11-13 лет
Задачи:
1. Изучение и анализ литературных источников по данной проблеме.
2. Подбор методик, позволяющих изучить полоролевую идентичность
3. Проведение констатирующего эксперимента.
4. Анализ и обсуждение полученных результатов.
Гипотеза:
В группе девочек-подростков тревожность тесно связана с компонентами полоролевой идентификации
Объект исследования:
Группа девочек-подростков в количестве 30 человек.
Возраст – 10-12 лет
Методы исследования:
1. Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина.
2. Методика МиФ (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова
3. Методика «Индикатор Копинг-стратегий»
Глава 1. Теоретический обзор полоролевой идентичности и её взаимосвязи с поведением.
1.1. Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — трудный период психического развития. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе
взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,
которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11 до 14—15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка
... Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка». Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.Объект исследования: характерологические особенности подростков. ... вопросах отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с ... младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет у ...
Подростковый возраст — период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций.На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.
Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания. Подросток начинает видеть и осознавать преимущество западной и недостатки своей культуры. Выделяются такие крупные взаимосвязанные течения, как потребительство и подражание всему западному, зарубежному. Молодые люди хотят жить лучше, соответствовать высоким стандартам современного общества, их очень мало утешает соображение о том, что в 20-30 лет назад жили гораздо хуже. Они тогда не жили и это их не волнует. Отсюда и интерес ко всему западному, прежде всего, к бытовой технике, несравненно лучшей по качеству, чем отечественная, к одежде и т.д. Для того чтобы естественное желание жить лучше превратилось в принципиальную установку на материальное обогащение, чтобы желание узнать и использовать передовой западный опыт обернулась «низкопоклонством» перед всем западом. Для этого необходимо одно — отсутствие идейного противовеса. И действительно, чем громче провозглашались противоположные идейные ценности, бескорыстие, патриотизм, интернационализм, тем больше они оборачивались нестерпимой для молодежи обстановки мертвой бюрократической лжи. Все чаще в молодежной среде раскрывается характер потребительства. Потребительство оборачивается хищничеством. Именно эта проблема — хищническая психология хищнических ценностей и соответственно с этим поведением является сегодня центральной проблемой в молодежной подростковой среде. Данная мысль следует в другую проблему, проблему уже отклоняющейся социализации молодежи, которая вытекает в более сложные ее формы деликвентного, противоправного поведения подростков.
Духовно-нравственное развитие школьников старшего подросткового ...
... подростков, является одной из наиболее важных и актуальных проблем становления индивида как личности. В подростковом возрасте личная идентичность ... так и практическую. Оно способствует пониманию процессов развития личности подростков на уроках обществознания, а так же ... мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период - период завершения детства, вырастания из ...
Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте 12 — 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст — 7-10 лет; младший подростковый — 11-13 лет; старший подростковый — 14-15 лет; юношеский возраст — 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями. Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.), приходится на средние классы. Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма.
Курсовая работа влияние среды на развитие личности подростка
... личности подростка Введение Подростковый возраст – важнейший этап в жизни, во многом определяющий судьбу человека. На протяжении этого возрастного отрезка может быть несколько периодов, ... растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности подростка. Предметом является личность подростка. Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью в плане выбора средств ...
Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание — не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. Поскольку меня в исследовании больше интересовали подростки девочки, то, можно сказать, что, утверждая свою принадлежность женскому полу, подросток становится человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание. И воздействовать на поведение подростка можно только через преобразование социальных условий. В младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, Так же важно заметить, что младший подросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить резкие перегрузки, он нарушает дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко впадает в раздражительность).
Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики/девочки-подростки. В связи с этим намечаются изменения оценки себя и окружающих (видят по-другому).
К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, то может развиться застенчивость. Подростки сами просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно страшнее, чтобы все поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период полового созревания. Когда хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь, когда все время занят поиском ответа на дурацкий вопрос: Взрослый ты или ребенок?
Кризис подросткового возраста протекает значительно, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы, такие как познавательные, эстетические интересы и пр. наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту резко меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности.
Поведение как психофизиологический феномен
... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...
Главной задачей, которая встает перед индивидом в юности, является формирование чувства идентичности. Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Чувство идентичности формируется у юноши постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой. Тщательного анализа требует само понятие идентичности. Как и любую другую психологическую характеристику личности, идентичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и в первую очередь с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Такое различение было предложено Джемсом еще в 1890 году. Личностные аспекты идентичности он описывал как «Сознание личностной самотождественности», противопоставляя их социальным аспектам, существующим как многообразие социальных «Я» индивида, определяемое множественностью восприятия его разными людьми, каждый из которых имеет в своем сознании его специфический образ. Сегодня мы стремимся различать, с одной стороны, те роли, которые принимает на себя индивид, взаимодействуя с другими людьми, а с другой — то, каким он считает себя на самом деле и что иногда называют подлинным «Я» или идентичностью личности. Эти два аспекта в формировании идентичности можно рассматривать как в функционально-ролевом плане, так и сквозь призму самореализации. Взаимосвязь этих аспектов очевидна. Чем менее целостным и устойчивым является у человека чувство внутренней идентичности или самореализации, тем более противоречивым будет его внешне выраженное ролевое поведение. Если же чувство внутренней идентичности является устойчивым и согласованным, это будет выражаться и в большей последовательности его поведения, несмотря на многообразие принимаемых им социальных ролей. С другой стороны, последовательное и непротиворечивое социальное и межличностное ролевое поведение повышает уверенность человека в себе и чувство успешной самореализации. Существование этих различий требует от индивида осуществления выбора как между различными аспектами своего внутреннего «Я», так и внешними ролями, которые он принимает на себя в социальных ситуациях.
Конфликты, возникающие на стыке самореализации и функционально-ролевого поведения, существуют на протяжении всей жизни человека, они особенно обостряются в периоды кризисов и достигают своего апогея в пору юности. При этом идентичность не формируется в подростковом возрасте раз и навсегда; в сущности, этот процесс не прекращается всю жизнь. И самореализация, и функционально-ролевое поведение постоянно порождают проблемы, требующие сознательной переоценки ценностей. В жизненном процессе мы продолжаем создавать нашу собственную личностную и социальную идентичность. В этом смысле правильнее было бы говорить не о пассивном формировании идентичности, а о перманентном творческом процессе, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Многие специалисты считают, что подростковый возраст — это период ролевого экспериментирования, когда подросток «примеряет к себе» различные взгляды и интересы. Нередко высказывается опасение, что современная ситуация конкуренции в сфере образования и необходимость раннего профессионального выбора лишают многих подростков возможности по-настоящему исследовать жизнь. В результате некоторые подростки «выпадают» из социума, чтобы получить время для размышлений о том, что они хотели бы делать в жизни, и для испытания различных вариантов идентичности. Разнообразные коммуны и религиозные группы зачастую становятся временным пристанищем для молодых людей, ищущих свой образ жизни. Здесь они находят группу, с которой возможна идентификация, и время, необходимое для того, чтобы выработать более устойчивую систему убеждений.
Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков
... Стиль родительских отношений влияет на возникновение и протекание отклоняющегося поведения подростков. Задачи исследования: анализ данной проблемы в контексте существующих отечественных ... которых зависит индивидуальная неповторимость личности. Следовательно, характер воспитания и поведения человека рассматриваются Л. С. Выготским в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в ...
Поиск идентичности может разрешаться по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. В известном смысле их идентичность кристаллизируется в весьма раннем возрасте. Некоторые подростки на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается ими лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. В прежние времена формирование устойчивой идентичности было делом более простым, так как набор возможных идентификаций был ограничен. В наше время набор этот практически неисчерпаем. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. Средства массовой информации и произведения массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума. Одних они смущают и сбивают с толку, для других служат стимулом к дальнейшему поиску прочной и нестандартной основы для самоидентификации.
Наличие отчетливых нарушений образа Я в возрасте около двенадцати лет, выявленное в исследовании Симмонса и др., согласуется с данными Оффера, который изучал подростков более старшего возраста (четырнадцать — восемнадцать лет), но отмечает, что, по свидетельству как самих молодых людей, так и их родителей, пик «смятения» приходится на период от двенадцати до четырнадцати лет. Все психологические проблемы подросткового периода в конечном счете обусловлены тем, что новые для индивида физические возможности и новые формы социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными, препятствиями, затрудняющими его движение к подлинной независимости. В результате этого столкновения у молодого человека возникает статусная неопределенность, то есть неопределенность его социального положения и ожиданий, которые он испытывает. Все это находит свое выражение в проблеме самоопределения. Кроме того, необходимость принимать решения, важные для всей его дальнейшей жизни, избирать для себя взрослые роли, основываясь только на том, что он представляет собой в настоящем, приводит к еще большей неуверенности в себе. В общественном плане все эти проявления внешнего и внутреннего давления, побуждающие индивида к большей независимости, установлению взаимоотношений с противоположным полом, означают, что индивид должен начать постепенно отделяться от родительской. Однако именно на протяжении юности индивид превращается из человека зависимого, полностью эмоционально привязанного к родителям, в человека, способного отправиться в самостоятельный жизненный путь, чтобы создать новые, не менее прочные человеческие взаимоотношения. Поэтому нет ничего странного или неожиданного в том, что в свете всех этих физических, эмоциональных и социальных трансформаций период юности выступает для большинства теоретиков как время особых трудностей, связанных с образом «Я» индивида.
Проблемы взаимоотношений с родителями девочек — подростков
... – либо вмешательство могут не только негативно сказаться на психике девочки – подростка, но и привести к преждевременной половой жизни и навсегда испортить доверительные отношений между ней самой и ... за кругом ее общения и интересами. Однако, даже если по мнению родителей поведение дочери не совсем правильное, им необходимо проявить понимание и уважение к ее ...
Широкое признание получило представление о том, что смятение — нормальное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности.
1.2 Особенности нарушения поведения, чаще всего встречающиеся у девочек-подростков.
В последнее время отмечается неуклонный рост численности у подростков различных нарушений поведения, проявляющихся в агрессивности, жестокости, негативизме, враждебности, алкоголизации, наркотизации, совершении противоправных действий и др. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития и нарушений социализации подростка.
Говоря о детерминированности деятельности и поведения людей внешними обстоятельствами, С. Л. Рубинштейн указывал на необходимость различать среду, в которой протекает развитие личности, и собственно условия жизни. «Условия жизни, — отмечал он, — это не среда сама по себе, а та же система реальных отношений, в которые включается человек… Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное. отношение к окружающему, выражающиеся в его стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, под воздействием внешних условий, в свою очередь опосредствуют зависимость поведения, деятельность людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек»
Одной из причин, по которой я занялась этой проблемой, является то, что в большинстве литературных источников девиантное поведение подростков рассматривается лишь на примере мальчиков, мужского контингента. Это происходит потому, что, как считается, у девочек отклонения в поведении гораздо реже могут достигать крайних, доходящих до криминальных степеней. Девочки скорее рассматриваются как подруги-единомышленницы мальчиков, сколонные к девиантному поведению. Так же девочки могут выступать в роли «подстрекательниц», и даже помощниц и соучастниц.
Становление личности девочки-подростка в дилогии В.А. Осеевой «Динка»
... Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Становление личности девочки-подростка в дилогии В.А. Осеевой «Динка». В данной работе произведение ... подростка. Во-вторых, героем повести является девочка, поэтому проблематика повести приобретает гендерную значимость. (Это, конечно, не значит, что круг потенциальных читателей произведения ограничивается половой ...
Безусловно, формирование полоролевого поведения зависит от тех стереотипов, которые проявляют родители. Семья, как известно, является основным источником социализации. Именно в ней, как это будет неоднократно повторяться и дальше, формируются представления о функциях женщин и мужчин, формируются те качества, которые в дальнейшем при нахождении человека в обществе будут рассматриваться другими людьми как наиболее подходящие, соответствующие женщине, либо не соответствующие.
Сегодня подростки очень подвержены как влиянию родителей, так и влиянию рекламы и многих других факторов. И, воможно вследствии этого, огромной проблемой являются пагубные пристрастия, такие, например, как алкоголизм, табакокурение и, конечно, наркомания. Конечно, существуют половые различия в пагубных пристрастиях. Мне кажется, что их стоит рассмотреть немного подробнее.
1. Алкоголизм.
Известно, что алкоголиков среди мужчин больше, чем среди женщин. Однако необходимо здесь учитывать тот печальный факт, что женский алкоголизм растёт во многих странах быстрее, чем мужской. Количество девочек-подростков, употребляющих как слабые, так и крепкие алкогольные напитки, становится всё больше. Причин алкоголизации очень много. Сюда включают наследственные факторы, и неблагоприятное влияние антисоциальной компании, в которую девочки могут попасть, и проблемы с менструальным циклом (необходимость снять возникающее напряжение) и много другое. При чём стоит заметить, что далеко не все девушки, употребляющие алкоголь, живут в неблагополучных семьях. Многие – обеспеченных и полных семей. Многие девушки как причину употребления алкоголя в раннем возрасте называют «желание расслабиться», «поднять настроение», «от скуки», «просто захотелось», «желание быть как все».Однако алкоголизм у подростков как таковой встречается не очень часто, т.к. алкоголизм как заболевание развивается в течении определённого промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Здесь скорее стоит говорить о ранней алкоголизации, т.е. знакомстве со спиртными напитками до 16 лет и регулярное их употребление.
Вообще же тема алкоголизма, ранней алкоголизации является сегодня достаточно актуальной, т.к., к сожалению, на увеличение употребления подростками алкоголя влияет ещё и практическая свободная его продажа, несмотря на законы, препятствующие этому. Тема эта достаточно серьёзная и обширная. В завершении можно только сказать, что с проблемой женского алкоголизма необходимо очень серьёзно бороться, если хотим получить в дальнейшем здоровое поколение. А так же можно выделить такие моменты в отношении ранней алкоголизации подростков, как:
§ Сегодня современные подростки предпочитают лёгкие алкогольные напитки, которые могут сочетаться с «лёгкими» наркотиками
§ Стираются половые различия в особенностях алкоголизма между юношами и девушками.
2. Табакокурение.
Нельзя сказать, что табакокурение является как таковым действительным нарушением поведения. Это скорее пагубное пристрастие. Однако оно может серьёзно повлиять на отношеия с противоположным полом и со своим тоже. А так же на взаимоотношения с родителями. Особенно, если в семье курит только подросток. А это уже в сою очередь может привести к определённым изменениям поведения, например, к скрытности от родителей, стремлении утаиться, спрятаться. А в отношении со сверстниками – к большей открытости и, возможно, определённой раскрепощенности.
Причины, побуждающие девочку-подростка начать курить могут быть очень различны. Это и курящие друзья, и давление сверстников, и курящие родители, в том числе мать и много другое.
Стоит отметить, что курение отрицательно сказывается на женском организме в большей степени, чем на мужском. Особенно на её детородной функции.
3. Антиобщественное поведение
Женская преступность, так же как и алеоголизм, в отличие от мужского, растёт быстрее, к сожалению. Часто женщина не только возглавляет преступную группу, но и организовывает и совершает наиболее жестокие и изощренные преступления. Женщина, входя в преступную группу, выполняет роль «приманки» для мужчин.
Некоторые исследователи говорят, что преступления девочек-подростков чаще, чем их сверстников мужского пола, являются результатом их преступного замысла. Так же многие преступления совершаются на почве алкоголизма.
Сегодня делаются попытки связать делинквентное поведение мужчин и женщин с их личностными особенностями: самооценкой, гневливостью, склонностью к рискованному поведению, импульсивностью, экстраверсией, психотизмом, установкой по отношению к авторитетам. У лиц обоего пола психотизм и экстраверсия являются значимыми прогностическими признаками делинквентности. У девушек влияние других черт было опосредовано психотизмом. Автор заключил, что у девушек психотизм выступает в роли канала, по которому передается влияние других черт на делинквентность [7]
Вообще же антиобщественное поведение у девочек подростков имеет серьёзный общественный резонанс и с ним необходимо бороться.
4. Анорексия и булимия – нарушения пищевого поведения.
К сожалению, сегодня нарушения пищевого поведения очень распространены у девочек-подростков. Даже у подростков 11-13 лет. В погоне за идеалом красоты, за стройностью молодые девушки нередко приносят в жертву своё собственное здоровье. Причём в большом количестве случаев стремятся похудеть те девушки, которым это абсолютно не нужно. Нарушения пищевого поведения зачастую являются способом контроля тех изменений в теле, которые приносят с собой половое созревание и взросление. Проживание в западном обществе — устойчивый фактор риска развития нарушений пищевого поведения, поскольку зачастую в таком обществе делается акцент на взаимосвязи социальной успешности и привлекательной внешности. Средства массовой информации оказывают выраженное социальное давление в отношении похудания.
Провоцировать развитие нарушений пищевого поведения могут критические замечания в отношении массы и формы тела со стороны членов семьи и ближайшего окружения. Риск развития расстройств выше у лиц, занимающихся специфическими видами спорта, либо профессия которых требует соответствия жестким стандартам внешности (напр., легкая атлетика, танцоры балета, модельный бизнес и пр.).
Для людей, страдающих нарушением пищевого поведения, свойственна пониженная самооценка, перфекционизм (удовлетворенность от достижения очень высоких результатов, неоправданно высокие стандарты, в противном случае — переживание унижения и поражения) как черта характера.
5. Агрессивное поведение
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
O Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
O Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
O Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
O Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
O Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Существует мнение, что, поскольку девочки в основной совей массе дерутся гораздо реже мальчиков, то они гораздо спокойнее и менее агрессивнее их. Однако судя по современным исследованиям и полученным в них данным (Ковалёв П.А. «Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. СПб, 1996) у девочек агрессивное поведение просто проявляется в другой форме. Если у мальчиков преобладает физическая агрессия, драки, а так же прямая вербальная агрессия, то для девочек больше характерна косвенная вербальная агрессия (распускание слухов, новые друзья вместо старых).
Агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.
1.3 Полоролевая идентичность.
Мне кажется, что окончательное формирование полоролевой идентичности является одним из важнейших приобретений и новообразований, появляющихся в подростковом возрасте, т.к. человек, в частности, девочка, в дальнейшем будет выстраивать своё поведение и взаимоотношения со своим и противоположным полом в соответствии с теми стереотипами и паттернами поведения, которые у неё сформировались. Как пишет Юферева, именно в подростковом возрасте происходит осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины. Так же можно отметить, что представления подростка о мужественности-женственности, вкладываемый в данное поведение смысл, скорее всего, просто усвоенные соответствующие взгляды взрослых.
Однако всё же что же такое полоролевая идентичность? Сегодня эта тема является очень актуальной. Исследований и публикаций так или иначе соприкасающихся с полоролевой идентичностью, полоролевой ориентацией а так же полоролевым поведением, его стереотипами, акцентуациями и аномалиями, достаточно большое количество на сегодняшний день. Так, например, как пишет Вержибок «Полоролевая ориентация есть своеобразная и конкретная социально-культурная матрица, в которой отражаются социальные ожидания общества, указывается, на какие социально-психологические стереотипы маскулинности-фемиминности следует равняться индивиду». Нет сомнения, что огромную роль в формировании этих стереотипов, а так же того поведения, которое будет приемлемо в данном обществе и социально одобряемо огромную роль оказывает семья. Пример родителей демонстрирует не только права, но и обязанности представителей каждого пола.
Алексеев [1] даёт определения следующим понятиям:
Половая роль – это совокупность соцоо-культуральных атрибутов, которые служат субъекту для формирования своего поведения как представителя пола, обеспечивающего адаптацию в социуме. А, в свою очередь, Половое поведение – это способ бытия человека как представителя пола, которое имеет значение как социально-психологический код, обеспечивающий процесс коммуникации, и как знаковая характеристика, включённая в психологический процесс половой идентификации. Осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины. По сути же полоролевую идентичность можно охарактеризовать как знание и усвоение ролей мужчины и женщины в данной конкретной культуре и данном конкретном обществе. В данной работе я буду рассматривать влияние культуры на формирование представлений о мужских и женских ролях и стереотипов поведения, связанных с ними, однако следует сказать, что данные вопросы так же очень актуальны сегодня и их исследованием так же занимается много специалистов.
Говоря о полоролевой идентичности нельзя не отметить, что это стадиальный процесс и большинством авторов выделяют две его составляющие:
1).
половая идентичность – понимание принадлежности себя к определённому полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу
2). Собственно полоролевая идентичность, определение которой было дано выше.
Ш. Берн так же описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе) [3].
Процесс именно половой идентичности начинается с рождения и заканчивается в конце подросткового возраста. А в формировании половых ролей (идентичности) участвует очень широкий круг факторов: конституциональные особенности, существующие в обществе и преломляемые в представлениях подростков полоролевые стереотипы, темповые характеристики развития и их субъективное переживание, самооценка и оценка референтной группой соответствия принятым полоролевым и половозрастным нормативам, поведенческие реакции подросткового возраста [9].
1.4 Взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения
На наше поведение и отношения с другими людьми влияет огромное количество факторов. В их число входит и роль воспитания и врождённые особенности (например, темперамент) и множество других. Поэтому, безусловно, говоря о полоролевой идентичности, особенно у подростков, нельзя не сказать о её влиянии на поведение. Особенно это важно рассматривать, учитывать и исследовать сегодня, когда доказано огромное влияние семьи в формировании полоролевой идентичности, но при этом достаточно распространенным и считаются нормальными такие явления, как отношения, в том числе сексуальные со своим полом. Мне кажется, что сегодня подростку, только начинающему какую-либо «личную жизнь» достаточно легко запутаться в этих хитросплетениях. К тому же, если в семье сложная обстановка, не совсем адекватные родители, или родители, проявляющие агрессию и жестокость, родители, сами проявляющие отклоняющееся поведение, подросток, привыкший к такой жизни и идентфицируя своё поведение с ними, не сможет полностью и успешно социализироваться, у него будет множество проблем с обществом, а возможно даже и с законом. А ведь очень важным фактором развития именно подростка является осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.
Здесь так же стоит отметить, что, в связи с вышесказанным, очень важны проблема изучения психологического пола, которая предполагает прежде всего выделение предмета исследования. Таким предметом являются образы мужчин и женщин, эталоны мужественности и женственности. Знание содержания и структуры «половых» образцов не только помогает выявить те сферы жизнедеятельности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко выступают особенности личности мужчин и женщин, но и судить о степени сформированности (в этом отношении) у них психологического пола [20].
«Соответствие или несоответствие поведения и переживаний индивида существующим полоролевым стереотипам входит в число ведущих характеристик личности, а с отображением в психике этого соответствия – несоответствия связан качественно своеобразный уровень детерминации поведения. С особой яркостью и остротой это проявляется в пубертатном периоде, когда половое развитие становится стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка» » [9] . Особенно ярко можно проследить взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения именно в пубертатном периоде, когда подросток стремиться найти себя, стремится подражать значимому взрослому. Именно в это время происходит становление и закрепление представлений о мужественности-женственности.
В отечественных психологических и психиатрических исследованиях, посвящённых проблемам девочек с делинквентным поведением, существенное место так же отводится полоролевой идентичности. Так, Д.Н. Исаев и В.Е. Каган в основе внутреннего ролевого конфликта девочек с девиантным поведением видят проблемы принятия гендерных ролей. Авторами выделены два типа связанных с этим проблем. В первом случае конфликт половой идентичности с доминированием маскулинности может быть причиной трудностей в отношениях с окружающими и вместе с тем средством из компенсации и гиперкомпенсации. Во втором – псевдомаскулинность является средством привлечения к себе внимания и идентификации с девиантной группой. По данным некоторых авторов, маскулинность особенно свойственна девочкам с агрессивным поведением. А в работах А.Е. Личко и сотр. Показана связь индивидуаотных характеристик маскулинности/фемининности с особенностями социально-нормативного и девиантного поведения.
Нарушения половой идентичности.
Как уже говорилось, особенности поведения и, в частности, серьёзные отклонения в поведении (девиантное поведение) могут быть связаны так же нарушениями половой идентичности. В книге Ильина «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводятся следующие нарушения половой идентичности:
1).
Индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, сопровождающиеся адаптивными реакциями;
2).
Полоролевой конфликт, разворачивающийся на личностном уровне как переживание реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам с личностными реакциями невротического типа;
3).
Конфликт половой идентичности как активное, осознаваемое противостояние, переживание себя в качестве представителя противоположного пола и существующих полоролевых стандартов; личностные реакции при этом носят целенаправленный активно-приспособительный характер и устремлены к легализации своего переживания половой принадлежности вопреки своему паспортному полу.
Акцентуации полоролевого поведения.
Алексеев [1] описал некоторые акцентуации полоролевого поведения у девочек и мальчиков. Но поскольку в данной работе рассматриваются только девочки, рассмотрим акцентуации поведения на их примере.
Для начала, мне кажется, необходимо дать определение акцентуациям М-Ф измерения, которое даёт Алексеев:
«Акцентуации М-Ф измерения – это варианты его нормы, при которых плодиморфные признаки, составляющие крайние полюса их нормальной дисперсии, проявляются усилением или ослаблением поведенческих атрибутов, описываемых в терминах половых ролей. Данные уклонения могут предрасполагать к уязвимости в отношении определённых факторов среды, при хорошей устойчивости к другим факторам» [1].
Акцентуация по типу маскулинного поведения у девочек.
По поводу данного типа поведения так же существует немалое количество статей и публикаций, т.к. сегодня это получат распространение среди девочек-подростков и представляет интерес для исследователей.
Данный тип акцентуации проявляется в детстве такими признаками, как игра в машинки, в казаки-разбойники и т.п. Куклам уделяется гораздо меньше внимания. В общении со сверстниками они достаточно легко и непринуждённого чувствуют себя как в компании мальчиков, так и в компании девочек, но с большим интересом, соответственно, играют с мальчиками. Могут привлекать занятия отцов – помощь в гараже, рыбалка и т.п. Такие девочки не склонны к кокетству, неразборчивы в нарядах, часто носят «мальчишескую» одежду – шорты или брюки, свободные рубашки и свитера, либо предпочитают спортивный стиль. Они боле самостоятельны, охотно осваивают новые территории. Дети не испытывают конфликтных чувств в связи с принадлежностью к своему полу, им не свойственно переживание ощущения себя лицом другого пола.
Акцентуация М-Ф измерения по типу гиперфемининного поведения у девочек.
Выбор игрушек соответствует полу. Такие девочки предпочитают спокойные игры. Невысокая активность в «полоролевых» играх создаёт впечатление слабой контурированности этой формы поведения. Таких девочек отличает конформный, зависимый, неинициативный рисунок поведения, в полоролевых играх проявляют себя подчиняемостью и принятием на себя тех ролей, которые оставляются или назначаются им другими детьми, что даёт им возможность быть причастными игровому процессу и общению. Однако это не означает активную способность владеть атрибутами различных ролей, скорее девочкам с гиперфемининной акцентуацией отводится роль статистов. Это домашние дети, больше, чем остальные, нуждающиеся в опеке родителей.
На основе М-Ф измерения с возрастом формируется именно полоролевое поведение. Далее будем говорить уже об акцентуациях именно полоролевого поведения.
1. Трансформация полоролевого поведения.
Впервые описана В.М. Масловым, И.Л. Ботневой и Г.С. Васильченко. Данная трансформация означает формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу. К особенностям лиц с этим поведением можно отметить, что в период формирования полового влечения у обоих полов существует большая вероятность возникновения гомосексуальной направленности влечения. Чаще наблюдается предпочтение интерсексуальной одежды: мужские брюки у девочек. Так же обычно они носят короткую стрижку, почти не носят украшений. Девушкам и женщинам свойственны безразличное или негативное отношение к представительницам своего пола, часто они не могут найти общих интересов и даже тем для разговора с представительницами своего пола.
В более серьёзные случаях мы можем говорить уже о конфликте половой идентичности с доминированием маскулинности, которая оказывается одним из условий уже возникающих трудностей в отношении с окружающими и вместе с тем средством их компенсации и гиперкомпенсации. [1, 3, 9, 11]
2. Гиперфемининное поведение.
Девушки подчёркнуто пассивны, полностью отдают себя мужчине, повышенная конформность. Часто именно они считаются «эталоном», «идеальными женщинами». Они не стремятся к самореализации в профессии – для них важнее интересы семьи, мужа. Поэтому они стремятся как можно раньше выйти замуж. Полная самоотдача часто приводит к психосоматическим нарушениям. В том числе к неврозам.
Проявление такого поведение, в отличие от трансформации полоролевого поведения, характеризуется более сглаженным и частичным проявлением.
3. Кроссполовая акцентуация полоролевого поведения.
В одежде предпочитают неброский костюм, либо традиционную женскую одежду. Макияж – только по праздникам. Волосы всегда собраны. Редко используют украшения. В период созревания часто возникает недовольство своим телом, часто тяготятся менструациями. Появление признаков полового созревания сопровождается душевным дискомфортом. Часто встречаются здесь девушки, увлечённые спортом, в том числе мужскими видами спорта.
Может быть задержка психосексуального развития, в том числе гетеросексуального поведения. Успешно общаются с мужчинами, находят много общих тем для разговоров, но не избегают общения с женщинами. Такие женщины способны постоять за себя и отстоять свои интересы.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи полоролевой идентичности с поведением
2.1 Характеристика испытуемых
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 30 девочек-подростков 11-12 лет, учеников 5-х – 6-х классов общеобразовательных школ города С.-Петербурга. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании.
2.2 Методы исследования
1. Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина.
Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии
Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стрессирующего фактора). Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.
Стимульный материал представлен 20 вопросами на ситуативную тревожность и 20 вопросами на личностную тревожность, которые сформулированы от первого лица, употребляется местоимение «Я». Эта форма, по всей вероятности, используется для лучшего понимания вопроса, «проникновение» в него и таким образом понимания своего состояния и своих переживаний как на данный момент, так и в целом по жизни. В методике предусмотрены 4 варианта ответа на утверждения: «Вовсе нет», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно» при ответах на измерение ситуативной тревожности и такие варианты ответов, как: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда» при ответах на измерение личностной тревожности. Интерпретация осуществляется путём сравнения показателей, полученные по совокупности ответов отдельно на утверждения по ситуативной тревожности и отдельно – по личностной тревожности и нормативными показателями.
Методика может быть использована для изучения уровня тревожности у подростков на момент исследования и уровня тревожности в обычной повседневной жизни, т.е. каждый день .
2. Методика МиФ (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова
Для психологического диагностирования половой идентичности и предсказания таких аспектов маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, особенности самоотношения и самоуважения использовалась методика МиФ (Маскулинность и фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова.
Методика позволяет установить индивидуальную степень выраженности фемининности, маскулиности, андрогиности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт.
В качестве стимульного материала выступает недостаточно структурированный вербальный материал, включающий 22 прилагательных (7 из них отражают маскулинные качества, 7 – фемининные, 7 – нейтральные), каждым из которых необходимо закончить предложение и оценить получившееся высказывание по степени выраженности (по шкале «всегда», «обычно», «иногда», «никогда»).
Испытуемому предлагается завершить незаконченные предложение («На самом деле я…», «Хотелось бы, чтобы я был…», «Мужчина должен быть…», «Женщина должна быть…», «Мужчины считают, что я…», «Женщины считаю, что я…») словом из перечня маскулинности/фемининности и отметить вариант ответа который, по его мнению, подходит в наибольшей степени. При обработке результатов производится подсчёт профиля маскулинности/фемининности по каждой из категорий.
3. Методика «Индикатор Копинг-стратегий»(Д. Амирхан)
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности.
В качестве стимульного материала выступает опросник с 33 утверждениями, на которые испытуемый, в соответствии с инструкцией должен выбрать вариант ответа: «Уверен, это точно подходит для меня», «Подходит», «Скорее подходит, чем не подходит», «Сомневаюсь ответить «да» или «нет»», «Абсолютно не подходит для меня».
Инструкция звучит следующим образом: на бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Попытайтесь вспомнить об одной из серьёзных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Теперь, читая ниже утверждения, выберите один вариант ответа для каждого утверждения.
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов.
Анализ средних
интерпретирую полученные данные из трех групп (девочки младшего подросткового возраста, не имеющие отклонений в поведении, девочки старшего подросткового возраста, не имеющие отклонений в поведении и девочки старшего подросткового возраста, проявляющие девиантное поведение) можно сказать, что проявления высокого уровня личностной тревожности выявилось только у девочек старшего подросткового возраста, не имеющих отклонений в поведении. В остальных двух группах девочки в основном проявляли выраженность личностной тревожности на среднем уровне.
По результатам методики, исследующей копинг-стратегии можно сказать, что большинство девочек имеют средний уровень выраженности по шкале «Решение проблем» во всех трех группах.
Общестатистический анализ.
Тревожность
|
|
|
||
|
Степень выраженности в выборке |
|
||
шкалы |
Низкий уровень тревожности |
Средний уровень тревожности |
Высокий уровень тревожности |
|
1.Ситуативная тревожность |
8 чел 26.7% |
14 чел 46.7% |
8 чел 26.6% |
|
2.Личностная тревожность |
2 чел 6.7% |
16 чел 53.3% |
12 чел 40% |
|
У большинства респондентов исследуемой группы выражен средний уровень ситуативной тревожности. При этом чуть больше половины (51.6%) респондентов имеют достаточно высокий уровень личностной тревожности. Возможно, это связано с вступлением в достаточно сложный, напряжённый период развития – подростковый, и является выражением первых признаков кризиса подросткового возраста. Так же высокий уровень личностной тревожности может быть взаимосвязан с высоким уровнем Реального фемининного, что может быть связано с тем, что девочки хотят нравиться мальчикам. А мальчики, как считают опрашиваемые девочки, представляют себе девочек более фемининными, чем маскулинными.
Копинг-стратегии
Степень выраженности в выборке |
|||||
шкалы |
Оч. Низкий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
1.Решение проблем |
1 чел 3.2% |
7 чел 22.6% |
21 чел 67.7% |
2 чел 6.5% |
|
2.Поиск социальной поддержки |
____ |
7 чел 22.6% |
19 чел 61.3% |
6 чел 1.4% |
|
3.Избегание проблем |
2 чел 6.5% |
27 чел 87% |
____ |
2 чел 6.5% |
|
По результатам методики, исследующей копинг-стратегии можно сказать, что большинство девочек имеют средний уровень выраженности по шкале «Решение проблем» и подавляющее большинство имеют низкий уровень по шкале «Избегание проблем», что является достаточно позитивным результатом и говорит о том, что, несмотря на то, что они находятся в достаточно сложном жизненном периоде, респонденты склонны решать свои возникающие проблемы, как в учёбе, так и в жизни. Они не склонны пускать всё на «самотёк», ждать, что проблема решится сама собой. Большинство респондентов занимают активную позицию при возникновении проблем. Сами стремятся её решить. При этом 61.3% имеют средний уровень выраженности по шкале «Поиск социальной поддержки», что говорит о том, что респонденты не являются полностью зависимы от мнения и помощи окружающих, но при этом не игнорируют поступающую извне помощь и сами могут обратиться за ней к значимым для них людям.
Маскулинность-Фемининность
Степень выраженности в выборке |
|
||||
шкалы |
низкая |
средняя |
высокая |
|
|
1.Я-реальное М |
20 чел 64.5% |
9 чел 29% |
2 чел 6.5% |
|
|
2.Я-реальное Ф |
7 чел 22.6% |
19 чел 61.3% |
5 чел 16.1% |
|
|
3.Я-идеальное М |
15 чел 48.4 |
16 чел 51.6% |
____ |
|
|
4.Я-идеальное Ф |
12 чел 38.7% |
18 чел 58.1% |
1 чел 3.2% |
|
|
5.Мужчина должен быть М |
6 чел 19.4% |
22 чел 71% |
3 чел 9.6% |
|
|
6.Мужчина должен быть Ф |
14 чел 45.2% |
16 чел 51.6% |
1 чел 3.2% |
|
|
7.Женщина должны быть М |
13 чел 41.9% |
18 чел 58.1% |
____ |
|
|
8.Женщина должна быть Ф |
12 чел 38.7% |
19 чел 61.3% |
____ |
|
|
9.Женщины считают, что я М |
17 чел 54.9% |
13 чел 41.9% |
1 чел 3.2% |
|
|
10.Женщины считают, что я Ф |
10 чел 32.2% |
17 чел 54.9% |
4 чел 12.9% |
|
|
11.Мужчины считаю, что я М |
15 чел 48.4% |
15 чел 48.4% |
1 чел 3.2% |
|
|
12.Мужчины считают, что я Ф |
7 чел 22.6% |
22 чел 70.9% |
2 чел
6.5% |
||
Анализируя полученные результаты можно сказать, что большинство респондентов считаю себя более фемининными, чем маскулинными (у 61.3% преобладает средний уровень по шкале Я-Реальное фемининное и у 64.5% низкий уровень выраженности по шкале Я-реальное маскулинное).
При этом важно отметить, что Я-реальноя не совпадает с Я-Идеальным респондентов. Девочки хотели бы повысить свою маскулинность (51.6% — средний уровень выраженности по шкале Я-Идельное маскулинное), но при этом остаться достаточно фемининными (58.1% — средний уровень по шкале Я-Идеальное фемининное).
Можно сказать, что респонденты представляют идеальную девочку их возраста как имеющую одинаково выраженные и маскулинные и фемининные черты, т.е. сильную личность, самостоятельную, которая может постоять за себя, и даже возможно немного агрессивную. Поэтому здесь можно говорить о наличие полоролевого конфликта.
При этом важно отметить, что окружающие, как девочки, так и, особенно, мальчики, воспринимают респондентов, по их мнению, как более фемининных (54.9% имеют низкие показатели по шкале Женщины считают, что я Маскулинное и 54.9% имеют средние показатели по шкале Женщины считают, что я Фемининное; в отношении мальчиков – по шкале Мужчины считают, что я Маскулинное как низкие, так и средние значения имеют 48.4%, а по шкале Мужчины считают, что я Фемининное 70.9% имеют средние показатели).
Так же важно отметить, что большинство респондентов считают, что молодые люди, воспринимают их и более маскулинными и гораздо более фемининными, чем девочки их возраста.
В отношении представлении я об идеальном мужчине подавляющее большинство респондентов считают, что у него должны преобладать маскулинные черты, но при этом фемининные черты не должны отсутствовать, а так же должна быть представлены в достаточной степени (71% имеют среднюю выраженность по шкале Мужчина должен быть Маскулинное и 51.6% имеют среднюю выраженность по шкале Мужчина должен быть Фемининное).
В отношении идеальной женщины респонденты считают, что она должна быть более фемининна (61.3% — средние показатели по шкале Женщина должна быть Фемининное), однако при этом 58.1% исследуемых считают так же, что женщина должны быть и достаточно маскулина (58.1% имеют средние показатели по шкале Женщина должна быть Маскулинное).
В целом же конфликт может наблюдаться только между Я-Реальным и Я-Идеальным в отношении выраженности и наличие маскулинных/фемининных черт, и между Я-Реальным и Мужчины считают, что я. Это так же может быть связано с тем, что девочки хотят нравиться мальчикам, которым, как они считаю, больше нравятся фемининые девочки, но при этом сегодня в наше неспокойной время девочки считают, что им следует быть более маскулинными.
Статистическая обработка.
Корреляционный анализ.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течение жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике личности, как реактивная (ситуативная)тревожность.Личностная тревожностьприсуща индивиду от рождения, являться одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.Люди с перманентным чувством тревоги находятся в постоянном ожидании несчастий, болезней, смерти и т.д. У них нарушается сон и возникает ряд вегетативных расстройств. Так же имеет влияние на уровень личностной тревожности особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности подростка в семье, а с другой — все, что ограничивает социальный опыт подростка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.
Выявлены следующие взаимосвязи между показателями полоролевой идентификации и тревожности.
Показатель «Личностная тревожность» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: «Мужчины считаю, что я Фемининное» (0.41; p<0,05) «Ситуативная тревожность» (0.48, р<0,05).
В свою очередь показатель «Мужчины считаю, что я Фемининное» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими показателями, как «Мужчина должен быть Маскулинное» (0,39; р< 0,05), «Мужчины считают, что я Маскулинное» (0,37; р<0,05), «Женщины считают, что я Фемининное» (0,53; р<0,05).
Т.е. с повешением уровня личностной тревожности респондента повышаются его показатели ситуативной тревожности, увеличивается значимость Фемининных черт при взаимодействии с противоположным полом, а, соответственно, при увеличении такого показателя, как «Мужчины считают, что я Фемининное» (т.е. мнения девушек о том, что мужчины больше воспринимают и им больше нравятся их фемининные, женственные черты) повышается представление девочек о том, что у мужчины (мальчика) должны быть в большей степени выражены маскулинные, мужские черты, соответственно, изменяется общение и отношение у девочек с противоположным полом, так же увеличивается такой показатель, как «Женщины считают, что я Фемининное», т.е. девочки, женщины, в представлении респондентов, так же будут воспринимать их как более женственных. Однако возникает полоролевой конфликт с увеличением данных показателей, т.к. такой показатель, как «Мужчины считают, что я Маскулинное» так же, вместе с «Мужчины считают, что я Фемининное» увеличивается. Важно отметить что показатель «Мужчины считают, что я Маскулинное» связан прямой корреляционной зависимостью с таким показателем как «Решение проблем» (0,40; р<0,05).
Т.е. чем больше девочкам кажется, что мужчины (мальчики) склонны воспринимать их как маскулинных (считать, что у девочек больше мужских черт), тем респонденты более склонны самостоятельно решать свои проблемы, не обращаясь ни к кому за помощью. Тем, возможно, сильнее в личностном плане они себя считают. Возможно так же, что если респонденты считают, что у мужчины должны преобладать мужские качества и черты, они а сами бы они так же хотели бы в Я-Идеальном увеличения маскулинности, они будут стремиться соответствовать как мужчинам, так и своим идеалам как в жизни, при социальном общении, так и в решении возникающих проблем.
И наоборот, с понижением личностной тревожности и представления о том, что мужчины воспринимают их как более фемининны, вышеперечисленные показатели снижаются.
Статистически значимой взаимосвязи ситуативной (реактивной) тревожности с какими-либо показателями, кроме личностной тревожности, не обнаружено.
Показатель «Я-реальное Маскулинное» имеет статистически значимую прямую взаимосвязь с такими показателями, как «Я-Идеальное Маскулинное» (0,63; р<0,05), «Я-Идеальное Фемининное» (0,37; р<0,05), «Мужчина должен быть Маскулинное» (0,49; р<0,05), «Мужчины считают, что я Маскулинное» (0,58; р<0,05), «Женщина должна быть Маскулинное» (0,42; р<0,05), «Женщины считают, что я Маскулинное» (0,60; р<0,05).
Т.е. с повышением маскулинных черт в самоощущении, самопредставлении девочек повышается значимость для них как маскулинных, так и фемининных черт в идеальном представлении о себе. Но более интересным является тот факт, что при повышении, либо при высоком значении данного показателя увеличиваются у респондентов представления требования к лицам противоположного пола в сторону увеличения их маскулинных качеств, а так же в представлениях об идеальной женщине увеличивается значение наличия у таковой маскулинных качеств. Возможно, это может быть проявлением кризиса подросткового возраста, когда подросток вовсе не стремится быть похожим на родителей, а стремится найти собственную индивидуальность. А так проявлением адаптации респондентов к довольно сложным и высококонкурентным условиям окружающего мира, где необходимо добиваться всего самостоятельно и преобладание маскулинных черт может в этом помочь, т.к. эти черты ассоциируются у подростков с сильной и независимой личностью. Связь «Я-реального Маскулинного» с такими показателями как «Мужчины считают, что я Маскулинное» и «Женщины считают, что я Маскулинное» вполне логична и не требует подробного рассмотрения и объяснения.
Показатель «Я-Реальное Фемининное» имеет статистически значимую значимую прямую взаимосвязь с таким показателем, как «Женщины считают, что я Фемининное» (0,59; р<0,05), что является вполне логичным и не требует детального рассмотрения.
Показатель «Я-Идеальное Маскулинное» имеет статистически значимую прямую взаимосвязь с такими показателями, как «Я-Идеальное Фемининное» (0,57; р<0,05), «Мужчина должен быть Маскулинное» (0,51; р<0,05), «Мужчины считают, что я Маскулинное» (0,61; р<0,05), «Женщина должна быть Маскулинное» (0,41; р<0,05), «Женщина должна быть Фемининное» (0,40; р<0,05), «Женщины считают, что я Маскулинное» (0,59; р<0,05).
Показатель «Я-Идеальное Фемининное» имеет статистически значимую прямую взаимосвязь с такими показателями, как «Мужчина должен быть Фемининное» (0,39; р<0,05), «Мужчины считают, что я Фемининное» (0,04; р<0,05), «Женщина должна быть Фемининное» (0,59; р<0,05).
На основании сравнения взаимодействия этих двух показателей с другими можно говорить о том, что при увеличении как одного, так и другого показателей у респондентов увеличивается субъективное представление о том, что мужчины будут считать их более маскулинными (важно, что это представление будет возникать независимо от того, какие черты будут увеличиваться либо преобладать в будущем и в идеальном представлении – маскулинные или фемининные).
При этом представление о том, что у идеальной женщины должны преобладать фемининные черты так же характерно как для «Я-идеального Маскулинного», так и для «Я-идеального Фемининного». Поэтому здесь чётко можно наблюдать полоролевой конфликт в субъективном представлении респондентов о том, как их видят лица противоположного пола и преобладании определённых черт у идеальной женщины, которой они хотели бы стать.
Примечательно, что такая стратегия поведения, как «Избегание проблем» не только имеет низкие показатели, но так же не связана статистически значимо ни с одним из показателе.
Выводы.
1. Уровень личностной тревожности в группе респондентов немного выше статистической норме. При этом можно сказать, что высокий уровень тревожности связан с высоким уровнем фемининности, что, в свою очередь, связано с желанием нравиться мальчикам.
2. Выявлено несоответствие между тем, какими девочки видят себя в идеале, и какими, по их мнению, они должны быть, чтобы нравиться мальчикам.
3. Такая копинг-стратегия как «Избегание проблем» не взаимодействует ни с одним из исследуемых показателей и используется респондентами достаточно редко.
4. С повышением маскулинных черт в самоощущении, самопредставлении девочек повышается значимость для них как маскулинных, так и фемининных черт в идеальном представлении о себе. При этом требования к лицам противоположного пола в отношении наличия у них маскулинных качеств так же увеличиваются.
5. Существует взаимосвязь между личностной тревожностью и компонентами полоролевого поведения. Основываясь на полученных результатах можно сделать вывод о том, что гипотеза о том, что в группе девочек-подростков 11-13 лет тревожность связана с компонентами полоролевой идентификации полностью подтвердилась.
Заключение.
Полоролевая идентичность начинает формироваться у человека ещё с очень раннего возраста. Процесс этот является довольно продолжительным по времени и заканчивается только к юности. Так же следует добавить, что на формирование полоролевой идентичности влияет огромное количество факторов, как внутри семьи, где ребёнок растёт и «впитывает» поведение родителей, которому старается подражать, так и внешнесоциальных, будь то фильмы, реклама, поведение одноклассников и друзей.
Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с необходимостью не только просто взаимодействия, дружбы с противоположным полом, но так же несколько более близких отношений. Здесь перед подростком сразу встаёт проблема «Как общаться?», «Как правильно вести себя как с противоположным полом, так и в обществе?».
В возрасте 12 — 14 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни.
На основании полученных данных экспериментальную группу можно характеризовать как имеющую довольно высокий уровень личностной тревожности, что является связанным с требованием соответствовать «женскому» поведению, иметь больше фемиининных черт в глазах противоположного пола. При таком стремлении возникает конфликт с Я-идеальным, т.к. истинные стремления и желания большинства респондентов – иметь больше маскулинных черт, а следовательно, иметь более сильный характер, быть более стрессоустойчивыми.
В результате исследования выявления взаимосвязь между наличием высокого уровня личностной тревожности у девочек-подростков и компонентами полоролевой идентификации (Я-реальное, Мужчичины считают, что я.
Установлено, что с повышение мнении о преобладании у девочек фемининных качеств, что расходится с их идеальным представлением о себе, связано с представлением о них как у мальчиков, так и у лиц своего пола как о людях, которые имеют преобладание фемининных качеств. Стремление соответствовать таким представлениям и идеалам и вызывает достаточно высокую личностную тревожность
Таким образом в данной работе нам удалось установить, что существует взаимосвязь между уровнем личностной тревожности, компонентами полоролевой идентификации и использованием копинг-стратегий. Гипотеза о том, что в группе девочек-подростков 11-13 лет тревожность связана с компонентами полоролевой идентификации полностью подтвердилась
Данная тема актуальная и очень интересная. Работа требует дальнейшего исследования полоролевой идентичности и поведения на основе её в юношеском и зрелом возрасте.
Список используемой литературы
1. Алексев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. – СПб.: Речь, 2006. –
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: 2004. – 320с.
4. Вержибок Г.В. Фактор семьи в полоролевой ориентации подростков // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. – Минск, 2000 – 204 с.
5. Воротилина Т.А. Соотношение черт мужественности-женственности в структуре личности алкоголизирующихся подростков // Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов, том 116, Л., изд. Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общей редакций М.М. Кабанова, 1987, 144 с.
6. Егоров В.В. О показателе мужественности-женственности у делинквентных подростков женского пола // Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов, том 116, Л., изд. Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общей редакций М.М. Кабанова, 1987, 144 с.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины – СПб.: Питер, 2003. – 544с.
8. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра.-Л.: Медицина, 1984. – 192 с., ил.
9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков // Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов, том 116, Л., изд. Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общей редакций М.М. Кабанова, 1987, 144 с.
10. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков /
/ Вопросы психологии. – 1987. — №2. – с. 54-61
11. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. — №3. – с. 53-62
12. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 1167 с.: ил.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков – изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.:Медицина, 1983. – 256 с.
15. Реан А.А. Характерологические особенности подростков – делинквентов //Вопросы психологии. – 1991.№4. – с.139-144
16. Сезнева Т.А. Динамика системы ценностей и нравственных норм в подростковом возрасте // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. – Минск, 2000 – 204 с. 144 .
17. Слуцкин Б.М. Психопатические нарушения при ранней половой жизни у подростков женского пола // Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов, том 116, Л., изд. Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общий редакций М.М. Кабанова, 1987, 144 с.
18. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития: интеграция.
19. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии, № 3,1988, с.33- 42
20. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. — №3. – 1985. – с.84 — 90