Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей и педагогической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии

Студентки Целюк Анастасия Ивановна

Научный руководитель: Гончарик Ирина Михайловна

Минск 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Виды, процессы и механизмы памяти

.1 Память и ее виды

.2 Основные процессы и механизмы памяти

.3 Опосредованное и непосредственное запоминание

Глава 2. Исследование видов памяти

.1 Методы исследования памяти

.2 Результаты исследования опосредованной и непосредственной памяти

Заключение

Использованная литература

Введение

Говоря о человеке, о человечестве в целом, мы всегда говорим о таких понятиях, как «мышлении», «воображение», «ощущение», «память», «воспоминания» и т.д. Все эти механизмы имеют очень важное значение. Человек всегда стремится к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память — это безусловно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание ну и конечно психология в целом.

Память — самая долговечная из наших способностей. Случайно оброненное слово, может воскресить давно забытые для нас впечатления, черты лица, имя и прочее. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем » настоящим «. Тем не менее, настоящее — это продолжение прошлого, оно формируется из благодаря памяти. Именно память не дает нам потерять наше прошлое, не дает ему стать таким же недосягаемым и далеким, как будущее. Иными словами, память придает направленность времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек теряет собственное «я», перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны различные случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в миллиардах нервных клеток, образующих мозг, и в бесконечном множестве связей между этими клетками. Следы памяти — это такие процессы, которые преобразуются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их ворошим. Память — это основа способностей человека, условие учения, приобретения навыков, знаний и умений. Дальнейший прогресс без улучшения памяти человека почти не возможен.

3 стр., 1150 слов

Исследование памяти в когнитивной психологии

... расстройство кратковременной памяти. 5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации ... 1965): исследования эхоической памяти 2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти - повторение! Петерсоны. ... памяти в когнитивной психологии   1. Определение когнитивной психологии и ее предмета. 2. Основные подходы к изучению памяти: ...

Наиболее подробно вопросы памяти человека разработаны в трудах таких ученых как: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюллер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизведения в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда- то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Психические процессы, выступая основой для всех прочих психических явлений у человека, всегда будут представлять интерес для исследователей. Исследования памяти, являются актуальными в современной ситуации развития тем, что при все большем развитии техники и технологий, на наш взгляд, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, человек хочет также развиваться, как развивается материальный мир вокруг него, но с другой стороны стремительное развитие материального мира (прогресс, компьютерные и нанотехнологии и пр.) смещает акценты в духовном и психическом развитии человека. Что сказывается на процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, а также дальнейшем профессиональном обучении и развитии.

В нашей работе мы исследуем разные виды запоминания, и определим наиболее эффективный способ запоминания.

Гипотеза: Опосредованное запоминание более эффективно, чем непосредственное.

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... существует несколько прав для классификации видов памяти человека. Одно из них разделение памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, воспроизведения и сохранения материала анализатору. В ...

Цель работы: сравнение видов запоминания, выявление наиболее эффективного вида запоминания.

Задачи:

рассмотреть виды, типы и процессы памяти;

провести анализ методик исследования памяти и различных видов запоминания;

исследовать непосредственное и опосредованное запоминание;

выявить наиболее продуктивный вид запоминания.

Глава 1. Виды, процессы, механизмы памяти

.1 Память и ее виды

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития человеческой психики мы многое можем и умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти неизгладимый след, который может сохраняться достаточно длительное время и при определенных условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многие исследователи считают память «сквозным» процессом, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий остальные познавательные процессы в одно целое.

Как происходят мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже видели, мы опознаем его. Предмет нам кажется уже знакомым и понятным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем воспроизвести в нашем сознании очертания предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Именно этот процесс и называется воспроизведением. Воспроизводятся не только предметы и его образы, а так же мысли, чувства, желания и прочее. Очень важной предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление(запоминание) того, что было воспринято, и его последующее сохранение. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти, изучением того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

5 стр., 2229 слов

Характеристика памяти как познавательного психического процесса

... воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, ... осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в ...

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»).

Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную)

18 стр., 8838 слов

Развитие памяти в раннем возрасте

... методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей раннего возраста. Объект исследования: память человека. Предметом исследования является процесс развития памяти детей раннего возраста. В работе использованы ... часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть ...

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Характеристики видов памяти:

двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых выполнялись раньше. В совершенно новых условиях мы воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

6 стр., 2980 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА

... вида памяти; 2) феноменологии памяти (особенности обрабатываемого материала, коды памяти) 3) механизмах памяти; 4) факторах, влияющих на эффективность запоминания и сохранения содержания памяти; 5) ... человека, знакомится с одним из видов памяти (произвольной, образной, вербально-логической, семантической, кратковременной, оперативной, генетической, автобиографической, эйдетической, иконической, ...

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... объяснения механизмов памяти. Виды памяти Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и восп ... и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так ...

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль - при запоминании, и при воспроизведенении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного ... в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения [3]. В начале XX века ...

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл. В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на:

ПАМЯТЬ

Долговременная Кратковременная Оперативная

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

6 стр., 2818 слов

Восприятие, память(псих.ч-к)

... г, д, ж.       Тема: Память.              План: 1. Сущность памяти.  2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание.  5. Непроизв

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв).

Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти, невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Сам же переход информации из кратковременной в долговременную память связан с некоторыми особенностями. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перенести гораздо больший объем информации, чем позволяет нам кратковременная память. Это достигается путем повторения материала, который нужно запечатлеть. Благодаря этому происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

.2 Основные процессы и механизмы памяти

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное(непроизвольное) запоминание — это запоминание, без заранее сформированной цели, без вспомогательных приемов и силы воли. Это обычное запоминание того, что оказывало на нас воздействие и оставило след от возбуждения в коре нашего мозга. Лучше всего запоминается тот материал, что имеет важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,- запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;

б) прочитать материал один два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д.

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным. Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал практически не изменяется, при статическом же, он подвергается некоторой корректировке и определенной обработке.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повтор материала должен быть разным, проводиться в различных формах: при повторения факты нужно сравнивать, сопоставлять друг с другом, систематизировать. При монотонном повторении нет требующейся мыслительной активности, понижается интерес к запоминанию, а поэтому и не возникают условия для прочного сохранения. Так же важное значение для сохранения информации имеет применение полученных знаний. Когда знаниям находится применение, они запоминаются непроизвольно. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении. Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.

Формы воспроизведения:

Узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.


Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Для уменьшения забывания необходимо:

-понимание, осмысление информации

-повторение информации

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

.3 Опосредованное и непосредственное запоминание

Опосредованное запоминания -это произвольное, поэтапное запоминание, опирающееся на специальные средства(знаки, символы, схемы и др.)

Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные приемы.

Исследованием этих двух видов запоминания занимался А.Н.Леонтьев. Он, с помощью своих экспериментов хотел доказать, что с возрастом непосредственное запоминание вытесняется и сменяется опосредованным. Это происходит потому, что происходит научение более совершенным средствам запоминания и воспроизведения информации. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным». В формировании этих средств важную роль Леонтьев отводил речи. Когда происходит ее переход из внешней во внутреннюю. Так же было доказано что у дошкольников лучше развито непосредственное запоминание, у школьников оно идет на одном уровне, а затем идет совершенствование опосредованной памяти. Благодаря этим данным можно предположить, что с возрастом опосредованное запоминание может опередить непосредственное и стать более эффективным. В пользу этого предложения говорит и то, что взрослые люди, которые систематически занимаются умственным трудом и, следовательно, постоянно тренируют свою опосредованную память, при имеющемся желании и соответствующей умственной работе, очень легко могут помнить материал, не смотря на то, что обладают слабой механической памятью.

В этой главе рассмотрено понятие памяти. Память — это сложный психологический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, (забывание, сохранение, воспроизведение и т.д.) связанных друг с другом. Так же были рассмотрены ее виды и классификации различных авторов.

Глава 2. Исследование видов памяти

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

.1 Методы исследования памяти

В современных теоретических и экспериментальных исследованиях познавательных процессов все более явно происходит стирание границ, намеченных традиционной функциональной психологией, между процессами восприятия, памяти, мышления. В большой степени этому способствовало последовательное проведение принципа деятельности в исследовании процессов памяти (П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и их сотрудники) и восприятия (Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и их сотрудники).

Следует отметить, что хотя исследования этих авторов внешне были направлены на изучение той или иной функции, но по существу они давали материалы для построения гипотез о структуре и операционном составе перцептивных и мнемических процессов.

Проба на запоминание. Очень проста в предъявлении проба на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. Испытуемому зачитывают 10 двусложных звукосочетаний (ролам, вакар, сига и т.д.) и просят повторить в любом порядке те, которые он запомнил. Затем экспериментатор зачитывает эти звукосочетания повторно. Здоровые испытуемые воспроизводят их полностью после 5-6 повторений. Вариантом этой методики является так называемая телефонная проба». Порядок проведения исследования тот же самый, что и в предыдущем случае, разница состоит лишь в том, что испытуемому предлагается запомнить 7 цифр, напоминающих номер телефона.

Проба на запоминание десяти слов. Испытуемому зачитываются 10 слов, состоящих из четырех-пяти букв (т.е. один или два слога).

Слова подбираются так, чтобы между ними нельзя было установить смысловую связь и испытуемый не смог бы облегчить для себя задания, использовав определенные мнемотехнические приемы. Затем испытуемому зачитывают слова еще три-четыре раза, каждый раз прося повторить запомнившиеся в любом порядке. Затем можно продолжать обследование с помощью других методик. Через 1 — 1,5 часа испытуемого просят воспроизвести запомнившиеся слова. Обычно здоровые испытуемые воспроизводят все 10 слов после 4-5 повторений, а при тренированной памяти — уже после двух повторений.

Проба на ассоциативную память заключается в том, что испытуемому предлагают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи.

Установив, что у здоровых испытуемых объем оперативной памяти всегда меньше, чем объем непосредственной памяти, авторы этой методики пришли к выводу, что чем ближе к единице окажется получаемый в эксперименте результат, соотношения ОП/НП, тем более полно человек использует возможности непосредственного запоминания.

Шкала памяти Векслера состоит из серии методик (батареи субтестов).

Результаты, полученные по каждой из методик, суммируются, при этом учитывается специальная добавка на возраст. Психолог получает возможность оценить память не только по суммарным показателям, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных тестов от каких-то средних величин. Шкала памяти Векслера состоит из семи методик — субтестов, исследование по ним проводят в один прием и показатели регистрируют на специальном бланке.

Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приемы, к числу которых относятся метод пиктограмм и метод двойной стимуляции.

Метод двойной стимуляции разработан А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым. Сущность его заключается в том, что испытуемому предъявляют ряд слов для запоминания и предлагают к каждому подобрать какую-либо картинку, связывая ее по смыслу со словом. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. Серии картинок, используемые как вспомогательное средство для запоминания, могут быть различными по трудности ассоциирования их с экспериментальным материалом.

Метод двойной стимуляции может применяться и в другой модификации. При назывании слов испытуемый не сам подбирает картинки, а руководитель эксперимента показывает их по своему усмотрению. Воспроизведение проводится следующим образом: предъявляют по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов в обеих модификациях является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов. С целью сравнения результатов непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к употреблению специальных мнемических средств:

где V0 — число удержанных членов при опосредствованном запоминании; VH — число удержанных членов при непосредственном запоминании.

В исследованиях А. Н. Леонтьева, выполненных по методу двойной стимуляции, принимали участие умственно отсталые дети, дети дошкольного возраста, школьники и взрослые. В первой серии эксперимента определился объем непосредственного запоминания у этих групп испытуемых. С этой целью им предъявляли на слух для запоминания и воспроизведения 15 не связанных между собой по смыслу слов. Во второй серии определялся объем опосредствованного запоминания, для чего испытуемым предъявляв ли другой ряд из 15 слов одновременно с картинками — вспомогательным средством для запоминания. Полученные в исследовании данные показали, что у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста введение в процесс запоминания вспомогательного средства в виде картинок не привело к увеличению эффективности запоминания, поскольку эти испытуемые не умеют пользоваться мнемическими средствами для запоминания. У школьников с введением вспомогательных средств эффективность запоминания резко повысилась. Наконец, у взрослых различия в эффективности непосредственного и опосредствованного запоминания снова сглаживаются. Это объясняется тем, что у взрослых испытуемых запоминание и в первой серии было опосредствованным с помощью внутренних средств запоминания. Эти данные позволили А. Н. Леонтьеву построить «параллелограмм развития» — графическое отражение отношений непосредственного и опосредствованного запоминания в процессе их развития.

Метод двойной стимуляции позволяет учитывать роль активности человека в процессе запоминания и может использоваться как средство своеобразного градуирования опосредствования экспериментального материала по степени трудности образования систем связей.

память кратковременный воспроизведение опосредованный

2.2 Результаты исследования опосредованной и непосредственной памяти

В исследовании видов запоминания участвовало 30 человек в возрасте от 19 до 21 года. В группе, на одной и той же выборке испытуемых, были проведены исследования опосредованного и непосредственного запоминания.

Изучение непосредственного и опосредованного запоминания

Включает 2 серии. 1 серия направлена на выявление продуктивности непосредственного запоминания, 2 серия — опосредованного запоминания.

(неопосредованое)Экспериментатор читает испытуемому 12 отвлеченных понятий, которые ему необходимо запомнить и воспроизвести после 5 минут. Ответы фиксируются в протоколе. Слова, воспроизведенные в каждом повторении, отмечаются знаком «+». Если за одно повторение испытуемый не запомнил весь список слов, то слова читаются еще раз и так до тех пор, пока не будет запомнен весь список слов, но не более 6 повторений. В протоколе отмечается количество повторений, необходимых для заучивания.

Стимульный материал: веселый праздник, справедливость, беззубый дед, дружба, время, лень, безобразный, горе, богатство, ребро, боль, тяжелая работа.

Обработка и оценка результатов

В качестве продуктивности непосредственного запоминания (Nnнз) выступает среднее количество слов, воспроизведенных за 6 попыток:

Nnнз = (m1 + m2 … + mn) / n , где

Nnнз — продуктивность непосредственного запоминания;

m1, m2 — частные значения продуктивности запоминания;

n — число повторений, необходимых для заучивания.

На основании показателя продуктивности непосредственного запоминания вычисляется коэффициент непосредственного запоминания:

Кнз = (Nnнз / n) * 100 % , где

Кнз — коэффициент непосредственного запоминания;

Nnнз — количество правильно воспроизведенных слов;

n — объем материала (n = 12).

Результаты методики приведены в таблице 1.1. и 1.2.Общие результаты представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.1.

№ 12345678910111213Коэф. Непоср. Запоминания81%83%77%80%83%81%86%79%83%79%81%91%78%

Таблица 1.2.

№ 141516171819202122232425Коэф. Непоср.. запоминания79%78,3%79%80%83%81%83%79%80%85%77%72,2%

Таблица 1.3.

Набранные процентыКол-во испытуемыхпроцент60-70%13,3%71-80%1446%81-90%1446%91-100%13,3%

Проанализировав полученные показатели мы видим, что большинство испытуемых справились с заданием на 71-80% и 81-90%.

Испытуемому предлагается 12 понятий, которые нужно запомнить. Для того чтобы запомнить слова нужно к каждому из них нарисовать рисунок, который затем поможет их вспомнить. Качество рисунка не имеет значения, буквы и цифры изображать нельзя. Время рисования не ограничивается. После того, как рисунок к слову сделан, следует спросить у испытуемого, как назвать рисунок и попросить дать пояснение, почему такой сюжет был выбран. После пятнадцатиминутной паузы испытуемые по своим рисункам воспроизводят слова — стимулы; в протоколе правильно воспроизведенные слова отмечаются знаком «+»; или записывается слово, которым испытуемый заменил запоминаемое слово.

Стимульный материал: красивый, надежда, легкий, зло, учитель, счастье, скромность, печаль, путь, старость, труд, любовь.

Результаты исследования приведены в таблице 2.1. и 2.2.

Таблица 2.1.

0 ошибок2583,3%1-426,67%5-8310%9-1200%

Таблица 2.2.

1 ошибка4 испытуемых13,33%2 ошибки1 испытуемый3,3%3 и более0 испытуемых0%

Проанализировав данные в таблице показатели, что больше половины испытуемых справились с заданием без ошибок. Большинство совершенных ошибок были допущены в середине исследования, где были использованы более сложные слова.

Общий вывод по результатам исследования:

Если посмотреть на результаты исследования, то можно увидеть, что опосредованное запоминание более эффективно, чем непосредственное, так как 83% испытуемых не допустили ошибок при выполнении задания. При непосредственном же испытуемым требовалось минимально 3 попытки, чтобы воспроизвести все слова верно.

Так же можно добавить, что при проведении исследования испытуемые отмечали, что легче воспроизвести слово тогда, когда есть некие вспомогательные символы.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие памяти, её виды, классификации, механизмы. Коснулись вопросов предотвращения забывания.

В практической части работы мы провели исследования типов запоминания и выявили более эффективный тип запоминания, им оказалось опосредованное запоминание.

Благодаря полученным данным, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась, так как испытуемые лучше запоминали посредством неких вспомогательных стимулов. Этими стимулами может быть что угодно, в нашем случае это ассоциативные рисунки.

Тем не менее, очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований память еще не достаточно изучена, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей, ведь всегда существуют некие исключения.

Использованная литература

1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю. М. Забродина. — М.: Прогресс,1980. — 528с.

.Венгер М.В., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988. — С. 176-180, 195-199, 207-211, 217-220.

.Выготский Л. С. Психология. — М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000 г. — 1008с. (серия «Мир психология»).

.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. В 6 т., — М., 1982. Т. 2. — С. 31 — 62.

.Выготский Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций // Собр. соч. В 6 т., — М., 1983. Т. 3. — С. 381 — 395.

6.Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: Книжный дом, 1999.

.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 276с.

8.Гиппенрейор Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2000. — 336с.

.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — М., 1997.

10.Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М: Международная педагогическая академия, 1994. 152с.

11.Джеймс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991.

.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Прогресс, 1961. — 562 с.

13.Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. — 142 с.

.Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.

15.Смирнов А.А. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1987. Т. 2: Психология запоминания.