Размещено на http:///
Размещено на http:///
Министерство образования и науки РФ
Омский государственный педагогический университет
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии детства
Курсовая работа бакалавра
ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе
- 1.1 Научные подходы к пониманию сопровождение образовательного процесса
- 1.2 ИКТ, используемые в образовательном процессе начальной школе
- Глава 2. Эмпирическое исследование использования ИКТ В образовательном процессе начальной школы
- 2.1 Выявление возможности использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса начальной школы
- 2.2 Использование ИКТ в образовательном процессе МОУ «Цветнопольская СОШ»
- Заключение
- Список литературы
Введение Данная работа посвящена изучению информационно коммуникационные технологии (ИКТ) в сопровождении образовательного процесса в начальной школе. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение. В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в сопровождении преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий по сопровождению образовательного процесса должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды
Объект данного исследования: Сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников ...
... В данном исследовании под профильным обучением в общеобразовательной школе понимается система организации образовательного процесса, обеспечивающая успешное профильное и профессиональное самоопределение учащихся средствами ... старшеклассников с профилем их обучения; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Таким образом, основная ...
Предмет исследования: Использование ИКТ в сопровождении в начальной школе.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и описание возможности использования ИКТ по сопровождению образовательного процесса в начальной школе.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Изучить научные подходы к пониманию сопровождения образовательного процесса в начальной школе.
2. Описать ИКТ, используемые в образовательном процессе начальной школы.
3. Выяснить возможности использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса начальной школы.
4. Исследования использования ИКТ в образовательном процессе МОУ «Цветнопольская СОШ».
Гипотеза: Если использовать ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе, то процесс обучения будет более эффективный.
В данной работе были использованы методы:
· Теоретические методы исследования (теоретические анализ и синтез, мысленный эксперимент, классификация, др.)
· Эмпирические методы исследования (опрос учителей, анализ тематического плана, беседа с заучем, педагогом-психологом и др.)
Этапы исследования:
I. Этап исследования — поисковый — проведено накопление эмпирического материала и осмысление опыта использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе. Осуществлен теоретический анализ и синтез результатов научных исследований по проблеме использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса начальной школе. Сформирован понятийный и научный аппарат исследования.
II. Этап исследования — опытно-экспериментальный — осуществлён анализ результатов диагностики использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы
III. Этап исследования — обобщающий — проведены анализ и обобщение результатов опытно экспериментальной работы по выявлению применения ИКТ в сопровождении образовательного процесса начальной школы.
Структура работы: Работа состоит из введения, основной части (состоящей из 2 глав), заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе 1.1 Научные подходы к пониманию сопровождение образовательного процесса Сопровождение — это система профессиональной деятельности администрации, педагогов и психолога, направленная на создание оптимальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка, способствующая их развитию, осознанному и самостоятельному профессиональному выбору в ситуациях школьного взаимодействия.[4] Образовательный процесс — представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие. Это и собственно учебное или, точнее, учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя (студента — преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному воздействовать на учебно-педагогическое взаимодействие. Рассмотрим первый план этого взаимодействия по схеме «ученик — учитель». Оно реализовывалось в истории учения в разных формах: индивидуальной работы с Мастером, Учителем; классно-урочной работы (со времен Я.А. Коменского); [11] Образовательный процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.[11] Выделяются следующие виды сопровождения:
Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...
... старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности способствуют совершенствованию элементарных навыков ... дошкольного возраста к начальному обучению в школе в самостоятельный ... школе является одной из ключевой в психолого-педагогических исследованиях (Благовещенский В., Выготский Л. С., Китерман Б., Лямина Г. М., Ушакова Т., Цейтлин С. Н.). Современные школьные образовательные ...
· Научно-методическое сопровождение деятельности учителя — это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер[15] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие преимущества: более индивидуализировано и гибко; имеет более тонкую инструментовку; в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом; более много аспектно; предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения; осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур; необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития; несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений; имеет постоянный характер.
· Психологическое сопровождение личности — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия (М.Р. Битянова, 2000) [14]
· Информационное сопровождение образовательного процесса (ИСОП) представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности. Реализация всех рассмотренных направлений ИСОП дает возможность адаптации субъекта образовательной деятельности к условиям современного информационного общества.
В научной литературе рассматривается много видов сопровождения, но в данном исследовании остановимся на рассмотрении информационного сопровождения образовательного процесса.
1.2 ИКТ, используемые в образовательном процессе начальной школе
Начальная школа — фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе — местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Современные средства обучения (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные)
... целей образования. К информационно-образовательной среде мы относим информационные ресурсы Интернет, средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения информацию. Комплексное использование Т. с. ... процессе в качестве инструмента их деятельности Назарова Т.С Полат Е.С К техническим средствам обучения следует отнести средства обучения, требующие для проявления заложенной в ...
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
По мнению Зайцевой С. А.[25] в настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
1. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
2. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
3. Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
4. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
5. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
6. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
7. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
8. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
· вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
· трансдьюсерные — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
· комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
Технологии развивающего обучения
... - субъект своего развития В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию ...
· графические — представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
· моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
И.В. Роберт [20] применительно к учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения (ПСУН):
1. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
2. осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
3. осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
4. высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
5. визуализировать учебную информацию;
6. моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
7. проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
8. формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
9. развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
10. усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
11. формировать культуру познавательной деятельности и др.
Для того, чтобы успешно применять ИКТ в методической работе (как учебно-методической, так и научно-методической направленности) преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно- коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников в новых условиях.
По мнению Гусевой А. И. [3] к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:
* Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;
* Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;
* Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов;
* Широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;
* Средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий).
* Основными задачами профессиональной подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий в образовании являются:
* подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
* владение современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
* обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
* обучение эффективному применению средств ИКТ в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
* ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе — «Виртуальная реальность»), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития ...
... Использование информационных-коммуникационных технологий в образовательной деятельности». Тема выступления ««Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов». ... -методологич. разработок; 3) анализ литературы «Информационно-коммуникационные технологии обучения в начальной школе как способ формирования УУД». 1)апробация ...
* развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю информатики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.
Основными типами уроков, по мнению Гусева А.И. [3], используемые в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
· комбинированный урок
· урок — контроль и коррекция
· урок совершенствования знаний и умений
Ковалёва А. Г. [18] выделяет следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
I. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;
Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.
IV. Педагогическая реализация
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.
V. Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной школе
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности. Свои первые уроки я создавала при помощи программы Power Point. В них ещё не было анимации и сложных спецэффектов, которые я освоила позднее. Но эти уроки помогли моим второклассникам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса.
Ведение уроков со средствами информационных технологий позволяет повысить уровень первоначального усвоения нового (до 75 %).У ребят появляется желание учиться, ходить в школу. Ученики с хорошим, рабочим настроением учатся. Многие проявляют интерес к таким сложным наукам, как русский язык. Ребята, проявляя интерес и обладая пользовательскими умениями, вместе с родителями участвуют в виртуальных викторинах и конкурсах.
Однако в начальной школе необходимо соблюдать некоторые меры безопасности для сохранения здоровья школьников и достижению успехов в обучении и воспитании:
1.Учителю следует определить, какие темы следует освещать с помощью ИКТ и для решения каких дидактических задач;
2.Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
3.Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, цвет, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий);
4.Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
5.На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
6.Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов;
7.Анимация возможна один раз в течение 5 минут;
8.Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий;
9.Использование ИКТ на уроках допустимо в один учебный день на одном, двух уроках, не следующих друг за другом;
10.Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут;
11.Обязательное выполнение физкультминуток и «зарядок для глаз».
Профессор МЭСИ А.А. Андреев [20] так классифицирует спектр педагогических проблем, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе.
* Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно — категориального аппарата.
* Проблема оптимального состава учебно — методических комплексов (УМК) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.
* Проблемы оптимизация психолого — эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
* Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:
· применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
· дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации;
· позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Глава 2. Эмпирическое исследование использования ИКТ В образовательном процессе начальной школы 2.1 Выявление возможности использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса начальной школы Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
По мнению Павловой С. А. [21] внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;· большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность — существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;· высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;· мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения — от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса. Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность.
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Внедрение компьютеров по мнению Ефимова В. Ф. [16] перспективно, так как:
· повышает эффективность проведения урока;
· организует режим индивидуального опроса;
· усиливает интерес учащихся к уроку.
В работах Павловой С. А. [21] показано, что внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. “Презентация” — переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
При разработке презентации учитывается, что она:· быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;· вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;· усиливает воздействие выступления.
Рассмотрим использование информационных технологий на уроке математики в начальной школе на примере электронной презентации — Power Point «Знакомство с числовыми выражениями». Она выполняет обучающую функцию.
В основе создания слайдов лежит содержание программы «Гармония» Н.Б. Истоминой.
Целью данного урока является формирование понятий «числовое выражение», «математическое выражение»; «значение числового выражения»; понятия «соответствия»; закрепление умения находить значение любого числового выражения; развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.
Презентация «Знакомство с числовыми выражениями» предназначена для наглядного представления системы заданий по теме данного урока и их коллективного выполнения.
Работа с данной презентацией рассчитана на 12 минут урока.
Первый слайд. Титульный лист, на котором указываются наименование темы и класс.
Второй слайд. Учащимся предлагается определить, какой из рисунков соответствует выражению 4 + 3. В качестве рисунков выбраны изображения конечных множеств, элементами которых являются геометрические фигуры.
Работая с числовыми выражениями, учащиеся опираются на количественную теорию целого неотрицательного числа, на умения соотносить множество предметов этого множества и установления соответствия между данным числовым выражением и рисунком.
Выполнив задание, учащиеся переходят к более сложному заданию, изображенному на третьем слайде.
Выполнение задания требует от учащихся проявления таких качеств, как способность видения и перенесения знакомой ситуации (слайд 2) к новой проблеме.
Для выполнения задания учащимся необходимо установить взаимно однозначное соответствие между множеством математических (числовых) выражений и множеством рисунков, являющихся предметным отображением соответствующих числовых выражений.
На четвертом слайде требуется определить, какому рисунку соответствует приведенное числовое равенство.
Выполнение задания требует актуализации усвоенных знаний: умения привлечь ранее полученные знания для установления соответствия между предложенным рисунком и числовым выражением. Кроме того, выполняя задание, учащиеся осознают состав числа в пределах десяти на основе прибавления по частям.
Пятый слайд. Представленные на нем задания усложняются: на рисунках изображены ряды объектов конечных множеств, упорядоченных по возрастанию количества элементов, содержащихся в конкретном множестве, и ряды числовых выражений. Учащиеся должны определить соответствие между рядом предметных множеств и рядом числовых выражений, установив правило и получения каждого следующего предметного множества и соответственно числа.
Остальные задания аналогичны предыдущим и направлены на закрепление навыков нахождения значений числового выражения, сравнения числовых выражений и установления соответствия между элементами рассматриваемых множеств и числом элементов конечного множества.
Следует отметить, что математическое определение числового выражения является сложным и недоступным для понимания младшим школьникам. Поэтому в соответствии с дидактическими принципами формирования понятий работа с числовыми выражениями должна строиться последовательно, от этапа к этапу, с соблюдением логики преемственности математического образования.
Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.
Эта разработка может быть использована на уроке математики в первом классе начальной школы по любой из существующих в настоящее время программ обучения.
Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.
При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
По мнению Трофимова Р. Я. [10] грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
· активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
· достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
· развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
· снижению дидактических затруднений у учащихся;
· повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
· приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
2.2 Использование ИКТ в образовательном процессе МОУ « Цветнопольская СОШ» В процессе эмпирического исследования был проведен опрос учителей, завуча, педагога — психолога и др. В ходе исследования в МОУ « Цветнопольской СОШ» учителям предлагались не только закрытые вопросы об их отношении к применению ИКТ, но и давали им возможность выразить собственное мнение о том, какие последствия информатизации системы образования представляются им наиболее важными. В результате были получены высказывания, которые были подвергнуты специальному контент-анализу. Следует обратить внимание на то, что применение данного метода позволяет дать качественно-количественную оценку отношения учителей к внедрению ИКТ в процесс образования. Полученные высказывания учителей преимущественно касались четырех различных объектов:
1. Школы как организации и «субъекта» образовательного процесса,
2. собственно учителя и его профессиональной деятельности,
3. модернизации учебного процесса,
4. самих подростков.
При этом характер высказываний учителей относительно подростка можно разделить на две категории:
1. высказывания о влиянии ИКТ на подростка как на школьника (субъекта учебной деятельности),
2. высказывания о влиянии ИКТ на личность подростка.
Таким образом, в ходе контент-анализа все высказывания учителей были разделены на пять категорий:
— высказывания о школе
— высказывания об учебном процессе
— высказывания об учителе и его профессиональной деятельности
— высказывания о подростке как школьнике
— высказывания о подростке как личности
После классификации высказываний по выделенным категориям они были также дифференцированы по своему содержанию на две группы:
1. Фиксирующие положительные,
2. отрицательные эффекты ИКТ.
В целом внедрение ИКТ в процесс образования оценивается учителями положительно (95,2% всех высказываний), и лишь незначительная часть высказываний характеризует негативные последствия влияния ИКТ (4,8% всех высказываний).
Следует также обратить внимание на то, что наиболее часто высказывания учителей касались влияния информатизации на учебный процесс (40,9% всех высказываний).
Отметим также, что примерно с такой же частотой учителя высказывались о влиянии ИКТ на подростка: к категории «подросток как школьник» относится 23,4% всех высказываний, а к категории «подросток как личность» — 20,6%. Остальные высказывания относятся к категориям «учитель и его профессиональная деятельность» — 9,8% и «школа» — 5,3% всех высказываний.
школа обучение коммуникационный педагог
Частота высказываний учителей о последствия внедрения компьютеров в школьное образование в зависимости от их направленности и характера (%)
Категории |
Доля позитивных высказываний % |
Доля негативных высказываний % |
Всего % |
|
школа |
97, 6 |
2, 4 |
5, 3 |
|
учитель и его профессиональная деятельность |
92, 2 |
7, 8 |
9, 8 |
|
подросток как личность |
87, 7 |
12, 3 |
20, 6 |
|
подросток как школьник |
95, 7 |
4, 3 |
23, 4 |
|
учебный процесс |
99, 1 |
0, 9 |
40, 9 |
|
Рассмотрим высказывания учителей более подробно. Как мы уже отмечали, характеризуя влияние ИКТ на учебный процесс, наиболее часто учителя фиксируют именно его позитивную сторону. При этом положительные высказывания учителей об учебном процессе можно условно разделить на три основных подгруппы.
Первую подгруппу высказываний составляют те, которые фиксируют позитивную роль ИКТ в организации учебного процесса на современном уровне.
Например, «улучшение качества преподавания предмета»; «современная технология в обучении»; «расширение межпредметных связей»; «разнообразие видов работ с учащимися»; «оптимизирует учебный процесс».
Отдельно в этой подгруппе следует отметить частоту упоминания учителями «повышения наглядности и интереса к учебе» и т.п.
Ко второй подгруппе можно отнести высказывания учителей, направленные на оценку роли ИКТ в повышении объективности контроля знаний. Например, «возможность быстрого и эффективного оценивания»; «контроль знаний в подготовке к ЕГЭ»; «автоматизация проверки знаний»; «повышение уровня контроля ЗУН» и др.
И, наконец, третью группу составили высказывания о возможностях получения дополнительного и дистанционного обучения: «дает возможность дистанционного образования»; «возможность дополнительного образования»; «дистанционное обучение детей, обучающихся на дому»; «возможность обучения в интерактивном режиме» и др.
Оценивая влияние ИКТ на подростка как школьника, учителя чаще всего отмечают, что благодаря компьютерным технологиям у подростка появляется возможность для эффективного контроля своих знаний и способностей. Также здесь фиксируется позитивное влияние информатизации образования на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника и повышение интереса учащихся к предмету. Наиболее показательными в этом отношении являются следующие высказывания учителей: «формирование у школьников навыков планирования своей деятельности»; «повышение уровня самостоятельной работы учащихся»; «формирует навыки самоконтроля»; «повышается интерес учащихся к предмету» и т.п.
Высказывания учителей, характеризующие позитивное влияние компьютерных технологий на личность подростка в большей степени касаются овладения компьютером как особым культурным средством, которое, по мнению учителей, должно способствовать не только самореализации, но и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Наиболее типичные высказывания в данной категории: «развитие творческой самостоятельности учеников»; «подготовленность учеников к жизни»; «способствует социализации учащихся и освоению ими современных технологий»; «умение применять полученные знания в жизни»; «повышение их конкурентоспособности» и др.
Что касается высказываний учителей о влиянии ИКТ на их собственную профессиональную деятельность, то сюда вошли высказывания, указывающие на роль компьютерных технологий в облегчении организации профессиональной деятельности и на возможность их использования для повышения профессионального уровня. Например, «повышается качество образования»; «облегчение работы преподавателя»; «удобство отчетности при наличии материалов в электронном виде»; «уменьшение времени на подготовку к уроку»; «повышение профессиональной квалификации учителя» и т.п.
Высказывания учителей, вошедшие в категорию «школа», в основном связаны с повышением престижа школы, возможностью участия школы в различных образовательных проектах, облегчением документооборота в школе. Например, «повышает престиж школы»; «повышение статуса школы»; «участие в олимпиадах»; «возможность участия в различных фестивалях и конкурсах»; «удобнее и быстрей работать с документацией» и др.
Если обратиться к негативным высказываниям учителей, которые вошли в различные выделенные нами категории, то здесь наиболее распространенными оказываются высказывания, связанные с негативным воздействием компьютера на здоровье учащихся («нарушение режима дня»; «нагрузка на органы зрения» и др.), а также опасения, связанные со снижением значимости чтения книг среди учеников («понизится читаемость»; «перестанут читать»; «понизится интерес к книгам» и др.).
Довольно часто встречаются также высказывания, где учителя отмечают: «формирование зависимости от компьютера»; «понижение уровня культуры учащихся»; «негативное влияние на нравственное развитие детей многих сайтов Интернета»; «чрезмерное увлечение компьютерными играми».
Помимо этого, отдельные преподаватели фиксируют в своих высказываниях следующие опасения: усиление разрыва между учителем и учеником»; «снижение уровня эмоционального межличностного общения между учителем и учеником».
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в целом внедрение ИКТ в процесс образования оценивается учителями положительно, и лишь незначительная часть высказываний характеризует негативные последствия внедрения ИКТ в образование в большей степени это связано с их опасениями по поводу того, что использование компьютерных технологий может отрицательно сказаться на состоянии здоровья, развитии личностных качеств школьника, его приобщении к культуре.
Заключение В ходе курсовой работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и описать возможности использования ИКТ в сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи исследования:
· Изучены научные подходы к пониманию сопровождения образовательного процесса;
· Описаны ИКТ используемые в образовательном процессе начальной школы;
· Выявлены возможности ИКТ в сопровождения образовательного процесса;
· Исследовано использование ИКТ на практике в МОУ «Цветнопольская СОШ»;
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
На современном этапе развития образования именно информационные технологии, используемые в сопровождении образовательного процесса, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы.
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс является появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Список литературы 1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003. 2. Волокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.Молокова // Учебное пособие. — 2005. — №1. — С.119-123 3. Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие — М. 2006
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.
5. Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
6. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 3-е изд. испр. — М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.
8. Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 124 с. 9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. — М., 2002.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2001. — 272 с.
11. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие 12. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
13. Атапина Т. В. . Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г
14. Организация психологической работы в школе [Текст] : методический материал / М. Р. Битянова. — [3-е изд., стер]. — . — М. : Генезис, 2000. — . — 298 с
15. Винтер, Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов. // Высшее образование сегодня. — 2008.
16. Ефимов В.Ф. Использование информационно — коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г
17. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
18. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
19. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. [Текст]: Начальная школа.- 2006г.- № 11.- с.87
20. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
21. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
22. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 (Санитарные правила и нормы. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»)
23. Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
24. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы Научно-практической конференции «Интернет-технологии в современном школьном образовании» [Электронный ресурс]:
25. Сайт «Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]:
26. Сайт «Фестиваль педагогических идей» [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/
Размещено на