Игры в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

колледж «Дорогомилово»

Игры в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность — Специальное дошкольное образование

Москва 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Психолого-педагогическое обоснование использования игровой деятельности

1.1. Игра, понятие игры

1.1.1. Классификация игр

1.1.2. Влияние игр на психическое и физическое развитие

2. Понятие речи

2.1. Значение речи

2.2. Развитие речи

3.3 Нарушения речи — Общее недоразвитие речи

3. Теоретические основы игровой деятельности детей-дошкольников с нарушениями речи

3.1. Игровая деятельность

3.1.1. Развитие игровой деятельности дошкольников

3.2. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи

3.3 Роль и место игры в коррекции речевых нарушений

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения.

В последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. Если в 80−90-е годы около 30% старших дошкольников и 5−7% младших школьников имели различные речевые нарушения, то теперь эти цифры многократно возрастают. К тому же из детей-шестилеток, ежегодно направляемых в логопедические группы, в среднем 90% имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость. Из них у 80% узкий диапазон эмоциональной выносливости, они не могут воспроизвести свои действия перед зрителями; 73% испытывают неуверенность во всем, что делают; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность в зависть. Почти для всех них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых. Нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, и исправлять это намного сложнее и длительнее.

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... личностных образований Еще в учебнике Психодиагностика нарушений развития личности детей и подростков. Существует множество определений ... эмоций, бедность воображения и творчества в их игровой деятельности, некоторое её однообразие, повышенный (эйфорический) ... сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, ...

Игра — эффективный метод коррекционно — педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Важным моментом при подготовке к школе детей с нарушениями речи становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод — использование игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время — основного вида деятельности дошкольников. Поэтому детям с тяжелыми нарушениями речи, необходимо в игровой форме предлагать задания, направленные на формирование навыков звукового анализа (разложение слова на отдельные звуки) и синтеза (складывание слова из отдельных звуков), обучение чтению, развитие речи, предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: нарушение письма и нарушение чтения. Систематическое использование игр и игровых приемов на логопедическом занятии оказывает большое влияние на развитие речи и обучение чтению детей, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфии, дислексии.

Цель работы: Определить роль игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Задачи:

1) Изучить понятие «игра», определить влияние игры на развитие детей дошкольного возраста

2) Изучить понятие «речь», «нарушение речи» (ОНР)

3) Выявить особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

10 стр., 4643 слов

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

... смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры. Ход игры: Одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие - ... ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры. Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. ... закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Ход игры: Дети стоят в кругу. Водящий встает в середину ...

4) Определить роль игры в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ИГРА, ПОНЯТИЕ ИГРЫ

Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам)…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под игрой традиционно понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.

Речь — одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие.

У детей с выраженными нарушениями речи игровая деятельность затруднена. Это проявляется, по данным многочисленных исследований, в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой тематикой, в недостатке творческого подхода таких дошкольников к игре, повышенной отвлекаемости и т. п. Однако, как отмечают дефектологи, в условиях специального обучения возможно некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

... и становится активным субъектом учебной деятельности. Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен: - освоить ... ; - использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня; - ... памяти, графы, модели, разработки дидактических игр) Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1 ...

Выделяются три основных аспекта направления психического развития в игре: осознание ребенком различного рода отношений между людьми, самого себя и своего места в мире, расширения круга мотивов и представлений; развитие способности создавать обобщенные, типичные образы предметов и явлений и совершать их мысленные преобразования — расчленять и комбинировать их самым различным образом; овладение основами кооперации — средствами и способами общения, раскрытия себя и понимания другого, т. е. теми качествами, которые позволяют человеку жить в согласии с другими людьми. Таким образом, игровая деятельность может быть активна использована в коррекционной работе с детьми с ОНР. Однако она в своем содержании должна иметь ряд особенностей, а так же при реализации ее как способа коррекции необходимо учитывать специфику развития детей дошкольного возраста с ОНР.

Игра как средство коррекционной работы обладает богатым потенциалом и должна использоваться как в условиях специальных образовательных учреждениях, так и дома.

В курсовой были рассмотрены понятия «игра», «речь», «нарушения речи», определена роль игры в развитии детей дошкольного возраста и в коррекции речевых нарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.Д. Шадриков. 2.3. Готовность детей к обучению // ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. — М.: Логос, 1996.

2. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Вып.1 — Саратов: слово, 2002 — с.12−15;

12 стр., 5786 слов

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология»

... и ответах/ Под ред. В.А.Лабунской.– М.: Гардарики, 1999. Дополнительная: Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд.2 ... (объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.), методы их исследования и коррекции (интроспекция, тесты, движения глаз и т.д.). Психологические теории внимания ...

3. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993, № 4 — с.37−42;

4. Душков Б.А., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф., Смирнов Б.А. 8.4. Математическое моделирование деятельности оператора: модели оператора // Основы инженерной психологии. — 1977.

5. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2-е изд. — М.: просвещение. 1979 — с. 192;

6. Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002 — с.680;

7. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2008

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под редакцией Т.В. Власовец. — М.: Академия, 2002 — с. 200;

9. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / Под редакцией Л.В. Кузнецовой, М., 2002 — с.235−240;

10. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 2;

11. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование: Учебное пособие. Под редакцией Л.В. Шиповой, Саратов, 2004 — с.44;

12. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001 — с.400;

13. Специальная психология. Учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003 — с.64;

14. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Под редакцией В.И. Лубовского — 3 изд., стер. — М.: Академия, 2006 — с.464];

22 стр., 10893 слов

Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения

... Кафедра философии и политологии ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Учебное пособие для студентов всех форм обучения Кемерово 2009 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ... 13. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] /Под ред.Л.Ф. Бурлачук. – Киев: Наукова Думка, 2005. ... Фиксируется время выполнения задания, количество ошибок, на основе анализа результатов определяется уровень распределения и переключения внимания ...

15. Трофимова Н.М. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. С-Пб.: Питер, 2006 — с.304;

16. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004 — с.224;

17. Шмаков С.А. ГЛАВА III ПРИРОДА И СТРУКТУРА ИГРЫ // Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.

Интернет источники

18. wiki/

19.

20. >

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector