Содержание
Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации дошкольников в процессе игровой деятельности
1.1 Социализация детей дошкольного возраста_________________________5
1.2 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника__________________ 11
Глава 2. Сюжетно-ролевые игры как формы организации культурно-досуговой деятельности дошкольника
2.1 Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте_________17
2.2 Роль игровой деятельности дошкольников на примере работы Детского сада № 492 Фрунзенского района г. Минска__________________________ 24
Заключение ______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34
Введение
На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социальных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими.
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальных навыков — способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.
В работах Г. А. Берулава, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия — через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности
... знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы. 1. Особенности развития игр Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, ...
Целью исследования является определение роли игровой деятельности в процессе социализации детей.
Объектом исследования выступает игровая деятельность ребенка дошкольного возраста.
Предметом исследования является условия для социализации детей дошкольного возраста.
Методами исследования являются:
1.Анализ и синтез литературы по проблеме исследования.
2.Невключенное наблюдение.
Глава 1. . Теоретические аспекты социализации дошкольников в процессе игровой деятельности
1.1 Социализация детей дошкольного возраста
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Социальное развитие (социализация) — «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» [9, с. 18].
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста — процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.
По мнению Р. Стеркиной, содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности [17, с. 28].
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.
Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого — приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.
Социальная работа как профессиональная деятельность 2
... деятельности. Группы принципов социальной работы: общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.); социально ...
Развитие социальных навыков — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
По мнению Г.М. Андреевой, огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам [3, с. 186].
По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития — нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.
Т.М. Бабунова считает, что реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики [1, с. 78].
А.В. Мудрик считает важной ступенью социального развития ребенка, формирование у него социальных навыков.
Навык — «автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий» [13, с. 135].
В дошкольном возрасте у детей активно развиваются социально бытовые и социально — коммуникативные навыки.
Выделяют следующие группы социально — бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте:
— навыки по уходу за собой: умение одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться туалетом;
Деятельность социального педагога в ДОУ
... и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей. Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха ...
— навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.;
— элементарные движения: умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы, сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.;
— навыки, относящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить для куклы одежду, постирать для куклы и т.д.;
— уход за помещением: умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и выключить свет.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем социально бытовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Формирование данной группы навыков осуществляется в рамках трудового воспитания детей [7, с. 34].
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.).
Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность [6, с. 49].
Хозяйственно — бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Определяя содержание и последовательность обучения детей социально — бытовым умениям и навыкам, необходимо учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно — гигиенические требования к его организации.
В ходе обучения социально — бытовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять сам……..
Список использованной литературы
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 1997. — 66 с.
2. Бабаева, Т.И. В игре ребенок познает мир, общается / Т.И. Бабаева. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 56 с.
3. Бабунова, Т.М. Актуальные проблемы дошкольного образования / Т. М. Бабунова; под ред. Т. М. Бабуновой. — Магнитогорск : Сфера, 2003. — 186 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — М. : Академия, 2008. — 284 с.
5. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский. — М., 1982. — 104 с.
Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего ...
... математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона). Эмпирическая база: дети старшего дошкольного возраста, всего 30 человек. 1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие ...
6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004. — 146 с.
7. Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. — 1992. — №2. — С. 18-24.
8. Загуменная, Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников / Л.А. Загуменная. — М.: Академия, 2003. — 34 с.
9. Иванова, Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание/ Н.О. Иванова. — 2001. — №4. — С. 34-41.
10. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании — развитие социальных навыков дошкольников / О. Князева. — Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9. — с.79-82.
11. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. — Журнал «Детский сад от А до Я» — 2004. — № 5. — С. 28-35.
12. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — с. 96.
13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 314 с.
14. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Д. В. Сергеева. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 114 с.
15. Смирнова, Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание / Е.Смирнова. — 2004. — №3. — С.69-71.
16. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова. — Дошкольное воспитание. — 1999. — № 10. — С. 32-39.
17. Стеркина, Р. «Я, ты, мы»: программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 7. — С. 21-35.
18. Эльконин, Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин. — М., 1978. — с. 45.