Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Теоретические аспекты дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности дошкольного возраста. . . . . . . . . .5

1.2. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста.12

1.3. Гендерные различия в дошкольном возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . .17

Глава 2. Опытно — экспериментальное исследование

2.1. Организация исследования и характеристика психодиагностических методик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития мышления у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте и психолого-педагогические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Список использованной литературы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Введение

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятии (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь посредством мышления.

Способность к мышлению формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Так как мышление — высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей.

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ ...

... речи детей данной категории. 3. Провести констатирующее обследование психоречевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией и наметить пути ее коррекции, проанализировать результаты. ... просодической стороны речи при дизартрии обусловлено следствием поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом: - периферических двигательных нервов, обеспечивающих ...

В последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С.Кон, Т.А.Репина, В.А.Крутецкий, Ш.Берн, В.Е.Каган).

Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендорной специфики мышления остается практически не изученной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны (И.Я.Каплунович, А.Л.Сиротюк).

В то время как проблема возникновения и развития мышления у ребенка обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Однако за последнее время наиболее распространенным явилось представление о пути от более примитивных его форм к все более совершенной, каковой является словесно-логическое мышление (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Минская Г.И. Штерн В).

Цель нашего исследования: провести сравнительный анализ уровня развития мышления мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

Объектом исследования в данной работе является мышления детей дошкольного возраста.

Предметной областью исследования является отличительная особенность развития мышления у дошкольников мужского и женского пола.

Основу гипотезы составило предположение о том, что: развитие мышления у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте имеют свои различия. Развитие мышления у мальчиков выше, чем у девочек.

Задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

— подобрать методы и методики исследования мышления;

— выявить степень сформированности мышления детей дошкольного возраста;

— провести сравнительный анализ, сделать выводы, сформулировать психолого-педагогические рекомендации.

Методы исследования: научный анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий эксперимент; математико-статистический анализ данных и интерпретация полученных результатов.

База экспериментального исследования: в исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, в количестве 24 человек, из них 12 мальчиков и 12 девочек.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст — этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет[16].

Восприятие (англ. perception) — сложный психофизиологический процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т, е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей [4].

12 стр., 5983 слов

Исследование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

... Объект исследования– эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду. Предмет исследования– процесс педагогического и правового обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Цель исследования – ... всей работы является заведующая дошкольным учреждением. Именно руководителю принадлежит важная роль в формировании правового мышления участников образовательного процесса, ...

Совершенствование перцептивных действий и овладение новыми типами таких действий обеспечивает прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т. е. приобретение им большей точности, расчлененности и других важных качеств. Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие способностей.

Внимание (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие информации и выполнение поставленных задач.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т. е. фактически не является произвольным.

От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам.

В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.

Память (англ. memory) — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал [11].

Первые ……..

Список литературы

1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск,1989.

2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК,2001

3. Вархотова Е.К., Дятко Н.В, Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе, практическое пособие для педагогов и школьных психологов., -М., 2003

4. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-Ч.II.- М.,1981.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...

5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.-М., 1979., 49-68

6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1984., 67-74.

7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.-М., 1985.

8. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии.- 1988.- № 16.

9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.- М., 1984.

10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.-М., 1986.-Т. 1.,154-215 с.

11. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие.- М., 1978., 26-61.

12. Истомина 3. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II.-М., 1981.

13. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.

14. Катаева И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. — М., 2004.

15. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка.В играх, тренингах, тестах, -Ростов-на-Дону, 2002

16. Мещеряков Б.Г., В. П. Зинченко Большой психологический словарь, 3-е изд., 2002 г.

17. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.-М., 1985., 238-251.

18. Немов Р.С_ Психология Кн 2_Психология образования_1995 2-е изд -496с.

19. Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против.-М., 1981., 85-88

20. Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе., -Волгоград, 2007

21. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия «о возрастной и педагогической психологии. — Ч. II.-М., 1981.

22. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М., 1977., 162-237

23. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.-М., 1964.,35-67.

24. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. Творческий Центр., -М., 2005.

Эльконин Б.Д. Детская психология. — М. 2004 г.