Формирование социального интеллекта и нравственное развитие личности

Содержание:

Введение. 3.

Глава I. Формирование социального интеллекта: 6.

1. Понятие социальный интеллект; 6.

2. Теории об интеллекте: 8.

А) Модель структуры интеллекта Г. Айзенка; 8.

Б) Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 10.

Глава II. Развитие нравственных представлений: 15.

1. Периодизация нравственного развития А.В.Зосимовского; 15.

2. Периодизация нравственного развития Л. Колберга 20.

и К. Гиллиган:

А) Представления Л. Колберга; 20.

Б) Периодизация Л. Колберга; 22.

В) Идеи К. Гиллиган. 27.

Глава III. Рассмотрение соотношения понятий о социальном интеллекте и нравственном развитии. 29.

Заключение. 33.

Список литературы. 35.

Введение.

Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение числа и разнообразия контактов между людьми — все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека.

Моральное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс.

Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств личности происходит в социальной среде, в ее реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.

К. Альбрехт говорил: “Способность ладить с людьми представляет собой особый вид интеллекта. Оценка коммуникабельности не всегда совпадает с результатами тестов на интеллектуальное развитие — люди с высоким IQ зачастую не обладают социальным интеллектом. Социальный интеллект представляет собой навыки успешного взаимодействия с окружающими, которые помогут урегулировать конфликты, создать атмосферу сотрудничества и понимания, побороть нетерпимость и разобщение, мобилизовать людей на достижение общей цели”. (Альбрехт, 2011)

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных факторов.

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. (Божович, 1998)

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка. (Братусь, 1993)

На этом фоне возникает одна из главных проблем всей психологии — возрастная периодизация развития различных сторон психики человека, включая и нравственное формирование. Существует большое количество авторов, отечественных и зарубежных, рассматривающих данную проблему. Например, Л. Выготским подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка, основным элементом которой, является новообразование. Им может являться и какое-либо приобретаемое морально-нравственное качество.

(Выготский, 2005)

Выгодский говорил: «Нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». (Выготский, 2005)

Проблемой нравственного формирования личности необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.

7 стр., 3432 слов

Интеллект стадии развития психики

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3 1. История развития представлений об интеллекте животных.....................4 2. Предпосылки развития интеллекта у животных…………….…………...6 3. Опыты Келера................................................................................................9 4. Особенности стадии ...

Таким образом, ядром любой периодизации развития может считаться новообразование, полученное на определенном возрастном этапе. Как упоминалось раньше, им может послужить и какое-либо моральное качество. Новообразование может сформироваться положительно, либо негативно, это будет зависеть от наличной социальной ситуацией и совокупностью влияния окружающей среды.

Настоящая работа посвящена изысканиям соотношения социального интеллекта личности и уровня развитости морально-нравственных представлений.

Данный вопрос ранее был мало изучен, и именно из-за этого он представляет наибольший интерес. Главным образом, потому что социальный интеллект и нравственные представления являются неотъемлемой частью общества, существующего только благодаря взаимосвязям между людьми. И если эту взаимосвязь возможно подкорректировать или улучшить, то это позволит перейти человечеству на новый этап развития. Важность этой задачи предопределяет актуальность данной работы.

Цель работы: выявить соотношение социального интеллекта и нравственного развития.

Объектом данного исследования выбран социальный интеллект.

Предмет исследования: соотношение социального интеллекта и становление нравственных представлений.

Задачи исследования:

Рассмотреть теорию социального интеллекта Дж. Гилфорда и

Г. Айзенка;

Рассмотреть теории нравственного развития А.В. Зосимовского,

Л. Колберга и К. Гиллиган;

Выявить взаимосвязь понятий о социальном интеллекте и нравственном развитии личности.

Глава I Формирование социального интеллекта.

1. Понятие «социальный интеллект»

Большинство авторов трактуют социальный интеллект как способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. (Оллпорт, 2002)

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

Текущие исследования в социальной психологии Том 4, № 9, 1999 Джон Хантер, Маурис Стрингер «Приписывающее предубеждение и идентичность в конфликтной области: умеренные эффекты статуса». АННОТАЦИЯ Взаимоотношения между оцениванием групповой идентичности и групповыми приписывающими предубеждениями были обследованы среди школьников из протестантских и католических школ Северной Ирландии. Участникам ...

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные

Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта.

Имеются различные точки зрения на оценку этого высказывания. По мнению Б. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. (Анурин, 2001)

Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия». (Андреева, 1996)

2. Теории социального интеллекта

А) Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.

Г. Ю. Айзенк — психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне — разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, — это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вы……..

Список литературы:

1. Абульханова, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова. — М.: Мысль, 1991;

2. Альбрехт К.: Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими. — М. Бизнес Психологи, 2011;

28 стр., 13668 слов

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

2.2. Категории психологии и их связь с разными сторонами психического развития Кроме принципов, на становление психологии развития влияло формирование ее категориального строя, т. е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и содержание. В настоящее время выделяют несколько основных категорий психологической науки: мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание ...

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996;

4. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2001;

5. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983;

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна, — М.: Смысл, 1998;

7. Братусь, Б.С. Возможна ли нравственная психология / Б.С. Братусь. // Человек. 1998;

8. Братусь, Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. / Б.С. Братусь. // Вопросы психологии. 1993;

9. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977;

10. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта /

А.В. Брушлинский; Рос. АН, Ин-т психологии. -М.: Б.и., 1994;

11. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988;

12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, — М.: Смысл, 2005;

13. Дубровин И.В. (Ред.) Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М.: Педагогика, 1987;

14. Журавлёв А.Л. Социально- психологическая зрелость: обоснование понятия //Психологический журнал, 2007;

15. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.,1982;

16. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г.» / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006;

17. Колышко А.М. Психология самоотношения / А.М. Колышко, — М.: Смысл, 2004;

18. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, — М.: Академия, 2002;

19. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. / И.С. Кон. М.: Март, 2004;

20. Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон, — М.: Академия, 2001;

21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб пособие. / А.Н. Леонтьев. М.: Академия: Смысл, 2004;

22. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. II / А.Н. Леонтьев. / Составители А.Г. Асмолов, М.П. Леонтьева. — М.: Педагогика, .1983;

10 стр., 4722 слов

Тема 1. Психология как наука; предмет психологии Исторический обзор развития психологического знания – 4 ч

... развития личности. Естественнонаучные основы психологии. Особенности становления деятельности человека. Методология психологии. Основные отрасли психологии. Понятие о волевой сфере личности и ее особенностях. Методы психологии. Понятие о личности. Структура личности ... 24. Память на смысл изложения а) активная b ... Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1996. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию ...

23. Крэйг Г. Психология развития. — СПб., 2000;

24. Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г. Вершловского. — СПб: ИОВ РАО, Тускарора, 1999

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981;

25. Олпорт Г. Становление личности / Гордон Олпорт, —

М.: Смысл, 2002;

26. Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Психол. Журн. 1992;

27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: Питер, 2000;

28. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004;

29. Фромм, Э. Душа человека. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992;

30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./

Э. Эриксон./ Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996;

31. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979.