ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ДЦП СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ДЦП 3

1.1 Определение, виды, последствия, факторы риска ДЦП 3

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП старшего школьного возраста 7

1.3 История исследования ДЦП 12

ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 15

ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ДЦП СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21

ГЛАВА 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ЛИЦ С ДЦП ИЛИ АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 34

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими церебральными параличами. Детские церебральные параличи характеризуются особенностями нарушений познавательной деятельности, моторной, речевой а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Данные особенности оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста и становление личности в целом. Проблема развития детей с детскими церебральными параличами была подвергнута многостороннему медицинскому, а также психолого-педагогическому исследованию, что отражено в работах Ф.Р. Богданова, М.В. Акатова, М.И. Рябцева, М.Б. Цукер, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Л.Б. Халиловой, Н.Н. Малофеева, и др. Данными авторами подчеркивается, что онтогенез при детском церебральном параличе оказывается нарушенным, что связано, в частности, с недостаточностью развития предметно-практической деятельности детей и ограниченностью социальных контактов. Данная проблема является актуальной и по настоящее время в связи со сложностью структуры дефекта при детском церебральном параличе, зависимостью его от формы паралича, сопутствующих синдромов, а также от нарушений двигательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. ДЦП занимает ведущее место среди других заболеваний центральной нервной системы, ведущих к инвалидизации[18].

Цель данной работы: изучить особенности детей с ДЦП старшего школьного возраста и описать их возможности физического воспитания.

Задачи данной работы:

· С помощью научной литературы раскрыть понятие «детский целебральный паралич»

22 стр., 10594 слов

Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению

... детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению. Область исследования: психология и педагогика Объект исследования: леворукость детей. Предмет исследования: адаптация леворуких детей младшего школьного возраста ... Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников………………………………………………………………………..14 Глава 2. Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем ...

· Дать психолого-педагогическую характеристику детей с ДЦП старшего школьного возраста

· Рассмотреть образовательную программу для лиц с ДЦП

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ДЦП

1.1 Определение, виды, последствия, факторы риска ДЦП

ДЦП — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.

a) развиваются в перинатальном периоде (буквальный перевод: «около родов», то есть нарушения возникают до, во время или после родов);

b) связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;

c) чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности, но также могут страдать координация движений, зрение, слух, речь и психика;

d) являются хроническими и непрогрессирующими;

Существует понятие «ложной прогрессии», когда по мере роста больного ребенка наблюдается усугубление состояния. Это связано с тем, что мозг растет, развиваются его функции, и становятся явными скрытые прежде патологические изменения в его тканях. Причиной ложной прогрессии также могут быть вторичные осложнения: кровоизлияния, инсульты, эпилепсия или тяжелое соматическое заболевание, наркоз и т.д.

Ортопедические последствия ДЦП:

Во многих случаях ортопедические осложнения ДЦП являются первичными по отношению к нарушениям двигательной активности, и, устранив их, можно в буквальном смысле поставить ребенка на ноги. Наибольшее значение в патогенезе последствий данного типа имеют дистрофические процессы скелетной мускулатуры, которые приводят к формированию грубой рубцовой ткани с множественными контрактурами и в дальнейшем к деформации близлежащего сустава и костей. Это не только вызывает нарушение движения, но также обуславливает стойкий болевой синдром и формирует анталгические (вынужденные) позы у больных. Мышечные контрактуры еще более ограничивают и без того затрудненную способность к движению, поэтому лечение ортопедических последствий ДЦП занимают особое место в общем процессе восстановления больного [2].

Прочие последствия ДЦП:

Симптоматика при данном нарушении может быть очень различной: от едва заметной до полной инвалидизации. Зависит это от степени поражения ЦНС. Помимо вышеозначенных симптомов могут наблюдаться также следующие характерные признаки заболевания:

· патологический мышечный тонус;

· неконтролируемые движения;

· задержка психического развития;

· судороги;

· нарушения речи, слуха, зрения;

· трудности с глотанием;

· нарушения актов дефекации и мочеиспускания;

· эмоциональные проблемы.

Факторы риска и причины ДЦП:

Основная причина ДЦП — гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения. Всего выделяют более 100 факторов, которые могут привести к патологиям ЦНС у новорожденного, их объединяют в три большие группы, связанные с:

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... специальности этот вопрос стоит достаточно остро. Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать ... т.п.) может провоцировать большее проникновение веществ через ГЭБ. Также известно, что в мозгу имеются области высокой проницаемости ГЭБ для физиологически активных веществ и наличие ...

a) Течением беременности;

b) Моментом родов;

c) Периодом адаптации младенца к внешней среде в первые 4 недели жизни (в некоторых источниках этот период продляют до 2 лет).

По статистике, от 40 до 50% всех детей с ДЦП были рождены преждевременно. Недоношенные малыши особенно уязвимы, так как рождаются с недоразвитыми органами и системами, что повышает риск повреждения мозга от гипоксии (кислородное голодание).

На долю асфиксии в момент родов приходится не более 10% всех случаев, и большее значение для развития заболевания имеет скрытая инфекция у матери, главным образом из-за ее токсичного воздействия на мозг плода. Другие распространенные факторы риска:

· крупный плод;

· неправильное предлежание;

· узкий таз матери;

· преждевременная отслойка плаценты;

· резус конфликт;

· стремительные роды;

· медикаментозная стимуляция родов;

· ускорение родовой деятельности с помощью прокола околоплодного пузыря.

После рождения малыша существуют следующие вероятные причины поражения ЦНС:

a) тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция);

b) отравления (свинец), травмы головы;

c) инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).

Нельзя не отметить, что все факторы риска не являются абсолютными, и большую часть из них можно предотвратить или минимизировать их вредное влияния на здоровье ребенка.

Виды ДЦП:

В зависимости от зоны поражения головного мозга и характерных проявлений существует следующая классификация (по Семеновой К.А.):

1. Спастическая диплегия — наиболее распространенная форма, в общей статистике 40-80%. Наблюдается поражение отделов мозга, ответственных за двигательную активность конечностей, что приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.

2. Двойная гемиплегия выражается самыми тяжкими проявлениями. При этой форме поражены большие полушария мозга или тотально весь орган. Клинически наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.

3. Гемипаретическая форма. Поражено одно из полушарий ГМ с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает одна из сторон тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию.

4. Гиперкинетическая форма (до 25% больных).

Поражены подкорковые структуры. Выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях, характерно усиление симптоматики при утомлении, волнении. Данная форма ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще в сочетании со спастической диплегией.

5. Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство равновесия, наблюдается атония мышц[3].

Лечение Детского Церебрального Паралича

Лечение данной патологии является пожизненным многомерным процессом, направленным на поддержание и восстановление функций, которые были нарушены в результате болезни. Да и вообще понятие именно «лечение» здесь не является самым подходящим, так как заболевание не поддается полному излечению, прогноз полностью зависит от формы. Инвалиды ДЦП во многих случаях способны к нормальной жизни в социуме.

9 стр., 4090 слов

Особенности образования детей с детским церебральным параличом

... методы лечения, которые повышают показатель рождаемости детей с низким весом и недоношенных младенцев, действительно показывают общее количество детей с церебральным параличом. Новые технологии не изменили темп развития церебрального паралича у детей, ... такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ...

В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы реабилитировать ребенка. Это связано с тем, что мозг активно развивается и выполнение каких-то утраченных или нарушенных функций могут взять на себя здоровые отделы. Чем раньше будет начато лечение и реабилитация ДЦП, тем успешнее будет этот процесс.

Лечение ДЦП носит преимущественно симптоматический характер и фокусируется на том, чтобы максимально развить доступные для конкретного ребенка двигательные навыки. Терапия должна основываться на следующих принципах:

a) Раннее начало. В идеале — постановка диагноза и начало лечения еще в роддоме.

b) Этапность. Где лечат ДЦП? Этапы, где оказывается специализированная медпомощь, включают: роддом, стационар, санаторий, дом ребенка, детсад, школа, интернат, медцентры.

Лечение, которое должно проводиться при ДЦП:

a) Массаж

b) Физиотерапия

c) ЛФК

d) Бобат-терапия

e) Метод Войта

f) Применение вспомогательных устройств (вертикализатор, ортезы и т.д.)

g) Занятия с логопедом и психологом.

При необходимости также проводится медикаментозное и хирургическое лечение.

Распространенность ДЦП:

На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП [9,10,11].

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП старшего школьного возраста

В исследованиях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах перинатального онтогенеза (К. Акош, М. Акош, Л.О. Бадалян, Д. Вернер, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова и др.).

Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук выделяют 3 фактора, влияющих на когнитивное развитие детей с ДЦП:

a) Взаимосвязь сенсорного и когнитивного развития имеет у них другую основу.

b) Они более ограничены в своих исследовательских возможностях, а также в приеме, хранении и воспроизведении информации, адекватной уровню их развития.

c) Болезненные переживания из-за длительного пребывания в больнице, сложные отношения с родителями, предубежденное отношение с окружающими неблагоприятно влияют на эмоционально-мотивационную сферу. Поскольку при ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей, рассмотрим особенности формирования двигательной сферы при этой патологии. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы. У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия).

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

Такие дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок и т.д. Многие затрудняются в рисовании, конструировании и т. д. Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются, в процессе двигательного опыта. Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформи……..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Бадалян Л.О., Жур ба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии детского возраста , 1980. — 532 с.

2.Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. — М., 2003. — с 130-135

3.Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. — В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2002. — 608 с.

4.Ефименко Н.Н. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом, 1991. — 55 с.

5.Ильинич В.И. Физическая культура студента, 2001. — 198 с.

6.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — 296 с.

7.Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. — М., 2003. — 469 с.

8.Наперстак М.А. Методические подходы к диагностике и реабилитации детей, страдающих детским целебральным параличом, 2012. — 590 с.

9.Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? 1998. — 104 с.

10.Семенова К.А. Детский церебральный паралич, 1991. — 298 с.

11.Семенова К.А. Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» № 1 2009. — 496 с.

12.Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. — М., 1993. — 367 с.

13.Тюменцева Т.И. 2016.- 42с.

14.Уильям Д.Л О влиянии патологических и трудных родов, недоношенности и асфиксии новорожденных на умственное и физическое состояние детей, в особенности относительно деформаций 1996, 46-57 с.

15.Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. — М., 2001 — 364 с.

16.Харламов И.Ф. Педагогика, 2000. — 367 с.

17.Хольц Ренате Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем.- М.: Теревинф, 2007. — 378 с.

18.Цукер М.Б. Детские церебральные параличи/рук. по педиатрии. Под ред. Ю.Ф. Домбровской. — М.: Медицина, 1965 г. — 233 с.

19.Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. … канд. наук. — СПб., 1992. — 645 с.

20.Шамарен Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. — Элиста, 1999. — 453 с.

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...

... курсовой работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик»». Предметом исследования является мотивация, и ее значение в ... деятельности организации. Объектом исследования выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ...

21.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2004. — 233 с.