Экспериментальное исследование общения в социальных сетях

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические вопросы общения в социальных сетях 1.1 Особенности межличностного общения 1.2 Специфика общения в социальных сетях Глава 2. Экспериментальное исследование общения в социальных сетях на одиночество 2.1 Описание выборки и процедура исследования 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В последнее десятилетие мы стали свидетелями взрыва социальных сетей, таких как Myspace и Facebook, которые добавили новый социальный аспект в интернете. Хотя такие сети сделали людей, сообщества и группы с общими интересами более «связанными», Интернет-аддикция, и зависимость от социальных сетей в частности, всё также не признавались в качестве психологического расстройства во всем мире. Не смотря на то, что несколько исследований 90-х годов были сфокусированы на интернет-зависимости, в следующем десятилетии мы видим рост новой зависимости, связанные с различными сайтами социальных сетей. Существуют различные уровни зависимости от социальных сетей. Исследование, проведенное в Чешском университете, проанализировало Facebook-связанных академической прокрастинации.

Хотя основа выборки слишком мала, чтобы делать какие-либо обобщения, один интересный вывод из исследования был связан с тем, что люди, как правило, не осознают, как много времени они действительно потратили на Facebook, и это влияние может сказаться на их успеваемости. С другой стороны, было отмечено, что возможна корреляция между низкой самооценкой, а также чувством социальной неполноценности и зависимостью от социальных сетей. Это выглядит так, как будто многие виды социальных взаимодействий, которые представляют большую проблему в реальном мире для определенных типов людей, в виртуальном пространстве являются существенно облегчаются, что представляет для таких людей больший риск стать зависимым от Facebook и ему подобных. Мексиканские исследования показали, что люди, зависимые от Facebook (категории определяются по превышению четырех часов обмена сообщениями ежедневно на Facebook) имеют более высокий уровень депрессии и более низкие физический и общий уровни самооценки, чем менее частыми гостями Facebook они являются. Есть много факторов, определяющих характеристики Интернет-зависимости и зависимости от социальных сетей в различных частях мира.

4 стр., 1793 слов

Зависимость стиля общения от свойств темперамента

... функционирования. Целью нашей работы является изучение зависимости стиля общения от свойств темперамента. Объектом исследования является личность. Предмет исследования - влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на ... лекций М 2003. 4. Кондратьева О.В Кондратьев С.В. Социальная психология Волгоград, 2003. 5. Макарова И.В. Психология: пособие для ...

Природа и масштабы этих проблем — не только страдания от технического прогресса и число компьютеров, подключенных к Интернету на душу населения, и другие подобные количественные данные, но и культурные факторы, также являются ключевыми в определении локальных снижений этих зависимостей. Хотя зависимость от социальных сетей не включен в DSM-IV, многие исследователи выступали за его включение в DSM-V, который готовится в настоящее время. Вот например цитата из Американского психиатрического журнала от 2008 г., IAD (расстройство Интернет-зависимость), включающая слова адвоката Доктора Джеральда Блока о Южной Корее: Каждый наркотик содержит компонент, вызывающий удовлетворение, и если социальные сети вызывают зависимость, они тоже должны иметь такой элемент. Очень интересное исследование из Университета Bath попытались определить эти компоненты, заключив в итоге: В то время как уровень зависимости от социальных сетей в других частях мира, возможно, не является столь же значимым как зависимость от онлайн-игр в некоторых азиатских странах например.

Но при быстром развитии социальных сетей, их доступности и числа возможных типов взаимодействия, ставит новые актуальные проблемы для разработки твердых диагностических критериев. Из-за академической прокрастинации происходит социальное обесценивание, насколько реальные физические взаимодействия затронуты, уменьшенная производительность на работе и физических проблемах, связанных с сидячим образом жизни; кажется, есть достаточно многие проблемы, связанные с Интернетом и социальной склонностью сети, чтобы дать исследователям достаточно, чтобы продолжить работать на много лет вперед. Таким образом, исследование общения в социальных сетях как способ справится с одиночеством является актуальной темой. Объект исследования — общение в социальных сетях. Предмет исследования — общение в социальных сетях как способ справится с одиночеством. Гипотеза исследования — общение в социальных сетях влияет на уровень одиночества, тревогу. Цель работы — исследование общения в социальных сетях как способ справится с одиночеством. Цель исследования определяет ее задачи: — проанализировать сущность и специфику общения в социальных сетях; - рассмотреть особенности одиночества; - провести экспериментальное исследование общения в социальных сетях как способ справится с одиночеством.

3 стр., 1117 слов

Коммуникативное поведение подростков в социальных сетях

... соц.сетях. Объект исследования: социальные сети и интернет - среда Предмет исследования: социально-психологические причины потребности общения в социальных сетях. Гипотезы исследования: испытуемые, склонные к Интернет-зависимости, обладают ...

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические вопросы общения в социальных сетях 1.1 Особенности межличностного общения С точки зрения таких авторов как М. Соковин, Б.Д. Парыгин и т. д., общение является центральным понятием социальной психологии. В трудах этих исследователей приводятся определения категории общения как социального взаимодействия людей; специфического вида человеческой деятельности, дается классификация общения на виды, формы, показаны социально- психологические механизмы общения. Иного взгляда на проблему общения придерживается Я.Л. Коломинский, который рассматривает общение как двусторонний процесс коммуникации и интеракции, т. е. взаимодействия. Фундаментальным понятием в концепции Я.Л. Коломинского являются «межличностные взаимоотношения». По мнению автора, общение -- это «информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения». Другие авторы, такие как Г. М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев рассматривают общение более широко и. считают, что общение как социально-психологическое явление имеет три аспекта: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. В ряде исследований на протяжении длительного времени межличностное общение рассматривалось как деятельность, и как самостоятельное явление (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, Г. М.Андреева, А.А.Леонтьев).

Изучались процессы построения доверительных отношений (Л.А.Петровская, А.Г.Ковалев, Н.Н.Обозов, Л.Я. Гозман), исследовались причины, вызывающие возникновение трудностей в общении и взаимодействии (Л.И.Божович, А.И.Донцов, Н.А.Лабунская).

Общение — это взаимодействие, обусловленное потребностями, направленное на изменение в поведении, состоянии и смыслах другого. Общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаём их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Большинство исследователей считают, что общение — это не только речь (т. е. коммуникация), это и отражение людьми друг друга (социальная перцепция) во время взаимодействия, это и их отношение друг к другу, и поведение (интеракция), т. е. общение как социально-психологическое явление имеет три стороны — коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Анализ общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны содержится в работе Г. М. Андреевой. Исследуя общение человека с человеком, социальные психологи определяют его как межличностное общение, в противопоставлении, например, групповому или различным видам социального общения (например, массовой коммуникации).

Если же рассматривать межличностное общение с психологической точки зрения, то это будет личностно-ориентированное общение в противоположность социально-ориентированному. Таким образом, считается, что социологические различия в видах общения определяются его внешними условиями, психологические -- различием во внутренней установке говорящего на общение с одним человеком или с целой аудиторией, различием в характере необходимой обратной связи, и т. п. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное — общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое -общение между одним человеком и группой и межгрупповое. В. Н. Куницына с соавторами (2001) пишут, что межличностное общение должно удовлетворять следующим критериям: — в нем участвует небольшое число людей (чаще всего -- группа из 2−3 человек); - это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь; - это личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик. Г. А. Ковалев дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1).

Таблица 1. Классификация типов общения

Тип общения

Отражение

Отношение

Обращение

Диалогический

Сложное

Личностное

Открытое

Доверительный

Простое

Личностное

Открытое

Рефлексирующий

Сложное

Личностное

Закрытое

Альтруистический

Простое

Личностное

Закрытое

Манипулятивный

Сложное

Ролевое

Открытое

Псевдодиалогический

Простое

Ролевое

Открытое

Конформный

Сложное

Ролевое

Закрытое

Монологический

Простое

Ролевое

Закрытое

Общение может быть кратковременным и длительным. При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаимопониманию, но в то же время — и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах).

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей. Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними. В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия. Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования. В качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой. Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера межличностного общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева, исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина -- разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями. В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны. Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Охарактеризуем основные типы межличностного общения: Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах. Межличностное общение. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета. Направленность в общении любого типа может быть разной — потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль).

Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние).

Содержание общения — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как: Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов. Когнитивное — обмен знаниями. Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте — оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга. Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п. При исследовании типа межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. 1.2 Специфика общения в социальных сетях Электронная коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Внимание исследователей привлекают особенности общения в электронных сетях, а также влияние последних на пользователей [1, с. 40]. Например, Н.Н. Богомолова выделяет ряд особенностей общения в контексте массовой коммуникации, к ним она относит: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи, наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории и пр. [3]. Л.Н. Мун указывает на то, что в интернете возникают «коммуникативные сбои» восприятия; отсутствие эмоций, ответных поведенческих реакций приводит к ряду трудностей при взаимном восприятии собеседника и построению его образа [4]. Среди психологических особенностей интернет-коммуникации чаще всего отмечаются следующие [5]: — Повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча. — Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты. — Специфический этикет общения, новый язык. — Эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие в себя слова и значки, обозначающие эмоции. — Эмоциональное состояние во время общения. — Опыт «потока», который отличают следующие особенности: погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией. Таким образом, интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий следующими особенностями: вербальная активность, разорванность, специфический этикет общения, эмоциональность, возможная анонимность. Интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий определенными особенностями: повышенная вербальная активность, разорванность, специфический язык общения, эмоциональность. Выявлено, что респонденты достаточно часто заходят в интернет с различными целями: для поиска нужной информации, по учебе, для общения, развлечения. Отношение к общению в интернете у респондентов неоднозначное: присутствует как положительное отношение, характеристики («легкое», «удобное», «сокращает расстояние между людьми»), так и отрицательное («ненастоящее», «обман», «занимает много времени»).

Также подчеркиваются существенные отличия общения в интернете от «реального» общения. Была также получена информация о том, что означает интернет для мужчин и женщин. Интернет для мужчин -- это в основном источник информации, развлечение, работа, «способ убить время»; для женщин -- прежде всего источник информации, а также способ времяпровождения и общения. Таким образом, и для мужчин, и для женщин интернет является прежде всего источником информации, а также выступает в качестве способа времяпровождения, однако мужчины также отметили, что интернет для них -- это работа, чего у женщин не прослеживается. Что касается интересных для респондентов сайтов, то наблюдается большое разнообразие, однако самым часто упоминаемым респондентами сайтом является социальная сеть «Вконтакте». Также учеными были выявлены основные цели общения мужчин и женщин с представителями своего и противоположного пола. У женщин по сравнению с мужчинами более разнообразные цели в общении с представителями своего пола. Наиболее распространенные цели -- это обмен информацией (в большей степени неформального характера), а также поддержание и установление отношений. Для респондентов мужского пола в большей степени характерны цели обмена информацией и практически отсутствуют цели по установлению и поддержанию контактов. Касаясь целей общения с представителями противоположного пола можно отметить следующие особенности. Респонденты мужского пола в большей степени преследуют цели установления и поддержания отношений и практически не представлены цели информационного обмена (в противоположность целям, присутствующим в общении с представителями своего пола).

Респонденты женского пола преследуют в равной степени цели обмена информацией и установления отношений (причем установление отношений как дружеских, приятельских так и романтических в равной степени).

Также необходимо отметить различия в целях установления отношений у мужчин и женщин. Респонденты мужского пола в большей степени нацелены на интимные отношения. У респондентов женского пола данные цели явно не представлены. Дополнительно были получены данные о том, на какие неформальные и деловые темы респонденты общаются чаще всего. Наиболее популярные неформальные темы среди респондентов женского пола -- темы о любви, отношениях, представителях противоположного пола; среди респондентов мужского пола — темы спорта, досуга, отношений, музыка. Исходя из полученных данных, можно отметить, что респонденты женского пола в большей степени затрагивают темы, непосредственно связанные с взаимодействиями с другими людьми (отношения, противоположный пол и т. д.).

Респонденты мужского пола склонны ориентироваться больше на действия (спорт, музыка и т. д.), нежели на людей. Наиболее популярными деловыми темами среди респондентов как женского пола, так и мужского являются темы учебы и работы. Было выявлено, что для женщин в неформальной интернет-коммуникации в социальных сетях самыми привлекательными являются действия, связанные с эмоциональной насыщенностью сообщения (использование графических изображений эмоций — «смайликов», комплименты).

Мужчин в неформальном общении с представителем своего пола привлекает выдвижение собеседником аргументов и контраргументов в процессе общения; в общении с представителями противоположного пола привлекательными являются разнообразные действия, относящиеся как к форме и содержанию сообщения, так и к его эмоциональной составляющей. В деловой коммуникации мужчин и женщин (в общении с представителями как своего, так и противоположного пола) привлекают наличие аргументации, а также высокая степень развернутости сообщения. Кроме того для мужчин со стороны противоположного пола привлекательными являются комплименты в их адрес, а со стороны своего пола -- проявление настойчивости в защите своих позиций. Можно отметить, что в деловой коммуникации в качестве привлекательных действий отмечены типичные для мужчин действия, тогда как в неформальной отмечены как действия, чаще используемые мужчинами, так и действия, которые чаще используют женщины [6, с. 384]. Возможно, это связано с полоролевыми стереотипами: мужчины более успешны в профессиональной сфере, для женщин наиболее важны семейные роли. Таким образом, в деловой интернет-коммуникации будут привлекательными действия, которые считаются типично мужскими, что создает впечатление успешности собеседника в вопросах делового характера. Полученные данные о том, что женщин будут в большей степени привлекать эмоциональные проявления, в то время как мужчин — содержание и форма сообщения, можно проинтерпретировать, основываясь на результатах исследования А.В. Визгиной и С.Р. Пантилеева [7, с. 96]. Авторами в результате анализа самоописаний мужчин и женщин было выявлено, что эмоциональность текста воспринимается мужчинами и женщинами по-разному. Эмоциональность текста для мужчин является показателем некоторого психологического неблагополучия; и наоборот, сдержанные, маловыразительные, достаточно формальные тексты говорят об уверенности в себе, уравновешенности. Эмоциональность текста у женщин выступает как признак общительности. Неэмоциональный текст может свидетельствовать о необщительности, неуверенности в себе, либо чрезмерно развитой мужественности. По предположению авторов, корни этого различия лежат в различном отношении мужчин и женщин к социальным нормам. Для мужчин эмоциональность — показатель слома нормативных рамок сдержанности и самоконтроля; для женщин — это естественная характеристика общения [7, с. 97]. Таким образом, мужчин и женщин в интернет-коммуникации привлекают партнеры, соответствующие их пониманию эмоциональности. Для женщин эмоциональность текста означает общительность партнера, уверенность в себе, соответственно, эмоциональность со стороны представителей как своего, так и противоположного пола привлекает женщин. Для мужчин эмоциональность воспринимается как неблагополучие, неуверенность в себе партнера по общению. Поэтому проявления эмоциональности со стороны представителей своего пола мужчинами воспринимается как непривлекательные. Однако к проявлению эмоциональности со стороны представителей противоположного пола мужчины относятся лояльно и даже считают данные проявления привлекательными. Таким образом, интернет-коммуникация обладает определенными особенностями, имеющими, в том числе, и половую специфику. Глава 2. Экспериментальное исследование общения в социальных сетях на одиночество

2.1 Описание выборки и процедура исследования

Целью нашего исследования было изучить особенности общения в социальных сетях как способ справиться с одиночеством. Для проведения исследования и достижения поставленных задач нами была выбрана группа испытуемых: люди в возрасте 25 — 35 лет, которые зарегистрированы и активно общаются в социальных сетях. Объем выборки — 30 человек.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Межличностные отношения Лири. Опросник Лири позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке по 8 базисным качествам. С помощью этого опросника можно определить, как и в чем нарушаются отношения в коллективе или в семье, и затем использовать полученные результаты для психологической коррекции.

Опросник включает 128 утверждений (характерологических свойств), которые группируются в 8 «типов отношений», связанных с различными личностными чертами.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

II. Эгоистичный

III. Агрессивный

IV. Подозрительный

V. Подчиняемый

VI. Зависимый

VII. Дружелюбный

VIII. Альтруистический

2. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла.

С помощью теста Р. Кеттелла (16PF-опросник) были выявлены личностные качества, установки и чувства людей.

Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кэттелом в 1949 году. И с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

В настоящее время различные формы 16 PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов-мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.

Опросник содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение с ключом ответов «а» и «с» оцениваются двумя баллами, совпадение ответов «b" — одним баллом. Сумма балов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору- 12 баллов, по фактору. В- 8 баллов, минимальная- 0 баллов.

При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1−3 и 8−10).

Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В, М, Q1); эмоционально-волевые особенности (C, G, I, O, Q3,Q4); Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A, H, F, E, Q2,N, L).

3. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния в момент обследования.

Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка данных: При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам) — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам) — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам) — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 — 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

4. Методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Методика разработана на факультете ЛГУ в 1990 г. Н.А. Курганским и др. направлена на оценку таких психических состояний, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность». Разработана на основе результатов факторного анализа динамики с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН. Обработка результатов осуществляется с помощью шаблонов-ключей. Степень выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя», «низкая». Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления измеренных пяти состояний между собой, а также полученных результатов с данными других исследований.

На втором этапе исследования проводился сравнительный анализ с помощью Т-критерия Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

В случае с незначительно отличающимся размером выборки применяется упрощённая формула приближенных расчётов:

В случае, если размер выборки отличается значительно, применяется более сложная и точная формула:

Где M1, M2 — средние арифметические, у1, у2 — стандартные отклонения, а N1, N2 — размеры выборок.

Количество степеней свободы рассчитывается как

Далее были проанализированы полученные результаты по выбранным методикам.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Для изучения взаимоотношений и выявление преобладающего типа межличностных отношений нами проведена диагностика по методике «Межличностные отношения Лири».

Испытуемым был предложен стимульный материал (текст опросника, регистрационный бланк) и дана инструкция: вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе. Поставьте на бланке ответов знак «+ «против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак «- «против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак «+ «не ставьте.

На первом этапе обработки данных регистрационных бланков набранные баллы по шкалам внесены в сводную таблицу результатов. Для определения особенностей межличностного общения мы подсчитали средние баллы по каждому их типов межличностных отношений:

Таблица 1

Система типов межличностного общения

средний балл

Авторитарный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

6,666 667

7

6,9

5,266 667

6,3

5,866 667

7,266 667

5,266 667

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1−4) характеризуются адаптивным поведением людей по отношению к лидерству и доминированию, умеренной независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте.

Рис. 1.Соотношение типов межличностного общения

Условно доминирующим типом межличностных отношений в первой группе октантов можно назвать эгоистичный тип межличностного общения, характеризующийся эгоистическими чертами, ориентацией на себя, склонностью к соперничеству. Однако значимо данные типы межличностного общения не отличаются от показателей других октантов, кроме того, они, вероятно, обусловлены возрастными особенностями группы испытуемых.

По преобладающему стилю межличностных отношений:

Другие четыре октанта (5−8) — отражают преобладание конформных установок, неуверенности в себе, податливости мнению окружающих, склонности к компромиссам.

Несмотря на то, что типы межличностного общения в группе испытуемых равнопредставлены, можно выделить дружелюбный тип, как в наибольшей степени характерный.

Результаты исследования типов и особенностей межличностного общения свидетельствуют об отсутствии неконформных тенденций и выраженной склонности к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям в межличностном общении испытуемых людей.

С помощью формул (Доминирование = (I — V) + 0,7 х (VIII + II — IV — VI); Дружелюбие = (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI) нами подсчитаны показатели по двум основным параметрам методики. Таким образом мы определим какой из типов поведения доминирует у каждого испытуемых и разделим испытуемых на выборки.

Исходя из того, что адаптивное поведение в ходе межличностного общения находится в диапазоне до 13 (-13) баллов, мы отнесли межличностное общение испытуемых № 1 и № 27 к группе экстремального до патологии поведения, как следствие, данные испытуемые не участвовали в дальнейшем исследовании.

Высоких оценок (9−12 баллов) по шкале доминирования в межличностном общении не отмечается. При этом у значительного количества испытуемых регистрируются высокие показатели по шкале «Дружелюбие». Наличие или отсутствие доминанты в межличностном общении послужило основание для разделения испытуемых на выборки:

Таблица 2

Распределение испытуемых по выборкам по типу межличностного общения

Выборка 1

Доминирование

Дружелюбие

Выборка 2

Доминирование

Дружелюбие

1.

8.5

3.9

1.

0.2

10.4

2.

5.3

1.9

2.

-4.7

10.3

3.

-1.6

4.7

3.

-4.8

11.2

4.

-6.5

2.5

4.

4.1

9.2

5.

1.4

6.4

5.

1.7

9.7

6.

-3.1

7.3

6.

1.5

8.7

7.

-4.1

7.3

7.

4.4

9.7

8.

3.6

8.4

8.

-5.9

10.4

9.

1.3

4.9

9.

0.4

10.3

10.

3

11

10.

5.1

10.5

11.

-1.4

8

11.

-0.9

12.1

12.

7.1

1

12.

4

9.6

13.

6.8

3.4

13.

2.8

11.2

14.

2.3

5.3

15.

-1.2

3.9

Для определения того, является ли правомерным деление на выборки по степени выраженности дружелюбия в межличностном общении нами при помощи U-критерия Манна-Уитни определена статистическая значимость различий в выборках по параметрам доминирование и дружелюбие.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2?3 или n1=2, n2?5. Нами принята гипотеза H1: Уровень признака в выборке 2 ниже уровня признака в группе 1. Полученное эмпирическое значение по признаку доминирования в межличностном общении Uэмп (90) находится в зоне незначимости. Полученное эмпирическое значение по показателю дружелюбия в межличностном общении Uэмп (10) находится в зоне значимости. Таким образом статистический анализ подтвердил, что существуют значимые различия в степени выраженности дружелюбия в межличностном общении испытуемых.

В выборку 1 вошли испытуемые, межличностное общение которых носит адаптивный характер, вторую выборку — испытуемые с экстремальным не склонным к патологии преобладанием дружелюбия как типа общения. Таким образом, выборку 1 составили — 15, выборку 2 — 13 людей.

Теперь представим результаты в двух выборках по следующим методикам.

Таблица 3

Суммарные показатели по тесту Р. Кеттелла

Параметр

межличностное общение носит адаптивный характер

межличностное общение носит экстремальный не склонный к патологии

А

Общительность

7

4

B

Интеллект

8

7

C

Эмоц.устойчивость

6

3

E

Доминантность

5

5

F

Экспрессивность

2

2

G

Нормативн.поведен.

5

5

H

Соц.смелость

7

4

I

Чувствительность

5

8

L

Подозрительность

2

6

M

Практичность

5

5

N

Дипломатичность

3

6

O

Уверенность в себе

5

7

Q1

Радикализм

3

3

Q2

Конформизм

3

2

Q3

Самоконтроль

5

7

Q4

Эго-напряженность

3

7

MD

Самооценка

5

3

F1

Тревога

3

7

F2

Экстраверсия — интроверсия

7

5

F3

Чувствительность

6

4

F4

Конформность

6

4

межличностный общение социальный сеть

Рис. 2. Личностные качества по тесту Кеттела

Так по тесту Р. Кеттелла (16PF-опросник) в группе людей, межличностное общение которых носит адаптивный характер были получены следующие результаты.

По результатам таблицы 3 можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), Q3 (Самоконтроль), H (Социальная смелость).

Чуть выше среднего являются показатели по шкалам G (Нормативное поведение).

Факторы C, I, M, O имеют средние значения — 5. Фактор Q 1, Q 2 имеют тенденцию к снижению баллов — 3,5. Факторы (F, L, N) имеют низкое значение — 2; 2.

Приведем анализ факторов к таблице по тесту Кеттела.

Фактор В — имеет высокое значение (8), что говорит о высоких способностях и уме.

Так, фактор, А имеет тенденцию к высоким значениям (7).

Это свидетельствует о достаточно богатых внутренних и внешних эмоциональных проявлениях, о мягкости, уступчивости, живости, веселости. Главным можно выделить то, что значение по данному фактору говорит о «природном», генетическом стремлении к общению, к тому, чтобы делиться своими установками, чувствами, взглядами. Важно отметить и хорошую способность к эмпатии, сопереживанию, успешному проигрыванию социальных ролей. Т. е. для испытуемых характерно добродушие, легкость в общении, эмоциональная выразительность.

Фактор С — среднее значение (6) указывает на эмоциональную устойчивость, способность реально оценить действительность, смирение в отношении нерешенных проблем, хорошая социальная адаптация. Это позволяет испытуемым противостоять психологическим нагрузкам и сохранять хороший эмоциональный настрой.

Высокое значение по фактору I показывают чувствительность, сензитивность, мягкосердечность. Высокое значение по этому фактору говорит о нежности, сверхосторожности, стремлении к покровительству, а также о высокой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию, терпимости к себе и окружающим.

Средние показатели по факторам G, Н, I показывают, что у людейх, межличностное общение которых носит адаптивный характер, наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Также им свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.

Низкое значение по фактору F (2) говорит о том, что для людей, межличностное общение которых носит адаптивный характер, в большинстве своем — благоразумные, вдумчивые, осторожные. Они характеризуются рассудительностью.

Фактор L имеет низкое значение и тем самым обращает на себя внимание. При низких оценках — человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.

Низкие показатели Q1 и Q2 говорят о том, что испытуемые, межличностное общение которых носит адаптивный характер, характеризуются консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Предпочитает, и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение.

Фактор Q3 определяет развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интригованность личности.

Анализируя данные по вторичным факторам теста, можно отметить, что для испытуемых, межличностное общение которых носит адаптивный характер, характерны низкий уровень по шкале тревоги, т. е. они удовлетворены тем, что есть, и могут добиться того, что кажется важным.

Высокие баллы по шкале «Экстраверсия — интроверсия» говорят о том, что эти люди социально контактны, незаторможены, успешно устанавливают и поддерживают межличностные связи.

Для испытуемых, межличностное общение которых носит адаптивный характер, также характерны высокий баллы по шкале «Чувствительность», в основном это решительные и гибкие личности.

Высокие баллы по шкале «Конформность» говорят о том, что испытуемые проявляют себя как независимая, отважная, резкая личность

Теперь проанализируем полученные результаты по тесту Кеттела у испытуемых, с экстремальным не склонным к патологии типом общения. По результатам таблицы 2 можно выделить высокие значения по шкалам: B (Интеллект), I (Чувствительность), L (Подозрительность), N (Дипломатичность), О (Уверенность в себе).

Факторы C, E, G, M, Q3, Q4, имеют средние значения — 5. Фактор Q 1, Q 2, H, A имеют тенденцию к снижению баллов — 3 -5. Факторы (F, Q2) имеют низкое значение — 2; 2.

Фактор С говорит об эмоциональной неустойчивости. Так для испытуемых, с экстремальным не склонным к патологии типом общения характерна нетерпеливость, раздражительность, они склонны к озабоченности и огорчениям, очень часто откладывают решение сложных вопросов

В тоже время, по результату фактор Е можно скачать, что кроме всего вышесказанного испытуемые, с экстремальным не склонным к патологии типом общения зависимы, обладают мягкосердечным характером, дают волю чувствам, легко впадают в смятение.

В тоже время, показатель по фактору G говорит что в этой выборке люди выдержанны, ответственны.

Так значения по фактору А. говорят о таких качествах у испытуемых, с экстремальным не склонным к патологии типом общения, как замкнутость, скептичность, негибкость в отношениях с людьми.

Показатель по фактору Н характеризуется нерешительностью, кроме этого испытуемые, с экстремальным не склонным к патологии типом общения, часто уходят в себя. И по фактору I можно отметить, что эти люди зависимы от других, часто ищут помощи.

Высокий показатель по фактору L говорит о таких качествах, как ревность, замкнутость, раздражительность, направленность на «себя».

Очень высокий показатель O характеризуется боязливостью, неуверенностью, тревожностью, озабоченностью, депрессивностью, одиночеством. Испытуемые этой группы подвержены настроению, полны страхов, легко впадают в растерянность.

Достаточно высокий фактор Q3 говорит о том, что испытуемые, с экстремальным не склонным к патологии типом общения, обладают высоким самоконтролем, они точны в выполнении социальных требований.

Также высокий показатель по Q4 говорит о внутренней напряженности и раздражительности, чувстве одиночества.

Анализируя данные по вторичным факторам теста, можно отметить, что для испытуемых, с экстремальным не склонным к патологии типом общения, характерен высокий уровень по шкале тревоги, т. е. они недовольны той ситуацией, которая не позволяет им выполнять требования и достигать того, чего они хотят. В целом, очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.

Для испытуемых этой группы также характерны низкие баллы по шкале «Чувствительность», в основном они недовольны и фрустрированны.

Низкие баллы по шкале «Конформность» говорят о том, что они зависимы от группы, пассивны, нуждаются в поддержке других лиц и ориентируют свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.

По результатам методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) можно сказать, что все параметры и самочувствие, и активность и настроение испытуемых, межличностное общение которых носит адаптивный характер, высокие, составили 5 — 6 баллов.

Таблица 4

Суммарные показатели по методике САН

Параметры

межличностное общение носит адаптивный характер

межличностное общение носит экстремальный не склонный к патологии

1

Самочувствие

5

2

2

Активность

5

3

3

Настроение

6

2

По результатам данной методики можно говорить о низком самочувствии, настроении и не высокой работоспособности испытуемых с экстремальным не склонным к патологии типом общения, оценки настроения и самочувствия снижаются, что провоцирует и нарастание усталости у них, они чувствуют отчуждение и одиночество.

Рис. 3. Результаты по методике САН

Теперь рассмотрим полученные данные по методике «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности»

Таблица 5

Показатели психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

Состояние

межличностное общение носит адаптивный характер

межличностное общение носит экстремальный не склонный к патологии

активность

10,8

11,87

интерес

7,57

10,53

эмоциональный тонус

5,5

9,73

напряжение

10,87

12,43

комфортность

8,3

11,33

Из приведенной выше таблицы следует, что для испытуемых, межличностное общение которых носит адаптивный характер, специфична высокая степень психической активации, интереса и эмоционального тонуса. Так, в этой группе испытуемых наблюдается высокая степень эмоционального тонуса, которая характеризуется положительным отношением к жизни, энергетической мобилизацией организма, необходимая для осуществления эмоциональных функций, обусловливающая внутреннюю регуляцию поведения.

В этой группе высок показатель комфорта, когда отношение к происходящему ровное, психическое состояние спокойное и гармоничное. Для этих людей также характерен интерес. Они занимаются собой, планируют свою дальнейшую жизнь. Устойчивость интереса выражается в длительности и интенсивности в ситуациях преодоления трудностей в осуществлении деятельности.

Для испытуемых, с экстремальным не склонным к патологии типом общения, характерен низкий уровень психической активности. Психическая активация — состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Также для них характерно напряженное отношение к своему здоровью, чувство одиночества, напряжение сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги. Напряжение характеризуется выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности и приводит к снижению ее эффективности, иногда к ее дезорганизации. Наглядно соотношение показателей, выражающих состояния испытуемых людей, отображено на рис. 4

Рис. 4. Показатели состояний

Теперь рассмотрим результаты в двух группах испытуемых с помощью t-критерия Стьюдента для несвязных выборок.

Таблица 6

Результаты t-критерия Стьюдента

Состояния

t —

критерий

Значимость

межличностное общение носит адаптивный характер

межличностное общение носит экстремальный не склонный к патологии

1

активность

10,8

11,87

1

незначим

2

интерес

7,57

10,53

3

p?0.01

эмоциональный тонус

5,5

9,73

4.5

p?0.01

напряжение

10,87

12,43

1.4

незначим

3

комфортность

8,3

11,33

2.9

p?0.01

Достоверное различие получено по шкале «интерес» (t = 3, p?0.01), что также связано с активностью, интересом испытуемых, межличностное общение которых носит адаптивный характер. Также достоверное различие получено по шкале «эмоциональный тонус», что связано с эмоциональным привыканием к своему состоянию.

Кроме этого, достоверное различие получено по шкале «комфортность» (t = 2,9, p?0.01), многие из испытуемых с экстремальным не склонным к патологии типом общения, испытывают страх и тревогу, что снижает их настроение.

Таким образом, можно отметь, что гипотеза нашего исследования подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальные сети дали возможность быстрее завести новых друзей, поддерживать связь со старыми, да и покончить наконец-то с надоевшим чувством одиночества. Но прошли года, а одиночество не только искоренилось, но и еще больше проявилось во многих домах. И виной этому стали как раз и популярные социалки. Вконтакте и Одноклассники — это самые посещаемые социальные сети, в которых каждый имеет от ста друзей и до тысячи, но при этом остается одиноким. Чем больше человек проводит времени на своей интернет-странице, тем больше он ощущает некоторую отрезанность от своих виртуальных друзей. Психологи говорят, что причиной этому становится повседневное наблюдение за успехом других в интернете. И хотя социальные сети и позволяют выставлять на всеобщее обозрение свою полную информацию, включая и контактные телефоны, но общение между «друзьями» все же остается достаточно поверхностным и сухим. Те, которые раньше ежедневно созванивались с близкими и родными, теперь поняли, что общение через социалку отнимает намного меньше времени. И поэтому ограничиваются парочкой сухих фраз в интернете пару раз на неделю. Еще одна причина одиночества в сети — это постоянное сравнивание себя со своими знакомыми, бывшими однокурсниками или коллегами. Как правило, в социальные сети выкладывают только самые удачные фотографии и пишут только положительные статусы, что заставляет думать, что у других жизнь более насыщенная и красочная. Отсюда и возникает чувство ущербности, никчемности, а также сильная зависть. Одиночество — это довольно распространенная форма существования в тех странах, где особо ценятся родственные контакты. Именно здесь социальные сети имеют намного больше поклонников, но чувство вовлечения в общество, которое они дают, зачастую ложное и оно особо обостряет одиночество на такие праздники как: Новый год и Рождество. Итак, после проведенного исследования можно сделать следующие выводы: существует разница в особенностях межличностного отношений в социальных сетях уровне одиночества. Испытуемые с экстремальным не склонным к патологии типом общения нерешительны, замкнуты, в отношении с людьми зажаты, опасаются новых знакомств. Они характеризуются неуверенностью, чувствуют свое одиночество, кроме этого они тревожны, депрессивны, подвержены настроению, полны страхов, легко впадают в растерянность. Кроме этого для них привычно низкое самочувствие и настроение. Анализируя данные, можно отметить, что для испытуемых с экстремальным типом общения, характерен высокий уровень по шкале тревоги, т. е. они недовольны той ситуацией, которая не позволяет им выполнять требования и достигать того, чего они хотят. В целом, очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам. Кроме этого, для них характерна нетерпеливость, раздражительность, они склонны к озабоченности и огорчениям, очень часто откладывают решение сложных вопросов. Они зависимы, обладают мягкосердечным характером, дают волю чувствам, легко впадают в смятение. Полученные данные могут быть использованы в работе психологических служб. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болдонова, И.С. Межличностное общение: учебное пособие / И. С. Болдонова. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. — 67 с.

2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. — М.: Аспект Пресс, 2010. -- 191 с.

3. Богомолова, Н.Н. Массовая коммуникация и общение / Н.Н. Богомолова. — М.: Знание, 1988. -- 80 с.

4. Гулевич, О.А.Психология коммуникации / О.А. Гулевич. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2008. -- 384 с.

5. Визгина, А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантилеев // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 91 — 100.

6. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев. — М: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

7. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь // Вопросы психологии. 2006. — № 2. — С. 3−12.

8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие для студентов вузов / Я.Л. Коломинский. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 433 с.

9. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — СПб. и др.: Питер: Питер-принт, 2003. — 544 c.

10. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ.- ООО «Питер Пресс»; научн.ред. проф. Е.П. Ильина / Д. Макклеланд. — СПб.: Питер, 200

11. Мун, Л.Н. Информационные технологии и гуманитарная культура / Л.Н. Мун // Мир психологии. — 2002. — № 1. — С. 262−272.

12. Межличностное общение. Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. — СПб. и др.: Питер, 2001. — 473 c.

13. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 578с.

14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г. С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. — СПб.: Речь, 2001 — 448 с.

15. Психология общения: энциклопедический словарь / Учреждение Рос. акад. образования Психол. ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — М.: Когито-Центр, 2011. — 598 c

16. Реан А.А. Методы изучения межличностных отношений / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология: Учеб.пособие. — СПб.: Питер, 2000. — С.60

17. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 2001. — 390с.

Приложения

Результаты диагностики по методике Межличностные отношения Лири

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Доминирование

Дружелюбие

Авторитарный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

1

5

5

5

7

9

8

10

4

-2

5

2

10

6

9

4

5

3

8

5

9,2

2,8

3

11

8

8

4

5

3

8

5

6,1

3,3

4

5

8

7

6

8

5

4

4

-2,1

5,4

5

6

7

6

3

10

9

8

10

1

9

6

4

9

11

6

7

9

3

4

-7,4

4,7

7

5

6

7

5

9

4

11

4

-6

9,9

8

5

7

8

8

5

4

6

3

3,2

7,8

9

4

6

9

10

6

6

9

6

-5,3

8,1

10

7

8

9

11

5

5

7

5

6,4

9,2

11

4

5

7

6

5

3

8

6

-6,8

8

12

5

9

5

5

4

6

7

4

4,3

10,2

13

7

11

4

3

9

8

5

4

3,2

9,6

14

6

5

5

3

8

6

6

4

-6,4

4,3

15

9

4

5

7

4

5

5

3

4,6

8,4

16

7

7

4

5

4

6

6

7

6.4

10,9

17

8

6

8

4

6

3

8

9

2,4

4,9

18

4

7

3

3

5

9

5

4

-6,8

9,3

19

6

9

5

5

3

5

9

5

4,2

7

20

5

10

7

3

6

6

11

4

3,6

9,2

21

7

5

7

6

7

4

8

6

-4,2

3,7

22

9

8

11

5

4

5

5

5

6,8

3,2

23

11

8

7

6

8

9

7

4

7,3

9,3

24

12

6

11

7

8

5

6

8

6,8

3,4

25

5

4

6

5

8

8

9

9

-1.6

11,4

26

8

8

5

4

4

4

9

5

5

12,3

27

7

7

7

3

8

10

11

4

-5,1

8,9

28

6

6

9

5

3

4

8

6

1,9

5.6

29

7

7

6

3

11

4

5

5

-2,6

4,3

30

5

8

6

6

5

10

6

6

3,1

9,1

Расчет U-критерия Манна-Уитни по параметру доминирование

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

0.2

11

8.5

28

2

-4.7

4

5.3

25

3

-4.8

3

-1.6

7

4

4.1

22

-6.5

1

5

1.7

16

1.4

14

6

1.5

15

-3.1

6

7

4.4

23

-4.1

5

8

-5.9

2

3.6

20

9

0.4

12

1.3

13

10

5.1

24

3

19

11

-0.9

10

-1.4

8

12

4

21

7.1

27

13

2.8

18

6.8

26

14

2.3

17

15

-1.2

9

Суммы:

181

225

Результат: UЭмп = 90: Критические значения

UКр

p?0.01

p?0.05

47

61

Расчет U-критерия Манна-Уитни по параметру дружелюбие

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

10.4

22.5

3.9

5.5

2

10.3

20.5

1.9

2

3

11.2

26.5

4.7

7

4

9.2

16

2.5

3

5

9.7

18.5

6.4

10

6

8.7

15

7.3

11.5

7

9.7

18.5

7.3

11.5

8

10.4

22.5

8.4

14

9

10.3

20.5

4.9

8

10

10.5

24

11

25

11

12.1

28

8

13

12

9.6

17

1

1

13

11.2

26.5

3.4

4

14

5.3

9

15

3.9

5.5

Суммы:

276

130

Результат: UЭмп = 10. Критические значения:

UКр

p?0.01

p?0.05

47

61

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector