Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эгоцентризма как характеристики личности подростка 5
1.1. Понятие эгоцентризма в психологии, развитие эгоцентризма в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростка 9
1.3. Особенности эгоцентризма в подростковом возрасте 14
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование эгоцентризма как характеристики личности подростка 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 31
Литература 33
Приложение 1 35
Введение
Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают новые требования к современной личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как важнейший период формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан, Х. Рем-шмидт, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон).
Психическое развитие в подростковом возрасте вызывает пристальное внимание исследователей в связи со специфическими особенностями данного этапа развития и его влиянием на весь последующий онтогенез. Естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт. Одним из способов социализации в отрочестве является включение в группу сверстников, где подросток пытается удовлетворить свои потребности в общении, в обретении социальной позиции, в построении своей ценностно-мировозренческой системы.
Один из шагов к решению задачи, связанной с обретением социальной позиции – это преобразование эгоцентрических интересов, смещение в сторону социоцентризма. Эгоцентризм отображает такое взаимодействие человека и окружающей среды, а также отношение его к миру вообще, которое характеризуется сосредоточением человека на своём образе «Я» в этом мире. Мир рассматривается эгоцентрическим человеком исключительно в контексте собственного удобства и исключительной значимости. Исследования, посвященные преодолению эгоцентризма личностью в подростковом возрасте (Т.В Рябова, Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Р. Энрайт), показывают, что эгоцентрические переживания отрочества крайне важны для дальнейшего становления личности человека (И.С. Кон).
ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
... чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает ... как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а ...
Отмечается, что формирование социальной позиции подразумевает нахождение определенного места в системе общественных взаимодействий, ощущение причастности и включенности в происходящие социальные процессы, а также соотнесение своих личных интересов с интересами общества. Таким образом, важными факторами процесса обре-тения социальной позиции подростком являются преодоление эгоцентризма и ориентация на социоцентрические ценности и ценностные ориентации, которые, выражая отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию его поведения и содержательную сторону направленности личности на себя саму или на других людей.
Несмотря на значительное число исследований, посвященных разви-тию личности в подростковом возрасте, проблема эгоцентризма как характеристики личности подростка изучена недостаточно. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить эгоцентризм как характеристики личности подростка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему эгоцентризма как характеристики личности подростка в отечественной и зарубежной психологии.
2. Исследовать уровень эгоцентризма, направленность личности и систему ценностных ориентаций у подростков методами психодиагностики и выявить особенности.
3. Провести анализ и интерпретацию полученных данных, обобщить результаты теоретического и эмпирического исследований в виде выводов и заключения об эгоцентризме как характеристике личности подростка.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; методы психодиагностики (Тест эгоцентриче-ских ассоциаций, Ориентационная анкета Б. Басса, Ценностный опросник С. Шварца), методы математико-статистического анализа (методы описательной статистики – определение средних; непараметрический сравнительный анализ – критерий Манна-Уитни).
База исследования: МОУ СОШ № 135 г. Челябинска.
Испытуемые: 30 учащихся 8а класса – подростки в возрасте 14-15 лет.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эгоцентризма как характеристики личности подростка
1.1. Понятие эгоцентризма в психологии, развитие эгоцентризма в онтогенезе
Проблема эгоцентризма в психологии была поставлена Ж. Пиаже, который описывал эгоцентризм как умственную позицию, которую занимает ребенок в процессе познания самого себя и окружающего мира на протяжении ряда стадий интеллектуального развития [11].
Ж. Пиаже определил эгоцентризм как проявление субъективной позиции ребенка в познании окружающего мира и себя самого. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная. Он не учитывает, что его положение среди вещей и людей лишь одно из многих возможных, и не умеет соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Эгоцентризм, таким образом, в работах Ж. Пиаже отразился как некая особенность мышления, скрытая умственная позиция ребёнка, выражающаяся в своеобразной детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая при помощи индивидуальных бесед и проявляющаяся в общении.
Важнейшим открытием Ж. Пиаже явилось проявление эгоцентризма в детской речи, являющейся следствием восприятия мира. Автор считал детский эгоцентризм неотъемлемым качеством детского восприятия мира, которое характеризует «реальную» субъективную картину мира, воспринимаемого детским «Я», неотделимым от природной среды роста и развития ребёнка.
Рекламный текст и психология речевого воздействия
... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... передачи в полноте и ясности наиболее верен он - диалог. Инициативы энергии ее, личности способностей творческих развитию и упражнению способствующими средствами всеми по возможности по-правилу ...
«Я» ребёнка, неотделяемое от окружающего мира, даёт ему вполне реалистичную картину абсолютного восприятия. Неспособность восприни-мать и анализировать отношения, а …….
Литература
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. — СПб.: «Речь», 2004.
5. Выготский Л.С. Педология подростка. Соб. соч. М., 1984, том 4.
6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.
7. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Пи-тер, 2000. – 394 с.
8. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
11. Обухова Л.Ф. Теория Пиаже: за и против. – М., 1987.Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и воз-можности коррекции. Учебн. пособие для студентов, школьных психологов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1998.
12. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.
13. Пашукова, Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции [Текст] : учебное пособие / Т.И. Пашукова. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 160 с.
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология ин-теллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. [Сборник работ разных лет].
15. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.
16. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
17. Психология подростка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 402 с.
18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб: Питер., 2000. – 278 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Психология общения 10
3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения). Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, ...
20. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Тол-стых. – М.: Знание,1991. – 294 с.
21. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).
– СПб.: Питер, 1997.
23. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.