Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра социологии и политологии
Курсовая работа
по дисциплине «Теоретическая социология»
на тему
«Межнациональные отношения в современном российском обществе: проблема толерантности»
Тула, 2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ……………………………………………………………………….……….4
1.1 Понятие культуры межнационального отношения…………………….4
1.2 Межнациональная толерантность ……………………..………………..6
ГЛАВА 2.СТАДИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ..……8
2.1 История развития межнациональных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………………………………8
2.2 Развитие на постсоветском пространстве………………………………12
2.1.1 Формы межнационального воздействия …………………………….12
2.1.2 Развитие наций…………………………………………………………13
ГЛАВА 3. КОНФЛИКТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………..14
4.1 Правовое регулирование межнациональных отношений……………14
4.2 Межнациональные конфликты…………………………………………16
Заключение …………………………………………………………………24
Список литературы….………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Проблема межнациональных отношений всегда была и будет актуальной в России, где проживают народы различных национальностей, культур, вероисповедания. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Основы интернационализма и толерантного отношения к представителям других народов закладываются в раннем детстве в процессе патриотического интернационального воспитания и межнациональных контактов.
Эта тема настолько актуальна, что ее изучали: Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Г. Гегель, В. С. Соловьев, М. Вебер, В.И. Ленин, А. Шмитт, Н.А. Бердяев, П. Сорокин, Д. В. Зиновьев, Ю.В. Бромлей, В. М. Золотухин, В.А. Тишков, Р. Г. Абдулатипов.
Объектом являются межнациональные отношения в Российской Федерации.
Предмет: толерантность как определяющий принцип межнациональных отношений в российском обществе.
Цель: развитие толерантности.
Для достижения данной цели, были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Изучить историю межнациональных отношений между народами, населяющими Россию.
2. Выяснить законодательные основы регуляции межнациональных отношений.
Межличностные отношения в студенческом коллективе
... работы психологов средних образовательных учреждений для диагностики особенностей межличностных отношений. межличностное отношение студенческий коллектив Глава І. Проблема межличностных отношений в психологии Изучая индивида мы обращаемся к его ближайшему ...
3. Рассмотреть виды межэтнических отношений.
4. Выявить факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений.
5. Проанализировать причины дестабилизации межнациональных отношений.
Глава 1. Методология исследования проблемы толерантности
1.1 Понятие культуры межнационального общения
Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.
Общение ? важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.
Межнациональное общение — это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.
Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.
Выделяют 3 характера межэтнических отношений:
— дружественный;
— нейтральный;
— конфликтный…
Заключение
В годы культа личности, а также в последующий период застоя, руководство страны рассматривало межнациональные конфликты, как рецидив национализма. На данный момент межнациональные конфликты среди населения России стали частым явлением. Конечно, такая перемена не могла возникнуть беспричинно. Противоречивый характер отношений между республиками, межнациональные конфликты, возросшее количество неформальных объединений, пропагандирующих национализм и шовинизм, отставили свой отпечаток на новом поколении . В связи с этим возникла необходимость обобщения и систематизации накопленного педагогами своего воспитательного опыта.
Особенностью формирования межнациональной толерантности среди учеников, прежде всего, является воспитательная работа классного руководителя, педагога, психолога. Кто кроме них может подать пример правильного, высоконравственного поведения детям? Изучив факторы, которые могут оказать влияние на формирование межнациональной толерантности учеников, а также возможные конфликтные ситуации, можно сделать вывод, что психолого-педагогические аспекты в обучении учащихся играют не маловажную роль. Педагог должен обладать высоким уровнем культуры межнационального общения, чтобы в дальнейшем передать свои знания, понимания моральных и этических норм, сплотить коллектив.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский); • воспитание — ... бе, общении и проф. деятельности. В теории воспитания в подходах к определению понятия «воспитание» можно ... толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия; • принцип связи воспитания ...
Чувство терпимости не присуще человеку от рождения, а вырабатывается в процессе воспитания. Именно поэтому создание межнациональной толерантности у подростков анализируется как составляющая патриотического воспитания, в фундаменте которого имеют место быть освоение знаний, культуры межнациональных отношений. Патриотическое воспитание — это целенаправленное формирование значительного чувства любви к своей стране и народу, формирования этических, психологических, нематериальных качеств, существенных при освоении профессиональных знаний.
Изучив данную проблему, можно сделать следующие выводы. Фундаментальными течениями патриотического воспитания учащихся являются: развитие гражданской позиции ученика; укрепление морального духа на основе доблестных традиций народов России; творческое применение воспитательных возможностей многообразных религиозных конфессий; усовершенствование воспитания в духе дружбы народов.
Таким образом, учитывая национально-психологические особенности в воспитательной работе многонационального коллектива является важной предпосылкой повышения эффективности подобной группы, но и представляет из себя, сложный процесс, в котором будут использованы специальные знания и навыки, сформированные у педагогов.
Библиографический список
1. Бардиер Г. Л.. Социальная психология толерантности. СПб.,2005. — 352с.
2. Баркашев А.П. Азбука русского национализма. — М., 2013. -220с.
3. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 2011. -320с.
4. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.- 326с.
5. Ефименко Н. А. Проблемы толерантности в современном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — 526-527с.
6. Материалы с сайта [Электронный ресурс]. Режим доступа:
7. Перепись 2010 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: society/16/12/2011/630214.shtml
8. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008.- 172с.
9. Пугачев В.П., Политология, высшее образование — М.: Филологическое общество «Слово», 2003.- 576 с.
10. Рыбаков О.Е.. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект. // Этнографическое обозрение — 2010- № 6 — 3-15с.
11. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. — 84с.
12. Стефаненко Т.Г. «Этнопсихология», изд. «Аспект Пресс», М., 2007. -368с.
13. Тишков В.А.. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии — 2008 — № 9 — 3-29с.
Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками
... биографией Фрейда З. А Рассмотреть его отношения с учениками А Пронаблюдать за формированием школы З. Фрейда. Его личность рассматривали ... вставки писем, написанных лично Фрейдом, по которым оцениваются отношения между автором писем и их получателями. Здесь присутствуют ... целью узнать, как протекала жизнь Фрейда, какими были отношения в школе, которую он сформировал. Возможно, можно предположить, ...
14. Этнос и политика: Хрестоматия/ Авт.-сост. А.А. Празацскас — М.: издательство УРАО, 2010 – 400с.