АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ КАК В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ СТРАНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ 6

1.1. Основные исследовательские подходы к изучению этносоциальных процессов 6

1.2. Сущность и проблематика социального управления в полиэтнических регионах 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ КАК В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ СТРАНЫ 17

2.1. Анализ полиэтнической ситуации в Краснодарском крае 17

2.2. . Оценка социального управления в Краснодарском крае как в полиэтническом регионе 23

2.3. Выводы и рекомендации по управлению межэтническими отношениями в Краснодарском крае 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

?

ВВЕДЕНИЕ

Необходимое условие построения свободного гражданского общества в России – это преодоление межэтнической дезинтеграции. Расколотое на множество этнических идентичностей, массовое сознание постсоветской России представляет серьезное препятствие на этом пути. Межэтнические отношения стали важнейшей и неблагополучной частью социальной реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, вынужденные мигранты – таким образом, общество сегодня расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к этническим группам и страдает от преувеличенного внимания к ним в ущерб задачам более высокого уровня. Однако обойти межэтнические проблемы невозможно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, считающих себя единым народом, – нереально. Раскрытие глубинной основы межэтнической конфронтации, понимание психологических механизмов трансформации естественной любви к своему народу в политическую доктрину этнонационализма, поддерживаемую массами, требует выхода за пределы анализа отдельных противоречий и конфликтов и обращения к исследованию самого процесса их развития.

Полиэтнический регион – это «месторазвитие» разнообразных этносов, культур, религий, что формирует своеобразие культурного пространства территории. Уникальность полиэтнических регионов выражается в особом, исторически сложившемся смешении разнородных духовных, религиозных, этнокультурных бытовых традиций, устоев и укладов. Здесь складывается особая формация, характеризующаяся взаимодействием западной и восточной цивилизаций, а также укоренением духовных ценностей христианства, ислама и буддизма[6].

Таким образом, полиэтнический регион – это регион, на территории которого проживают различные этнические общности, это месторазвитие разнообразных этносов, культур, религий, вероисповеданий. Культурное пространство позволяет рассмотреть культуру полиэтнического региона как союз культур этносов, сформировавшихся и развивающихся на одном географическом пространстве[9].

13 стр., 6071 слов

Синергетический подход к анализу и управлению социальными системами

... страна, пережив первую в своей истории гражданскую войну, развал государства, голод и социальный распад, "пробовала" различные типы политического порядка - власть "царя-иноземца" ( ... лет содержит новые названия "отраслевых" направлений синергетики. Так, социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации. Бранский отмечает, что диалектическая концепция Гегеля и Маркса ...

Одним из полиэтнических регионов является Краснодарский край, принадлежащий к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны. Не менее важной является и такая особенность края как его географическое положение. Он находится на пересечении этнических, религиозных и культурных традиций с Северным Кавказом.

Краснодарский край в общероссийском культурном пространстве является полиэтническим, многоконфессиональным, поликультурным регионом, на территории которого проживают представители различных языковых групп, этнических сообществ. В крае проживают представители различных национальностей: русские, армяне, адыги, украинцы, татары, (более 100 национальностей); зарегистрировано около 200 религиозных организаций различных конфессий и вероисповеданий. Культурное пространство края демонстрирует одну из моделей интеграции этносов, населяющих эту территорию не только на основе политических, экономических, социальных факторов, но и культурных детерминант – смыслах, ценностях и символах, имеющих национальный характер и образующий своеобразный менталитет жителей этого региона. Это организованное пространство представляет собой определенную культурную значимость, которая отличает эту территорию от других[13].

Обзор и анализ основных проблем, связанных с межэтническим взаимодействием, свидетельствует о значительной разработанности этих вопросов учеными различных отраслей Научного знания. Однако в региональном разрезе такие исследования ведутся с разной интенсивностью.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что на, сегодняшний день, социально-экономическая стабильность регионов зависит от уровня социальной напряженности и от решения социальных проблем. Поэтому социальный аспект управления в регионах можно считать на сегодняшний день ключевым и требующим всеобъемлющего исследования.

Цель курсовой работы: всестороннее рассмотрение социального управления в условиях полиэтнического региона на примере Краснодарского края.

Задачи курсовой работы, поставленные для достижения намеченной цели:

— раскрыть проблематику управления в полиэтнических регионах;

— рассмотреть сущность полиэтнической толерантности и способы ее укрепления;

— провести оценку социального управления в Краснодарском крае.

Объект курсовой работы: Краснодарский край как полиэтнический регион.

Предмет курсовой работы: процесс социального управления в полиэтническом регионе.

Методология исследования по курсовой работе: интегрирование подходов различных смежных областей научного знания — социологии, этнологии, экономики, демографии, регионоведения.

?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ

1.1. Основные исследовательские подходы к изучению

этносоциальных процессов

Современный этап развития социальных наук характеризуется осознанием ситуации «смены парадигмы», связанной с поиском новых концептуальных рамок для описания и объяснения социального взаимодействия в его основных формах. Особенно жаркие дискуссии ведутся вокруг проблемы регуляции тех или иных социальных процессов. Поскольку одной из сложнейших и наименее прогнозируемых сфер общественной жизни является сфера межэтнических отношений, важнейшей социально-политической проблемой для всего мирового сообщества становится проблема осмысления основ межкультурной коммуникации, механизмов взаимодействия и взаимовлияния различных культур. Становление и укрепление межкультурного диалога, климата толерантности, гражданского согласия, межнационального взаимопонимания — стержневые идеи, определяющие направленность научного поиска[19]…

3 стр., 1493 слов

Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности ...

... курсовой работы мною были использованы работы как зарубежных, так и отечественных психологов, педагогов......... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Г.М. Социальная ... живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, педагогов, ... наличия агрессивного поведения у детей данной возрастной группы; - Выявление степени выраженности агрессивности у ...

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, полиэтнический регион – это регион, на территории которого проживают различные этнические общности, это месторазвитие разнообразных этносов, культур, религий, вероисповеданий. Основой полиэтнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этнической идентичности приводят к этнической нетерпимости. Позитивная этническая идентичность формируется у народов, знающих и любящих свою культуру и историю. На это имеет право каждый народ.

Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и культуры малых народов России – это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени, и согласно данным эмпирических исследований, представители всех этнических групп Краснодарского края относятся к этому положительно. Необходимо, чтобы этот интерес к культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности, а не муссировал тему взаимных прошлых обид, опыта национального унижения, дискриминации и т.д., поскольку это – негативные компоненты этнической идентичности, лежащие в основе этнической интолерантности.

Особенно сложная проблема в поликультурном регионе – наличие групп с отличающейся культурой и религией. Согласно известной гипотезе С. Хантингтона, в будущем нация-государство уступит свою роль «источника идентификации» религии, нередко в форме фундаменталистских течений и основные очаги конфликтов-противостояний будут проходить по так называемым линиям «разлома цивилизаций», одной из которых он считал линию православно-христианского и мусульманского противостояния. Отечественная наука предлагает другую модель возможного сосуществования народов с отличающейся культурой и религией – комплементарную (или дополнительную), в которой более традиционалистски ориентированные культуры живут в неком симбиозе с культурами более модернизированными.

Можно сделать вывод, что наличие групп с отличающейся культурой и религией в поликультурных регионах (в частности, русских) играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, они видят основу единства этносов республик в региональной и психологической общности, «заземляя» накал этнических страстей. Поэтому, на наш взгляд, существование таких групп придает всей сложной системе межэтнических отношений в поликультурном регионе устойчивость и стабильность. Следовательно, политикам необходимо обратить на это особое внимание и создавать условия для того, чтобы миграция представителей этих групп не приобретала массового характера.

20 стр., 9597 слов

Социальная и этническая идентичности

... их влияние на миграцию, социально-психологическую адаптацию мигрантов и этническую толерантность-интолерантность. Проблематика социальной идентичности имеет солидную традицию изучения в различных направлениях психологии. ... И. Уманского и его последователей, посвященные проблеме поэтапного формирования малой группы через развитие ее важнейших социально-психологических параметров. В этой концепции, ...

Помимо вышеуказанных, на этническую и конфессиональную толерантность — интолерантность оказывают действие и следующие социально-психологические факторы:

а) степень этнокультурной компетентности;

б) психологическая готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу;

в) опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.

Все эти параметры поддаются формированию и развитию и нуждаются в профессиональной разработке средствами просвещения и социально-психологического тренинга межкультурного взаимодействия.

Таким образом, учитывая, что Краснодарский край представляет собой один из наиболее полиэтнических регионов в составе РФ с весьма сложным этноконфессиональным составом и различными по типу субъектами, а также моделями этнонациональной политики, необходимо, прежде всего, рассматривать происходящие в регионе процессы в контексте стабильного и максимально бесконфликтного развития.

?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 25 декабря 1993 года) М, 2013.

2. О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г.— №52.

3. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.11.2003г.

4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края 5 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества» от 19 октября 2015г. N 97.

5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае на 2013-2017 гг.» от 1 августа 2012 г. № 883.

II. Литература

6. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М.: Славянский диалог, 2015. — 665 с.

7. Азашиков Г.Х. Социальное управление в регионе: учебное пособие / Г.Х. Азашиков. – М.: Гардарики, 207. – С.178- 179.

8. Александрова Ф.И., Мочалов Е.В. Менталитет и особенности русского этноса // Нравственная культура народов России: традиции и современность. — Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2011. — С. 7-20.

9. Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социологические исследования. — 2014. — № 2. — С. 49-54.

10. Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: КАНОН-пресс-Ц, 2011. — 288 с.

13 стр., 6198 слов

Рынок труда на территории Красноярского Края

... исследование специфики проблемы занятости в Российской Федерации и в Красноярском крае. Задачи: рассмотреть понятие, причины и ... складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства ... отраслевой, демографической. Существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, некоторые крупные города), так и ...

11. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. — 2016. — № 1. — С. 98-116.

12. Бондарь Н.И. Кубанское казачество (этносоциальный аспект) // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. — М.: Панорама, 2015. — С.10-44.

13. Бондарь Н.И. Этническая карта Кубани // Проблемы и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае. — Краснодар: Изд- во КГУ, 2015.-С 31-38.

14. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2017. — № 1(67).

15. Гаджиев Г. Политические идеологии: концептуальный аспект // Вопросы философии. — 1998. — № 2. — С. 45-54.

16. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. — Уфа: Капитал, 2016. — 286 с.

17. Козлова М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности // Журнал прикладной психологии. — 2016. — № 3. — С. 32-36.

18. Крицкий Е., Савва М. Краснодарский край: модель этнологического мониторинга. -М.: ИС РАН, 1998. — 56 с.

19. Надточий И.О., Надточий О.П. Национальное и социальное: к вопросу формирования русского национального самосознания // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. — 2015. — С. 22-24.

20. Оберемко О.А., Кириченко М.М. Вынужденные переселенцы на Кубани: институциональная перспектива управления. — Краснодар: КГУ,2016.-С. 112 — 113.