Курский Государственный Медицинский Университет
Кафедра психологии с курсом педагогики
Коррекционная программа
Коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста
Выполнили: ст-ты 4 курса
ф-та клинической психологии, 2 гр.
Абакумова К.Н., Мамедова О.Э.
Половинкин А.Д.
Проверила: асс. Токачева Н.Л.
Курск-2007
Аналитическая записка
Память (традиционное определение) – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Память (современное определение) – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в прошлом опыте и использовать его в поведении.
К семи годам исчезает феномен эгоцентризма, младший школьник уже не так подвержен влиянию непосредственно воспринимаемой действительности. Память приобретает произвольный характер. Запоминание носит опосредованный характер. Даже повторение приобретает новые черты: ребенок повторяет, чтобы лучше понять содержание, он осмысленно восстанавливает связи между частями материала или сравнивает новый объект с теми представлениями, что у него сложились, и по аналогии или противопоставлению запоминает.
Объект: интегративная сфера, память.
Предмет: дети младшего школьного возраста с нарушениями памяти
Цель: развитие мнестических процессов.
Задачи:
1) повысить уровень развития кратковременной памяти;
2) повысить уровень развития долговременной памяти;
3) повысить уровень развития произвольной памяти;
4) повысить уровень развития логической памяти.
Организационные аспекты коррекционной работы:
Форма работы: индивидуальная и групповая, 4-6 детей в группе.
Длительность: 7 занятий по 40 минут.
Периодичность: 2 занятия в неделю.
Диагностическая программа
Педагогическая коррекция образной памяти у детей старшего дошкольного ...
... значимость исследования определяется многоаспектным изучением развития образной памяти у дошкольников с различным уровнем интеллектуального развития и выявлением особенностей развития образной памяти у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста по сравнению с ...
А: Сбор анамнестических данных детей с целью исключения органической патологии;
Б: Диагностика памяти.
Цель: исследование различных сторон мнестической деятельности, а именно исследование уровня развития кратковременной памяти, уровня развития долговременной памяти, уровня развития логического запоминания.
Диагностические средства:
Диагностика уровня развития кратковременной памяти осуществляется с помощью методики «Оперативная память» (А.В.Ануфриев. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд. М.: 2005 ).
Диагностика уровня развития долговременной памяти осуществляется с помощью методики «Методика изучения долговременной памяти» (то же).
Развитие логического запоминания определяется методикой «Запомни пару» (то же).
Развитие произвольной памяти определяется методиками «Запомни пару» и «Методикой изучения долговременной памяти» (то же).
Коррекционная программа
Дата | Время занятия | Цель занятия | Механизм | Упражнения | Литература |
13.03 | 40 мин. Групп. | Повысить уровень развития кратковременной памяти | Расширение объема внимания | «Чего не хватает» | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. М.: «Ось 89», 2005. |
. | Расширение объема восприятия | «Тахистоскоп», «Разведчик» | То же, Овчарова Р.В. — М., 1996. | ||
16.03 | 40 мин. Групп. | То же | Накопление зрительных, слуховых, осязательных образов | «Помоги Незнайке собрать букеты», «Привяжи ленточки к шарикам», «На чем играл зайка», «Ощупай и слепи» | Катаева А.А., Стреблева Е.А. – М.: «Владос», 2004. |
19.03 | 40 мин. Групп. | Повысить уровень развития долговременной памяти | Переведение информации в зрительный образ | «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно», «Визуальный код» | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. – М.: «Ось 89», 2005. |
22.03 | 40 мин. | Снабжение информации опознавательными сенсорными знаками | «Осознание словесного материала». | То же | |
Включение в активный процесс запоминания эмоционального фактора | «Мысленные образы и эмоции», «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | То же | |||
25.03 | 40 мин. | Повысить уровень развития произвольной памяти | Формирование устойчивого внимания | «Чего не хватает», «Заблудившийся рассказчик», “Посадим грибы”, “Цветная горка”, “Закрой коробки”, “Покатай матрешек”. | То же, Катаева А.А., Стреблева Е.А., — М.: «Владос», 2004. |
28.03 | 40 мин. Инд. | То же | Установление связи между элементами материала | «Двойная стимуляция памяти», «Животные», «Запоминание слов», «Запоминание стихов» | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., М.: «Ось 89», 2005. |
31.03 | 40 мин Инд. | То же | То же | «Объединение по признаку», «Запоминание текста», «Запоминание чисел» | То же |
Повторная диагностика
Повторную диагностическую работу с целью оценки эффективности коррекционных мероприятий можно провести, используя психодиагностические средства, которые применялись в начале работы: методики «Оперативная память», «Запомни пару», «Методикой изучения долговременной памяти» (Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 г.)
Эффективность коррекционной работы будет зависеть от следующих факторов:
· индивидуальных особенностей ребенка;
· характера отношений с ближайшим семейным и социальным окружением;
· особенностей коррекционной и педагогической работы;
· характера отношений в группе;
· вовлеченности детей в работу и т.д.
Рекомендации родителям и педагогам
Родителям, чьи дети имеют нарушения памяти, можно дать следующие рекомендации с целью повышения эффективности коррекции, закрепления достигнутых результатов и помощи своему ребёнку в преодолении данных нарушений:
1. интересоваться спецификой работы, которую проводит психолог с вашим ребёнком;
2. постоянно поддерживать контакт с психологом с целью обмена информацией;
3. применять элементы коррекционных упражнений в повседневной жизни, чтобы закрепить эффект, полученный на занятиях;
4. оказывать помощь и поддержку своему ребёнку в каждом его начинании;
5. придерживаться положительной оценки любого дела вашего ребёнка;
6. стараться установить благоприятную эмоциональную семейную атмосферу;
7. обеспечить прогулки ребёнка на свежем воздухе, и вообще постоянно следить за состоянием его здоровья, но не навязчиво;
8. не ругать ребёнка за несоответствие вашим представлениям об идеальных детях, помнить, что ваш ребёнок-индивидуальность;
9. убеждать ребёнка в том, что ему по силам справиться с трудностями и др.
Педагоги, занимающиеся образованием детей с нарушениями внимания, можно дать следующие рекомендации:
1. владеть информацией о данном типе нарушений;
2. постоянно поддерживать контакт с психологом с целью обмена информацией;
3. на занятиях активно использовать элементы коррекционных упражнений;
4. стараться установить благоприятную эмоциональную атмосферу в классе;
5. сглаживать конфликты, возникающие между детьми;
6. привлекать к работе, требующей активного внимания детей, с учетом их индивидуальных особенностей;
7. устраивать во время уроков небольшие паузы, чтобы дети могли снять физическое и эмоциональное напряжение и др.
Список литературы:
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.33-39, 141-164);
2. Катаева А.А., Стреблева Е.А. дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии, — М.: «Владос», 2004.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, — М, 1996.
4. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения/ Матюгин И.Ю., М.: Эйдос,1994.
Память (традиционное определение) – процессы запоминания, сохранения,… К семи годам исчезает феномен эгоцентризма, младший школьник уже не так подвержен влиянию непосредственно…