Коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста

Курский Государственный Медицинский Университет

Кафедра психологии с курсом педагогики

 

 

 

Коррекционная программа

Коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста

Выполнили: ст-ты 4 курса

ф-та клинической психологии, 2 гр.

Абакумова К.Н., Мамедова О.Э.

Половинкин А.Д.

 

Проверила: асс. Токачева Н.Л.

 

 

Курск-2007

Аналитическая записка

 

Память (традиционное определение) – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Память (современное определение) – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в прошлом опыте и использовать его в поведении.

К семи годам исчезает феномен эгоцентризма, младший школьник уже не так подвержен влиянию непосредственно воспринимаемой действительности. Память приобретает произвольный характер. Запоминание носит опосредованный характер. Даже повторение приобретает новые черты: ребенок повторяет, чтобы лучше понять содержание, он осмысленно восстанавливает связи между частями материала или сравнивает новый объект с теми представлениями, что у него сложились, и по аналогии или противопоставлению запоминает.

 

Объект: интегративная сфера, память.

Предмет: дети младшего школьного возраста с нарушениями памяти

Цель: развитие мнестических процессов.

Задачи:

1) повысить уровень развития кратковременной памяти;

2) повысить уровень развития долговременной памяти;

3) повысить уровень развития произвольной памяти;

4) повысить уровень развития логической памяти.

 

Организационные аспекты коррекционной работы:

Форма работы: индивидуальная и групповая, 4-6 детей в группе.

Длительность: 7 занятий по 40 минут.

Периодичность: 2 занятия в неделю.

 

Диагностическая программа

22 стр., 10693 слов

Педагогическая коррекция образной памяти у детей старшего дошкольного ...

... значимость исследования определяется многоаспектным изучением развития образной памяти у дошкольников с различным уровнем интеллектуального развития и выявлением особенностей развития образной памяти у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста по сравнению с ...

А: Сбор анамнестических данных детей с целью исключения органической патологии;

Б: Диагностика памяти.

Цель: исследование различных сторон мнестической деятельности, а именно исследование уровня развития кратковременной памяти, уровня развития долговременной памяти, уровня развития логического запоминания.

Диагностические средства:

Диагностика уровня развития кратковременной памяти осуществляется с помощью методики «Оперативная память» (А.В.Ануфриев. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд. М.: 2005 ).

Диагностика уровня развития долговременной памяти осуществляется с помощью методики «Методика изучения долговременной памяти» (то же).

Развитие логического запоминания определяется методикой «Запомни пару» (то же).

Развитие произвольной памяти определяется методиками «Запомни пару» и «Методикой изучения долговременной памяти» (то же).

Коррекционная программа

 

Дата Время занятия Цель занятия Механизм Упражнения Литература
13.03 40 мин. Групп. Повысить уровень развития кратковременной памяти Расширение объема внимания «Чего не хватает» Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. М.: «Ось 89», 2005.
  .   Расширение объема восприятия «Тахистоскоп», «Разведчик» То же, Овчарова Р.В. — М., 1996.
16.03 40 мин. Групп. То же Накопление зрительных, слуховых, осязательных образов «Помоги Незнайке собрать букеты», «Привяжи ленточки к шарикам», «На чем играл зайка», «Ощупай и слепи» Катаева А.А., Стреблева Е.А. – М.: «Владос», 2004.
19.03 40 мин. Групп. Повысить уровень развития долговременной памяти Переведение информации в зрительный образ «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно», «Визуальный код» Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. – М.: «Ось 89», 2005.
22.03 40 мин.   Снабжение информации опознавательными сенсорными знаками «Осознание словесного материала». То же
      Включение в активный процесс запоминания эмоционального фактора «Мысленные образы и эмоции», «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» То же
25.03 40 мин. Повысить уровень развития произвольной памяти Формирование устойчивого внимания «Чего не хватает», «Заблудившийся рассказчик», “Посадим грибы”, “Цветная горка”, “Закрой коробки”, “Покатай матрешек”. То же, Катаева А.А., Стреблева Е.А., — М.: «Владос», 2004.
28.03 40 мин. Инд. То же Установление связи между элементами материала «Двойная стимуляция памяти», «Животные», «Запоминание слов», «Запоминание стихов» Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., М.: «Ось 89», 2005.
31.03 40 мин Инд. То же То же «Объединение по признаку», «Запоминание текста», «Запоминание чисел»   То же

Повторная диагностика

Повторную диагностическую работу с целью оценки эффективности коррекционных мероприятий можно провести, используя психодиагностические средства, которые применялись в начале работы: методики «Оперативная память», «Запомни пару», «Методикой изучения долговременной памяти» (Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 г.)

 

Эффективность коррекционной работы будет зависеть от следующих факторов:

· индивидуальных особенностей ребенка;

· характера отношений с ближайшим семейным и социальным окружением;

· особенностей коррекционной и педагогической работы;

· характера отношений в группе;

· вовлеченности детей в работу и т.д.

 

 

Рекомендации родителям и педагогам

 

Родителям, чьи дети имеют нарушения памяти, можно дать следующие рекомендации с целью повышения эффективности коррекции, закрепления достигнутых результатов и помощи своему ребёнку в преодолении данных нарушений:

1. интересоваться спецификой работы, которую проводит психолог с вашим ребёнком;

2. постоянно поддерживать контакт с психологом с целью обмена информацией;

3. применять элементы коррекционных упражнений в повседневной жизни, чтобы закрепить эффект, полученный на занятиях;

4. оказывать помощь и поддержку своему ребёнку в каждом его начинании;

5. придерживаться положительной оценки любого дела вашего ребёнка;

6. стараться установить благоприятную эмоциональную семейную атмосферу;

7. обеспечить прогулки ребёнка на свежем воздухе, и вообще постоянно следить за состоянием его здоровья, но не навязчиво;

8. не ругать ребёнка за несоответствие вашим представлениям об идеальных детях, помнить, что ваш ребёнок-индивидуальность;

9. убеждать ребёнка в том, что ему по силам справиться с трудностями и др.

 

Педагоги, занимающиеся образованием детей с нарушениями внимания, можно дать следующие рекомендации:

1. владеть информацией о данном типе нарушений;

2. постоянно поддерживать контакт с психологом с целью обмена информацией;

3. на занятиях активно использовать элементы коррекционных упражнений;

4. стараться установить благоприятную эмоциональную атмосферу в классе;

5. сглаживать конфликты, возникающие между детьми;

6. привлекать к работе, требующей активного внимания детей, с учетом их индивидуальных особенностей;

7. устраивать во время уроков небольшие паузы, чтобы дети могли снять физическое и эмоциональное напряжение и др.

Список литературы:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998 (с.33-39, 141-164);

2. Катаева А.А., Стреблева Е.А. дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии, — М.: «Владос», 2004.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, — М, 1996.

4. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения/ Матюгин И.Ю., М.: Эйдос,1994.

  Память (традиционное определение) – процессы запоминания, сохранения,… К семи годам исчезает феномен эгоцентризма, младший школьник уже не так подвержен влиянию непосредственно…