24. Николай Константинович Михайловский и его принципы исторической эпистемологии.
(1842 – 1904)
эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «слово, учение», и λόγος — «знание») — теория познания, раздел философии.
Михайловский – либеральный народник. Также субъективно-идеалистическое толкование исторического прогресса. Он отрицает закономерности, а признает «долженствования» — следовательно отрицает научные методы. С точки зрения Михайловского – прогресс это постепенное порабощение личности. Цель прогресса – освобождение личности от влияния общества.
Работы Михайловского: «Герои и толпа» 1884, «еще о героях» 1891, «еще о толпе» 1892.
Михайловский обосновал теорию «героев и толпы»: в ней герой может менять направление общественного развития, он ведет за собой слепую толпу, т.е. народную массу.
«Что такое прогресс?» Теория Михайловского: под прогрессом он понимал движение человечества к духовному раскрепощению, к человеческой гармоничности. Развитие прогресса через развитие личности. Эта теория не встретила одобрение среди народников.
Крохотное наследство Михайловский потратил на создание переплетной мастерской, организованной под влиянием социалистических идей Н.Г. Чернышевского Однако в дальнейшем Михайловский отрицал саму возможность проповедуемого Чернышевским пути к социализму.
До 70-х гг. Михайловский надеялся на реформы, которые спасут Россию от «язвы пролетариатства» и дадут возможность принять «общие меры в пользу крестьянства». Когда Михайловский понял, что эта «теоретическая возможность» обратилась в «простую иллюзию», он сблизился с народовольцами, сотрудничал в нелегальных изданиях, после убийства Александра II редактировал «Письмо Исполнительного комитета «Народной воли» Александру III.
Биография
Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»).
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
... нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают ... идентификации. На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и ...
Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867).
С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).
В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80.[1] Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко. Михайловский умер 27 января 1904 г. в Петербурге.