ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика музыкального воспитания»
на тему: «Задачи, принципы и основные направления
музыкально-ритмического и логоритмического воспитания
детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения»
Выполнил
студент гр.
Руководитель:
Салехард, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 5
2. ЛОГОРИТМИКА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ С ДЦП 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Рост числа детей, имеющих различные речевые и неречевые проблемы, вызывает необходимость работы в тесном контакте воспитателя, логопеда и музыкального работника. Владея музыкальным инструментом и методикой музыкального воспитания, музыкальный руководитель может способствовать работе логопеда посредством логоритмики. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Цель логоритмических занятий — преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
— оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций и др.);
— образовательные ((познавательные) формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.);
— воспитательные (воспитание и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и др.);
— коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы).
Логоритмическое воспитание осуществляется посредством системы логоритмических занятий. Каждое занятие представляет собой комплекс логоритмических упражнений, направленных на решение конкретных задач:
— упражнение детей в маршировке и движений в разных направлениях (вводные упражнения);
— упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
Слабовидящие дети как объект социальной работы
... есть нарост на слепоте, глухоте, немоте. Социальное воспитание победит дефективность» Особенно он выделял роль социального фактора, ... как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть ... замещающих настраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка» [18]. Впервые в дефектологической науке сущность ...
— упражнения, активизирующие внимание;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма (метра, размера);
— слушание музыки и пение;
— упражнение в игре на детских музыкальных инструментах.
Диагностика показывает, что упражнения:
— направленные на активизацию внимания результативны на 35%;
— регулирующие общий мышечный тонус и развивающие мелкую моторику — 20%;
— развивающие чувство музыкального темпа — 25%;
— развивающие чувство музыкального ритма — 35%;
— развивающие чувство музыкального метра — 25%.
1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных данных по проблеме дизартрии у детей с церебральным параличом свидетельствует о высокой актуальности и перспективности нейропсихологического подхода в исследовании структуры речевого дефекта и разработке на этой основе базовой методики логопедической ритмики.
Разработанная комплексная методика логоритмического исследования со структурно-уровневым нейропсихологическим анализом неречевых и речевых функций детей с дефицитарным дизонтогенезом имеет существенную диагностико-прогностическую ценность, позволяя реализовать дифференцированный подход в логоритмическом воздействии на разные формы дизартрии.
Коррекция и воспитание детей с дизартрией осуществляется за счет интеграции межанализаторного взаимодействия путем интенсивного формирования музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы в логоритмическом процессе, приводящее к нормализации неречевых и речевых функций.
Наличие динамики мотивации и музыкально-ритмических способностей является прогностически позитивным фактором в коррекции всех компонентов структуры речевого дефекта, стимулом и источником формирования высших психических функций при логоритмическом воздействии.
Высокая эффективность дифференцированного использования логопедической ритмики в преодолении дизартрии основана не только на активации относительно сохранных гностико-психомоторных и речевых функций, но и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их целенаправленной коррекции и формирования.
Логопедическая ритмика как базовая интегративная коррекционно-педагогическая методика, основанная на патогенетической обусловленности и психофизиологической естественности воздействия, обогащает реабилитационный комплекс медико-социальных программ в свете современного мультидисциплинарного подхода, значительно повышая эффективность преодоления дизартрии у детей с церебральным параличом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. К вопросу об особенностях психомоторики, речи и музыкально-ритмических способностей у дошкольников с детским церебральным параличом // Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата у детей.- Л., 1989.
Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных ...
... директивности. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, ... просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. В результате использования ...
2. Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. — СПб.: Образование, 1993.
3. О нарушениях письма и чтения у младших школьников с вялыми параличами плечевого сплетения типа Эрба // Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. — Л.: Просвещение,1987.
4. О формирования чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб.: Образование, 1994.
5. Основные направления логоритмической работы при устранении дизартрии у детей. // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. -Л., 1991.
6. Основные направления формирования музыкального мышления на логоритмических занятиях у дошкольников // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. — СПб.: Образование, 1995.
7. Особенности музыкально-ритмических способностей у детей с дизартрией. // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. – М.: АПН СССР, 1990.
8. Речевые нарушения в медико-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в условиях ортопедо-хирургического стационара //Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.- Л.: Просвещение, 1987