Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Контрольная работа
По дисциплине: «Проблемы социальной работы с молодежью»
Тема: «Социальный статус молодой семьи»
2014
Содержание
молодая семья супруг кризисный
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты института современной семьи
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Типология семьи
2. Молодая семья в современном российском обществе
2.1 Специфика становления и функционирования молодой семьи
2.2 Студенческая семья
3. Проблемы молодой семьи и пути их решения
3.1 Кризисные периоды развития семьи
3.2 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Семья представляет собой сложную, многогранную систему социального функционирования человека, является важнейшим институтом общества, определяющим в конечном счете его стабильность, экономическое и духовное развитие.
Семья как первичная ячейка общества, реализующая свои социальные, демографические, экономические, биологические функции, связана со всей общественной системой. Общество создает условия для функционирования семьи, задает определенные уровень и качество ее жизни. В свою очередь семья в существенной мере воздействует на социальную организацию общества, определяет возможности и перспективы его развития.
Среди вызовов, с которыми сталкивается современное российское общество, немаловажное место занимают вызовы, исходящие из семьи: снижение рождаемости, увеличение числа разводов, сокращение количества зарегистрированных браков, рост числа свободных союзов и т.д. Важность и актуальность этих проблем не вызывает сомнений. Сегодня в семье происходят перемены, которые затрагивают все стороны процесса ее формирования и жизнедеятельности.
Изучение молодой семьи, ее социального статуса и специфических проблем может дать ключ к пониманию процессов трансформации института семьи в целом, ее места в современном российском обществе. Именно этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе
... целенаправленно воспитывать так, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о том, как должны поступать мужчины и ... детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а ... социализация мальчиков и девочек В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в ...
Степень разработанности проблемы. Проблемам семьи уделяется большое внимание как в зарубежной, так и в отечественной науке. Отношение к семье у разных народов в разные времена было неодинаковым. Оно эволюционировало вместе с развитием общества. Концепции происхождения семьи встречаются еще в трудах Аристотеля, Геродота, Демокрита, Платона и др. Идеи матриархата и исторического развития семьи получили развитие в работах И. Колера, Дж. Леббока, Л. Штенберга, Ф. Энгельса. Семья как социальный институт рассматривается в трудах М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина и др.
Отечественные ученые, внесшие вклад в становление социологии семьи, расходились не только в подходах к предмету научных поисков, но и в идейных и политических взглядах (Н. Бердяев, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, З. Гиппиус, И. Ильин, А. Карсавин, Д. Мережковский, В. Соловьев, Л. Толстой, С. Троицкий, Г. Успенский, П. Флоренский, С. Франк и др.).
Среди отечественных социологов, рассматривающих семью, следует отметить М.М.Ковалевского, который определял семью как «совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки».
Несомненный вклад в становление отечественной социологии семьи внес П.А. Сорокин. Семья интересовала его как основная ячейка и основной индикатор общества. В своей работе «Кризис современной семьи» он дает подробный анализ кризисных явлений традиционной семьи как социального института и малой группы, излагая ряд причин ослабленного союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников.
Работы первых советских социологов (Д. Година, В. Зайцева, Е. Кабо, А. Лебедева, Б. Смулевича и др.) оставили заметный след, описав новые условия жизни и быта семей.
В 1980-90-е гг. вышел ряд изданий, в которых широко представлена проблематика семьи: формирование личности под влиянием внутрисемейных отношений (А.А. Бодалев); репродуктивное поведение в современной семье (А.И. Антонов); экономическое положение семьи на разных этапах ее развития (С.А. Карапетян, Н.М. Римашевская); семья как объект социальной политики (А.И. Антонов, М.Г. Панкратова); семья и воспроизводство социальной структуры в социалистическом обществе (М.С. Мацковский); социальный потенциал семьи (А.И. Антонов); семейное воспитание и подготовка молодежи к семейной жизни (И.Т. Лисовский, М.Н. Петров); семья как малая социальная группа и институциональное становление современных семейно-брачных отношений (Т.А. Гурко, М.С. Мацковский и др.); проблемы и тенденции жизнедеятельности семьи в связи с другими социальными институтами (А.И. Антонов); тенденции развития современной семьи (Е.Ф. Ачильдиева) и др.
Проблемам молодой семьи посвящены работы А.В. Артюхова, Б.И. Говако, С.И. Голода, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьевой, А.Н. Елизарова, В.И. Зацепина, Е.М. Зуйковой, Л.М. Ивановой, Н.В. Кузнецова, М.С. Мацковского и др.
Проблемы молодой семьи как части молодежи рассматривались В.Т. Лисовским, О.А. Раковской, В.И. Чупровым и др.
Анализ работ последнего времени показывает снижение внимания исследователей к проблемам семьи. Подавляющее большинство современных научных исследований касается частных вопросов функционирования семьи, конкретных исторических и региональных аспектов проблемы. Практически не рассматриваются механизмы адаптации молодых семей в современных условиях России, социальный статус семьи, в т.ч. молодой.
Семья в современном обществе
... связь с социальной и культурной системами, определить функции семьи в обществе. Большинство современных эмпирических исследований анализирует семью в качестве малой группы. Актуальность темы. Трансформация социального ... для их образования достаточно наличия общих интересов. 1.2 Определение понятия « молодая семья». Молодая семья - это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения ...
Объект исследования — молодая семья.
Предмет исследования — социальный статус молодой семьи в современном российском обществе, механизмы адаптации молодой семьи к современным социально-экономическим условиям.
Цель исследования — на основе теоретико-методологического анализа выявить особенности социального статуса молодой семьи в современном российском обществе.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
— определить основные теоретические и методологические подходы к исследованию социального статуса семьи;
— выявить особенности социального статуса молодой семьи и ценностные ориентации молодых супругов;
— определить меры государственной поддержки молодой семьи.
1. Теоретико-методологические аспекты института современной семьи
1.1 Семья как социальный институт
Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [4].
Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица. Семья, в лоне которой человек проводит значительную часть своей жизни, играет исключительно важную роль. Поэтому далеко не случайно она стала объектом исследования специалистов различных наук. Философия и социология, психология и педагогика, право, медицина и другие науки имеют «свой» интерес в изучении семьи, «свой» предмет исследования.
Семья — один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей.
Для каждого исторического периода свойственны свои формы, обоснования и отношения к семье и браку, которые претерпевали в процессе исторического развития множество метаморфоз [7]. Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что в прошлом институт брака обладал какими-то особыми достоинствами или недостатками, которые утрачены сегодня. Брачный союз в прежние годы с юридической точки зрения выглядел намного серьезнее, чем в настоящее время.
Семья как фактор развития ребенка
... преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается ... закономерно изменяющаяся в процессе онтогенеза. Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного ...
История семьи неразрывно связана с историей общества. Семья — созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает продуктом данного общества, его своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции. Эволюция семьи и семейных ценностей — проблема первостепенной значимости для всего человечества, которая пронизывает многие гуманитарные дисциплины, а в последнее время оформилась в самостоятельную область знания — феминологию.
Для русского человека семья всегда была сосредоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка. Семья — в русском народном сознании — особый союз, в основе которого лежит любовь. Любовь понимается как высшее чувство. Народная этика отвергала столь распространившийся ныне взгляд на женщину как на объект потребления, осуждала торговлю любовью, ее публичную огласку, выставление на показ. Безоговорочно осуждался «блуд», капризы плоти, похоть. В русской народной культуре утверждался идеал «чистой любви». Способность видеть в любимом существе не только телесное явление, но и «душу», стремление к единению, основанному на однородности духовных оценок и общности жизненной цели, взаимное доверие и уважение — вот тот «состав» любовного чувства, который позволяет считать духовный элемент любви преобладающим в русской культурной традиции.
Все современные исследователи признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. В настоящее время семья подверглась серьезным изменениям — трансформировались ее принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых психологические проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания, а значит, затрагивают и интересы детей. И, поскольку, научно-технический прогресс будет продолжать свое поступательное движение, можно со всей определенностью предполагать дальнейшую трансформацию общественных отношений и их атомарной составляющей — семьи.
Российскую семью не могли не затронуть явления, характерные для всего индустриально развитого мира. Она, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на общественные потребности и формируя их. Сегодня, по истечении ряда лет реформирования страны, можно констатировать, что переход России к новым экономическим условиям происходит, к сожалению, без четкой концептуальной программы, которая учитывала бы синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов. В результате несогласованности в планировании реформ, не учета их последствий смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходит не поэтапно, а стихийно. Это вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой рыночной системе.
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., ... обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них ...
За годы преобразований подверглись разрушению формировавшиеся десятилетиями социальная инфраструктура страны, системы дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Последствия этих процессов крайне негативно отразились на жизнедеятельности семьи, здоровье ее членов, их психологическом состоянии. Указанные процессы происходят на фоне ослабления воспитательного потенциала школы, сферы организованного и бесплатного досуга детей. В то же время и семья не выполняет роль основного института социализации подрастающих поколений. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Они уже не обращаются к родителям за советом и помощью, считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Большинство семей испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей. В результате растет безнадзорность детей, их социализация все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.
Сегодня проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только специалистам. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных и половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и детская преступность, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи.
Кризисное состояние социального института семьи требует принятия неотложных мер по его укреплению и развитию. Поэтому задача науки и практики в этих условиях — выработать систему социально-экономических и других мер помощи семье на пути преодоления ею трудностей эволюционного развития. Сегодня, возрождая общечеловеческие ценности, мы не должны забывать о семье как таковой.
Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики. Ее общественная значимость обусловлена специфическими проблемами семьи, необходимостью обеспечения взаимной адаптации государства и семьи, повышения ее роли в общественном развитии, оптимизации деятельности других социальных институтов в интересах семьи.
1.2 Типология семьи
Становление и развитие семьи — процесс длительный и многоаспектный. Типологизация представляет реальную возможность разработки дифференцированной и вследствие этого адекватной системы мер по разрешению возникающих у семьи жизненных, в том числе и психологических, проблем.
Многочисленные типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Рассмотрим основные из них.
В зависимости от форм брака:
* моногамная семья — состоящая из двух разнополых партнёров;
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...
... лет Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ 3.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода 3.2 Стили ... роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Объект исследования - адаптация детей третьего года жизни к детскому саду. Предмет исследования - педагогические условия адаптации ...
* полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
В зависимости от количества детей:
* бездетная, или инфертильная семья;
* однодетная семья;
* малодетная семья;
* среднедетная семья;
* многодетная семья.
В зависимости от состава:
* простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
— элементарная — семья из трех членов: муж, жена и ребенок. Такая семья может быть, в свою очередь:
— полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребенок;
— неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;
— составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
* сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости от места человека в семье:
* родительская — это семья, в которой человек рождается
* репродуктивные — семья, которую человек создает сам
В зависимости от проживания семьи:
* матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;
* патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
* неолокальная — семья переезжает в жилище, удаленное от места проживания родителей.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России еще и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
В. С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:
По структуре:
* с одной брачной парой с детьми или без детей;
* с одним из родителей супругов и другими родственниками;
* с двумя и более брачными парами с детьми или без детей,
* с одним из родителей супругов и других родственников или без них;
* с матерью (отцом) и с детьми;
По типу главенства в семье:
* эгалитарная — семья, основанная на равенстве супругов
* авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров;
По семейному быту, укладу:
* семья — «отдушина»;
* семья детоцентрического типа;
* семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;
* семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
По однородности социального состава:
* социально гомогенная (однородная)
* гетерогенная (неоднородная) семья;
По семейному стажу:
* молодожены — в браке от 1-2 месяцев до полугода;
* молодая семья — от полугода до трех лет семейной жизни;
* семья, ждущая ребенка — от начала перспективной беременности до появления на свет первенца;
Роль семьи в жизни ребенка
... и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает ... другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и ...
* семья среднего супружества — от трех до десяти лет совместного проживания;
* старшего супружеского возраста — 10-20 лет семейного стажа;
* пожилая супружеская пара — возникает после вступления в брак детей и появления внуков;
По качеству отношений и атмосфере в семье:
* благополучная семья;
* устойчивая семья;
* педагогически слабая семья;
* нестабильная семья;
* дезорганизованная семья;
По географическому признаку:
* городская семья;
* сельская семья;
* отдаленная (районы Дальнего Севера);
По типу потребительского поведения:
* семья с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью);
* семья с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д.,
* семья с промежуточным типом потребления;
По особым условиям семейной жизни:
* студенческая семья,
* «дистантная» семья,
* «внебрачная семья»;
По характеру проведения досуга:
* открытая семья;
* закрытая семья;
По социальной мобильности:
* реактивные семьи,
* семьи средней активности;
* активные семьи;
По степени кооперации совместной деятельности:
* традиционная семья;
* коллективистская семья;
* индивидуалистическая семья;
По состоянию психологического здоровья:
* здоровая семья,
* невротическая семья,
* виктимогенная семья.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
2. Молодая семья в современном российском обществе
2.1 Специфика становления и функционирования молодой семьи
В настоящее время в литературе и официальных документах нет единого подхода в определении понятия «молодая семья». В качестве критериев, позволяющих отнести семью к группе молодых, выступают возраст, наличие детей и продолжительность брака. Под молодой семьей понимают семью в первые три года после заключения брака, в которой оба супруга не достигли возраста 30 лет и состоят в первом браке, а также семью, состоящую из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [5].
Молодые семьи эволюционируют, постоянно переходя от одного этапа жизнедеятельности к другому. Это неизбежно связано с возникновением новых проблем. Проблемы современной молодой семьи касаются основных сфер жизнедеятельности: рождения и воспитания детей, обеспеченности жильем, трудоустройства и поиска рабочего места, взаимоотношений в семье, совместного досуга.
Отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семь в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества.
ИЗУЧЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В НАО
... Демографическое благополучие общества может обеспечить только семья, точнее молодая семья, на долю которой приходиться большинство рождений детей. Молодые супруги не реализуют свой репродуктивный потенциал, предпочитая ... целый ряд разнообразных функций, также семья это взаимоотношения между людьми в повседневной жизни. В благоприятном развитии, сохранении семьи заинтересованно как общество, так и ...
По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей и те, где отец проходит срочную военную службу, а также студенческие семьи. Из них наиболее многочисленные группы неполных и студенческих семей.
Государство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный социальный статус и обеспечивает соблюдение прав семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества. Молодая семья, со своей стороны, призвана полноценно осуществлять свои функции, строить свою жизненную карьеру на основе принципов саморазвития и самообеспечения. В процессе жизнедеятельности молодая семья проходит несколько этапов:
? становления (от момента бракосочетания до рождения первого ребенка, создания устойчивого психологического климата, определения источников дохода для создания своей материальной базы, распределения семейных обязанностей);
? выживания (высокой степени зависимости от государства в связи с низким уровнем материального обеспеченности, выбора таких способов организации жизни, которые ориентируются на решение не перспективных, а сиюминутных проблем);
? развития (приобретения определенных качественных характеристик, обеспечивающих более высокий уровень жизни, позволяющих самостоятельно решать свои жизненно важные проблемы, достичь определенной автономности).
Процесс семейной социализации не предполагает строгого чередования обозначенных этапов, кроме этапа становления, который проходит каждая молодая семья и который идет параллельно с другими жизненными этапами. Неизбежность этапа выживания или быстрый переход семьи на этап развития зависят от целого ряда факторов: от уровня социально-экономического положения семьи, характера поддержки со стороны родственников, профессионального и образовательного потенциала супругов, возможностей совмещать профессиональные и семейные роли, репродуктивных планов, а также от содержания государственной политики в отношении молодой семьи.
2.2 Студенческая семья
Особый отряд молодежи составляет студенчество. Это — элита молодежи, которая задает образец поведения в молодежной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье.
Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.
Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего — первичной социализации.
Конфликтность в семье в первые годы совместной жизни
... совместного проживания. Итак, объектом работы является молодая семья в первые годы совместной жизни. Цель работы выявить причины конфликтности в диаде супруг-супруга в семье в период первичной адаптации и ...
Студенческая семья — достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга — студенты дневного отделения.
Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.
Преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.
Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняют реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.
Специфика студенческого брака заключается в особенностях деятельности супругов — учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре деление на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие студенческого брака.
В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.
У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.
Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества.Существенную материальную помощь оказывают и родители студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности — учебы. Материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.
Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает студенческая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.
Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе.
При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.
Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры семейных студенческих пар.
Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.
Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.
Студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Но не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность — нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака — это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.
3. Проблемы молодой семьи и пути их решения
3.1 Кризисные периоды развития семьи
Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Среди факторов, влияющих на конфликтность супружеских отношений, относят кризисные периоды в развитии семьи.
Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков.
Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?
— Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.
— У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).
— Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.
— Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка.
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым.
Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18 — 24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно».
Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.
Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т.е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.
Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15-20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи [19].
Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.
Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.
Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.
Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.
Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.
Психотравмирующие последствия. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие Психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, “семейная тревога”, нервно-психическое напряжение и состояние вины.
Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.
Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:
— создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;
— создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;
— создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.
Проявляется в раздражительности, плохом настроении, на рушениях сна, приступах ярости.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.
3.2 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
Задачами государственной молодежной семейной политики являются:
— законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
— обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
— совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
— укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
— формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально благополучной семьи;
— обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей — полноценных граждан российского общества;
— учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;
— оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;
— поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;
— обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;
— оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
— развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная государственная политика в отношении молодых семей, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым семьям возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.
Приоритетами государственной политики в отношении молодой семьи являются:
— создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
— вовлечение всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);
— создание условий для превращения ее в самостоятельный субъект реализации государственной семейной политики (социальная адресность государственной политики в отношении молодых семей);
— оказание помощи молодым семьям в решении социальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодательства Российской Федерации (социальная ориентация государственной политики в отношении молодых семей);
— введение института социальной общественной экспертизы государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность молодой семьи (независимость оценки и измеряемость результатов реализации государственной политики в отношении молодых семей).
Стратегией достижения цели государственной политики в отношении молодой семьи является создание условий для ее становления и развития в качестве самостоятельного и полноценного субъекта российского общества.
Путями реализации государственной политики в отношении молодой семьи являются:
— установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования (квотирования) процесса создания для них рабочих мест; осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки; обучения их профессиям, востребованным на современном рынке труда; формирование системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;
— государственная поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства для молодых семей; кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья;
— оптимизация налоговой политики в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства; льготное предоставление жилья для молодых многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;
— государственный контроль соблюдения законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов молодой семьи в различных сферах труда, независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
— кардинальная модернизация охраны здоровья членов молодой семьи путем обеспечения доступности для всех молодых семей медицинской помощи на основе сочетания ее бесплатных и платных форм медицинского обслуживания; санитарного просвещения по вопросам защиты здоровья матери и ребенка, профилактики детских инфекционных заболеваний.
Результатами реализации государственной политики в отношении молодой семьи выступят:
— повышение ценности семьи и семейного образа жизни, что будет способствовать минимизации доли «гражданских» браков в общем числе браков, приводящих к созданию молодых семей;
— повышение уровня рождаемости, что будет способствовать стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране;
— повышение уровня благополучия молодой семьи, что приведет к повышению качества жизни, досуга, снижению младенческой смертности и улучшению здоровья детей, уменьшению числа случаев проявления жестокости и насилия в семье;
— укрепление молодой семьи, что будет способствовать снижению числа разводов и уменьшению числа неполных семей, решению проблемы беспризорности и детской подростковой девиантности;
— стабилизация молодой семьи, что позволит снизить уровень социального сиротства, внебрачных детей и количество отказов от новорожденных детей среди молодых родителей;
— значительное развитие семейных форм воспитания: увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей.
Заключение
Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, то есть через психологические факторы. Как показывают социологические и психологические исследования, именно психологические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жизнью, прочность брака.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества.
Существует тесная связь между формированием молодой семьи и другими социальными процессами — демографическими изменениями в обществе, его экономической и социальной стабильностью, характером и направленностью миграционных процессов, а также его нравственным и физическим здоровьем.
Отмечаются изменения, трансформации в молодой семье, которые отражаются: в дестабилизации молодой семьи, так как растет число разводов и матерей-одиночек; в нарастании степени конфликтности во внутрисемейных отношениях, сочетающихся с неумением или нежеланием молодых людей улучшать нравственно-психологический климат семьи, разрешать возникающие конфликты компромиссом, взаимными уступками; в ломке традиционных стандартов семейного уклада и обострении межпоколенческих отношений, особенно в связи с критическим подходом молодых людей к опыту и семейным традициям старшего поколения; в сложности для молодых женщин сочетания репродуктивной и профессиональной деятельности; в низкой культуре интимных отношений, распространенности абортов, отрицательно сказывающихся на здоровье молодых женщин; в более раннем начале половой жизни, более терпимом отношении к добрачным связям; в становлении разнообразных форм брака — фактический брак, повторный брак, гостевой брак.
Однако в системе ценности молодых людей семья по-прежнему является одним из ведущих ценностных ориентиров. Более того, наблюдается тенденция к повышению её значимости у молодых супругов. Институт семьи в настоящее время имеет различное нормативно-правовое закрепление, которое в значительной степени обусловлено социокультурными традициями и социально- экономическими отношениями в обществе молодых супругов.
В настоящее время молодая семья нуждается в правовой поддержке, и социальной защищенности. Многие молодые семьи нуждаются в консультационных юридических услугах, педагогических, психологических. Во взаимоотношениях молодой семьи государства важную роль различные социальные службы помощи молодой семье. Это свидетельствует, прежде всего, о недостаточной информированности молодежи о существовании таких служб.
В настоящее время отношения государства и молодых семей в той, или иной степени определены нормативно. Однако молодые семья считают необходимым принять специальные законы, направленные на поддержку молодой семьи. Принятие таких законов окажет положительное влияние на укрепление социального статуса молодой семьи, повысит её социальную значимость в обществе, что положительно скажется на повышении рождаемости и уровне благополучия значительной части молодых семей.
Список использованной литературы
Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. — 2006. — № 3/4. — С. 113 — 126.
Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. — М.: Класс, 2004.- 257 с.
Витек, К. Проблемы супружеского благополучия: пер. с чешск. / К. Витек — М.: Прогресс, 2008.- 144 с.
Волков, А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке / А.Г. Волков // Мир России. — 2009. — № 4. — С. 47 — 57.
Гаранина, Е.Ю. Семьеведение: учебное пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова.- М.: Флинта, 2009.- 384 с.
Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 186 — 187.
Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. — СПб.: Петрополис, 2008.- 324 с.
Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологический журнал. — 2006. — № 3/4. — С. 99 — 108.
Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — М.: Век, 2006.- 252 с.
Леви, Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика / Д.А. Леви. — СПб.: Питер, 2003.- 178 с.
Левин, К.В. Супружеские конфликты: хрестоматия / К.В. Левин. — СПб.: Питер, 2001.- 308 с.
Левкович, В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Психологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 126 — 137.
Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. — Киев: Лыбидь, 2000. — 191 с.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2006.- 684 с.
Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник / Л.М. Пчелинцева.- М.: Норма, 2007.- 688 с.
Розин, М.В. Психология конфликта: хрестоматия / М.В. Розин — СПб.: Питер, 2001.- 368 с.
Семейное право: учебник / ред. О.А. Чаусская.- М.: Дашков и Ко, 2007.- 392 с.
Смехов, В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье / В.А. Смехов // Вопросы психологии. — 2005. — № 4. — С. 81 — 92.
Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Финансы и статистка, 2003. — 175 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова.- 4-е изд.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007.- 668 с.
Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений / А.З. Шапиро // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 45 — 56.
Шмелев, А.Г. Острые углы семейного круга / А.Г. Шмелев. — М.: Мысль, 1996.- 224 с.
Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учебник / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 447 с.
Шуман, С.Г. Семейные конфликты: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман.- М.: НОРМА, 2007.- 482 с.
Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия: учебно-практическое пособие / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий.- СПб..: Медицина, 2000. — 192 с.
Размещено на