ВВЕДЕНИЕ
Семья — важнейшая ячейка общества, обеспечивающая не только воспроизводство, но и воспитание подрастающего поколения.
Заинтересованность общества в прочной, духовно и нравственно здоровой семье находит свое практическое выражение в проведении государства на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций и воспитании детей, в расширении мер, направленных на улучшение материальных, жилищных и бытовых условий семей с детьми и молодоженов.
Массовое распространение в настоящие время малодетной (одно-двухдетной), особенно среди городского населения,- результат доминирования нового репродуктивного поведения, проявляющегося в сознательном ограничении числа рождения детей. Оно вызвано рядом социально-экономических факторов и условий.
К социально-психологическим факторам общественной сферы относятся те факторы, которые обусловлены обществом и, преломляясь через сознание людей (не обязательно являясь подлинной причиной того или иного репродуктивного поведения), предопределяют потребность индивида в детях и репродуктивное поведение семьи в целом. Общественные факторы условно подразделяются на обстоятельства и средства регулирования рождаемости.
К факторам средств регулирования рождаемости относится репродуктивные традиции и социально-этнические нормы детности (представления об идеальном числе детей в семье, распространенный стандарт детности, престиж семьи с разным числом детей, отношение к детям вообще и в частности к их воспитанию), демографическую политику (систему мер по стимулированию рождаемости), распространенный идеал человека как личности, уровень развития материальных и духовных потребностей у большинства людей, семейную мораль и нравственность.
Одна из важнейших отличительных особенностей семьи заключается том, что она одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Как социальный институт семья обладает правовым указанием, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и другими родственниками (например, между прародителями и внуками, братьями и сестрами и др.).
При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье. В качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. При анализе семьи как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любит или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.
Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...
... к несовершеннолетнему ребенку. Социальные сироты - это особая социально-демографическая группа детей, которые вследствие социальных, экономических и ... работы: Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и ... детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение ...
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Что в нашем понимании семья?
В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Одни из них объединяют большинство граждан данной страны, например, государство. Другие включают в свой состав вполне определенное количество людей, профессионально занимающихся видом деятельности, например, милиция или суд. Но есть в обществе любого типа такой социальный институт, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека, — семья.
Что же такое семья? Семья — это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке, или усыновления и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Социология уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи — это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений ее членов. По структурным особенностям различают семьи нуклеарные и расширенные.
Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но все-таки разных социальных явлений.
Функции семьи огранично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой — с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. Семья, функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены семьи осуществляют функцию добывания средств в жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление семьей данной функции позволяет ей непосредственно включится в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим.
Важнейшей функцией семьи как социального института и малой социальной группы является репродуктивная функция, реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в удовлетворении естественной потребности в детях. Она включает в себя не только физическое (деторождение), но духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.
Существует еще ряд функций, но они не такие важные как первые три. Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех жизненных циклов семьи, но развитие это протекает успешно и благотворно только в том случае, если семью связывают глубокие эмоциональные связи.
Семья как фактор развития ребенка
... роста и развития индивида, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить ... из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в ...
1.1 Психологический климат в семье
Семья как малая группа. Одна семья может включать сразу 2-3 поколений людей. Это, естественно, предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных различий. А известно, что там, где есть существенные различия, есть и противоречия, а значит, и конфликты. Одним из таких противоречий является пресловутая проблема «отцов и детей»
То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, — очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям.
Из этого можно сделать выводы: бабушка воевала с мамой, теперь они обе по отдельности воюют с ребенком. А если взять еще и папину линию, то получится не семья, а сплошные линии фронтов с окопами, разведкой, партизанской войной. Действительно в некоторых семьях именно так и происходит. За исключением небольших перемирий, то одна, то другая сторона находится на осадном положении. Такие отношения в семье способствуют еще большему отчуждению между ее членами, сжигают последние мостики, ведущие к взаимопониманию, растут взаимные претензии и обиды.
Психологический климат в такой семье иначе, чем вечной мерзлотой не назовешь, там каждому холодно и неуютно, хочется бежать из дома в поисках человеческого тепла, взаимопонимания и доброты.
Семья, в которой хорошо, — коллектив. И плохо, если семья есть, а коллектива нет.
Семейный долг и семейные обязанности. Самый болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье — вопрос о том, кто что и когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать полновесное слово в распределении домашнего бюджета и в распределении конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц. Все члены семьи, должны подумать, как будет обстоять дело с завтраками, обедами, ужинами всех остальных — и малолетних, и старших, кем и как будет проведена в порядок одежда, прибрано жилье, проведен ремонт, как и где, будут отдыхать члены семьи сегодня вечером, в конце недели, летом.
Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустячный порядок, элементарное проявление участия в делах и заботах близких вам людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить семейную если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не только старших членов семьи, но и прежде всего и главным образом самого молодого человека (и материально, и духовно, и морально).
1.2 Понятие брака
Брак — это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности, вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. В реальной действительности брак функционирует как социальный признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов. По своим структурным параметрам выделяют следующие формы брака:
Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт ...
... о том, что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнее тех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и их родителями при совместном проживании возникают ... наступает разочарование и любовь уходит.[3] Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к ...
Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых обществах;
Полигамия — брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающих в двух основных разновидностях: полигиния и полиандрия.
Групповой брак — брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).
Рис. 1
По мере развития общества брак из преимущественного экономического института все больше превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости и прочности.
Мужчина в своей семейной жизни выполняет следующие роли «хозяин», «воин», «шкаф», «авантюрист»; для женщины — «хозяйка», «подарок», «приз», «муза» и др.
На основании многочисленных наблюдений и исследований установлено, что во взаимоотношениях супружеской пары, где жена обладает типичными чертами «хозяйки», заботится о создании домашнего уюта, а муж — типичный «воин», который активно борется за какую-либо социально-значимую идею, способен обеспечить семью достатком, но сам не любит мастерить, благоустраивать быт,- есть все основания для гармоничных отношений, исключающих серьезные конфликты.
Могут быть различные конфигурации семейных ролей: «авантюрист» — «муза», «подарок» — «воин» и т.п. Каждая из семейных ролей проявляет свои особенности только в тенденции, сама же реализация этих тенденций зависит от взаимодействия различных факторов.
Структурные особенности брака:
Положительная эмоциональная направленность межличностных отношений членов семьи.
Сплоченность семейной общности, единство ее целей, задач, ценностных ориентаций, стандартов поведения.
Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой друг о друге внутрисемейные контакты между супругами, родителями и детьми.
Важная для самоутверждения личности уверенность в собственной нужности и значимости для других.
Потребность любить близких людей, доверять им, заботится о них, отвечать любовью на любовь и преданность.
Названные особенности характерны, прежде всего, для супружеского брака, представляющего собой взаимоотношения мужа и жены, регулируемые правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью к личности значимым ценностям — любовь, интимность, адаптационный синдром, автономия.
Кроме супружеского брака в современном постсоветском обществе существуют и другие типы семейно-брачных отношений.
Достаточно широкое распространение получили в последнее время и альтернативные браки. Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намериваются юридически оформлять сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Такой брак предполагает верность партнеров друг другу, возможность появления совместного потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов другим.
1.3 Конфликты в семьях
Социологические исследования, проведенные Ю.М.Бубновым в 1996г., показали, что совсем не ссорятся и не конфликтуют друг с другом 6,1% опрошенных молодых супругов, ссорятся иногда 77,8%, часто вступают в семейные конфликты 14,4% респондентов.
Самым первым и поверхностным срезом исследования конфликтов в семье является выяснение повода, приводившего к конфликтной ситуации. Чаше всего конфликты в семье возникают по пустякам. Именно этот повод как наиболее часто встречающийся назвала почти половина опрошенных (47,3%).
Примерно в 2,3 раза меньше в качестве повода выступают недоброжелательные отношения одного из супругов (или их обоих) с родителями и (что покажется невероятным, но — это факт) почти в 3 раза — супружеская неверность. Но как только от повода мы переходим к глубине и тяжести конфликта для обоих супругов, картина резко изменяется. На абсолютное первое место здесь перемещается супружеская неверность. Ее отмечают в качестве главной причины тяжелого семейного конфликта, чаще всего приводящего к развалу семьи, почти треть опрошенных (31%).
Если представить все причины внутрисемейных конфликтов, то самыми тяжелыми последствиями (в порядке убывания значимости) обладают: супружеская измена, борьба за лидерство в семье, денежные и бытовые неурядицы.
Социологический анализ выявил отчетливую взаимную связь между качеством семейной жизни, жизненными установками супругов и частотой конфликтных ситуаций, складывающихся в различных семьях. Установлено, что супруги-неудачники вдвое чаще, чем счастливые супруги, ориентируются на материальное благополучие. В итоге оказалось, что меркантилизация брака, особенно молодежного, «стоит» 70 дополнительных супружеских катастроф на каждую тысячу семей.
Сильнейшим стимулятором конфликтности в семьях является пристрастие к алкоголю. Вероятность тяжелой степени конфликтности (часто с оскорблениями, побоями), нередко приводящей к разводу, для пьющих людей составляет 52%, для выпивающих по праздникам — 32, а для непьющих — 26%, т.е. вдвое меньше, чем у пристрастившихся к алкоголю.
В развертывании семейных конфликтов или их предотвращения существенная роль принадлежит взаимоотношениям детей с родителями, особенно в случае совместного проживания молодоженов с родителями одного из супругов. Выяснено, что чем хуже муж и жены живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями, как своими, так и супруга. Характерно также, что социальное самочувствие молодых мен и мужей в случае конфликтов с родителями супруга имеет значительное различие. Так, мужья, часто конфликтующие с родителями жены в 40 случаях из 100 болезненно переживают состояние зависимости, в то время как жены, столь же часто ссорящиеся с родственниками мужа, лишь в 12% случаев доходят до столь же высокой степени ощущения своей подчиненности, зависимости и т.п.
В развертывании семейных конфликтов, так же, как и в других видах внутригрупповых конфликтных взаимодействий, существенную роль играют совместимость индивидов, потенциальные возможности возрастания их сплоченности в различных сферах семейной жизни. В частности, в удачных браках, где нет тяжелых конфликтов, чреватых угрозой развода, женщины в качестве основных факторов, способствующих счастливой семейной жизни, поставили на первое место предприимчивость мужчин (59%) в удачном сочетании с умом (57%) и добротой (53%).
О разводе всерьез задумываются каждый третий приверженец социального образа деловой женщины.
Серьезные трудности, испытываемые современной семьей, особенно молодой, приводящие к отказу многих молодых людей от вступления в брак, к малодетности или бездетности, к росту числа рождений у подростков, к отказу возрастающего количества молодых женщин от своих детей в роддомах и т.п., приводят на общем фоне нуклеаризации семьи к изменению ее ролевой структуры, в том числе и в отношениях: взрослый — ребенок. В сложной семье, где взаимодействовали несколько поколений: родители, дети, прародители и т.п., младшие под воздействием старших и, воспринимая от них определенные представления и навыки, постепенно вступали в роль взрослого по отношению к более младшему. Иными словам, они в самой семье устанавливали роль взрослого с определенным уровнем ответственности и способности принимать решения. В условиях нарастающей нуклеаризации и малодетности семьи подобное ролевое усвоение становится все более редким и малоэффективным, ибо даже взрослеющий ребенок усваивает и выполняет только одну уготованную ему роль — ребенка, перенося ее затем и во взрослую жизнь. Отсюда беспокоящая широкую общественность проблема роста инфантильности, снижения уровня самостоятельности и ответственности молодых и, в конечном счете, девальвация у многих из них ценности семьи.
ГЛАВА 2 СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Семья является объектом исследования специалистов различных наук. Философия и научный коммунизм, социология и этнография, психология и педагогика, право и медицина имеют свой «интерес» в изучении семьи, свой предмет исследования.
В нашей стране семья всегда была окружена поддержкой и защитой государства, а практические меры, реализуемые в последние годы, еще и еще раз убеждают нас в необходимости и возможности укрепления семьи как социального института.
Семья — чрезвычайно сложный и неоднозначный объект исследования, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути потребности. Вот почему как социальный институт она находится под защитой государства.
Объект исследования
Объект исследования — опрашиваемые люди по телефонному справочнику, в количестве 30 человек.
Эти люди разные по возрасту и статусу.
Методы и методики
В своих исследованиях я применяла анкетирование на тему «Что для вас развод: крах или новая жизнь?»
План исследования
Цель исследования
Выбор объекта исследования
Выбор метода и методика исследования
Проведение опроса
Обработка полученных данных
Ход исследования
Взрослые люди по-разному смотрят на жизнь.
На заданный вопрос у меня нет ответов, и поэтому мой метод проведения исследования — анкетирование.
Моя цель — узнать, что для людей развод: крах или новая жизнь.
Это исследование проводилось по телефону 29 и 30 апреля 2007 года.
Выводы и интерпретация
семья брак развод анкетирование
№ № |
Ф.И.О. |
Возраст |
Занимаемая должность |
Ответ на вопрос |
||||
11 |
Абзанова О.В |
40 лет |
Проводница |
Развод для меня скорее всего начало чего-то нового |
||||
22 |
Андреев В.Н |
60 лет |
Пенсионер |
В своей жизни я ни разу не разводился, но все равно развод это не конец света, жить можно. |
||||
33 |
Афанасьева Н.Н. |
45 лет |
Бухгалтер |
У меня было 2 развода, но я пережила это. Развод для меня не крах. |
||||
44 |
Баранов В.А. |
39 лет |
Слесарь |
Для меня развод это крах. Я очень люблю свою жену и боюсь ее потерять. |
||||
55 |
Белов В.В. |
27 лет |
Инженер |
Развод — конец старой жизни, начало новой. |
||||
66 |
Васильева Е.Е. |
63 года |
Пенсионерка |
У меня был очень счастливый брак и поэтому развод для меня крах. |
||||
77 |
Воробьева Г.С. |
60 лет |
Пенсионерка |
Конечно, после развода жизнь не кончается, а продолжается дальше. |
||||
88 |
Гаврилова Я.А. |
50 лет |
Старший бухгалтер |
Нет, развод это не крах, хотя и разлука с близким человеком. После развода жизнь только начинается. |
||||
99 |
Голубева Т.Н. |
33 года |
Экономист |
Развод — это новая жизнь. Все только начинается. |
||||
110 |
Горошкова Л.В. |
68 лет |
Пенсионерка |
Развод — это не крах, а как ни странно новая жизнь. |
||||
111 |
Громова Е.Ю. |
25 лет |
Менеджер |
После развода начинается новая жизнь |
||||
112 |
Дедахина Н.А. |
54 года |
Телефонист |
Развод не может быть крахом, иначе бы все люди умерли от переживаний. |
Дорожкин Н.С. |
35 лет |
Предприниматель |
Конечно развод — начало новой жизни. У меня было три развода, я это пережил, хотя было сложно |
114 |
Егорова Т.Н. |
36 лет |
Экономист |
Для меня развод крах. Я не представляю жизнь без мужа. |
||||
115 |
Егорова Я.А. |
24 года |
Продавец |
Развод — это начало чего-то нового. |
||||
116 |
Захаров Ю.Б. |
46 лет |
Машинист |
Даже если семейная жизнь была хорошей, все равно развод — не крах. |
||||
117 |
Иванов В.В. |
34 года |
Экономист |
Развод — новая жизнь |
||||
118 |
Иванов С.С. |
29 лет |
Менеджер |
Я не представляю жизнь после развода. |
||||
119 |
Иванова О.В. |
44 года |
Инженер |
С разводом приходит новая жизнь. |
||||
220 |
Иванова Е.К. |
25 лет |
Переводчик |
Развод — это новая жизнь |
||||
221 |
Иванова С.Р. |
67 лет |
Пенсионерка |
У меня было 2 развода, но это не крах, а скорее всего новая жизнь. |
||||
222 |
Иванов М.Э. |
24 года |
Переводчик |
С разводом приходит новая жизнь. |
||||
223 |
Иванова А.Н. |
24 года |
Экономист |
После развода начинается новая жизнь. |
||||
224 |
Матвеева Н.Н. |
64 года |
Пенсионерка |
Я не считаю развод крахом, т.к. после развода каждый человек начинает жизнь заново. |
||||
225 |
Новикова К.А. |
23 года |
Юрист |
Естественно развод — не крах (лично для меня), у других все может быть по-другому |
||||
226 |
Ольховский Д.Н. |
28 лет |
Инспектор |
С разводом приходит новая жизнь. |
||||
227 |
40 лет |
Предприниматель |
Развод имеет для всех свое значение, но у меня только начало новой жизни. |
|||||
228 |
Стукалов А.Н. |
22 года |
Менеджер |
Даже если развод — не начало новой жизни, все равно развод крахом не будет. |
||||
229 |
Стукалова Е.Ю. |
20 лет |
Студентка |
Развод — начало новой жизни. |
||||
330 |
Савин А.Н. |
35 лет |
Инженер |
Скорее всего развод — новая жизнь. |
Было опрошено 30 человек, что составляет 100%.
Для троих человек развод является крахом.
Для этих людей заканчивается жизнь с разводом, они не представляют другой жизни без любимых им людей.
Для 27 человек (что составляет около 97%) с разводом начинается новая жизнь, новые приключения.
Эти люди очень жизнерадостные и не унывают по пустякам.
Мое исследование свидетельствует о том, что развод: не крах, а новая жизнь. Я думаю точно так же.
Если бы развод был для каждого человека крахом, то все бы люди на Земле были обречены на смерть.
Потому что это очень большие переживания, а для сердца такие нагрузки серьезны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из целей реферата — показ проблем построения имитационной экономико-демографической модели семья, включающей экономические, социальные, психологические и физиологические характеристики в их взаимосвязи и позволяющей проводить с помощью ЭВМ эксперименты, выявляющие влияние на рождаемость социально-экономических мероприятий демографической политики.
В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно-обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности можно свести к следующему:
. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и его семьи.
. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а в государственном секторе экономики — семейный подряд и народное производство.
. Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые работают на государственных, частных, смешенных предприятиях и в учреждениях.
. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т.п.
. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей — заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на образование домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т.п.
.Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980.
. Антонов А.И. Проблемы методологии и методики исследования социально-психологических аспектов репродуктивного поведения семьи. Автореф. канд. дис. М., 1980.
. Белова В.А. Число детей в семье. М., 1997.
. Бестужев И.В. Будущие семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования. М., 1995.
. Бойко В.В. Малодетная семья. М., 1980.
. Бойко В.В. Рождаемость: Социально-психологический аспект. М., 1994.
. Бубнов Ю.М. Социология половых различий и супружеской совместимость. Мн., 1996.
. Введение в обществознание. Ответственный редактор Боголюбов Л.Н. М., 2000.
. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1989.
. Голод С.И., Клецин А.А. состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1994.
. Гордон Л., Клопов Э., Оников Л. Социальные проблемы быта//Коммунист. 1976. №17.
. Гризицкас Ч.И. Кабинет семейных отношений. Рига, 1970, №11.
. Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1990.
. Копкин П.В. Логика научного познания. М., 1989.
. Левин Б.М. Экономические функции семьи. М., 1984.
. Мацковский М.С. социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М., 1989.
. Поспелова Т.Г. состояние и перспективы развития семьи. //Социология молодежи. / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 1996, Гл. VI.
. Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1990.
. Сифман Р.И. Влияние материального благосостояния на развитие семьи // Социально-экономические проблемы формирования и развития семьи. Ереван, 1975.
. Сысенко В.А. Социальная психология и демография. М., 1990.
. Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981.
. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1990.
. Чарчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1980.
. Чуйко Л.Н. Браки и разводы. М., 1979.
. Юркевич Н.Г. Семья: функции и условия стабильности. М., 1985.