Работоспособность и критерии, её отражающие

Оглавление

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1. Понятие работоспособности и критерии, которые ее отражают………………5

2. Колебание работоспособности. Зависимость работоспособности от времени суток. Колебание работоспособности в течение недели и рабочей смены………9

3. Физиологический механизм врабатывания……………………………………15

4. Анализ влияния монотонности на работоспособность и пути ее преодоления…………………………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы……………………………………………26

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

Любая деятельность требует от человека волевых усилий, утомляемость — предел работоспособности человека. Но через волевые усилия человек продолжает учиться или работать, он управляет своим поведением.

Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных исследований этой проблемы в области физиологии труда и спорта, решая одни вопросы, выдвигают другие. Проблема содержит и сегодня ряд спорных вопросов, а некоторые установившиеся положения заслуживают обсуждения в свете новых фактов и идей.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... одном особенно трудном случае мне пришлось отлететь назад, чтобы передохнуть и обдумать проблему. Тогда и выяснилось, что мое материальное тело раздваивается... Расстояние между двумя телами ...

С точки зрения самой сущности рассматриваемого понятия, утомление ? функциональное состояние организма, процесс снижения работоспособности под влиянием труда или состояние сниженной работоспособности? Многие авторы под утомлением понимают временное снижение работоспособности под влиянием воздействия нагрузки. Однако работоспособность зависит не только от функционального состояния организма (в частности, утомления), но и от уровня профессиональной подготовленности, мотивации, интереса к работе и других факторов, не связанных непосредственно с содержанием рабочей нагрузки. Отсюда необходимо уяснить соотношение понятий утомления и работоспособности. Если понимать под утомлением функциональное состояние организма, то в его определение, по-видимому, следует ввести как внутренние (состояние функций), так и внешние (эффективность и качество труда) его проявления.

При определении понятия утомления ряд авторов рассматривает его в двух аспектах: как функциональное состояние определённой категории специалистов и как состояние, развивающееся под влиянием конкретного вида деятельности, если она определяет специфические причины и признаки его развития.

Дискуссионным является вопрос о формах и стадиях развития утомления (переутомления), о принципах классификации этого состояния.

В области изучения механизмов утомления несомненный интерес представляют суждения о роли регуляторных и энергетических процессов и, в частности, об особенностях динамики этих процессов в центрально-корковых аппаратах и периферических отделах рабочих органов.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Проблема монотонности является одной из главнейших в психологии труда и несмотря на давность ее изучения, с годами приобретает все большее значение, так как к монотонным видам физического труда прибавились различные виды монотонной сенсорно-интеллектуальной деятельности. В настоящее время можно говорить о том, что монотония присуща многим сферам деятельности человека. С монотонней человек встречается уже в годы обучения в школе, если учебный процесс не вызывает у него интереса, если даются чрезмерные учебные нагрузки, если недостаточен уровень педагогического мастерства учителей. Наблюдается монотония и в процессе обучения студентов.

Проблема монотонии так остра потому, что наряду со снижением эффективности деятельности и текучести кадров, страдает и развитие личности, нарушается ее контактность с окружающими, что приводит к конфликтам в трудовых, учебных и спортивных коллективах, а так же в семьях.

Таким образом, проблема монотонии — это не только психологическая, но и социальная проблема. Не случайно ее изучением занимаются не только психологи и физиологи, но и социологи. Однако ведущая роль при этом принадлежит психологам труда, так как проблема монотонии тесно связана с изменениями состояния человека, его личности, с профориентацией и отбором.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Физиология и психология труда рекомендует ряд мер, позволяющих значительно снизить, а в отдельных случаях и полностью устранить отрицательное влияние монотонии на организм и личность работающего.

Цель работы – провести комплексное изучение работоспособности и профессиональной монотонной деятельности человека и разработать подходы преодоления монотонности труда.

Задачи исследования:

? изучить критерии, отражающие работоспособность;

? изучить структуру монотонной профессиональной среды, ее многомерность;

? изучить методы исследования монотонности……..

Список используемой литературы

1. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций.2008-160с.

2. Ильин Е. П. Психофизиологические аспекты изучения монотонной деятельности // Охрана труда при выполнении монотонной работы: Тематический сборник. М., 1975.

3. Крылов А.А. Климов Е.А.. Психология труда и инженерная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -199с.

4. Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972.

5. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности (психофизиологическое исследование работоспособности в условиях монотонной деятельности).

М., 1980.

6. Степанова Л.П., Рождественская В.И.Особенности работоспособности в условиях монотонности.

7. Юревиц А. Ж. и др. Психолого-физиологическая оптимизация трудового процесса в условиях монотонности точных сборочных работ: Обзор. Рига, 1979.