МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Контрольная работа по курсу: «Психология труда»
Тема:
Психологические аспекты профессиональной ориентации
Выполнила студентка
Борунова М.
Москва 2007
Содержание
1. Понятие профориентации в психологии
2. Профориентация с точки зрения возрастной периодизации
3. Исторический аспект формирования и развития профориентации
Список литературы
1. Понятие профориентации в психологии
Профориентация в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии.
На основании исследований Парсонса было дано следующее определение профориентации «Профессиональная ориентация — это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором профессии» [Укке Ю.В.,1990.,Вопр.псих.№5,с.17].
Климов же дал такое определение профориентации: Профориентация есть комплекс «социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. По своему содержанию она психолого-педагогическая по сфере действия социальная, а результаты сказываются на экономической жизни общества» [Климов Е.А.,1983,Псих. и пед.,№2,с.18].
Е.А. Климовым и его сотрудниками были разработаны принципы проведения профконсультации, как одного из инструментов профориентации. Они понимали профессиональную консультацию как определенную психолого-педагогическую задачу, которая включает в себя: обеспечение школьника и его родителей общую ориентировку в мире профессий и системе учебных заведений, предоставление информации о профессионально важных личных качествах (ценностные ориентации, склонности, способности, здоровье).
Также необходимо было обеспечить учащегося и его родителей конкретными знаниями о потребностях страны, города, района в кадрах. Эта группа задач имеет скорее информационное содержание. Не менее важным было решение таких задач, как помощь школьнику в соотнесении трех вышеназванных группы знаний и выборе наиболее соответствующего личным качествам вида будущей деятельности, и помощь учащемуся в принятии сознательного и самостоятельного решения в выборе наиболее приемлемого профессионального учебного заведения. Дополнительной задачей подобной работы было выявление таких психологических особенностей ученика, которые можно рассматривать как относительные противопоказания к выбору тех или иных профессий [Климов Е.А.,1990.,с.45.]. Таким образом, данные принципы оказания помощи охватывали несколько направлений и учитывали и информационный и психологический аспекты выбора профессии. Такой подход позволил увеличить точность и самостоятельность в выборе профессии.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта; ... бизнесе - от разработки продукта до его реализации. 1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у ...
Важно отметить, что основной акцент в профориентационной работе был сделан на профориентацию школьников. Ученые Н.Ф. Гейжан и А.Иовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключалась в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики [Йоваша Л.А.,1983,с.47]. И.Ф. Гейжан значимым фактором формирования профессиональной направленности считает воспитание гражданской нравственности. Близкие идеи в дальнейшем найдут свое развитие в работах Н.С. Пряжникова. В трудах Б.А. Федоришина и Н.Н. Захарова подробное внимание уделяется выявлению психологических свойств личности и сопоставление их с требованиями профессии [Федоришин Б.А.,1987,с.120].
По мнению ученых Ленинградского университета Н.А. Грищенко и Л.А. Головей, программа индивидуальной консультации должна включать данные об основных уровнях психологической структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности. «Традиционная профориентация осуществляется в двух планах: первый — это изучение качеств и особенностей человека в соответствии с требованиями конкретной профессии. Этот путь от профессии наиболее распространенный, и большинство тестов ориентировано именно на это. Более сложным представляется второй путь, который ставит задачей системное изучение потенциала человека, его способностей, склонностей, мотивации поведения. Хотя первый подход является традиционно более разработанным и широко используется в практике, он представляется более узким. Решая задачи конкретного производства, он не обеспечивает задач всестороннего развития человека. Таким образом, мы придерживаемся второго направления, которое идет от человека к профессии». Таким образом, в рамках данного подхода формируются новые задачи профориентации: комплексное изучение человека, как субъекта профессиональной деятельности, и его возможностей и использование профессиональной деятельности как возможности имеющегося потенциала [Ананьев Б.Г.,1960,с.45]. Происходит смещение акцентов с обеспечения общества необходимыми кадрами на ценность самореализации личности в профессиональной деятельности.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
... методов профориентации для профессионального самоопределения подростков» анализируется сущность профессионального самоопределения, дана характеристика психологических особенностей развития личности в подростковом ... профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса является акт принятия решения о выборе профессии. Ситуация профессионального ...
Сотрудниками Ярославского Центра профориентации под руководством И.В. Кузнецовой построена нормативная модель процесса принятия решения о выборе профессии. Эта модель положена в основе процедуры профконсультации, заключающейся в совместном решении консультантом и консультируемым задачи по выбору профессии. Был сформулирован новый принцип повышения эффективности профориентационной работы — совместность принятия решения о профессиональном выборе. Ответственность за совершаемый выбор смещается от консультанта к консультируемому.
Проблема профориентации рассматривается как проблема помощи в профессиональном самоопределении школьников. Главными становятся вопросы, связанные с изучением и развитием личности. Были разработаны принципы, провозглашающие значимость постепенного формирования профессионального выбора. Предполагалось, что в помощи может участвовать несколько сторон: школьник, родители, учителя, профконсультант, система УПК или другой ознакомительной практики. Разрабатываются системы комплексного изучения личности и профориентация способствовать решению задач личности, а не заполнению свободных рабочих мест. Профконсультант играет роль помощника, который знакомит с миром профессий, диагностирует интересы и способности, советует то или иное направление.
2. Профориентация с точки зрения возрастной периодизации
Многие авторы в своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду других этапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии.
Д. Сьюпер, в частности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности и уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогут использовать свои знания и умения.
Р. Хейвигхерст предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками. Человек на данном этапе выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать.
В рамках классификации Е.А. Климова стадии профессионального развития были сопоставлены со стадиями формирования личности. В качестве периодизации возрастного развития, в параллели с которой выстраивается периодизация этапов профессионального развития, взята периодизация В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Этот подход помогает основательнее понять некоторые специфические особенности личности в процессе профессионального становления.
3. Исторический аспект формирования и развития профориентации
Зачатки профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.
Основная история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в общественном укладе. К концу 19-го — началу 20-го века относятся первые примеры попыток изучить индивидных и личностных свойств. Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция).
Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии
... личности, а также работы, в которых исследуются вопросы личностно-профессионального развития студентов и формирования позиции субъекта учебной деятельности, специфические особенности педагогической профессии и развития ... -развивающим потенциалом. Несмотря на то обстоятельство, что в образовательном процессе вузов значительное количество времени отводится на самостоятельную работу, наблюдается ...
Впервые в 1908 году в г. Бостоне Ф. Парсонс организовал профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу.
Первое бюро профконсультации в России было создано по инициативе В.М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и научно-исследовательском институте по изучению мозга.В дальнейшем эта идея В.М. Бехтерева получила свое развитие в трудах С.Г. Геллерштейна.
Отечественные педагоги и деятели народного образования этого периода, такие как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и другие также рассматривали решение проблемы профориентации учащихся в неразрывной связи с интересами подростков.
В 1932 году вышла книга А.Б. Болтунова «Принципы и система профориентации в школе». Исследование, проведенное им, показало, что профориентационная работа в школьной практике проводилась лишь в выпускных классах. А.Б. Болтунов предложил проводить данную работу на всем протяжении обучения учащихся в школе. При этом он подчеркивал, что она должна осуществляться в учебном процессе.
Заслуживает внимания предложенная им система профориентационной работы с учащимися. Она включала следующие структурные компоненты:
1) профпросвещение (на уроках, беседах, лекциях, встречах с передовиками труда, в процессе экскурсий);
2) профконсультация, основанная на длительном педагогическом
3) наблюдении за учащимися в учебно-воспитательном процессе, а также по
4) следующем медицинском и психотехническом обследовании;
5) профотбор (профподбор) в учебное заведение или на работу на основе профконсультационного заключения;
6) профадаптация, заключающаяся в проверке правильности
7) профконсультационных заключений, выданных учащимся [Пряжникова Е.Ю., 2005, с.43]
Активно претворялась в практике профориентационной работы также высказанная А.Б. Болтуновым идея взаимодействия школы, семьи и профконсультационных учреждений.
В 50-х годах в США была разработана новая теоретическая концепция профориентации — теория профессионального развития. Автор ее — А. Маслоу [Укке Ю.В. 1972,с.11]. В концепции профессионального развития выдвигается идея так называемой самоактуализацией человека.
Значительный вклад в становление концепции профессионального развития внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии — результат процесса развития, по мере взросления ребенка усиливается связь его с реальной действительностью. Д. Сьюпер выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального развития. По его мнению, на каждом этапе необходим свой подход к профессиональному развитию личности. Соотнесение этапов профессионального роста с содержанием подготовки на каждом из них показывает, что это прогрессивный длительный процесс, имеющий определенную структуру. В 1952 году Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую «Теорию профессионального развития». В ее основе лежат следующие положения:
• люди отличаются друг от друга по их способностям и интересам;
• они обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;
формирование трудовой функции по психологической профилактике ...
... работы с ними с учетом достигнутых результатов развития. 6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач, например, установления профессиональной ... в развитии субъектов образовательного процесса в процессе обучения. Конечно, всякое обучение является источником развития, но данный процесс ... но и их родителям. Уникальность профессии скрывается в таких простых истинах, ...
• каждая профессия предъявляет свои требования к личности.
• Личность должна отвечать специфическим требованиям профессии, про
• являть упорство в овладении ею, а также уметь взаимодействовать с другими людьми в труде;
• предпочтение человеком данной профессии, его компетентность, общение на работе, профессиональный рост — все подвержено изменениям и ничто не остается стабильным, кроме желания утвердить свое
• «Я». Все это позволяет сказать, что процесс вхождения в профессию — самоутверждающий, изменчивый и длительный;
• этот процесс может быть разделен на стадии жизни;
• тип карьеры определяется социально-экономическим статусом
• семьи индивида, его умственными способностями и личными чертами, а
• также наличием возможности для раскрытия своих способностей;
• развитием в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя профессиональные способности и интересы индивида, а также помогая
ему соотнести себя и реальность в процессе утверждения своего «Я»;
• процесс профессионального развития, в сущности, есть развитие и утверждение своего «Я». Это компромисс между индивидуальными
• и социальными факторами;
• процесс компромисса между индивидуальными и социальными
• факторами есть принятие ролей. Роль может разыгрываться на уровне фантастических представлений о будущей профессии в раннем детстве, в реальной трудовой деятельности, в процессе внеклассной работы, в процессе
• трудовой практики на предприятии;
• удовлетворение работой и жизнью зависит от степени адекватности (соответствия) интересов, способностей, личных черт, системы ценностей в работе и жизни.
• Работы Д. Сьюпера послужили теоретической основой современной концепции профессионального развития личности, а также практики профконсультации или профессионального руководства («Гайденс»).
В этот же период в 50-х — начале 80-х годов XX века в нашей стране разрабатывался личностный, деятельностный подход к профконсультации. Этому способствовало учение Л.С. Выгодского о «зоне ближайшего развития» в процессе формирования личности, о ведущей роли самосознания в раннем юношеском возрасте.
В рамках современных научных направлений ведущей становиться формирующая профориентационная деятельность, которая направлена на решение задач формирования у личности адекватной самооценки, самостоятельности, умения правильного выбора профессии, активности.
С целью решения вопросов профессиональной ориентации подростков в нашей стране в 1986 году была создана государственная служба профориентации
Основная цель системы профориентации — оптимизация процесса поиска подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда..
Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек.
Обучение и развитие в работах Л.С. Выготского
... подход к изучению развития психики и личности. Однако понятие зоны ближайшего развития оказалось малоизученным в ... память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей функции. Ребенок постепенно овладевает ... работы- Изучить проблему обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Задачи: 1. Раскрыть проблему обучения и развитии ребенка в работах ...
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.,1960. – 193 с.
2. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983. – 63с.
3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
4.Укке Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии. – 1990.- №5.
5. Федорошин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. – М.,1987. – 195с.