Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО
Сибирский государственный технологический университет
Факультет : Химико-технологический заочно-дистанционного обучения (ХТФ ЗДО)
Кафедра: Кафедра социальной работы и социологии
Контрольная работа
по дисциплине: Социология
Психологическая школа в социологии
Красноярск 2011 г.
Содержание
Введение
1.Психологическая школа: основные идеи
2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа
Используемая литература
психологический школа социология
Введение
Термин «Психологическая школа в социологии» — это субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19 века. Представители психологических школ искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).
1.Психологическая школа: основные идеи
Психологическая школа в социологии — субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19в. Представители школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.).
Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд . Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудах он проводит грань между «естественным» прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом «искусственным» (активная деятельность людей).
Л. Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории.
Развитие психологической социологии (конец 19 века)
... психологическая социология процессов и утопизм социальных преобразований. В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии ... «внутри» индивида, они являются ... направлений, школ и ... психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни. Подход Уорда ...
Другим крупным представителем школы был фр. социолог Г. Тард , считавший основным законом социологии подражание людей друг другу (мода, традиция).
Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, он пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Процесс подражания подчинен ряду законов : во-первых , подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых , низшие всегда подражают высшим. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Не обошел вниманием Г. Тард и такое явление как толпа , он назвал ее самой «старинной» социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием . Анализируя психологию толпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение — это особенность народных низов, а сознательное мнение — это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп.
Густав Лебон — французский социолог. Центральная тема его работ — социально-психологические факторы коллективного поведения . Он пытался найти универсальный социально-психологический закон, объединяющий тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон «духовного единства толпы» Г. Лебон усматривал в заразительности коллективных форм поведения, внушаемости масс и в утрате личностью своей индивидуальности в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе : обезличенность; резкое преобладание чувств; утрата интеллекта; утрата личной ответственности .
Знание психологии масс — важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г. Лебон.
Г. Лебон решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу.
Вильгельм Вундт — немецкий социопсихолог. Один из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических образований. В центре его исследований — психология народов . Он подробно изучал продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации: мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования, нравственные ценности и жизненные установки . В. Вундт предпринял попытку объединить разнообразные положения психологии народов в психологическую теорию, центральным пунктом которой являлась идея о «сверхиндивидуальной психике», «народном или групповом духе», «душе народа». Суть его теории может быть сведена к утверждению: «коллективистское» больше чем «индивидуальное» (целое больше, чем сумма его частей) .
Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений
... социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии. 2. Предмет социологии Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии. 1) Социология - это универсальная наука об обществе, ... социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его ... обществу в целом, собственному положению и роли в нем. В трудах ...
Итак, главный вклад В. Вундта в социальную психологию — постановка и разработка проблем национальной психологии.
2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа
1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 – 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 – 1904 г.).
Основные направления социологических исследований П.Л. Лаврова:
• определение предмета и метода социологии как науки.
Социология — наука которая исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии — исторический, поскольку познание общества возможно в той мере, в какой осмыслена его история;
· создание теории социального прогресса, в которой выделяется два аспекта:
а) теоретический (рассмотрение целей и средств общественного развития);
б) практический (обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества).
Поэтому развитие общества возможно через единство солидарности и роста сознания личности. Личность — первичная клеточка общества, носитель справедливости и истины. Главная цель прогресса — достижение солидарности во всех сферах общественной жизни.
2. Н.К.Михайловский исходил из того, что прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми: разделение труда выступает предпосылкой солидарности, кооперации людей, одним из законов социального прогресса. Деятельность людей строится на основе идеала. Поэтому прогресс определяется как объективным фактором (кооперацией), так и субъективным (сознательной деятельностью человека);
· кооперация обуславливает все стороны социальной жизни; бывает простой и сложной в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана.
Простая кооперация наиболее полно отвечает естественному разделению труда. Она дает людям общую цель, порождает солидарность интересов и взаимопонимание. Члены сложной кооперации утрачивают свою индивидуальность приспосабливаются к выполнению одной функции. Общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных; возникают взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.
3. Психологическое направление разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 г.) и А.И. Кареев(1850 – 1931 г.).
Л.И. Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни:
· исходным понятием социологии является «социальное поведение», где основной акцент должен быть сделан на анализ мотивации поведения индивида;
· психологическая типология мотивов включает две их разновидности: чувства и волю. Чувства носят пассивный характер, а воля — активный. Связующим звеном между чувством и волей выступают эмоции, которые являются истинной причиной, побуждающей человека действию; право — совокупность эмоций, переживаний. Непосредственным регулятором социального поведения выступают социальные нормы. Будучи продуктом «народной психики», нормы-законы изменяются, развиваются вместе с ней;
Труд как социальный институт
... Предметами социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Цель работы проанализировать труда как социальный институт. ... являются результатом совместного труда. В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить ...
· любая социальная система является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.
4. Согласно представлениям Н.И. Кареева, общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится на две части: культурные группы и социальную организацию:
— культурные группы — предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются приобретенные свойства: привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания;
— социальная организация — результат коллективной психологии. Это совокупность экономической, юридической и политической сред. Именно социальная организация составляет непосредственный предмет социологии. Характер социальной организации определяет положение личности в обществе.