Контрольную выполнил Сериков А.В.
Психологическая помощь детям РДА и членам их семей.
И. И. Мамайчук отмечает, что для эффективной коррекции необходим комплексный подход, участие специалистов разных профилей.
Также необходимо строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.
Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичного ребенка требует специальной организации психокоррекционной работы. В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может его отвлекать.
Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и безопаснее, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций. Поэтому необходима строгая организация режима в коррекционной группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям.
При организации группы необходимо учитывать также степень тяжести дефекта. Для детей с тяжелой аффективной патологией (первая и вторая группы) состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, и не больше. В состав группы можно включить здоровых детей, желательно родственников аутичных детей.
Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем:
— ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
— обучение его простым навыкам контакта;
— обучение ребенка более сложным формам поведения;
— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Большое значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
20 стр., 9841 слов
Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении
... проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении. Объект исследования : дети группы риска в интернатном учреждении. Предмет исследования : процесс реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении. Концептуальная ...
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка.
Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этаппсихокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.).
Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.
На третьем этапепсихокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.
Частные задачи, направлены на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Необходимопомнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, негативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы пepeключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр.
Комментарий: Итак, исходя из работ И. И. Мамайчук, а также Критской В.П., Мелешко Т.К., Поляковой Ю.Ф. можно заключить, что основной линией коррекционной работы с РДА, заключается в установлении контакта с ребенком. При этом необходимо учитывать особенности его восприятия мира. Так, как отрицательная эмоциональная доминанта почти постоянно присутствует у детей с РДА и является причиной того, что эти дети воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аффективных признаков. Организация коррекционной работы с учетом потребностей ребенка с РДА, на начальном этапе позволяет добиться «реализации ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной». Что является основой дальнейшей работы с РДА.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Например, ребенок с синдромом РДА не хочет участвовать в «нормальной игре» с остальными детьми. Ему нравятся правила, однотипные действия, упорядоченность. Поэтому, организация «игры по правилам» (м.б. с другими детьми), будет способствовать его адаптации. Возможно постепенное включение элементов «нормальной игры», т.е. осуществляется переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Необходимо безусловное принятие ребенка, понимание и терпение. Поэтому специалист, работающий с данной категорией детей должен обладать высоким уровнем эмпатийности.
Мамайчук И. И. описывает конкретные методики работы с детьми (РДА).
Еще одним интересным методом является«Холдинг терапия»( М. Уэлч ) , стратегия которого отличается от описанной выше. Этот способ, на первый взгляд, предельно прост и состоит в том, что в специально отведенное время мать берет ребенка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребенка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза.
Обычно на «ситуацию удержания» аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое «лишение свободы» как витальную опасность. Поэтому многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх и вызванное им сопротивление уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Задача родителей во время холдинга — в том, чтобы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму» и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.
Если заглянуть в оглавление монографии Никольской О.С., Баенской Е.Р., ЛиблингМ.М. «Аутичный ребенок: пути помощи», то становится понятно, что, по крайней мере, с психологической стороны проблема РДА изучена достаточно хорошо. Существует масса конкретных рекомендаций по работе с такими детьми.
Однако:1)углубленное и детальное изучение причин РДА, в дальнейшем позволит (и возможно уже позволяет ) осуществлять профилактику РДА; 2) изучение морфофизиологических основ РДА позволит оказывать более эффективное лечение (коррекцию) данного расстройства; 3) Организация комплексной помощи, подготовка достаточного количества компетентных специалистов в данной области также будет способствовать решению проблемы.
Помощь семье заключается в:
1) Информирование семьи о сущности РДА: его проявлении, перспективе коррекции.
2) Информирование об особенностях общения и взаимодействия с ребенком РДА.
3) Составление конкретных рекомендаций(2п) .
Кризисы психического развития человека
... Основной текст работы изложен на 26 страницах. 1. Понятие кризиса психического развития человека В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В ... деятельности, рождения ребенка в семье, выход на пенсию и тому подобное. Такие ситуации, закономерно изменяя друг друга в течение жизни каждого человека, определяются как кризисы развития, в ...
4) Ориентация на позитивный результат.
5) Оказание психологической помощи и поддержки семье с ребенком РДА.
Литература:
1. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. »Патология психической деятельности при шизофрении»
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.
3. НикольскаяО.С.,. Аутичный ребенок: пути помощи.
Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности, принципы и методы кризисного вмешательства.
Л.А. Пергаменщик определяет кризис как ситуацию эмоционального и умственного стресса, требующую от человека значительного изменения представления о мире и о себе за короткий промежуток времени. Кризис является поворотным этапом жизненного пути личности, на котором меняется сама личность, меняется ее социальное бытие.
Исходя из определения, признаками кризиса является:
1) Наличие эмоционального и умственного стресса.
2) Необходимость пересмотра представления о мире и о себе.
3) Изменение структуры личности с позитивной или негативной модальностью.
4) Внезапность наступления события.
5) Сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события. и.д.
Причиной кризиса является включение человека в такие жизненные отношения, которые резким образом меняют его самого. Сама система ценностей, взглядов дискредитируется реальностью, поэтому и требуется ее изменение. Ф.Е. Василюк понимает процесс переживания, как процесс преодоления разрыва между сознанием и бытием. Например ситуация угрозы жизни, может привести к крушению базовых иллюзий (Л.А. Пергаменщик ), т.е. убежденности в том, что мир справедлив, прост и.т. Человек начинает понимать, что даже, если он ведет себя хорошо, то это не гарантирует ему защищенность, с ним может случиться все, что угодно. Тогда и возникает необходимость измениться, чтобы дальше жить в таком мире. Аналогично при потере близкого человека, уходе на пенсию, разводе и т.д.
Разновидности психологических кризисов:
Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, то есть ситуациями угрозы потери здоровья или жизни (природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т.п.).
Кризис целостностиспровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сущим», между собственной жизнью и жизнью окружающих).
Кризис «пересадки корней»– это ситуация, когда человек как бы переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак.
Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с утратой близкого человека. Реакция на утрату особенно тяжела, когда отношения с утраченным человеком были сложными и ничего уже не исправить.
Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности
... 1. Определить возрастные периоды развития человека. 2. Дать содержательную характеристику этапам зрелости. 3. Изучить кризисы зрелости и их роль в развитии личности. В своей контрольной работе я ... ускорение процессов созревания и замедление процесса старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости – с точки зрения ее продолжительности ...
Кризис становления. На разных этапах жизни люди могут переживать психологические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости.
Пожалуй, все кризисы можно разделить на две большие группы, нормативные кризисы и событийные кризисы. Нормативные кризисы (например эпигенетическая теория Э.Эрриксона),кризис года, трех и т.д. Во вторую группу относятся кризисы индивидуального жизненного пути личности (травматические кризисы, кризис целостности, кризис «пересадки корней, кризис лишения).
Основные принципы кризисной интервенции:
1. Эмпатический контакт. Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.
2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью.
3. Высокий уровень активности консультанта. Консультант должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и в сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.
4. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции – предотвращение катастрофических последствий. Основная цель – обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.
5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту поддержку.
6. Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.
7. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор.
Медоды кризисного вмешательства.
Методом, который реализует, выше изложенные принципы является «психологический дебрифинг», который представляет собой методику, направленную на минимизацию травматических переживаний.
При посттравматических стрессовых расстройствах могут применяться такие методики как: «Методика уменьшения повышенной чувствительности» ( применение методики ограничено силой травматических переживаний)(Ф. Шапиро), методика «Уничтожение страха» (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова) и т.д.
Л.А. Пергаменщиком и Н.Л. Пузыревич издан практикум по оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях, который содержит конкретные методики работы с кризисными ситуациями (ПТСР, горе и потеря, насилие и т.д.)
Литература:
Л.А. Пергаменщик Кризисная психология
Л.А. Пергаменщик Н.Л. Пузыревич Психологической помощи в кризисных ситуациях (Практикум)
Конторович, В.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Диагностика и психотерапия психосоматических расстройств.
Диагностика психосоматических расстройств.
Для диагностики психосоматических расстройств необходимо знать причины и факторы их возникновения, а также их симптоматику.
Психотерапия неврозов
... отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к ... более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...
При диагностике важно простое наблюдение за пациентом (клиентом).
Как он выглядит, как себя ведет. Какие эмоции отражаются на лице.
Важно получить разнообразные сведенья о жизни пациента. Для этих целей можно использовать«Мультимодальный опросник жизненной истории» (А. Лазарус, есть в Старшенбаум ).
Почему важна такая информация? На формирование психосоматического заболевания влияют следующие особенности воспитания:
1. Сдерживание – ранняя социализация ребенка.
2. Когда ребенка заставляют отказываться от собственной личности – формируется низкая самооценка.
3. Когда родители считают, что ребенок должен выполнить их нереализованные планы. (Э.А. Соколова)
Данный опросник позволяет получить подобную информацию, информацию о событиях, которые могли привести к различного рода внутриличностным конфликтам, напряженности.
Симптомом психосоматического заболевания является алекситимия, т.е. неумение человека выражать свои эмоции словами, и как результат не способность различать эмоции. Сосредоточенность на внешних событиях в ущерб внутренним.
И.Г. Малкина-Пых приводит Торонскую шкалу алекситимии. Опросник Сердюка для определения социальной значимости болезни.
Также эффективны методики направленные на изучение эмоциональной сферы (ситуативной и личностной тревожности), перфекционизма , акцентуаций личности.
Может быть использован тест Г. Айзенка (EPI) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF).
Наибольшее распространение получил тест MMPI – миннесотский многомерный личностный перечень, который содержит 566 вопросов и пытается охватить клинически определяемые черты личности (ипохондрические, истерические, психопатические свойства, тенденции маскулинизации-феминизации, параноидные, психастенические, шизоидные и маниакальные черты, а также социальная инверсия), а также его сокращенный вариант – опросник Мини-мульт . Цветовой тест Люшера.
Психотерапия.
Психотерапия в данном случае (как впрочем, и любом другом) направлена на разрешение внутриличностных конфликтов.
При работе с алекситимией эффективна «Терапия творческим самовыражением» (Бруно), и другие виды, формы Арт-терапии.
Также при работе с психосоматическими расстройствами эффективна телесноориентированая терапия.
Суггестивная терапия – форма психотерапии, в которой устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль).
Суть терапии состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Различного рода аутотренинги.
Психосинтез используется как метод психотерапии психосоматических расстройств в первую очередь тогда, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов
Терапия, фокусированная на решении
В концепции терапии, фокусированной на решении, подчеркивается, что чувство вины является деструктивным для психотерапии, а самообвинение и обвинение своих близких являются препятствием к сотрудничеству пациента и его близких с врачом, причиной низкой эффективности и длительности классической психотерапии. Поэтому психотерапевты, фокусированные на решении, принципиально не фиксируются на поиске причин дискомфорта своих пациентов, а занимаются поиском и реализацией ресурсов для его преодоления.
Опросник выявления эмоционального выгорания
... часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением. ... на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты, и использую это для более успешного лечения. 5. Я ... Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов). 10. В последнее время я стал(а) более черствым(ой) ( ...
Позитивная психотерапия. Основа ее – в рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации. От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей.
Гештальт-терапия традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии в работе с широким спектром интрапсихических и межличностных конфликтов. Целью терапевтической работы является снятие блокировки и стимулирование процесса развития человека, реализация его возможностей и устремлений за счет создания внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции
Терапевты когнитивно-поведенческого направления предполагают, что психопатологические и психосоматические расстройства являются следствием неточной оценки событий, и, следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к изменению состояния пациента. Подобно поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия учит пациентов по-другому реагировать на ситуации, вызывающие приступы паники или агрессии.
Символдрама (метод кататимного переживания образов. ) Клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы, или кататимно-имагитивной психотерапии.
Транзактный анализ. Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены.
Танцевально-двигательная терапия. Целью терапии в первой области является активизация тела для того, чтобы помочь пациенту полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
1. Старшенбаум Психосоматика и психотерапия
2. Малкина-Пых И.Г. – Психосоматика