Проведение клинического интервью

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Контрольная работа по курсу клиническая психология.

Составил студент гр. ЗБ 050400-31

Марыльцев А.А.

Проверил: преподаватель

Чиркова И.Н.

Ижевск 2013.

Ф.И.О.: Васильев Алексей Александрович.

Возраст: 16 лет

Школа №100

Дата проведения интервью: 21.05.2014

Я: Добрый день, меня зовут Дмитрий. А как я могу к тебе обращаться?

Алексей: Здравствуйте меня зовут Алексей.

Я: Очень приятно с тобой познакомиться , а сколько тебе лет?

Алексей: Мне 16 лет.

Я: Алексей, а ты в этой школе с 1-го класса учишься?

Алексей: Нет. Я учусь в этой школе с 6 класса.

Я: Алексей, тебе сложно было влиться в новый коллектив?

Алексей: Нет, в этой школе училось много моих друзей потому мне было легче освоиться в новой школе.

Я: Алексей, а чем занимаешься в свободное время от школьных занятий, есть ли у тебя какое-нибудь хобби?

Алексей: В свободное время от школы я гуляю с друзьями, а вечером сижу за компьютером, играю в игры и общаюсь с друзьями в соц. сетях

Я: Алексей, а хобби у тебя есть? Увлекаешься чем-нибудь?

Алексей: Конечно же есть! Я очень люблю играть в футбол, планом на это лето у меня стоит: закрепиться в основном составе своей школьной команды и достойно выступить на осеннем чемпионате среди юношей нашего города!

Я: Понятно. Алексей, а как у тебя здесь (в школе) идут дела, есть ли у тебя какие-нибудь предметы которые тебе очень нравятся?

Алексей: Дела идут хорошо, Экзамен по английскому языку отменили, хотя я его все-равно сдал бы на отлично. Так что можно спокойно доучиться этот год. А любимами предметами я мог бы отметить : историю и английский язык.

13 стр., 6405 слов

Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов

... списка используемой литературы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 1.1 Актуальность темы Здоровье -- это состояние живого организма, при котором ... характеристика базы исследования 2.2 Организация физкультурно-оздоровительной работы в младших классах школы 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...

Я: А почему?

Алексей: Потму что мне это интересно, я уверен что мне это пригодится в будущем при поступлении в ВУЗ.

Я: Алексей, скажи а бывают ли у тебя ситуации когда ты ощущаешь тревогу?

Алексей: Такие ситуации случаются редко.

Я:Но все же они бывают?

Алексей: Ну да! Например, во время ответственной игры, когда нашей команде ни в коем случае нельзя проигрывать.

Я: Расскажи, что ты чувствуешь в это время?

Алексей: У меня резко увеличивается пульс, я краснею и покрываюсь потом. Я мысленно пытаюсь настроить себя на победу.

Я: О чем ты думаешь, когда все таки ваша команда проигрыват?

Алексей: Сначала испытываю злость на себя и на членов своей команды, потом немного успокоясь, обдумываю наши ошибки, чтобы на тренеровке над ними поработать.

Я: Какие у тебя отметки в школе?

Алексей: Довольно хорошие — четверки. Но были бы гораздо лучше, если бы я не пропускал столько уроков из-за соревнований.

Я: А почему же ты не бросишь занятия футболом, чтобы улучшить учебу?

Алексей: Потому что футбол имеет важное место в моей жизни. Буду справляться и с учебой и футболом, закаляя свой характер.

Вывод: необходимо провести диагностику, направленную на выявления уровня тревожности.

Проведение психодиагностических методик.

Название методики: Методика Айзенка по определению типа темперамента. С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента. В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить «да» или «нет». Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи. Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале «нейротизм» и шкале «экстраверсия». Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет.

Процедура проведения: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Содержание методики:

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? 4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? 7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь? 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13. Верно ли, что многое раздражает тебя? 14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро? 15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? 16. Тебе можно доверить любую тайну? 17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? 18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце? 19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 20. Ты когда-нибудь говорил неправду? 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? 22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? 23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины? 24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом? 25. Ты обычно весел и всем доволен? 26. Обидчив ли ты? 27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами? 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 29. У тебя бывают головокружения? 30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело? 32. Любишь ли ты иногда похвастаться? 33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте? 35. Ты обычно быстро принимаешь решения? 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 37. Тебе часто снятся страшные сны? 38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей? 39. Тебя легко огорчить? 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание? 42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь? 43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры? 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают? 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят? 46. Ты любишь часто ходить в гости? 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями? 49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком? 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье? 52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей? 53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми? 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить? 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников? 60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ 1. Экстраверсия — интроверсия: «да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. «нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59. 2. Нейротизм: «да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60. 3. Показатель лжи: «да» («+») 8, 16, 24, 28, 44. «нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48. Интерпретация результатов

  • Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1–7

8–11

12–18

19–24

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11–14

15–18

19–24

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.

Название методики: Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности. Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина) определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность).

Тревожность ситуативная возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.).

 Личностная — дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей.

Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента (по Я. Стреляу).

 Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника. Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ).

Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.

Процедура проведения и содержание методики:

Тест на тревожность, часть I.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки. Ситуативная тревожность.

 

                                              

нет, это совсем не так 

 пожалуй, так 

  верно

совершенно верно 

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19.

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4

Тест на тревожность, часть II.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки. Личностная тревожность.

  №

  

 не, это совсем не так 

 пожалуй, так 

    верно    

    совершенно верно 

1.

Я испытываю удовольствие              

1

2

3

4

2.

Я быстро устаю

1

2

3

4

3.

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

5.

Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6.

Я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7.

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8.

Ожидание трудностей очень тревожит меня

1

2

3

4

9.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10.

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11.

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13.

Я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.

Я бываю доволен

1

2

3

4

 17.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 

1

3

 18.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 

3

4

19.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ к тесту на тревожность.

Ситуативная тревожность СТ=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18)    —   (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)

Личностная тревожность ЛТ=(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20)    —   (1,6,7,10,13,16,19) + 35 (число 35)

Интерпретация теста тревожности Спилбергера Ханина.

До 30 баллов – низкая 31-45 баллов – средняя 46 баллов и более – высокая тревожность

Анализ результатов клинико-психологической диагностики

Из результата проведенных методик можно однозначно сказать следующее:

У Марии есть проблемы в общении с одноклассниками. Она учится в данной школе уже практически полный учебный год и за этот период времени так и не смогла полноценно «влиться в коллектив». Предполагаю, что возможно, это связано с возрастными особенностями данного коллектива. Мальчики часто подшучивают над Машей на переменах, шутки не злые, однако видно, что Маше они крайне неприятны. Больше общается с подружками из старой школы. Она постоянно переживает за возможные неудачи и промахи, которые в общем-то с ней не происходят (т.к. учится Маша на хорошие оценки).

На уроках ведет себя более чем сдержанно. Если учитель задает вопрос Маше, она встает очень медленно, часто краснеет отвечаю на вопросы. У доски ведет себя крайне неуверенно, долго размышляет прежде чем что-либо написать. Но решения принимает верные и отвечает в основном правильно. Во время проведения интервью начала диалог открыто, но во второй части диалоги начала закрываться (скрестила руки и ноги; при ответах на вопросы взгляд отводила в стороны).

Но ответы давала в целом развернутые. Темп речи медленный.

Рекомендации: я считаю, что учителям, а также родителям необходимо срочно обратить внимание на данную ситуацию. Необходимо постоянно Машу, включать в групповую работу на уроках, причем пробовать в разных группах, а также создавать так называемые ситуации успеха, и обращать ее же внимание на эти успехи, для того чтобы она чувствовала себя более уверенно.

Бланк ответов на тест Айзенка.

№вопроса

+ или —

1

2

+

3

4

+

5

+

6

+

7

+

8

9

10

+

11

12

+

13

+

14

15

+

16

17

18

+

19

+

20

+

21

+

22

23

+

24

25

26

+

27

28

+

29

30

+

№вопроса

+ или —

31

+

32

33

+

34

+

35

+

36

+

37

+

38

+

39

+

40

+

41

42

+

43

44

45

+

46

47

48

49

50

51

+

52

+

53

54

+

55

+

56

57

58

59

60

Интерпретация результатов:

  • Экстраверсия-Интроверсия. Общее кол-во баллов: 5. (значительная интроверсия)
  • Нейротизм. Общее количество баллов: 18. (высокая эмоциональная неустойчивость)
  • Показатель лжи. 3 балла. (показатель в норме)

Бланк ответов на опросник Спилбергера-Ханина.

Ситуативная тревожность. Личностная тревожность.

№ вопроса

№ ответа

1

1

2

2

3

2

4

2

5

2

6

6

7

1

8

2

9

2

10

3

11

2

12

2

13

2

14

2

15

3

16

3

17

2

18

2

19

2

20

2

№ вопроса

№ ответа

1

1

2

2

3

2

4

1

5

1

6

3

7

4

8

2

9

3

10

1

11

1

12

3

13

2

14

2

15

2

16

1

17

3

18

2

19

1

20

2

Ситуативная тревожность – 11 баллов — низкая.

Личностная тревожность – 46 баллов – высокая.

Список используемой литературы

  • http://vashpsixolog.ru/index.php/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/175-questionnaire-eysenck-teens
  • http://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina
  • Г.Айзенк и Г. Вильсон. «Как Измерить личность». 2000г. Изд-во Когито-центр.
  • Карандашев Виктор Николаевич, Лебедева М. С., Спилбергер Ч. « Изучение оценочной тревожности.» 2004г. Изд-во речь.