Понятие социализации и ее этапы

Введение

Раскрытие темы контрольной работы начнем с определения понятия «социализация».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.1

Термин «социализация» широко используется в разных дисциплинах и, по сути, обозначает процесс взаимодействия человека и общества, но его содержание неоднозначно и варьируется в рамках этих дисциплин.

Чтобы максимально раскрыть сущность социализации, необходимо рассмотреть это понятие в рамках нескольких взаимосвязанных дисциплин — социологии, психологии, педагогики.

Сущность социализации

Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон.

В социологии это обучение индивида социальным ролям и формирование личной идентичности. Основоположники структурно-функционального анализа — Т. Парсонс и Р. Мертон — объяснили понятие социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему путем усвоения принятых в ней правил, ролей и ценностей. Однако индивид при этом выглядит скорее объектом, чем субъектом социального процесса. Представители же символического интеракционизма — Д.Г.Мид, И.Гофман — делают акцент на межличностных взаимодействиях.

Представители структурно-функционального направления социологии раскрывают сущность социализации при помощи понятия «адаптация», в биологии означающее приспособление живых организмов к условиям окружающей среды. Перенесенный в обществознание, этот термин стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальная и психическая адаптация, в результате которых происходило приспособление личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. Таким образом, социализация рассматривается как процесс вхождения личности в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

В психологии социализация — это составляющая процесса формирования и развития личности. Представители гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) представляют социализацию как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. В рамках этой концепции социализация рассматривается как самоосновывающаяся и саморазвивающаяся система.

13 стр., 6152 слов

Социализация личности 18

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Социализация личности Введение социализация общество личность индивидуальный Всю жизнь человек ищет свое место в мире. Он не может существовать без общества, а оно, в свою очередь, без него. Когда человек только появился на свет, он - маленький и беспомощный. А общество встречает его нормами, правилами, ограничениями, отлаженной системой, по которой оно функционирует, и ...

В педагогике также широко используется понятие социализации. Цель социальной педагогики — путем конкретизации явления социализации оценить эффективность различных методов и институтов социализации, а так же выявить скрытые их последствия.

Слово «социализация» употребляется и в более узком, специальном смысле. (Например, политическая, религиозная и гендерная социализация).

В обществе формируются социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, с целью воспроизводства социальной системы, сохранения социальных структур. Чтобы оказаться в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт, входя в социальную среду, систему существующих социальных связей. Именно тенденция социальной типизации личности позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

По своей природе личность активна, стремиться к независимости, формированию индивидуальности. Как следствие — развивается не только личность, а еще и преобразуется общество в целом. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только применение усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых.

Процесс, направленный на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии связывают с понятием саморазвития личности. Самореализация является проявлением внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и адекватным управлением собой в изменяющихся социальных условиях.

Эти две тенденции, объясняющие социализацию — тенденция социальной типизации и автономизации личности — являются устойчивыми и обеспечивают самовозобновляемость социума и реализацию возможностей, задатков, способностей личности.

Итак, сущность социализации раскрывается в слиянии таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. То есть процесс социализации условно можно разделить на три фазы. Первая — фаза адаптации, в которой индивид осваивает социальные нормы, ценности, старается «быть как все». Вторую фазу можно назвать фазой саморазвития, самореализации. В ней происходит стремление индивида к самоактуализации. Третья фаза — успешная интеграция индивида в группу, при которой окружающие воспринимают и поддерживают те индивидуальные качества личности, которые соответствуют их нормам, ценностям. Их единство и целостность обеспечивают оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Какие либо изменения — задержка одной фазы, излишества в другой — и процесс социализации будет нарушен, что неизбежно ведет к негативным последствиям. Удачна такая социализация, когда индивидуальность личности утверждена, а личность интегрирована в социальную группу. Надо помнить, что человек входит в разные социальные группы и в разное время, следовательно социализация многократна и происходит в течение всей жизни. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, влияющего на него, включается в новые виды деятельности и отношения, выполняет разные социальные роли. Это приводит к тому, что в течение своей жизни люди усваивают новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, влияя на свое окружение.

10 стр., 4681 слов

Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется

... вертикальной социальной мобильности 8) Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация – процесс, свойственный только взрослым. Б. Социализация происходит только в результате стихийных воздействий на личность ...

Этапы социализации

Социализация — это процесс, длящийся непрерывно на протяжении всей жизни. Социализация включает в себя различные этапы (стадии).

В современной социологии к вопросу деления социализации на этапы подходят по-разному. Одни ученые выделяют следующие ее стадии, в зависимости от отношения к трудовой деятельности: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» и «вторичную социализацию».

14 стр., 6789 слов

Печатные издания как агент социализации детей и подростков

... 1.2 Роль агентов социализации в процессе социализации детей и подростков Поскольку социализация подразделяет на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного ...

Первый вариант — разделение на три этапа по отношению человека к трудовой деятельности. Первый этап — дотрудовой — весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Его можно пожразделить на два периода: ранняя социализация (от рождения до школы) и юношеская социализация (учеба в школе, вузе).

Этот этап очень важен — в нем закладываются основы социализации, при этом он менее всего может контролироваться объектом социализации. Второй этап — трудовой. Эта стадия считается в отечественной науке наиболее продуктивной. Третий этап послетрудовой, наступает с окончанием трудовой деятельности.

Второй вариант — деление социализации на «первичную» и «вторичную». Первичная социализация — это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества»1. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация происходит в первой половине жизни и является областью межличностных отношений. Вторичная социализация — это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества»1. Вторичная социализация происходит во второй половине жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, которые сильно влияют на него именно в сознательном возрасте, охватывает сферу социальных отношений.

Очень трудно точно определить, когда заканчивается «первичная» и начинается «вторичная» социализация. Российский социолог А.И. Кравченко предложил следующий метод определения этой границы.

Обретение самостоятельности — политической (получение паспорта, право голосовать), социальной (создание семьи) и экономической (устройство на работу) — и есть граница между двумя этапами социализации.

Агенты социализации

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя два компонента: усвоение социального опыта и преобразование его в собственные ориентации, установки, ценности. Это является свидетельством того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество.

Процесс социализации проходит не сам по себе, а при посторонней помощи. Помощь эту осуществляют люди и учреждения. Их называют агентами социализации. В зависимости от разделения социализации на «первичную» и «вторичную» различают агенты первичной и вторичной социализации:

6 стр., 2935 слов

Социализация индивида. Агенты социализации

... от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация); • процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы ... Проверила: УФА-2007 Содержание: Введение….3 1. Что такое социализация……… … 2. Агенты и условия социализации… 3. Механизмы социализации………… … 4. Активность и стратегия жизни личности……… … ...

1. агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры и т.п.;

2. агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Первичная социализация связана с непосредственным окружением человека, ее роль наиболее велика на ранних этапах жизни. Агентами первичной социализации являются те, кто связан с человеком личными отношениями. Агенты первичной социализации универсальны и выполняют множество разных функций. Разные агенты первичной социализации играют разные роли и имеют разный статус. (По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции, а, ровесники равны ему).

Функции агентов первичной социализации универсальны и, поэтому взаимозаменяемы.

Вторичная социализация связана с опосредованным, или формальным окружением, состоит из воздействий учреждений и институтов, ее роль наиболее велика на поздних этапах жизни. Агентами вторичной социализации являются те, кто связан с человеком формально-деловыми отношениями. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении и выполняют одну-две функции. Контакты с агентами вторичной социализации происходят реже, а их воздействие обычно менее глубоко, чем у первичных агентов социализации. Функции агентов вторичной социализации специализированы, вследствие чего они не заменяют друг друга.

Каждая из социальных групп может дать в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована сама.

Заключение

Социализация — процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя два компонента: усвоение социального опыта и преобразование его в собственные ориентации, установки, ценности.

7 стр., 3298 слов

На тему: «Социализация как фактор развития личности»

... и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ... а вторые специализированы. Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою ...

Удачная социализация — это такая социализация, в которой индивидуальность личности сохранена и утверждена, и при этом личность интегрирована в социальную группу.

Социализация — это процесс, не являющийся однократным и длящийся непрерывно на протяжении всей жизни. Существуют разные подходы к определению этапов социализации. Одни ученые выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии, другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную» и «вторичную» социализацию.

Процесс социализации происходит при помощи агентов социализации, в роли которых выступают люди и учреждения. Различают агенты первичной и вторичной социализации. Агентами первичной социализации являются те, кто связан с человеком личными отношениями, а агентами вторичной социализации являются те, кто связан с человеком формально-деловыми отношениями.

Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию, можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».

адаптация социализация агент самоактуализация

Источники и литература

Монографии

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.

2. Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. 2-е издание (дополненное).

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, ... многофакторный опросник для исследования личности 1. Факторы социализации личности Социализация осуществляется в различных ситуациях, ... или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В ...

— М.: Академия, 2006 — 304 с.

Учебники и учебные пособия

4. Бороноев А.О. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / Бороноев А.О., Василик М.А. — М.: Гардарики, 2000. — С 117.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — С. 19.

6. Кон И.С. Ребенок и общество: Уч. пос. для студ. вузов. — М.: Академия, 2003. — 336 с.

7. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов / Кравченко А.И. — 6-е изд. — М.: Академический проект, 2003. — 508 c.

8. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / Куликов Л.М.. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 336 с.

9. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

10. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений / Харчева В.Г.. — М.: Логос, 1999. — 302 с.

Глоссарий

Адаптация социальная — (от лат. adapto — приспособляю) процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Группа — ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены данной группы.

Интеграция (от лат. integratio- соединение) — процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Норма — (от norma- правило, образец) мера, образец, узаконенное установление, признанный обязательным порядок, правило поведения в определенной ситуации. Нормы социальные- образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия.

Общество — объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социо-культурную) идентичность.

Политическая социализация — процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности.

Роль — поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Роль социальная — совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов; в зависимости от их статуса или позиции и само поведение, реализующее эти нормы.

Социализация — процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

Социализации агенты — институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности.

Ценность (от греч. axia — ценность) социальная — в широком смысле — значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком — нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Размещено на Allbest.ur