Педагогические условия развития памяти дошкольников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3

Глава I. Теоретический анализ понятия «память» как

высшей психической функции и фактора учения дошкольников.

1.1. Психологическое содержание понятия «память»…………………….… 5

1.2. Виды памяти и их особенности…………………………………………..8

1.3. Особенности развития смысловой памяти дошкольников………….…12

Глава II. Контрольный эксперимент по изучению условий

развития смысловой памяти у детей дошкольного возраста.

2.1. Методы и организация исследования……………………………….… 19

2.2. Анализ и обобщение результатов исследования…………………..……25

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………………..…36

Введение

Актуальность выбранной темы. В данной работе рассматривается вопрос о формирование у дошкольников таких условий развития памяти как смысловое соотнесение и классификация. Именно в дошкольном возрасте, по мнению многих психологов, эти условия являются доминирующим над всеми остальными[15].

Это лишь одна из сторон подго­товки детей к школьному обучению. Однако обучение детей основному способу запоминания в данном возрасте имеет немаловажное значение для будущего школь­ника. Методологической основой данной работы стали психологические теории памяти Д.Б. Эльконина, А. Бине, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, Л.С. Выготского, К.П. Мальцева и других уче­ных.

Объект исследования: память и условия ее развития в дошкольном детстве.

Предмет исследования: эффективность запоминания вербальной информации в зави­симости от смыслового соотнесения и использовании приема классификации.

Цель работы: изучить влияние условий развития памяти — смысловое соотнесение и классификация — на процесс запоминания вербальной информации у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: логическое запоминание, построенное с соблюдением условия смыслового соотнесения и логическое запоминание, построенное на методе классификации являются более эффективными, чем механическое запоминание.

Задачи :

1. Провести теоретический анализ проблемы памяти в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить систему диагностических методик для исследования психолого- педагогических условий развития памяти детей дошкольного возраста.

5 стр., 2061 слов

Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации

... выбор темы исследования: «Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации». Целью работы является изучение психического развития ребенка в условиях социально-психологической ... Изучить понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях; Раскрыть особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации. Изучением проблемы ...

2. Изучить некоторые из условий запоминания вербальной информации у детей дошкольного возраста.

3. Обработать результаты экспериментального исследования зависимости запоминания от смыслового соотнесения информации и сравнить его результаты с механическим запоминанием.

4. Обработать результаты экспериментального исследования зависимости запоминания от применения метода классификации.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы: Методика А.Н.Леонтьева «Пятнадцать слов», Методика «Изучение эффективности запоминания осмысленного материала» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

База исследования: исследование проводилось на базе дошкольного учреждения

Глава I. Теоретический анализ понятия «память» как

высшей психической функции и фактора учения дошкольников.

1.1. Психологическое содержание понятия память

Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обраща­ются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти че­ловека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психики.

Од­ной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распро­странение и признание получила в Англии и Германии. В основе теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными пси­хическими феноменами, разработанное Г. Эбингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим зако­ном, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмыс­ленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии та­ких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забыва­ется до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20 % от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолиро­ванно, а в определенных логических, структурно-функциональ­ных и смысловых ассоциациях с другими[4].

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновре­менно главным принципом выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников данной теории, определяют память.

12 стр., 5935 слов

Современное состояние проблемы памяти и ее исследования

... века, выдвигает на передний план смысловое содержание запоминания и воспроизведения материала, получила название смысловой теории памяти. - p1#p1Теория Д. Хебба. Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем Д. Хебба. В ...

В русле данной теории подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, ор­ганизации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти Главная мысль состояла в том, что при запо­минании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе[7].

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, к разделялись ассоцианистами. Единственное существенное отличие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.

Заслугой З.Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознатель­ного забывания, связанные с функционированием мотивации.

В начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысло­вые структуры (А.Бине, К.Бюлер).

На первый план при запо­минании и воспроизведении выдвигается смысловое содержа­ние материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий за­учиванию или воспроизведению материал в данном случае вклю­чается в контекст определенных смысловых связей.

Далее в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно -кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информа­ции. (А.НЛеонтьев, П.И.Зинченко, А.А. Смирнов и др.).

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориен­тированных на запоминание, переработку и хранение материа­ла. У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогене­тического развития памяти, особенно произвольной и непроиз­вольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение, воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки[11].

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ... : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ...

1.2. Виды памяти и их особенности

Память — это сочетание всех процессов, которые обеспечивают организацию сохранения, воспроизведения и забывания жизненного опыта человека.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае, говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связанна с удержанием точной или полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти.

Генетическую память — можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных з……..

Список литературы

1. Блонский П.П. Память и мышление. М, 1985.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1989.

3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М., 1979.

4. Гальперин П.Я. Опыты изучения формирования умственных действий. М., 1967.

5. Гнедова Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста. М., 1978.

6. Голубева Н.Л. Улучшение памяти в любом возрасте. М., 1998.

7. Житникова Л. М. Формирование способов логического запоми­нания у дошкольников. Канд. дис. М., 1996.

8. Занков Л. В. Память. М., Учпедгиз, 1989.

11 стр., 5093 слов

14 Лекции по психологии развития: «Младенчество» Период младенчества ...

... деятельности и тем самым удовлетворять потребность в более новой и сложной информации. Для удовлетворения этой потребности он нуждается в другом человеке. Взрослый вводит ... которая будет ведущей на следующем возрастном этапе. Значение «делового» сотрудничества для развития ребенка зафиксировано в исследовании В.В. Ветровой. Экспериментатор показывает ребенку привлекательную игрушку, затем ...

9. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания. «На­учные записки Харьковского пед. института иностранных языков», т. I, 1999.

10. Зинченко П. И. Вопросы психологии памяти. М., 1969.

11. Истомина 3. М. Формирование у детей дошкольного возраста смыслового соотнесения как мнемического приема. Харьков, 1990.

12. Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1978.

13. Каменткая Б.И., Вейн А.М. Память человека. М., 1987.

14. Корниенко И. А. Узнавание и воспроизведение наглядного и словесного материала детьми дошкольного возраста. Канд. дис. М., 1965.

15. Лапп Д. Улучшение памяти в любом возрасте.М., 1993.

16. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., Учпедгиз, 1991.

17. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1990.

18. Мальцева К- П. План текста как смысловая опора запомина­ния у младших школьников. Сб. «Вопросы психологии памяти». Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1988.

19. Морозов М. Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьни­ков в учебной работе. М., Учпедгиз, 1979.

20. Пиаже Ж., Йнельдер В. Генезис элементарных логических структур. Пер. с франц. М., Изд-во иностр. лит., 1963.

21. Петров Г.П. Возратные изменения памяти взрослых людей. М, 1987.

22. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А.Смирнова , М., 1997.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1996.

24. Рыбников Н. А. О логической и механической памяти. «Жур­нал психологии, неврологии, психиатрии», 1999, № 3.

25. Смирнов А. А. Процессы мышления при запоминании. М., 1989.

26. Смирнов А. А. Психология запоминания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1998.

27. Смирнов А. А. Развитие памяти. Сб. «Психологическая наука в СССР», т. I. M., Изд-во АПН РСФСР, 1999.

28. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., «Просвеще­ние», 1966.

29. Смирнов А. А., Истомина 3. М., Мальцева К- П., Самохвалова В. И. Формирование приемов логического запоминания у детей до­школьного и младшего школьного возраста. «Вопросы психологии», 1969, № 5.

30. Соколов А. Н. Внутренняя речь и понимание. «Ученые записки Института психологии», т. П. М., 1991.