Память как психический познавательный процесс 2

Российский Государственный Социальный

Университет

Факультет психологии.

Контрольная работа

По дисциплине «Психологический практикум»

«Память как психический познавательный процесс»

2006 год

Введение

Память— форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении ипоследующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторноеисполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлоесубъекта с его настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательнойфункцией, лежа­щей в основе развития и обучения.

Память— основа психической деятельности. Безнее невоз­можно понять основы формирования поведения мышления, со­знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове­ка необходимо как можнобольше знать о нашей памяти.

Образыпредметов или процессов реальной действитель­ности, которые мы воспринималиранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Памятьи ее значение

Образыпредметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их наанализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образысохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представленияпамяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отли­чие от образоввосприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но онисоставляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Назапоминание сильно влияет эмоциональное отношение че­ловека к тому, чтозапоминается. Все то, что вызывает у чело­века яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивностьпамяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, памятьсвязана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своейпамя­ти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своейдеятельности.

6 стр., 2894 слов

Д. Норман. Память и научение

... ресторан и т.д.), помогают хранить в памяти и вспоминать события прошлого. Волк, человек, пингвин, губка – эти ... (ассоциации). Трудности изучения: вторич. память огромная, границы не установлены, содержит опыт всей жизни. Осн. вопросы: организация ... Сначала задача хаотична и неорганизованна. По мере приобретения опыта вырисовываются некоторые моменты. Систематический анализ выявляет составные ...

Памятьучаствует уже в акте восприятия, так как без узна­вания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, несвязанного с вос­приятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

Ассоциации

Сфизиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервнуюсвязь. Различают два рода ассоциа­ций: простыеи сложные. К простым относят тривида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):

1.

Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либопредставления вызывают те представления, которые в прошлом переживалисьодновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

2.

Ассоциация по сходству. Образы восприятия илиопределенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные сними по каким-либо признакам.

3.

Ассоциация по контрасту. Образы восприятия илиопределенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудьотноше­нии противоположные им, контрастирующие с ними.

Кромеэтих видов, существуют сложные ассоциации — смыс­ловые.В них связываются два явления, которые и в действитель­ности постоянносвязаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являютсяосновой наших знаний.

Существованиеассоциаций связано с тем, что предметы и явления действи­тельно запечатлеваютсяи воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроиз­ведение одних влечет за собой воспроизведение других, чтообусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под ихвоздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологическойосновой запоминания и воспроизведения.

Дляобразования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одногораза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образо­вание ассоциаций. Более важным условием для образованияассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, чтотребуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действиесигнала уже прекратилось.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека

... в долговременной памяти, но участвует в реорганизации нервных структур и ... следов памяти участвует, по-видимому, медиальная височная область мозга. Л. Сквайр высказал предположение о том, что височная область мозга не является хранилищем информации, находящейся ...

Впроцессе онтогенеза каждый организм получает из внеш­ней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и вос­производит или использует в поведении.

Дляработы мозга необходимы не только поступление инфор­мации, переработка, но ихранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два видаинформации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная вбезус­ловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретае­мая виндивидуальной жизни организма в виде условных реф­лексов. Соответственно существуети два рода памяти: память видовая ипамять индивидуальная.

Структура памяти

Большинствопсихологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этимразличают непосред­ственнуюили сенсорную, память, кратковременную память и долговременнуюпамять.

Сенсорная память

Какследует из ее названия, сенсорная память-этопримитивный процесс, осуществляемыйна уровне рецепторов. Спеллинг показав, чтоследы; в ней сохраняются лишь очень короткое время- порядка¼ секунды, и за этовремя решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярнаяформация внимание высших отделов мозга к поступившимсигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняетсясигналами.

Частныйслучай сенсорной памяти составляют последовательныеобразы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

Кратковременная память

В томслучае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткогопромежутка времени сохраняться, и за это время мозгее обрабатывает и интерпретирует. При этом решаетсявопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременноехранение.

Кратковременнаяпамять характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т. е.способностью одновременно сохранять определенное число разнород­ных элементов информации.

3 стр., 1054 слов

Память и её значение. Диагностика и развитие памяти.

... чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения. Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не ... богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта. Память - это отражение опыта человека путем ... их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени ...

Длительность.Было установлено, что кратковременная память действует втечение примерно20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации — например, какое-то число или несколько слогов изтрех-четырех букв.

В случае если информация не вводится повторно или не"прокручи­вается" в памяти, она по истечении этогопромежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Емкость.С1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с цельювыяснить, сколько информации он может одновременнозапомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказа­лось, что емкость памяти ограничена семьюцифрами, семью буквами или женазваниями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было провереноМиллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранитьодновременно более семи элементов: в зависимости от слож­ности элементов это число может колебаться впределах от5 до9.

Еслинеобходимо в течение короткого времени сохранить информа­цию, включающую большесеми элементов, мозг почти бессознательно группируетэту информацию таким образом, чтобы число запоминае­мыхэлементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета30 637 402 710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как30 63 740 27 10, т. е. как пять числовых элементов, или8слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот сорок, двадцать семь, десять).

Отметимтакже, что если в подобном случае действует в основноммеханизм слухового запоминания, то возможна изрительная память- вчастности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный)материал. В мнемотехническихметодиках, к которым при­бегают для лучшего запоминания, могут использоватьсяоба эти меха­низма

Хорошимпримером того, как емкость кратковременнойпамяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножишь32на64 сравнительно легко, однако многиене могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чащевсего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самомже деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстроперегружающее кратковременную память.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека

... исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её ... деятельности. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ...

Долговременная память

Именноиз тех нескольких элементов, которые ненадолгозадержи­ваются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет хранитьсяв памяти долговременной. Кратковременную памятьможно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно взависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определен­ныеэлементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затемхранятся более или менее длительное время.

Емкость идлительностьдолговременной памяти в принципе без­граничны. Они зависят от важности длясубъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

Роль некоторых факторов.

Привычностьматериала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срокзапоминается, чем случайное явление. В качествепримера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицуумножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено вдетстве или в течение жизни. Так, первые песенкиили стишки, которые мы выучили в; школе и на радостьвсей семье пели или читали много раз, когда приходили гости, запоминаются намнавсегда, как и другие события подобногорода.

Точнотак же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилыхлюдей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что онирассказывают — это, какправило, какие-то достопримечательные события, часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самимчеловеком или его близкими, что навсегда врезаются в память. Фактически же онипредставляют собой лишь очень небольшую часть техмногих тысяч ситуаций, которыми была полнадолголетняя жизнь человека, и которые в большинстве своембыли забыты.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)

... ряд. Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут ... прошлый опыт. 4. ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное. Запоминание - важнейшее условие ...

Контекст.Контекст, в котором происходитто или иное событие, иногда оказывается болееважным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь томатематика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.

Мотивация.Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийсяспортом, зачастую может назвать имена всех футболистовв некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитыхпсихологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведениямногих композиторов, но не могут воспроизвести мотив последней модной песенки идаже вспом­нить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатовлегче запоминаются аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.

Мотивацияиграет в запоминании и другую роль. Как показала Зейгарник, мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.

Углублениев изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-тодругими фактами в различных контекстах и подразными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров — как в лекциях, так и вучебниках. Однако такого рода углубление не можетсравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектамиили пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с помощьюфактов из повседневной жизни.

Мнемотехническиеприемы представляют собой род «гимнастики для ума», позволяющей запоми­натьсписки предметов или тезисы предстоящей речи. Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее — это научитьсядолжным образом органи­зовывать информацию в момент запоминания.

23 стр., 11253 слов

Методичесмкие материалы

... наблюдения и внимания. Появление сознательного управления памятью и регулирования ее проявлениями (запоминанием, воспроизведением, припоминанием). Развитие репродуктивного воображения. Мышление ... исследователем Опосредованное - проводится помощником исследователя, который предоставляет исследователю материалы наблюдения Открытое Скрытое Включенное – исследователь находится в наблюдаемой им ...

Чтоже касается обучения, то тут, по крайней мере, одно совершенно ясно: зазубривание перед самым экзаменом — вещь сравнительно бес­полезная с точкизрения — приобретениязнаний. Очень многие студенты садятся за учебникитолько в сессию и исключительно для того, чтобыполучить хорошую оценку. Подобных подход, которому сильно способ­ствует традиционная системаобучения, чрезвычайно вреден для накоп­ления и систематизации знаний. Только такаяорганизация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечитьпрочное закрепление знаний и быстрое извлечение их из долговременнойпамяти.

Основныепроцессы и механизмы памяти

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определеннымихарактеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстротазапечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность киспользованию сохраненной информации.

06ъем памяти — это важнейшая интегральнаяхарактеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

Быстрота воспроизведения характеризует способностьчеловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человекаточно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памятиинформацию. Длительность сохранения отражаетспособность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когданачинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что училперед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимуюинформацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этогосделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнитвсе, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другойхарактеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную впамяти информацию.

Запоминание

Запоминание — это процесс запечатления ипоследующего сохранения воспринятой информации. По степени активностипротекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминаниебез заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов ипроявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало нанас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучшевсего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами егодеятельности.

Вотличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставитперед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и используетспециальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собойособую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Крометого, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мыедля того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется вмногократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го егозапоминания.

Главнаяособенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в видепостановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно ипрочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальнойкратковременной памяти.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия. Однако то, чтоне относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результатеспециальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, стем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная назапоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Подругому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механиче­ское иосмысленное.

Механическое запоминание — это запоминание без осознаниялогической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основоймеханического запоминания являются ассоциации по смежности.

Вотличие от этого осмысленное запоминание основанона понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Еслисравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминаниив памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколькочасов — всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материаласохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмыслениематериала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их ввиде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахожде­ние сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

Важнейшимметодом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности егосохранения является метод повторения. Повторение-важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы бытьпродуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении можетнаступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногданесколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, нозатем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объемазапомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет трудадля запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначаламедленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторенийиз-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого мате­риалавозрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны нетолько тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памятито, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность идлительность сохранения возрастают мно­гократно.

Оченьважно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известныдва способа повторения: концентрированноеи распределенное. При первомспособе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другимбез перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другогонекоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторениерациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуяболее прочному усвоению знаний.

Оченьблизок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностьюне выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

а)ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;

б)прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чегоснова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т. д.

Экспериментыпоказывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

Успехзапоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроляявляются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попыткипомогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили привоспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Крометого, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанныйтекст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Сохранение

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошоосмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установкиличности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходитнеравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идетмедленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскорепосле заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногдапри сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказываетсялучше, чем непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляетсяособенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточноосмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, чтосразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим истатическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, астатическое — в долговременной. Придинамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, онобязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Прочностьсохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением ипредохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головногомозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: впроцессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надоприводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительнаяактивность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условийдля прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применениезнаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Воспроизведение и узнавание

Воспроизведение и узна­вание— процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чиемежду ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече собъектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствиеобъекта.

Воспроизведениеможет быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное — этоненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают самисобой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние —целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолениемизвестных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качествапамяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно являетсярезультатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мыможем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое ме­ханическоеповторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительнаяпереработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешностьвоспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованыпри запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическаяоснова узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений вкоре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который былпро­торен при запоминании.

Формывоспроизведения:

Ø

узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Ø

воспоминание, котороеосуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Ø

припоминание, представляющеесобой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясностипоставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой ихранимой в ДП информации;

Ø

реминисценция — отсроченноевоспроизведение ранее вос­принятого, казавшегося забытым;

Ø

эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнаваниекакого-либо объекта происходитв момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личныхвпечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Процессы узнавания отличаются друг от другастепенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мыиспытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаихарактеризуются неопределенностьюузнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть многообщего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому оничасто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным иволевым процессом.

Забывание и борьба с ним

Забывание— естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем втой или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первуюочередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, чтоперестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­шесохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляетсяв двух основных формах:

а)невозможность припом­нить или узнать;

б)неверное припоминание или узнавание.

Междуполным вос­произведением и полным забыванием существуют различные степенивоспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнямипамяти». Принято выделять три таких уровня:

1)

воспроизводящая память;

2)

опознающая память;

3)

облегчающая память.

Забываниепротекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразуже после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Забываниеможет быть полным или частичным, длительным или временным.

Приполном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и неузнается. Частичное забывание мате­риала происходит тогда, когда человеквоспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризу­ется тем, что человеку напротяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Частозабывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный мате­риалв данный момент, но спустя некоторое время все же вос­производит его.

Забываниеможет быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученногоматериала.

Для уменьшениязабывания необходимо:

1)

понимание, ос­мысление информации

2)

повторение информации

Забываниев значительной степени зависит от характера де­ятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательноевлияние предшествующей запоминанию де­ятельности получило название проактивного торможения. От­рицательноевлияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в техслучаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность илиесли эта деятельность требует значительных усилий.

Можнопредположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации впсихике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальныеявления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легкозабывают только что услышанное. Этот фено­мен называется «законом Рибо», законом обратного хода памя­ти.

Важнымфактором забывания обычно считают степеньактивности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нетпостоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего поотношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Забывание может быть обусловленоработой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие насвпечатления, где они затем бо­лее илименее надежно удерживаются. Следовательно, «забыва­ется» то, что нарушаетпсихологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забыва­ние»).

Другимиформами забывания являются ошибочноеприпоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в вос­поминании свою яркость иотчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранеематериала могут носить и дру

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector