НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО КРИТЕРИИ.ВИДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО КРИТЕРИИ 3

2. ВИДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4

3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6

5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА, ГИПОТЕЗА, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 7

6. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЦЕЛИ, ВИДЫ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧИ, ВЫБОРКА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 8

7. ОСНОВНОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ: СБОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 9

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ 10

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 11

10. ПОНЯТИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ 12

11. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 13

12. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ТИПЫ ШКАЛ ИЗМЕРЕНИЯ 14

13. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15

14. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА 16

15. ПЕРЕМЕННАЯ И ЕЕ ВИДЫ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ 17

16. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА. ВИДЫ ГИПОТЕЗ 18

17. ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ 19

18. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА И ЕЕ ВИДЫ 20

19. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА И ЕЕ ВИДЫ 21

20. ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА И ЕЕ ВИДЫ 22

21. БЕЗУПРЕЧНЫЙ (МЫСЛЕННЫЙ) ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЫСЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ЦЕЛЯХ КОНТРОЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23

22. ФАКТОРЫ, НАРУШАЮЩИЕ ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА 24

23. ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ВАЛИДНОСТИ 25

24. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ЦЕЛИ 26

25. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ФАКТОРОВ, НАРУШАЮЩИХ ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА 27

26. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ В ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЭСПЕРИМЕНТАХ 28

27. СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ ПО ГРУППАМ 29

28. ВЛИЯНИЕ ИСПЫТУЕМОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И СПОСОБЫ ЕГО КОНТРОЛЯ. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВЫБОРОК 30

29. ПОНЯТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЛАНА, СХЕМЫ 31

30. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПО ДЖ. КЕМПБЕЛЛУ 32

31. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ 34

32. ИСТИННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 35

33. КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ПЛАНЫ EX-POST-FACTO 36

34. ПОНЯТИЕ КОРРЕЛЯЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 37

35. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ В КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 38

36. МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 39

1. Научное знание и его критерии

6 стр., 2881 слов

Виды психологического эксперимента

... контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений. Виды психологического эксперимента Эксперименты бывают нескольких видов. ... 53] в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает ...

Для естествознания большое значение имеет такой критерий, как знание. В словаре Ожегова дается два определения понятия знания: 1) постижение действительности сознанием; 2) совокупность сведений, познаний в какой-либо области.

Знание – это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.

Объективное, истинное знание получают в процессе научного познания, имеющего троякую задачу описания, объяснения и предсказания процессов и явлений действительности. В связи с этим разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Научные знания соответствуют критериям научности.

Критерий научности – это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания. Они обусловливают качественную определенность тех оснований, с позиций которых то или иное знание расценивается как научное и зачисляется в разряд научного знания.

Критериями научного знания являются:

1) Систематизированность знания. Это означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.

2) Непротиворечивость знания. Это означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.

3) Обоснованность знания. Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически).

Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).

2. Виды научного исследования

Условно различают эмпирическое и теоретическое исследования, но большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое ис-следование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления.

Исследования по их характеру можно разделить на следующие виды: фундаментальные и прикладные; монодисциплинарные и междисциплинарные; аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае – психологии).

Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких наук. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования, на стыке этнопсихологии и социологии.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в ... образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием ...

Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько видов: поисковые; критические; уточняющие; воспроизводящие. Поисковые исследования – это попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Цель воспроизводящего исследования – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

3. Классификация методов психологического исследования

Определяя понятие «метод», Ананьев выделяет 5 уровней: 1. Уровень методики. 2. Уровень методического приема. 3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования. 5. Уровень методологического подхода. Термин “метод” может применяться к любому из уровней.

Г.Д.Пирьов разделил «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Как самостоятельные методы он выделил: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.).

Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.

Ананьев все методы разделил на: 1) организационные: сравнительный, лонгитюдный и комплексный метод; 2) эмпирические: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные: генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

М.С.Роговин и Г.В.Залевский выделяют шесть основных психологических методов: 1) герменевтический; 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение; 4) самонаблюдение; 5) клинический; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

12 стр., 5706 слов

Прикладной характер метода эксперимента в социологии

... изменчивы, и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. ... Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. Сост. и общ.ред. М.И.Бобневой. М.: Прогресс. - 1980; Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: ...

Есть и другие классификации методов психологического исследования.

4. Основные этапы психологического исследования: общая характери-стика

Психологическое исследование включает ряд логически завершенных фраг-ментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения.

1. Организационно-подготовительный этап. Его назначение — формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.

2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза – выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. Ее удел — заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение.

3. Методический этап. В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидности и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.

4. Экспериментальный этап предусматривает:

— сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;

— проведение поисковых экспериментов для уточнения некоторых деталей;

— подтверждение рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться согласно принятым гипотетическим положениям.

5. Анали……..