изучение роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические вопросы развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр…………………………………………………………………..7

1.1 Значение мелкой моторики в психологическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7

1.2 Характеристика пальчиковых игр…………………………………………..11

1.3. Возможности использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики младших дошкольников……………………………………………..15

2.Экспериментальное изучение роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей…………………………………………………………………..26

2.1 Констатирующий этап эксперимента……………………………………….26

2.2 Формирующий этап эксперимента…………………………………………30

2.3 Контрольный этап эксперимента…………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………… 46

Список использованной литературы……………………………………………49

Приложения А……………………………………………………………………53

Приложения Б ……………………………………………………………………64

Приложения В……………………………………………………………………82

Введение

Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета — это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

В педагогической практике уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, предлагая младенцу игры различной степени сложности в зависимости от возраста. Прежде всего, создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм с автодидактическими игрушками, особеннности которых побуждают детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, растегивание, застегивание, а также развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками (Л. Павлова, Цвынтарный).

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авто дидактические игры с предметами (Л. Павлова, Цвынтарный).

14 стр., 6587 слов

Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

... в развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным. Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от ... разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках. Пальчиковый бассейн Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений. Материалы: в большой коробке высотой 6 ...

Упражнения для подготовки руки к письму (Федосова).

Существует много современных систем подготовки руки детей к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка различными линиями, раскрашивание, рисование узоров.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития у детей. Известная методика предложена Н.И. Озерецким в 1923 году и метод оценки моторики у детей и подростков. Тесты оценки моторики объеденены в несколько групп. Состав и направленность тестов по отдельным компонентам двигательной сферы: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения.

В настоящее время больше известна шкала моторного развития Линкольна-Озерецкого, представляющая собой новую стандартизацию с некоторым изменением системы оценки результатов.

В последнее время все чаще предпринимаются попытки разработки тестов мелкой моторики в виде заданий в картах индивидуального двигательного развития.

Однако исследований, рассматривающих особенности развития мелкой моторики младших дошкольников в подобных играх, мы не встретили в доступной нам литературе. Все это определило выбор проблемы для нашего исследования.

Объект исследования: процесс мелкой моторики рук у детей трех-четырех лет.

Предмет исследования: особенности тонких движений кистей и пальцев у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: показать влияние пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста трех- четырех

лет.

Гипотеза: развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии трех — четырех летних детей и в этом помогают пальчиковые игры. Цель и гипотеза определили задачи:

— рассмотреть понятие «моторика», «мелкая моторика»;

— изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования;

— раскрыть особенности мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

— дать общую характеристику пальчиковых игр;

— выявить возможности использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей трех-четырех лет;

— провести диагностику развития мелкой моторики у детей трех- четырех лет;

27 стр., 13324 слов

Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста

... , 65]. Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [18, 21 ...

— составить комплекс пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.

1. Теоретические вопросы развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр

1.1 Значение мелкой моторики в психическом развитии детей дошкольного возраста

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от трех до девяти лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (А.М.Кольцова, Е.Н.Есенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психологические познавательные процессы./1/

Такое понятие, как «мелкая моторика» уже давно на слуху у родителей, а психологи и педагоги не устают повторять о необходимости ее развития. И вот почему, ученые давно доказали влияние мелких движений рук на развитие головного мозга. И в большей степени на участки, которые отвечают за речь. Чем больше ребенок делает мелкие упражнения пальчиками, тем быстрее и раньше у него развивается речь.

Помимо речи мелкая моторика также влияет на такие познавательные процессы, как мышление, память (двигательная и зрительная), внимание, воображение, наблюдательность и что очень важно, на координацию. Ведь малышу предстоит выполнять множество координационных действий: рисовать, писать, одеваться и многие другие бытовые действия.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для ……

Список используемой литературы

1. А.М.Кольцова, Е.Н.Есенина, Л.В. Антакова-Фомина 2001 год

2. Агеева, СИ. Обучение с увлечением / СИ. Агеева. — М., 1991.

3. Архипова, И. А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника / И.А. Архипова; У — Фактория. — Екатеринбург, 2004 — 224 с.

2 стр., 909 слов

ВОПРОС ╣ 6 Психологические особенности адаптации ребенка к школе

3 Вопрос № 6 Психологические особенности адаптации ребенка к школе Адаптации ребенка к школе и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Процесс физиологической адаптацииребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенностиэ Первый этапфизиологической адаптации -ориентировочный, когда организм ...

4. Афонькина Ю. А. Практикуй по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. М., 1995.

5. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. — М. , 1993.

6. Бардышева, Т .Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких?) / Т.Ю. Бардышева. — М., 2001

7. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких, Л-В. Морозова. — М., 1996.

8. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. — М. : Издательство ГНОМиД, 2003 -с. 120

9. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В . И . Мирясова — М.: 000 «Издательство Астрель», 000 «Издательство ACT», 2002 — с. 46: ил.

10. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Л. Белкина. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 -256 с.

11. Бехтерев, В.Н. Общие основы рефлексологии человека / В.Н. Бехтерев. — М., 1928.

12. Битянова Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста / Битянова. — М., 2002.

13. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

14. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник по психо диагностике. 1989

15. Васина, 3.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Васина. — М., 1994.

16. Вархотова, Е. К. Экспресс — диагностика готовности к школе: практическое руководстве для педагогов и школьных психологов / Е.К. Вархотова, Н. В. Дятко, Б . В. Сазонова — 3-е изд., исправ. допол. — М.: Генезис. — 2003. — 48 с.

17. Веселые физкультминутки / Л.В. Корякина // Дошкольное воспитание. 1996. №5 — С. 33-35.

18. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Петровского А.В. — 2-е изд., исправ. и допол. — М. : Просвещение. — 1979 — 285 с.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

Развитие игры дошкольника во мно­гом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Дети 1,5—3 лет овладевают азами сюжетной игры — условным иг­ровым действием, замещающим реаль­ное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что де­лает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. ...

19. Волков, Б. С Детская психология: Логические схемы / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС. — 2002 — 256 с.

20. Волков, B.C. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика: Учеб. Пособие / Б. С Волков, Н.В. Волкова — 3-е изд., перераб. и допол. — М. : Изд. «Ось». — 2004 — 192 с.

21. Выготский, Л.С Психология /Л. С Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс. — 2000 -1003 с.

22. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С Выготский. — СПб.: Союз, 1997 — 224 с.

23. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М., 1991.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М., 1982.

24. Гаврина, СЕ. Развиваем руки — чтоб учить ей и писать и красиво рисовать / СЕ. Гаврина. — «Академия развития», 1998.

25. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

26. Генденштейн, Л . Э . Домашняя школа Монтессори / Л.Э. Генденштейн, Е. Л. Малышева. — ж-л. «Д с-с м-ж», 2001.

27. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова — М. : Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 — 64 с: ИЛ. (завтра в школу)

28. Готовим руку к письму / Н. Баренцова // Дошкольное воспитание. — 1996. №2 — С. 89.

29. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. // Методические разработки для школьного психолога / Е . А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова. — М., 1989 .

30. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.3. Дубровиной. — М., 1995.

31. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе /Я. VI. Гуткина — 4-е изд. , пер ер а б. и допол. — СПб.: Питер, — 2006 — 208 с.

32. Гуткина, Н.И. Верните игру! Как грамотно подготовить ребенка к школе /Н.И. Гуткина // Учительская газета. — 200 5 — 21 июня. — С. 16.

33. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика. М.-Л., 1930, с. 72-87

34. Демидова , И.Г. Тест «Нарисуй человека» / И . Г . Демидова , О.Л. Соколова, 3.И. Чиркое. -Ярославль, 1992.

35. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской — М. : Гардарики — 2004 — 255 с.

4 стр., 1615 слов

Основные этапы развития дошкольного воспитания в стране

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 Глава 1. Становление дошкольного воспитания…………………………………6 1.1. Вклад ученых педагогов в развитие дошкольного образования…………...6 1.2. Детские сады Ф. Фребеля…...………………………………………...............8 Глава 2. История развития дошкольного воспитания в России………………..14 2.1. Развитие дошкольного воспитания до 1940 года…………………………..14 2.2. Дошкольное воспитание ...

36. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько — Минск, 1997.

37. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях / А. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. — 2000. №4 — С. 93.

38. Дубровина, И . В. Школьная психологическая служба /И . 3 . Дубровина. — М. : Просвещение, 1991. — 128 с.

39. Дневник воспитателя под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой М., 2003 г.

40. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5

41. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

42. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

43. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

44. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49

45. Леонтьев «Проблемы развития психики» М., 1981 г., стр. 168-169.

46. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001

47. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1

48. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева — Екатеринбург, 1996. — 127 с.

49. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова — М.: Рипол Классик, 2010. — 45 с.

50. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры [Текст] / Е. Б. Шмелева — М.: Ювента, 2009. — 74 с.

51. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка: Задачи воспитания [Текст] / Н.М. Щелованов — 4 изд. — М.: Просвещение, 1990. — 89 с.

52. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин — М.: Академия, 2000. — 135 с.