Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Классические теории детских игр
    • 1.1 Зарубежные теории игр
    • 1.2 Теории игр в советской психологии
  • Глава 2. Современные теории детских игр
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Проявляя интерес к миру взрослых, но, не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она возникает в ходе усложнения опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает изменения в обществе. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе.
  • Игра — ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 6. — С.74. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений Черная А.

    В Развитие личности в традициях игровой культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011. С. 8. Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков.

  • Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
  • Актуальность изучения игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности современных детей, значимыми для разработки адекватной стратегии психологического сопровождения развития ребенка-дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности.
  • Цель курсовой работы состоит в изучении теорий детских игр.
  • Задачи курсовой работы:
    • 1) Характерситика зарубежных теорий детских игр.
    • 2) Описание существующих своетских теорий детских игр.
    • 3) Выявление особенностей современных теорий детских игр.
    • Объектом исследования выступает игра.
    • Предметом исследования являются теории детских игр.
    • В основу курсовой работы положены методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки.
    • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
    • Глава 1. Классические теории детских игр
    • 1.1 Зарубежные теории игр
    • Классические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста проводились в 30−60-х годах двадцатого столетия. Значительные изменения в жизни общества требуют нового осмысления реалий игры современного детства. Актуально исследование тех преобразований, которые претерпевает детство и игра в связи с культурно-историческими изменениями.
    • Согласно Д.Б. Эльконину, закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 12. С этой точки зрения, данные об играх детей 1930−1960-х г. г. не всегда корректно применять по отношению к современным детям. Социокультурные изменения в современном обществе не нашли свое отражение в исследованиях характеристик и содержания детских игр (В.Т. Кудрявцев, Б.Д. Эльконин, Е.О. Смирнова).
    • Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений, встроенных в изменяющийся социальный и культурный контекст.
    • В философских работах Ф. Шиллера, Г. Спенсера причиной возникновения игры — как у животных, так и у людей — считалось высвобождение накопленной энергии.
    • Согласно Г. Спенсеру, содержанием игры является «самоподражание», воспроизведение каких-либо движений. Представители теории «активного отдыха» — Шаллер, Лацарус и Штейнталь сходятся во мнении, что игра предназначена для психического отдыха, в игре ребенок совершенно не стеснен в проявлении своей активности, и именно это и «освежает его».
    • Одной из первых психологических теорий игры, в которой анализируется роль игры в психическом развитии ребенка, является работа К. Грооса «Душевная жизнь ребенка» (1916).

      12 стр., 5973 слов

      Концепция развития Разуменского детского дома. Причины конфликтов. Тест Томаса. Игры детские. Бумагокручение

      ... добиться успеха. Игры детские Игры детские, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно ... игр-упражнений и игр-соревнований. Значительное место в И. д. занимает изготовление детьми игрушек и игр ... и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на ... игры дошкольников начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли -- взрослого человека, животного ...

      9 стр., 4241 слов

      Роль фантазии в игре детей

      ... игры должно охватывать и игру детей и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны. Подробный ответ о природе и значении детской игры ... Спенсер. Но далеко не все игры возникают подобным образом. Особенно это касается детских игр. В теории Спенсера содержание игр не только не имеет никакого значения ...

      В общих чертах эту теорию можно определить, как «теорию упражнения». К. Гроос сравнивал игры детенышей животных и детей.

    • У высших животных игра связана с приспособлением детенышей животных к условиям окружающей природной среды и выработкой инстинктивных фиксированных форм поведения. Врожденные инстинкты значимых биологических паттернов, необходимые для поддержания жизни биологического вида, совершенствуются и упражняются в игре молодых животных.
    • Смысл детской игры, по мнению К. Грооса, заключается в усовершенствовании унаследованных инстинктов, придании им гибкости, приспособляемости, которых не хватает врождённым формам поведения. Таким образом, с точки зрения К. Грооса, детская игра может быть рассмотрена как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования.
    • Основные положения теории К. Грооса нашли свое отражение в работах его последователей. В работах В. Штерна игры определяются как инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьёзных функций.
    • Согласно В. Штерну, внешняя социальная среда только доставляет материал для игры, но выбор этого материала и способ его переработки определяются внутренними инстинктами Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 39.
    • Таким образом, исследование игры и ее роли в психическом развитии ребенка в рамках биологизаторского подхода связано с идентификацией игр животных и игр человеческих детей: исследователи не находят в человеческих играх ничего такого, что отличало бы их от игр животных.
    • Другим важным положением биологизаторского подхода является представление о том, что игры инстинктивны по своей природе. Они возникают в связи с необходимостью упражнения инстинктивных форм борьбы за биологическое выживание, а период детства (и животных, и человека) специально предназначен природой для таких упражнений, а значит для игры.
    • К. Бюллер, принимая в целом теорию К. Грооса, считал, что основным механизмом детской игры является стремление к удовольствию. К. Бюллер определял игру как деятельность, сопровождаемую функциональным удовольствием и совершаемую ради него.
    • Детская игра, как и сны, грёзы, согласно К. Бюллеру является с этой точки зрения особой формой удовлетворения глубинных влечений, присущих человеку, которые не могут найти себе удовлетворение в реальных условиях жизни ребенка Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 47.
    • Новое направление в биологизаторском подходе к исследованию детской игры открыл Ф. Бонтендайк. Он утверждал, что инстинктивные формы поведения, как и нервные механизмы, лежащие в их основе, созревают независимо от упражнения.
    • Психомоторная деятельность не нуждается в том, чтобы быть проигранной для готовности функционировать. Важное возражение Ф. Бонтендайка состояло в противопоставлении игры и упражнения.
    • Подготовительные упражнения действительно существуют, но, когда они являются таковыми, они перестают быть игрой. Когда ребенок учится ходить или бегать, то эта ходьба, является хотя и несовершенной, но реальной. Совсем другое, когда ребенок, умеющий ходить, играет в ходьбу. Вопрос о месте и значимости отдельных форм детской деятельности, которые классифицируются как игровые и неигровые, до настоящего времени остается дискуссионным.
    • По мнению Ф. Бонтендайка игра связана с динамикой поведения, с особенностями отношений и жизненными влечениями. Дети играют с вещами, которые сами «играют» с ребенком. В игре ребенок имеет дело с образом или сообразностью вещей.
    • Таким образом, можно говорить о наметившихся тенденциях исследований детской игры в анализе социальной природы игры ребенка. После Ф. Бонтендайка наступил кризис в создании общей теории детской игры, приведший к отрицанию самой возможности ее создания.
    • Как считает Д.Б. Эльконин, авторы оказались в тупике из-за того, что не ставили проблему психического развития ребенка в игре в качестве центрального момента психологического исследования детской игры. Значительный вклад в развитие теоретических представлений о природе и значении детской игры внес К. Коффка: в концепции двух миров — мира ребенка, мира игры, мира желаний и противостоящего ему мира взрослых, мира жестких правил и принуждения в целом.
    • Ж. Пиаже большое внимание уделяет так называемой символической игре, ее природе и роли в развитии мышления ребенка. По его мнению, в силу символического характера игровая деятельность обеспечивает переход от сенсомоторного интеллекта, ограниченного пространственно-временными рамками, к репрезентативному и вербальному интеллекту, для которого объектами преобразования выступают символы, модели и знаки.
    • В работах Э. Эриксона игра рассматривается как способ адаптации ребенка к социальному миру, обеспечивающий серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка. М. Мид рассматривает игру в системе средств социализации личности. Игра помогает человеку овладеть социально-нормативным поведением принятым в группе.
    • Таким образом, в зарубежных исследованиях игра рассматривалась как инстинктивно-биологическая по своей природе активность, в которой ребенок упражняет врожденные поведенческие паттерны (К. Гроос, К. Бюллер, Ф. Бонтендайк и др.).
    • Впоследствии в работах зарубежных авторов исследуется роль игры в социальном и когнитивном развитии детей (Ж.Пиаже, Э. Эриксон, М. Мид).

      3 стр., 1221 слов

      27 функции игры. роль игры в развит. соц. повед

      27.Функции игры. *Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа. ФУНКЦИИ ИГРЫ 1. Совершенствование двигательной активности Наиболее ярко проявляется в манипуляционных играх. Так, у ... (что часто случается и у маленьких детей). 3. Познавательная функция Особенно манипуляционные и различные групповые игры. Познание мира – очень сложный процесс, зависящий ...

      21 стр., 10182 слов

      Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом

      ... необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности аутичного ребенка. Следует, однако, отметить, что хотя специалисты ... тему исследования: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом». Цель исследования заключается в ... В целостном сюжете эмоционально насыщенной игры специалист дает ребенку опыт социально приемлемых способов реализации ...

      6 стр., 2742 слов

      Активность ребенка и ее роль в развитии

      ... всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения ... явления окружающего мира, включая социальные отношения, которые ребенок познает в игре, в продуктивной деятельности, в контексте внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения ...

      На принципиально других основаниях строились исследования детской игры в советской психологии.

    • игра дошкольный социальный
    • 1.2 Теории игр в советской психологии
    • Согласно Л.С. Выготскому, игру нельзя понять, как рекапитуляцию: в детских играх по традиции действительно сохранилось много отголосков отдаленного прошлого (игра с луками, хороводы).

      Но она есть предварение будущей деятельности, а не повторение прошлого развития, она должна быть объяснена и понята из соотношения с будущим, в свете которого игра получает смысл, а не в свете прошлого рода. Прошлое рода, как отмечает Л.С. Выготский, совсем в ином смысле сказывается здесь: через будущее индивида, которое оно (прошлое) предопределяет, но не непосредственно и не в смысле повторения Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000. С. 93.

    • Вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С.Л. Рубинштейн, который рассматривал игровую ситуацию главным образом со стороны мотивов и игровых действий. Исходная особенность, определяющая сущность игры — это ее мотивы: переживание значимых для ребенка сторон действительности. С.Л. Рубинштейн отмечает особенности игровых действий: они скорее являются выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Эти действия выражают отношение к цели, с чем и связано замещение одних предметов другими, приобретающими значение, определяемое их функцией в игре. С.Л. Рубинштейн разделяет позицию об игре, как об особом виде деятельности, и ее особом типе, выражающем определенное отношение личности к окружающей действительности Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Педагогика», 1989. С. 66.
    • Ученик Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин выделил главные линии анализа роли игры в психическом развитии ребенка:
    • 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.
    • 2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры, по мнению Д.Б. Эльконина, состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т. е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.
    • 3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете-заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.
    • 4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Познавательная децентрация формируется «двойной позицией играющего» (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль), координацией различных точек зрения (отношения «по роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия).

      11 стр., 5005 слов

      Результаты использования методов близнецового, семейного и приемных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различи

      ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Результаты использования методов близнецового, семейного и приёмных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий Выполнила студентка ... склонны акцентировать различия ДЗ близнецов (например, успехи в разных видах деятельности); сами близнецы стремятся подчеркнуть свою непохожесть. Это приводит к постепенному ...

      Закладываются основы рефлексивного мышления -- способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

    • 5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.
    • 6. Роль игры в развитии детских деятельностей (рисование, конструирование, учебная деятельность, чтение и сочинительство сказок).
    • 7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 94.
    • Как показывают исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др. именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, формирует систему отношений ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы возникновения личностных механизмов поведения, становления соподчинения мотивов, формирования предпосылок к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно становление этих психологических феноменов происходит в сюжетно-ролевой игре. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62.
    • Развивая взгляды Д.Б. Эльконина, Е.Е. Сапогова отмечает противоречие игровой деятельности детей, которое состоит в том, что в детской игре возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 88.
    • Глава 2. Современные теории детских игр
    • Абраменкова В.В. в контексте игры исследует особенности взаимодействия ребенка в важнейших, для него, социальных общностях — в семье и детском сообществе. Большое значение в психическом развитии ребенка дошкольного возраста имеют отношения, складывающиеся в детской игре. Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребенка. Детская игра рассматривается Абраменковой В.В., как школа социализации ребенка, в которой он не просто воспроизводит исторически сложившиеся отношения взрослых, а переосмысливает их и определяет свое самобытное место в мире Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000. С. 94.
    • М. В. Осорина указывает на утрату форм участия взрослых в игровой деятельности детей, что ограничивает возможности сочетанного воздействия на ребенка двух больших социальных общностей — мира взрослых и мира детей. А.В. Черная подчеркивает важность поддержания традиции игровой культуры, которые задают логику развития личности ребенка через контекст исторически обобщенного опыта игрового освоения человеком реалий предметного, образно-знакового, природного, социально-нормативного мира.
    • Вслед за Л.С. Выготским Е.О. Смирнова полагает, что именно создание мнимой (изображаемой) ситуации является главным специфическим признаком игры, определяющим её отличие от любой другой деятельности Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 6. — С.74−78. Роль — это частный случай мнимой ситуации (мнимого Я) и может характеризовать классическую, развёрнутую ролевую игру, подробно описанную Д.Б. Элькониным. Однако, существуют другие игры, где позиционного замещения (т.е. роли) нет, но есть мнимая ситуация, в которой ребёнок действует «не от вещи, а от мысли». Поэтому эти игры, не являясь ролевыми, остаются сюжетными. В отличие от роли, мнимая ситуация является, универсальной, общей характеристикой всех сюжетных игр.
    • Под словом «мнимый» нужно понимать осознанно совершаемый ребёнком выход за пределы реального воспринимаемого и приписывание ему новых значений, т. е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» (или «как будто»).

      Это не воображаемая, а изображаемая ситуация. Игра разворачивается не в воображении ребёнка, а в его практических действиях (совместных или индивидуальных).

      Поэтому такие игры можно назвать изобразительными.

    • Признание мнимой ситуации главным критерием игры позволяет расширить понятие игры и внести в него различные виды изобразительных игр.
    • Поскольку играющий ребёнок является центром и автором игры, позиция играющего может быть положена в основание классификации видов игровой деятельности.
    • Позиция играющего может быть:

— ролевой, которая предполагает принятие на себя роли и действия от ее имени. В таком принятии роли происходит слияние себя с другим, погружение в другого, с одновременным сохранением самого себя как зрителя происходящей игры

— режиссерской, в которой ребенок, не принимая на себя определённой роли, действует от имени разных игрушек, т. е. делегирует роли игрушкам и выстраивает между ними отношения. В таких играх Я ребёнка условно идентифицируется скорее с темой, историей, например, с конфликтом между персонажами.

— реальной, когда ребёнок остается «собой», но придумывает новую игровую ситуацию. Содержанием игры становится какое-либо событие, поэтому данную игру можно обозначить как событийную.

В соответствии с этим можно выделить 3 типа сюжетной игры, каждый из которых включает несколько вариантов. Остановимся на их краткой характеристике.

Ролевая игра — ребенок находится одновременно в двух позициях — реальной и изображаемой. «Я» ребёнка условно идентифицируется с ролевой позицией. Ролевые игры имеют следующие варианты:

Коллективная ролевая игра — «классический» вид игры, подробно описанный Д.Б. Элькониным и многими исследователями игры. В данном случае мнимая ситуация предполагает общение с партнёрами в двух планах: реальном и ролевом. Большой вклад в понимание игровой ситуации внесли Л.И. Эльконинова и Т.В. Бажанова, дополнив представление Д.Б. Эльконина о единице игры, которая понимается как «…не одна изолированная роль, а соотношение двух ролей (ролевого действия, вызывающего ответное, и только в силу этого осмысленное действие)».

Ролевая игра через игрушку. В данном типе игры роль «отдается» образной игрушке (кукле или любой другой) и осуществляется через нее. В настоящее время это довольно распространенный вид игры, который встречается значительно чаще, чем другие. Интересным является сам феномен выбора игрушки в качестве своего «представителя» для партнера по игре. Структура такой игры осложняется — ролевое общение носит «опосредствованный» куклой характер. Кукла становится носителем слов, действий и переживаний ребёнка, который она «адресует» своему партнёру — кукле другого ребёнка.

Ролевая игра без партнера — ребенок принимает на себя роль и взаимодействует с воображаемым партнером. Один ребенок перевоплощается в различные роли и общается то от одного, то от другого лица. Такая игра требует минимум предметных атрибутов и происходит в основном во внутреннем плане Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 6. — С.77.

Режиссерские игры. Позиция играющего носит отстранённый характер и связывается скорее с событийным рядом. Играющий как бы смотрит сверху на то, что происходит в игре и поочерёдно принимает позиции разных игрушечных персонажей, не совпадая ни с одним.

К режиссерским играм относятся такие игры.

Индивидуальная режиссерская игра, когда играющий занимает позицию режиссера происходящих событий, а не их непосредственного участника. Ребенок находится над ситуацией, вне нее, почти в буквальном смысле глядя на нее сверху, со стороны. Структура этого вида игры похожа на структуру ролевой игры без партнера: ролевое взаимодействие создаётся одним играющим. Различия в том, что оно осуществляется через кукол.

Совместная режиссерская игра — предполагает ролевое взаимодействие с партнером через игрушки и одновременно обычную режиссерскую игру. Т. е. в структуре такой игры будет 1) реальное взаимодействие партнеров, 2) ролевое через игрушки и 3) ролевое через игрушки, представленное одним ребенком.

Событийные игры — сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции реального Я и действует от своего имени. При этом он может общаться с куклой, использовать предметы заместители и существовать в изображаемом пространстве и времени. Всё это даёт основание считать данную деятельность игрой, несмотря на отсутствие условной позиции играющего.

К таким играм относятся:

Процессуальная игра — характеризуется отсутствием ролевого взаимодействия. Мнимая ситуация, при этом, вполне может отражать элементы отношений, например, девочка понарошку сердится на куклу. В структуре игры мы будем видеть не роль или историю, а отдельные игровые элементы — предметы и/или игровое взаимодействие с отсутствием игрового пространства, роли и т. п.

Событийная игра — ребенок участвует в игре с реальной позиции, т. е. Например, играет, как будто встретился с разбойниками или подружился с привидением, попал в сказочную страну. При этом возможно реальное взаимодействие, т. е. дети могут играть вместе, не принимая на себя роли. Например, двое детей спасаются от «наводнения»: залезают на диван, прыгают по стульям, «паникуют» и придумывают план спасения. Или другой пример, приведенный Л.С. Выготским: «…дети, сидя за настоящим столом, могут играть в обед, или … дети, которые не ходят укладываться в кровать, говорят: «Давайте играть в то, что как будто бы ночь, нам надо идти спать». Если ребенок играет один, то, чаще всего, он все же, сохраняя реальную позицию, играет какую-нибудь роль (тех же разбойников и привидений), поэтому игровое взаимодействие получается своеобразным: реальное Я взаимодействует с ролевым.

Важно подчеркнуть, что при всех вариантах, объединяющим началом всех видов игры является наличие мнимой ситуации. Выделенные типы позволяют с одой стороны более чётко определить критерии этой деятельности, а с другой — расширить понимание ведущей деятельности, включив в неё другие варианты игры. Признание мнимой ситуации главным критерием игры позволяет рассматривать процессуальную игру, режиссерские игры и игру без роли как вполне самостоятельные и по-своему важные для детского развития формы детской деятельности.

Черная А.В. считает, что в современных условиях дети становятся носителями и творцами традиций игровой культуры Черная А. В Развитие личности в традициях игровой культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011. С. 79. Детские игры являются столь же живыми и разнообразными сегодня, как и когда-либо прежде. Современная детская традиция, ориентированная на ускоренное воспроизводство и быстрое увеличение способствует тому, что дети, передавая игры от одного поколения к другому, приспосабливают их к потребностям меняющейся окружающей среды. Дети задумывают новый дух времени и пробуют выразить его в новых играх, которые затрагивают интерес, волнуют, бросают вызов и предлагают возможности для развития Дети лояльны к традициям и в то же самое время обладают талантом для того, чтобы создать новое, чтобы сделать их культуру живой. Через традиции игры дети способны жить вне времени, здесь и теперь, вне статуса ограниченности, слабости, невежества и бессилия. Игровой фольклор детства функционирует для детей так же, как искусство для взрослых, упорядочивая непрерывный поток и хаос жизни, придавая им форму, образ и значение. Традиционная детская игра тесно связана с конституцией субъективности, обеспечивая развитие, которое стремится к взаимопроникновению ребенка и социальной окружающей среды через формы поведения, которые должны быть приняты и персонализированы.

Заключение

Первые психологические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста представлены в рамках биологизаторского подхода и рассматривали детскую игру как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования (К. Гроос, В. Штерн), как форму удовлетворения глубинных влечений (Ф. Бонтендайк), как способ обеспечивающий адаптацию ребенка к социальному миру и обуславливает серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка (Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Более поздние исследования в рамках социологизаторского подхода рассматривали игру как особый вид деятельности, помогающий ребенку выразить отношение к окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн), формировать и проявлять собственные психические процессы (Д.Б. Эльконин).

Современные исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста рассматривают ее значимую роль в развитии его личности.

Список использованной литературы

1) Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000.

2) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62−68.

3) Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000.

4) Зеньковский В.В. Психология детства. Серия «Философско-психологическая библиотека», ред. Проф. В.В. Рубцов, сост. А.Д. Червякова. М.: ИЦ «Академия», 1995.

5) Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.

6) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Педагогика», 1989.

7) Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.

8) Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 6. — С.74−78.

9) Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

10) Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 6. — С.74−78.

11) Черная А. В Развитие личности в традициях игровой культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011.

12) Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector