Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Классические теории детских игр
    • 1.1 Зарубежные теории игр
    • 1.2 Теории игр в советской психологии
  • Глава 2. Современные теории детских игр
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Проявляя интерес к миру взрослых, но, не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она возникает в ходе усложнения опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает изменения в обществе. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе.
  • Игра — ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74.. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений Черная А.В Развитие личности в традициях игровой культуры.

    М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011. С. 8.. Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков.

  • Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
  • Актуальность изучения игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности современных детей, значимыми для разработки адекватной стратегии психологического сопровождения развития ребенка-дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности.
  • Цель курсовой работы состоит в изучении теорий детских игр.
  • Задачи курсовой работы:
    • 1) Характерситика зарубежных теорий детских игр.
    • 2) Описание существующих своетских теорий детских игр.
    • 3) Выявление особенностей современных теорий детских игр.
    • Объектом исследования выступает игра.
    • Предметом исследования являются теории детских игр.
    • В основу курсовой работы положены методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки.
    • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
    • Глава 1.

      8 стр., 3671 слов

      Игры и упражнения на развитие памяти

      Игры и упражнения на развитие памяти Как развить память у ребенка Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра спарами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с дошкольного возраста.Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных ...

      Классические теории детских игр

    • 1.1 Зарубежные теории игр
    • Классические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста проводились в 30-60-х годах двадцатого столетия. Значительные изменения в жизни общества требуют нового осмысления реалий игры современного детства. Актуально исследование тех преобразований, которые претерпевает детство и игра в связи с культурно-историческими изменениями.
    • Согласно Д.Б. Эльконину, закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 12.. С этой точки зрения, данные об играх детей 1930-1960-х г.г. не всегда корректно применять по отношению к современным детям. Социокультурные изменения в современном обществе не нашли свое отражение в исследованиях характеристик и содержания детских игр (В.Т. Кудрявцев, Б.Д. Эльконин, Е.О. Смирнова).
    • Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений, встроенных в изменяющийся социальный и культурный контекст.
    • В философских работах Ф. Шиллера, Г. Спенсера причиной возникновения игры — как у животных, так и у людей — считалось высвобождение накопленной энергии.
    • Согласно Г. Спенсеру, содержанием игры является «самоподражание», воспроизведение каких-либо движений. Представители теории «активного отдыха» — Шаллер, Лацарус и Штейнталь сходятся во мнении, что игра предназначена для психического отдыха, в игре ребенок совершенно не стеснен в проявлении своей активности, и именно это и «освежает его».
    • Одной из первых психологических теорий игры, в которой анализируется роль игры в психическом развитии ребенка, является работа К. Грооса «Душевная жизнь ребенка» (1916).

      В общих чертах эту теорию можно определить, как «теорию упражнения». К. Гроос сравнивал игры детенышей животных и детей.

    • У высших животных игра связана с приспособлением детенышей животных к условиям окружающей природной среды и выработкой инстинктивных фиксированных форм поведения. Врожденные инстинкты значимых биологических паттернов, необходимые для поддержания жизни биологического вида, совершенствуются и упражняются в игре молодых животных.
    • Смысл детской игры, по мнению К. Грооса, заключается в усовершенствовании унаследованных инстинктов, придании им гибкости, приспособляемости, которых не хватает врождённым формам поведения. Таким образом, с точки зрения К. Грооса, детская игра может быть рассмотрена как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования.
    • Основные положения теории К. Грооса нашли свое отражение в работах его последователей. В работах В. Штерна игры определяются как инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьёзных функций.
    • Согласно В. Штерну, внешняя социальная среда только доставляет материал для игры, но выбор этого материала и способ его переработки определяются внутренними инстинктами Эльконин Д.Б.

      11 стр., 5360 слов

      Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с детским церебральным параличом

      Министерство образования и науки Российской Федерации "Астраханский государственный университет" Факультет Иностранных языков Кафедра Романской филологии Курсовая работа Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с детским церебральным параличом Выполнила студентка 3 курса, группы ФЯ-31, Гусева Е.А. Научный руководитель Камнева О.А. Астрахань 2013 Содержание ...

      Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 39..

    • Таким образом, исследование игры и ее роли в психическом развитии ребенка в рамках биологизаторского подхода связано с идентификацией игр животных и игр человеческих детей: исследователи не находят в человеческих играх ничего такого, что отличало бы их от игр животных.
    • Другим важным положением биологизаторского подхода является представление о том, что игры инстинктивны по своей природе. Они возникают в связи с необходимостью упражнения инстинктивных форм борьбы за биологическое выживание, а период детства (и животных, и человека) специально предназначен природой для таких упражнений, а значит для игры.
    • К. Бюллер, принимая в целом теорию К. Грооса, считал, что основным механизмом детской игры является стремление к удовольствию. К. Бюллер определял игру как деятельность, сопровождаемую функциональным удовольствием и совершаемую ради него.
    • Детская игра, как и сны, грёзы, согласно К. Бюллеру является с этой точки зрения особой формой удовлетворения глубинных влечений, присущих человеку, которые не могут найти себе удовлетворение в реальных условиях жизни ребенка Эльконин Д.Б. Психология игры.

      6 стр., 2941 слов

      Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

      Содержание 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье 2. Общий двигательный режим 3. Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом 4. Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных движений Библиографический список 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится ...

      М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 47..

    • Новое направление в биологизаторском подходе к исследованию детской игры открыл Ф. Бонтендайк. Он утверждал, что инстинктивные формы поведения, как и нервные механизмы, лежащие в их основе, созревают независимо от упражнения.
    • Психомоторная деятельность не нуждается в том, чтобы быть проигранной для готовности функционировать. Важное возражение Ф. Бонтендайка состояло в противопоставлении игры и упражнения.
    • Подготовительные упражнения действительно существуют, но, когда они являются таковыми, они перестают быть игрой. Когда ребенок учится ходить или бегать, то эта ходьба, является хотя и несовершенной, но реальной. Совсем другое, когда ребенок, умеющий ходить, играет в ходьбу. Вопрос о месте и значимости отдельных форм детской деятельности, которые классифицируются как игровые и неигровые, до настоящего времени остается дискуссионным.
    • По мнению Ф. Бонтендайка игра связана с динамикой поведения, с особенностями отношений и жизненными влечениями. Дети играют с вещами, которые сами «играют» с ребенком. В игре ребенок имеет дело с образом или сообразностью вещей.
    • Таким образом, можно говорить о наметившихся тенденциях исследований детской игры в анализе социальной природы игры ребенка.

      После Ф. Бонтендайка наступил кризис в создании общей теории детской игры, приведший к отрицанию самой возможности ее создания.

    • Как считает Д.Б. Эльконин, авторы оказались в тупике из-за того, что не ставили проблему психического развития ребенка в игре в качестве центрального момента психологического исследования детской игры. Значительный вклад в развитие теоретических представлений о природе и значении детской игры внес К. Коффка: в концепции двух миров — мира ребенка, мира игры, мира желаний и противостоящего ему мира взрослых, мира жестких правил и принуждения в целом.
    • Ж. Пиаже большое внимание уделяет так называемой символической игре, ее природе и роли в развитии мышления ребенка. По его мнению, в силу символического характера игровая деятельность обеспечивает переход от сенсомоторного интеллекта, ограниченного пространственно-временными рамками, к репрезентативному и вербальному интеллекту, для которого объектами преобразования выступают символы, модели и знаки.
    • В работах Э. Эриксона игра рассматривается как способ адаптации ребенка к социальному миру, обеспечивающий серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка. М.Мид рассматривает игру в системе средств социализации личности. Игра помогает человеку овладеть социально-нормативным поведением принятым в группе.
    • Таким образом, в зарубежных исследованиях игра рассматривалась как инстинктивно-биологическая по своей природе активность, в которой ребенок упражняет врожденные поведенческие паттерны (К. Гроос, К. Бюллер, Ф. Бонтендайк и др.).
    • Впоследствии в работах зарубежных авторов исследуется роль игры в социальном и когнитивном развитии детей (Ж.Пиаже, Э.Эриксон, М.Мид).

      12 стр., 5973 слов

      Концепция развития Разуменского детского дома. Причины конфликтов. Тест Томаса. Игры детские. Бумагокручение

      ... мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха. Игры детские Игры детские, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом ... , моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании ...

      На принципиально других основаниях строились исследования детской игры в советской психологии.

    • игра дошкольный социальный
    • 1.2 Теории игр в советской психологии
    • Согласно Л.С. Выготскому, игру нельзя понять, как рекапитуляцию: в детских играх по традиции действительно сохранилось много отголосков отдаленного прошлого (игра с луками, хороводы).

      Но она есть предварение будущей деятельности, а не повторение прошлого развития, она должна быть объяснена и понята из соотношения с будущим, в свете которого игра получает смысл, а не в свете прошлого рода. Прошлое рода, как отмечает Л.С. Выготский, совсем в ином смысле сказывается здесь: через будущее индивида, которое оно (прошлое) предопределяет, но не непосредственно и не в смысле повторения Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000. С. 93..

    • Вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С.Л. Рубинштейн, который рассматривал игровую ситуацию главным образом со стороны мотивов и игровых действий. Исходная особенность, определяющая сущность игры — это ее мотивы: переживание значимых для ребенка сторон действительности. С.Л. Рубинштейн отмечает особенности игровых действий: они скорее являются выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Эти действия выражают отношение к цели, с чем и связано замещение одних предметов другими, приобретающими значение, определяемое их функцией в игре. С.Л. Рубинштейн разделяет позицию об игре, как об особом виде деятельности, и ее особом типе, выражающем определенное отношение личности к окружающей действительности Рубинштейн С.Л.

      25 стр., 12365 слов

      Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой

      ... , при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил. Девочки ... функции: 1) оно является инструментом познания социального мира - его роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события ...

      Основы общей психологии. М.: «Педагогика», 1989. С. 66..

    • Ученик Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин выделил главные линии анализа роли игры в психическом развитии ребенка:
    • 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.
    • 2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры, по мнению Д.Б. Эльконина, состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.
    • 3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете-заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.
    • 4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Познавательная децентрация формируется «двойной позицией играющего» (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль), координацией различных точек зрения (отношения «по роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия).

      Закладываются основы рефлексивного мышления — способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

    • 5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.
    • 6. Роль игры в развитии детских деятельностей (рисование, конструирование, учебная деятельность, чтение и сочинительство сказок).
    • 7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978. С. 94..
    • Как показывают исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др. именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, формирует систему отношений ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы возникновения личностных механизмов поведения, становления соподчинения мотивов, формирования предпосылок к самоконтролю и саморегуляции.

      3 стр., 1221 слов

      27 функции игры.роль игры в развит. соц. повед

      27.Функции игры. *Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа. ФУНКЦИИ ИГРЫ 1. Совершенствование двигательной активности Наиболее ярко проявляется в манипуляционных играх. Так, у новорожденных лисят количество манипуляций – 8, в дальнейшем их количество возрастает до 28. Новые формы манипулирования – результат развития первичных форм. Например хватание различных ...

      Наиболее интенсивно становление этих психологических феноменов происходит в сюжетно-ролевой игре . Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62..

    • Развивая взгляды Д.Б. Эльконина, Е.Е. Сапогова отмечает противоречие игровой деятельности детей, которое состоит в том, что в детской игре возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 88..
    • Глава 2. Современные теории детских игр
    • Абраменкова В.В. в контексте игры исследует особенности взаимодействия ребенка в важнейших, для него, социальных общностях — в семье и детском сообществе. Большое значение в психическом развитии ребенка дошкольного возраста имеют отношения, складывающиеся в детской игре. Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребенка. Детская игра рассматривается Абраменковой В.В., как школа социализации ребенка, в которой он не просто воспроизводит исторически сложившиеся отношения взрослых, а переосмысливает их и определяет свое самобытное место в мире Абраменкова В.В.

      Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000. С. 94..

    • М. В. Осорина указывает на утрату форм участия взрослых в игровой деятельности детей, что ограничивает возможности сочетанного воздействия на ребенка двух больших социальных общностей — мира взрослых и мира детей. А.В. Черная подчеркивает важность поддержания традиции игровой культуры, которые задают логику развития личности ребенка через контекст исторически обобщенного опыта игрового освоения человеком реалий предметного, образно-знакового, природного, социально-нормативного мира.
    • Вслед за Л.С. Выготским Е.О. Смирнова полагает, что именно создание мнимой (изображаемой) ситуации является главным специфическим признаком игры, определяющим её отличие от любой другой деятельности Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.. Роль — это частный случай мнимой ситуации (мнимого Я) и может характеризовать классическую, развёрнутую ролевую игру, подробно описанную Д.Б. Элькониным. Однако, существуют другие игры, где позиционного замещения (т.е. роли) нет, но есть мнимая ситуация, в которой ребёнок действует «не от вещи, а от мысли». Поэтому эти игры, не являясь ролевыми, остаются сюжетными. В отличие от роли, мнимая ситуация является, универсальной, общей характеристикой всех сюжетных игр.
    • Под словом «мнимый» нужно понимать осознанно совершаемый ребёнком выход за пределы реального воспринимаемого и приписывание ему новых значений, т.е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» (или «как будто»).

      Это не воображаемая, а изображаемая ситуация. Игра разворачивается не в воображении ребёнка, а в его практических действиях (совместных или индивидуальных).

      Поэтому такие игры можно назвать изобразительными.

    • Признание мнимой ситуации главным критерием игры позволяет расширить понятие игры и внести в него различные виды изобразительных игр.
    • Поскольку играющий ребёнок является центром и автором игры, позиция играющего может быть положена в основание классификации видов игровой деятельности.
    • Позиция играющего может быть:

— ролевой, которая предполагает принятие на себя роли и действия от ее имени. В таком принятии роли происходит слияние себя с другим, погружение в другого, с одновременным сохранением самого себя как зрителя происходящей игры

— режиссерской, в которой ребенок, не принимая на себя определённой роли, действует от имени разных игрушек, т.е. делегирует роли игрушкам и выстраивает между ними отношения. В таких играх Я ребёнка условно идентифицируется скорее с темой, историей, например, с конфликтом между персонажами.

— реальной, когда ребёнок остается «собой», но придумывает новую игровую ситуацию. Содержанием игры становится какое-либо событие, поэтому данную игру можно обозначить как событийную.

В соответствии с этим можно выделить 3 типа сюжетной игры, каждый из которых включает несколько вариантов. Остановимся на их краткой характеристике.

Ролевая игра — ребенок находится одновременно в двух позициях — реальной и изображаемой. «Я» ребёнка условно идентифицируется с ролевой позицией. Ролевые игры имеют следующие варианты:

Коллективная ролевая игра — «классический» вид игры, подробно описанный Д.Б. Элькониным и многими исследователями игры. В данном случае мнимая ситуация предполагает общение с партнёрами в двух планах: реальном и ролевом. Большой вклад в понимание игровой ситуации внесли Л.И. Эльконинова и Т.В. Бажанова, дополнив представление Д.Б. Эльконина о единице игры, которая понимается как «…не одна изолированная роль, а соотношение двух ролей (ролевого действия, вызывающего ответное, и только в силу этого осмысленное действие)».

Ролевая игра через игрушку. В данном типе игры роль «отдается» образной игрушке (кукле или любой другой) и осуществляется через нее. В настоящее время это довольно распространенный вид игры, который встречается значительно чаще, чем другие. Интересным является сам феномен выбора игрушки в качестве своего «представителя» для партнера по игре. Структура такой игры осложняется — ролевое общение носит «опосредствованный» куклой характер. Кукла становится носителем слов, действий и переживаний ребёнка, который она «адресует» своему партнёру — кукле другого ребёнка.

Ролевая игра без партнера — ребенок принимает на себя роль и взаимодействует с воображаемым партнером. Один ребенок перевоплощается в различные роли и общается то от одного, то от другого лица. Такая игра требует минимум предметных атрибутов и происходит в основном во внутреннем плане Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.77..

Режиссерские игры. Позиция играющего носит отстранённый характер и связывается скорее с событийным рядом. Играющий как бы смотрит сверху на то, что происходит в игре и поочерёдно принимает позиции разных игрушечных персонажей, не совпадая ни с одним.

К режиссерским играм относятся такие игры.

Индивидуальная режиссерская игра, когда играющий занимает позицию режиссера происходящих событий, а не их непосредственного участника. Ребенок находится над ситуацией, вне нее, почти в буквальном смысле глядя на нее сверху, со стороны. Структура этого вида игры похожа на структуру ролевой игры без партнера: ролевое взаимодействие создаётся одним играющим. Различия в том, что оно осуществляется через кукол.

Совместная режиссерская игра — предполагает ролевое взаимодействие с партнером через игрушки и одновременно обычную режиссерскую игру. Т.е. в структуре такой игры будет 1) реальное взаимодействие партнеров, 2) ролевое через игрушки и 3) ролевое через игрушки, представленное одним ребенком.

Событийные игры — сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции реального Я и действует от своего имени. При этом он может общаться с куклой, использовать предметы заместители и существовать в изображаемом пространстве и времени. Всё это даёт основание считать данную деятельность игрой, несмотря на отсутствие условной позиции играющего.

К таким играм относятся:

Процессуальная игра — характеризуется отсутствием ролевого взаимодействия. Мнимая ситуация, при этом, вполне может отражать элементы отношений, например, девочка понарошку сердится на куклу. В структуре игры мы будем видеть не роль или историю, а отдельные игровые элементы — предметы и/или игровое взаимодействие с отсутствием игрового пространства, роли и т.п.

Событийная игра — ребенок участвует в игре с реальной позиции, т.е. Например, играет, как будто встретился с разбойниками или подружился с привидением, попал в сказочную страну. При этом возможно реальное взаимодействие, т.е. дети могут играть вместе, не принимая на себя роли. Например, двое детей спасаются от «наводнения»: залезают на диван, прыгают по стульям, «паникуют» и придумывают план спасения. Или другой пример, приведенный Л.С. Выготским: «…дети, сидя за настоящим столом, могут играть в обед, или … дети, которые не ходят укладываться в кровать, говорят: «Давайте играть в то, что как будто бы ночь, нам надо идти спать». Если ребенок играет один, то, чаще всего, он все же, сохраняя реальную позицию, играет какую-нибудь роль (тех же разбойников и привидений), поэтому игровое взаимодействие получается своеобразным: реальное Я взаимодействует с ролевым.

Важно подчеркнуть, что при всех вариантах, объединяющим началом всех видов игры является наличие мнимой ситуации. Выделенные типы позволяют с одой стороны более чётко определить критерии этой деятельности, а с другой — расширить понимание ведущей деятельности, включив в неё другие варианты игры. Признание мнимой ситуации главным критерием игры позволяет рассматривать процессуальную игру, режиссерские игры и игру без роли как вполне самостоятельные и по-своему важные для детского развития формы детской деятельности.

Черная А.В. считает, что в современных условиях дети становятся носителями и творцами традиций игровой культуры Черная А.В Развитие личности в традициях игровой культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011. С. 79.. Детские игры являются столь же живыми и разнообразными сегодня, как и когда-либо прежде. Современная детская традиция, ориентированная на ускоренное воспроизводство и быстрое увеличение способствует тому, что дети, передавая игры от одного поколения к другому, приспосабливают их к потребностям меняющейся окружающей среды. Дети задумывают новый дух времени и пробуют выразить его в новых играх, которые затрагивают интерес, волнуют, бросают вызов и предлагают возможности для развития Дети лояльны к традициям и в то же самое время обладают талантом для того, чтобы создать новое, чтобы сделать их культуру живой. Через традиции игры дети способны жить вне времени, здесь и теперь, вне статуса ограниченности, слабости, невежества и бессилия. Игровой фольклор детства функционирует для детей так же, как искусство для взрослых, упорядочивая непрерывный поток и хаос жизни, придавая им форму, образ и значение. Традиционная детская игра тесно связана с конституцией субъективности, обеспечивая развитие, которое стремится к взаимопроникновению ребенка и социальной окружающей среды через формы поведения, которые должны быть приняты и персонализированы.

Заключение

Первые психологические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста представлены в рамках биологизаторского подхода и рассматривали детскую игру как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования (К. Гроос, В. Штерн), как форму удовлетворения глубинных влечений (Ф. Бонтендайк), как способ обеспечивающий адаптацию ребенка к социальному миру и обуславливает серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка (Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Более поздние исследования в рамках социологизаторского подхода рассматривали игру как особый вид деятельности, помогающий ребенку выразить отношение к окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн), формировать и проявлять собственные психические процессы (Д.Б. Эльконин).

Современные исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста рассматривают ее значимую роль в развитии его личности.

Список использованной литературы

1) Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000.

2) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.

3) Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000.

4) Зеньковский В.В. Психология детства. Серия «Философско-психологическая библиотека», ред. Проф. В.В. Рубцов, сост. А.Д. Червякова. М.: ИЦ «Академия», 1995.

5) Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.

6) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Педагогика», 1989.

7) Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.

8) Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.

9) Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

10) Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.

11) Черная А.В Развитие личности в традициях игровой культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011.

12) Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978.

Размещено на