Гигиеническая оценка условий и режима тренировочных занятий по биатлону

Размещено на http:///

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Факультет физической культуры

Контрольная работа

по дисциплине «Гигиена»

«ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И РЕЖИМА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БИАТЛОНУ»

Спиридонов Олег Андреевич

Проверил: Павловская В.С.

Сургут 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ

2. РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И СОРЕВНОВАНИЙ

3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

4. СПОРТИВНАЯ ФОРМА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

5. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ В ДАННОМ ВИДЕ СПОРТА

1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ

Базы биатлона должны размещаться в зонах кратковременного отдыха и в парковых массивах населенных пунктов при обеспечении удобными подъездами, подходами от станций пригородного или внутригородского транспорта к зданию базы.

Примечание: базы биатлона для многодневных учебно-тренировочных сборов могут размещаться за пределами зон кратковременного отдыха и парковых зон.

По характеру использования, базы биатлона подразделяются: для учебно-тренировочных занятий и соревнований; для многодневных учебно-тренировочных сборов

При выборе участка для размещения базы необходимо учитывать:

— возможность использования источников водоснабжения и электроснабжения, а также отвода канализационных вод и устройства очистных сооружений;

— размещение здания лыжной базы по возможности вблизи водоемов (рек, озер, прудов), шоссе и в лесных массивах для использования в летнее время и для других видов спорта и отдыха

Прокладка лыжных трасс через шоссейные дороги с большим движением, железнодорожные пути, а также по плохо замерзающим водоемам (рекам, озерам, болотам) и участкам с густым кустарником не должна допускаться.

Прокладка трасс для занятий должна обеспечивать возможность прохождения по ним различных дистанций протяженностью от 3 до 50 км в соответствии с действующими правилами соревнований.

Трассы для гонок со стрельбой (биатлон) должны прокладываться по пересеченной местности, чтобы не менее 50 % трассы состояло из подъемов и спусков протяженностью не менее 20 м каждый и со средней крутизной не менее 3°.

10 стр., 4913 слов

Развивающие занятия как средства преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного и начального образования

19 РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: С.И.Васильева, учитель начальных классов МОУ Средняя общеобразовательная школа №13 Научный руководитель: Е.В.Чердынцева доцент кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ, кандидат педагогических наук Омск 2006 В наши руки доверены дошкольники и младшие школьники, ...

Перечень необходимых сооружений на базе биатлона:

Раздевалка( мужская и женская — 2);

Душевые ( мужская и женская — 2);

Туалетные помещения ( мужская — 1 унитаз и 1 писсуар; женская — 1 унитаз);

помещения персонала;

Зал для подготовительных занятий ;

Оружейная (сейфы для хранения оружия и патронов, место для чистки оружия);

Стрелковый тир.

Характеристика условия естественного и искусственного освещения

Нормы освещенности лыжных трасс

Сооружение

Нормируемая освещенность в лк

Плоскость, в которой нормируется освещенность

Дополнительные указания

1. Трассы лыжных гонок:

а) площадки старта-финиша

20

Горизонтальная на поверхности площадки

б) спуски крутизной более 15°

20

На поверхности трассы и совпадающей с ней плоскости

в) остальные участки трассы

10

2. Трассы горнолыжные

30

3. Трассы для массово катания:

а) по равнинной местности

4

б) с гор

20

Примечания:

1. Для лыжных трасс приведена величина средней освещенности при коэффициенте неравномерности:

не более 15 — для лыжных гонок, горнолыжного спорта и катания с гор;

не более 25 — для массового катания по равнинной местности.

2. При использовании для массового катания по равнинной местности освещаемых территорий внутригородских скверов, садов и парков, не предназначаемых для спортивных сооружений, уровень освещенности лыжных трасс допускается принимать по нормам для этих территорий.

2. РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И СОРЕВНОВАНИЙ

спортсмен соревнование лыжник питание

Основной задачей технической подготовки на этапе углубленной спортивной специализации является достижение автоматизма и стабилизации двигательных действий лыжников, совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.

Также пристальное внимание продолжает уделяться совершенствованию отдельных деталей, отработке четкого выполнения подседания, эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой системой рука — туловище. В тренировке широко используется многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам. На этапе углубленной тренировки техническое совершенствование теснейшим образом связано с процессом развития двигательных качеств и уровнем функционального состояния организма лыжника. В этой связи техника должна совершенствоваться при различных состояниях, в том числе и в состоянии компенсированного и явного утомления. В этом случае у лыжника формируется рациональная и лабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движений.

Контрольные упражнения и соревнования.

Учащиеся 3-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 13-16 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).

Учащиеся 4-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 17-18 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).

Учащиеся 5-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 19-20 стартах на дистанциях 3-10 км (девушки), 5-15 км (юноши).

Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников-гонщиков 3-5-го года обучения в УТГ

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

Год обучения

3-й

4-й

5-й

3-й

4-й

5-й

Бег 60 м; с

_

10.0

9.5

9.0

Бег 100 м; с

14.1

13.5

13.2

Прыжок в длину с места, см

216

228

240

191

200

208

Бег 800 м; мин, с

3.05

2.50

2.40

Бег 1000 м; мин, с

3.00

2.54

2.50

Кросс 2 км; мин, с

9.15

8.45

8.20

Кросс 3 км; мин, с

11.20

10.45

10.20

Лыжи, классический стиль 3 км; мин, с

12.10

11.10

10.50

5 км; мин, с

17.30

16.40

16.00

20.30

19.00

18.00

10 км; мин, с

37.20

35.00

33.10

Лыжи, свободный стиль 3 км; мин, с

11.20

10.30

10.00

5 км; мин, с

17.00

16.10

15.10

19.20

18.10

17.30

10 км; мин, с

35.00

33.00

31.30

Психологическая подготовка.

Специфика лыжных гонок прежде всего способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.

Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:

1) вербальные (словесные) — лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка;

2) комплексные — всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения.

Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.

Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение.

Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон учебно-тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.

Основной задачей психологической подготовки на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

Появление объективных трудностей, связанных с нарастанием утомления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в процессе гонки, вызывает изменения в организме лыжника, выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике психических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.

В учебно-тренировочной деятельности и в соревнованиях, спортсмену приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти эффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля над своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма.

Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду (оттепель, мороз, метель) на открытых для ветра участках трассы. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.

Для воспитания смелости и самообладания, решительности, способности преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо повышать степень риска при прохождении сложных участков дистанции (крутых и закрытых спусков и др.) с различным качеством снежного покрова.

Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества.

Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.

Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных лыжников-гонщиков уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче.

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.

3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Осуществляется врачом ДЮСШ и специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год, как правило, в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.

Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).

В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.

К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе.

Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболеваний придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.

4. СПОРТИВНАЯ ФОРМА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

В биатлоне используется свободный стиль передвижения на лыжах. Длина лыж зависит от роста спортсмена — они не должны быть короче, чем рост спортсмена минус 4 см, максимальная длина не ограничена. Минимальная ширина лыж — 40 мм, масса — не менее 750 граммов. Используются обычные лыжи и лыжные палки для лыжных гонок (длина палок не должна превышать рост спортсмена; не разрешаются палки изменяемой длины и усиливающие толчок).

Для стрельбы применяются винтовки с минимальным весом 3,5 кг, которые во время гонки транспортируются на спине. Запрещено автоматическое и полуавтоматическое оружие. При спуске крючка указательный палец должен преодолевать усилие как минимум 500 г. Прицелу винтовки не разрешено иметь эффект увеличения цели, вместо используется кольцевая мушка и диоптрический прицел, которые при стрельбе нужно совместить с чёрным кружком мишени. Калибр патронов составляет 5,6 мм. Скорость пули при выстреле на расстоянии 1 м от среза ствола не должна превышать 380 м/с.

Лыжи и лыжные палки у биатлонистов на первый взгляд ничем не отличаются от обычных. На самом деле лыжные палки, которые используют в биатлоне, длиннее, чем у лыжников, они продлены до подбородка или рта. Что касается лыж, то их минимальная длина должна быть на 4 см меньше, чем рост спортсмена.

Также биатлонистам необходимы: комбинезон (цельный, как у водолазов, или двойка), который помогает поддерживать стабильную температуру тела и уменьшает сопротивление ветра; лыжная шапочка; разминочный костюм; защитная маска для лица (в морозы); перчатки; жесткие ботинки, благодаря которым уменьшается давление на лодыжку.

5. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ В ДАННОМ ВИДЕ СПОРТА

Рациональное питание. Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают потребности организма спортсмена в пищевых веществах и энергии. Работа лыжника-гонщика характеризуется продолжительными мышечными усилиями большой и умеренной мощности с преобладанием аэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера энергообеспечения. Энергетическими субстратами служат углеводы, свободные жирные кислоты и кетоновые тела, причем с увеличением длительности нагрузки мобилизация жирных кислот возрастает. Поэтому рацион лыжника должен быть высококалорийным. В общем количестве потребляемых калорий доля белков должна составлять 14-15%, жиров — 25%, углеводов — 60-61%.Подбор пищевых продуктов на отдельные приемы пищи зависит от того, когда она принимается (до или после физической нагрузки).

При этом следует ориентироваться на время задержки пищевых продуктов в желудке.

Рациональное питание обеспечивается правильным распределением пищи в течение дня. Для лыжников-гонщиков при двухразовых тренировках рекомендуется следующее распределение калорийности суточного рациона: первый завтрак — 5%, второй завтрак — 25%, зарядка полдник — 5%, обед — 35%, дневная тренировка ужин — 30

Размещено на