Размещено на http:///
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»
Факультет физической культуры
Контрольная работа
по дисциплине «Гигиена»
«ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И РЕЖИМА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БИАТЛОНУ»
Спиридонов Олег Андреевич
Проверил: Павловская В.С.
Сургут 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ
2. РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И СОРЕВНОВАНИЙ
3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
4. СПОРТИВНАЯ ФОРМА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
5. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ В ДАННОМ ВИДЕ СПОРТА
1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ
Базы биатлона должны размещаться в зонах кратковременного отдыха и в парковых массивах населенных пунктов при обеспечении удобными подъездами, подходами от станций пригородного или внутригородского транспорта к зданию базы.
Примечание: базы биатлона для многодневных учебно-тренировочных сборов могут размещаться за пределами зон кратковременного отдыха и парковых зон.
По характеру использования, базы биатлона подразделяются: для учебно-тренировочных занятий и соревнований; для многодневных учебно-тренировочных сборов
При выборе участка для размещения базы необходимо учитывать:
— возможность использования источников водоснабжения и электроснабжения, а также отвода канализационных вод и устройства очистных сооружений;
— размещение здания лыжной базы по возможности вблизи водоемов (рек, озер, прудов), шоссе и в лесных массивах для использования в летнее время и для других видов спорта и отдыха
Прокладка лыжных трасс через шоссейные дороги с большим движением, железнодорожные пути, а также по плохо замерзающим водоемам (рекам, озерам, болотам) и участкам с густым кустарником не должна допускаться.
Прокладка трасс для занятий должна обеспечивать возможность прохождения по ним различных дистанций протяженностью от 3 до 50 км в соответствии с действующими правилами соревнований.
Трассы для гонок со стрельбой (биатлон) должны прокладываться по пересеченной местности, чтобы не менее 50 % трассы состояло из подъемов и спусков протяженностью не менее 20 м каждый и со средней крутизной не менее 3°.
Виды тренировочных занятий.
... Структура тренировочного занятия. Основными организационными формами спортивной тренировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование. Тренировочное занятие проводится либо в группе (групповое занятие), ... Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. ...
Перечень необходимых сооружений на базе биатлона:
Раздевалка( мужская и женская — 2);
Душевые ( мужская и женская — 2);
Туалетные помещения ( мужская — 1 унитаз и 1 писсуар; женская — 1 унитаз);
помещения персонала;
Зал для подготовительных занятий ;
Оружейная (сейфы для хранения оружия и патронов, место для чистки оружия);
Стрелковый тир.
Характеристика условия естественного и искусственного освещения
Нормы освещенности лыжных трасс
Сооружение |
Нормируемая освещенность в лк |
Плоскость, в которой нормируется освещенность |
Дополнительные указания |
|
1. Трассы лыжных гонок: |
||||
а) площадки старта-финиша |
20 |
Горизонтальная на поверхности площадки |
— |
|
б) спуски крутизной более 15° |
20 |
На поверхности трассы и совпадающей с ней плоскости |
— |
|
в) остальные участки трассы |
10 |
|||
2. Трассы горнолыжные |
30 |
— |
||
3. Трассы для массово катания: |
||||
а) по равнинной местности |
4 |
— |
||
б) с гор |
20 |
— |
||
Примечания: 1. Для лыжных трасс приведена величина средней освещенности при коэффициенте неравномерности: не более 15 — для лыжных гонок, горнолыжного спорта и катания с гор; не более 25 — для массового катания по равнинной местности. 2. При использовании для массового катания по равнинной местности освещаемых территорий внутригородских скверов, садов и парков, не предназначаемых для спортивных сооружений, уровень освещенности лыжных трасс допускается принимать по нормам для этих территорий. |
||||
2. РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И СОРЕВНОВАНИЙ
спортсмен соревнование лыжник питание
Основной задачей технической подготовки на этапе углубленной спортивной специализации является достижение автоматизма и стабилизации двигательных действий лыжников, совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.
Также пристальное внимание продолжает уделяться совершенствованию отдельных деталей, отработке четкого выполнения подседания, эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой системой рука — туловище. В тренировке широко используется многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам. На этапе углубленной тренировки техническое совершенствование теснейшим образом связано с процессом развития двигательных качеств и уровнем функционального состояния организма лыжника. В этой связи техника должна совершенствоваться при различных состояниях, в том числе и в состоянии компенсированного и явного утомления. В этом случае у лыжника формируется рациональная и лабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движений.
Контрольные упражнения и соревнования.
Учащиеся 3-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 13-16 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).
Учащиеся 4-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 17-18 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).
Учащиеся 5-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 19-20 стартах на дистанциях 3-10 км (девушки), 5-15 км (юноши).
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников-гонщиков 3-5-го года обучения в УТГ
Контрольные упражнения |
Юноши |
Девушки |
|||||
Год обучения |
|||||||
3-й |
4-й |
5-й |
3-й |
4-й |
5-й |
||
Бег 60 м; с |
— |
— |
_ |
10.0 |
9.5 |
9.0 |
|
Бег 100 м; с |
14.1 |
13.5 |
13.2 |
— |
— |
— |
|
Прыжок в длину с места, см |
216 |
228 |
240 |
191 |
200 |
208 |
|
Бег 800 м; мин, с |
— |
— |
— |
3.05 |
2.50 |
2.40 |
|
Бег 1000 м; мин, с |
3.00 |
2.54 |
2.50 |
— |
— |
— |
|
Кросс 2 км; мин, с |
— |
— |
— |
9.15 |
8.45 |
8.20 |
|
Кросс 3 км; мин, с |
11.20 |
10.45 |
10.20 |
— |
— |
— |
|
Лыжи, классический стиль 3 км; мин, с |
— |
— |
— |
12.10 |
11.10 |
10.50 |
|
5 км; мин, с |
17.30 |
16.40 |
16.00 |
20.30 |
19.00 |
18.00 |
|
10 км; мин, с |
37.20 |
35.00 |
33.10 |
— |
— |
— |
|
Лыжи, свободный стиль 3 км; мин, с |
— |
— |
11.20 |
10.30 |
10.00 |
||
5 км; мин, с |
17.00 |
16.10 |
15.10 |
19.20 |
18.10 |
17.30 |
|
10 км; мин, с |
35.00 |
33.00 |
31.30 |
— |
— |
— |
|
Психологическая подготовка.
Специфика лыжных гонок прежде всего способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:
1) вербальные (словесные) — лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка;
2) комплексные — всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.
Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.
На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.
В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение.
Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон учебно-тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.
Основной задачей психологической подготовки на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости.
Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.
Появление объективных трудностей, связанных с нарастанием утомления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в процессе гонки, вызывает изменения в организме лыжника, выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике психических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.
В учебно-тренировочной деятельности и в соревнованиях, спортсмену приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них.
В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти эффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля над своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма.
Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду (оттепель, мороз, метель) на открытых для ветра участках трассы. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.
Для воспитания смелости и самообладания, решительности, способности преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо повышать степень риска при прохождении сложных участков дистанции (крутых и закрытых спусков и др.) с различным качеством снежного покрова.
Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества.
Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.
Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных лыжников-гонщиков уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче.
Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.
3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Осуществляется врачом ДЮСШ и специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год, как правило, в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе.
Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболеваний придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.
4. СПОРТИВНАЯ ФОРМА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
В биатлоне используется свободный стиль передвижения на лыжах. Длина лыж зависит от роста спортсмена — они не должны быть короче, чем рост спортсмена минус 4 см, максимальная длина не ограничена. Минимальная ширина лыж — 40 мм, масса — не менее 750 граммов. Используются обычные лыжи и лыжные палки для лыжных гонок (длина палок не должна превышать рост спортсмена; не разрешаются палки изменяемой длины и усиливающие толчок).
Для стрельбы применяются винтовки с минимальным весом 3,5 кг, которые во время гонки транспортируются на спине. Запрещено автоматическое и полуавтоматическое оружие. При спуске крючка указательный палец должен преодолевать усилие как минимум 500 г. Прицелу винтовки не разрешено иметь эффект увеличения цели, вместо используется кольцевая мушка и диоптрический прицел, которые при стрельбе нужно совместить с чёрным кружком мишени. Калибр патронов составляет 5,6 мм. Скорость пули при выстреле на расстоянии 1 м от среза ствола не должна превышать 380 м/с.
Лыжи и лыжные палки у биатлонистов на первый взгляд ничем не отличаются от обычных. На самом деле лыжные палки, которые используют в биатлоне, длиннее, чем у лыжников, они продлены до подбородка или рта. Что касается лыж, то их минимальная длина должна быть на 4 см меньше, чем рост спортсмена.
Также биатлонистам необходимы: комбинезон (цельный, как у водолазов, или двойка), который помогает поддерживать стабильную температуру тела и уменьшает сопротивление ветра; лыжная шапочка; разминочный костюм; защитная маска для лица (в морозы); перчатки; жесткие ботинки, благодаря которым уменьшается давление на лодыжку.
5. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ В ДАННОМ ВИДЕ СПОРТА
Рациональное питание. Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают потребности организма спортсмена в пищевых веществах и энергии. Работа лыжника-гонщика характеризуется продолжительными мышечными усилиями большой и умеренной мощности с преобладанием аэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера энергообеспечения. Энергетическими субстратами служат углеводы, свободные жирные кислоты и кетоновые тела, причем с увеличением длительности нагрузки мобилизация жирных кислот возрастает. Поэтому рацион лыжника должен быть высококалорийным. В общем количестве потребляемых калорий доля белков должна составлять 14-15%, жиров — 25%, углеводов — 60-61%.Подбор пищевых продуктов на отдельные приемы пищи зависит от того, когда она принимается (до или после физической нагрузки).
При этом следует ориентироваться на время задержки пищевых продуктов в желудке.
Рациональное питание обеспечивается правильным распределением пищи в течение дня. Для лыжников-гонщиков при двухразовых тренировках рекомендуется следующее распределение калорийности суточного рациона: первый завтрак — 5%, второй завтрак — 25%, зарядка полдник — 5%, обед — 35%, дневная тренировка ужин — 30
Размещено на