Эстетическое воспитание в развитии ребенка с нарушениями интеллекта

Содержание

Введение 3

Глава 1. Эстетическое воспитание как одно из направлений в развитии ребенка с нарушениями интеллекта 6

1.1. Определение понятия воспитание 6

1.2 Эстетическое воспитание и его становление в педагогике 11

1.3 Особенности личностного развития детей с нарушением интеллекта 19

1.4. Уроки чтения как средство эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта 23

1.5 Методы и приемы эстетического воспитания на уроках чтения 27

Глава 2. Изучение эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения 40

2.1 Констатирующий этап 40

2.2 Формирующий этап 45

2.3 Контрольный этап 46

Заключение 50

Список литературы 51

Приложения 54

Введение

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.

Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле эстетическое воспитание — целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале [23].

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ... средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным ...

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания. Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению.

Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства все то лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Цель работы: показать влияние уроков чтения на процесс эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта;

2) изучить особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта;

3) изучить возможности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта на уроках чтения;

7 стр., 3112 слов

Тема: Роль воспитания в развитии личности

... творческо-эстетической, конструктивно-технической и других сферах деятельности. [1, с. 74] Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: – воспитание ускоряет развитие личности; – воспитание замедляет развитие личности; ...

4) изучить и проанализировать методы и приемы, наиболее соответствующие воспитанию детей с нарушениями интеллекта;

5) изучить психо-эмоциональные особенности детей с нарушениями интеллекта;

6) разработать содержание констатирующего эксперимента

Методы и методологии: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики; экспериментальные — естественный эксперимент.

Глава 1. Эстетическое воспитание как одно из направлений в развитии ребенка с нарушениями интеллекта

1.1. Определение понятия воспитание

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению.

Границы применения понятия развития в педагогике и психологии неопределенны. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному. Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубления изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны.

Сущность педагогического процесса заключается в обеспечении единства обучения, воспитания и развития. Соотношение между процессами воспитания и обучения представлено в виде условной схемы. Рассмотрим подробнее соотношение элементов в данной схеме. Из схемы следует, что во-первых, воспитание является более широкой категорией нежели обучение. Во-вторых, эти два процесса взаимопроникаемы. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. И так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элемент обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются…

Заключение

Современный процесс социальной реабилитации ребенка-инвалида включает не только комплекс медицинских мероприятий, направленных на коррекцию недостатков психофизиологического развития, но и культурологическую деятельность, способствующую раскрытию творческих задатков ребенка. Эстетическое воспитание младших школьников, страдающих патологией интеллекта, осуществляется сегодня усилиями разных социальных институтов, среди которых специализированные школы, коррекционные центры, детские библиотеки.

Эстетическое воспитание преследует следующие цели:

Воспитательные: воспитание и нравственного и гражданского идеала как общечеловеческой ценности , воспитание и формирование эстетического вкуса как условие приобщения и постижения художественной культуры.

Образовательные: становление духовного мира человека, формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности, создание условий для воспитания внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации творческих возможностей, формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

15 стр., 7431 слов

Работа с информацией на уроках технологии как средство развития ...

... Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у младших школьников В современных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств, ... выполнять принятые решения» [3, с.424]. В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщённое качество личности, проявляющееся в инициативности, ...

Эстетическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения эффективно прежде всего при условии формирования сенсорной культуры детей.

Экспериментальное исследование показало, что систематические занятия с детьми на уроках чтения, проводимые в форме изучения сказок, способствуют развитию сенсорной культуры и эффективному эстетическому воспитанию младших школьников.

Список литературы

1. Акимова М., Козлова В. Как преодолеть интеллектуальную пассивность? / Народное образование, 1998. — №2 – С. 145-146.

2. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Пособие для учителя.–М.: Учпедгиз, 1962.

3. Артемова Т., Ковалева А. Проблемы обучения детей с шестилетнего возраста / Народное образование, 1998. — №9 – 10 – С. 175-176.

4. Аслаева Р.Г. Формирование социально-значимых качеств личности у умственно-отсталых учащихся.–М., 1992.

5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

6. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы.–М.: Просвещение, 1977.

7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2т. – М.: Педагогика, Т1. 1979. – 304 с.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1987. — 173 с.

9. Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых младших школьников. Кн. для воспитателя М.: Просвещение, 1985. — 72 с

10. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 208 с.

11. Игра дошкольника (под редакцией С. Л. Новосёловой).–М.: «Просвещение»1989.

12. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика / Педагогика, 1999. — №3 – С. 121.

13. Коротаева Е. Уровни познавательной активности / Народное образование, 1995. — №10 – С. 156-159.

14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: изд. УРАО, 1998. – 176 с.

15. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.

16. Мальковская Т.Н. Педагогика. – М.: 1998. – 141 с.

17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.

18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 540 с.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. – 3 изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. – 3 изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

21. Певзнер М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — С. 6-35.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики. Точка зрения академика Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. ... к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация) ...

22. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей / Под ред. Пидкасистого. – М.: 1996. – 602 с.

23. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие).

— Абакан: АГПИ, 1990. — 68 с.

24. Переслени Л. И., Чупров Л. Ф. О процессах регуляции познавательной деятельности во взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития младших школьников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. — Выпуск II.- Серия 2.- Психология. Педагогика. — Абакан, 1997.- С. 7-9.

25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. ВУЗов: В 2кн. – М.: 1999. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

26. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. – М.: Педагогика, 1975. – 208 с.

27. Психокоррекционные игры и упражнения для детей младшего школьного и младшешкольного возраста / Методическое пособие, 1999. – С. 4-10.

28. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.

29. Римашевская Н. В. Дизонтогенез //Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под общей ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — с. 292-294.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2кн. – изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2кн. – изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.

32. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т / АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

34. Рябов Г.И. Закон эффективности обучения / Педагогика, 1993. — №1 – С. 13-18.

35. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. — 3-е изд. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. — 144 с.

36. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – 340 с.

37. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — Т. III. — М.: Медицина, 1965. — 335 с.

38. Тарасова С. Отстающий школьник – какой он? / Знание – сила, 1998. — №9 – 10. – С. 92-93.

39. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей / Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1997. – 230 с.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... воспитания. Экзаменационные материалы по дисциплине «Психология» Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста. Содержание: Значение психологических знаний для ... педагогические умения воспитателя детского сада. Дошкольная педагогика как наука. Основные понятия дошкольной педагогики. Содержание:Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ...

40. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / Педагогика 2000. — №4 – С. 30-33.

41. Цукерман Г. Психотерапия неуспеваемости / Семья и школа, 1996. — №9 – С. 2-4.

42. Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.

43. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 136 с.