Динамика и механизмы социального конфликта

20

До февраля!!!

Контрольная работа на тему:

« Динамика и механизмы социального конфликта »

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………..…..……….…..….3

1. Сущность конфликта и его функции……………………………………….……5

2. Динамика социальных конфликтов………………………………………………9

3.Механизмы разрешения социального конфликта ………………………..……..13

4.Условия и факторы, влияющие на успешное разрешение социального конфликта…………………………………………………………………………………………………….16

ВЫВОД………………………………………………………….……………………19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………..………..……..20

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... разрешению конфликтов (межличностных и групповых). Позиция взаимосвязи и зависимости личности группы. Фестингер внес вклад в теорию когнитивного соответствия как основы индивидуального и социального ... как полноценно развивающуюся личность, которая стремиться реализовать свои потенциальные возможности, достигнуть самоактуализации, линостного роста. В каждом нормальном человеке заложенна тенденция к ...

Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.

Основная цель настоящей работы состоит в изучении социального конфликта его динамики и механизмов.

В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие задачи:

— определить сущность социального конфликта и его функции в современном мире;

— изучить и дать краткую характеристику динамики социальных конфликтов;

— рассмотреть и изучить механизмы разрешения социального конфликта;

— определить условия и факторы, влияющие на успешное разрешение социального конфликта.

Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

4 стр., 1623 слов

Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...

... 1. Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами воспитания и социальной защиты детей и подростков в школе. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ 2. Составить план работы социального педагога на 2 полугодие ... в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасение. Цель программы: Создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся и ...

Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Таким образом, в ходе работы уделяться особое внимание социальным конфликтам в современном, сложном, постоянно меняющемся украинском обществе.

1.Сущность конфликта и его функции

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

3 стр., 1122 слов

Межгрупповые конфликт— это, как правило, конфликты интересов ...

... внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей. Межгрупповые конфликт— это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере. Межгрупповые конфликты порождаются ... -финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги"). Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В ...

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции :

-конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.;

-конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;

-конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;

-конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений;

-конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

-выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников;

-неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов;

-конфликт сопровождается стрессом

-конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага».

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь украинского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

7 стр., 3084 слов

МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

... Классификация организаций по различным критериям. Определение социальной системы. Структура социальной системы. Основные уровни социальной системы. Основные компоненты социальных систем. Эволюция в социально-экономических системах ... неравномерного развития частей. Взаимодействие законов организации в природе и в обществе. Категория «принцип» в теории управления. Общие принципы организации систем: ...

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее острыми и опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сферах власти, социально-экономических и межнациональных отношений.

Социальный конфликт в переходном обществе Украины явился результатом и практическим выражением такого обострения социальных противоречий в ходе углубления его кризисного состояния, которое приводит к столкновению различных политических и социальных сил и общностей — классов, демографических и профессиональных групп, наций, этносов и этнических групп, движений. Именно в условиях кризиса и экономического упадка, разгула инфляции объективные противоположности быстро перерастают в субъективные противостояния. В ходе перерастания противоположностей в конфликт аморфные квазигруппы, объединенные предполагаемым единством интересов, возникающих на основе общих социальных позиций, трансформируются в группы интересов с осознанными целями и сформулированными программами.

Социальные конфликты в Украине обычно эмоционально сильно окрашены, в них много иррационального (особенного в межэтнических конфликтах), надуманного в представлениях индивида о своих интересах как о противоположных интересам другой стороны. Но эти представления и составляют реальность, они двигают и обостряют конфликт. Они в любом случае реально выражают, пусть не всегда четко, полно, пусть даже деформированно, суть, главные особенности социальных противоречий, лежащих в основе данного конфликта.

13 стр., 6008 слов

Управление поведением в конфликтных ситуациях

... поведением в конфликтных ситуациях, первоочередным шагом является определение сущности конфликта. "Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт ... а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные). Социальные конфликты могут возникать между: • персоналом (например, рабочими и менеджерами) ...

Наконец, конфликты в Украине называют социальными, хотя они формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.д. В широком, общетеоретическом смысле все они относятся к категории социального конфликта, под которым обычно понимают любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами, группами людей, если они преследуют какие-либо социально значимые цели. Важно, чтобы индивиды, участвующие в конфликте, выражали не свои сугубо личные цели, интересы и ценности, а выступали как типичные представители большой социальной группы. Иначе конфликт носил бы не социальный, а социально-психологический, межличностный, индивидуальный характер.

2. Динамика социальных конфликтов

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта.

В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

17 стр., 8496 слов

Методы и стили управления поведением в конфликтных ситуациях

... изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации; ·        изучение способов и методов разрешения конфликтов; ·        анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях. ·        предложить пути разрешения конфликта. В данной работе объектом ...

Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений.

В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимани уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила — способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия;

2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.;

3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);

4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... способностью подавлять все предшествующие. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. По своему генезу это врожденные, передаваемые по наследству потребности. ...

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д.

Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде.

Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения:

1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности;

2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне;

3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта.

Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая устаковка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.

2 стр., 876 слов

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МАСТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ...

... заключается в корректном разрешении конфликтных ситуаций между студентами. Чтобы урегулировать конфликты мастером производственного обучения необходимо владеть приемами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Проблема: теоретическое обоснование эффективных приемов разрешения конфликтов в педагогической ...

При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

3.Механизмы разрешения социального конфликта

Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам : сотрудничество и конфликты.

Не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)

Даже те конфликты, которые вам необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ — избегание).

Предупреждение конфликта входит в понятие управление конфликтом:

— предконфликт, управление — прогнозирование, предупреждение;

— осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон, управление- предупреждение;

— начало открытого конфликтного взаимодействия, управление – регулирование;

— эскалация конфликта, управление – регулирование;

— разрешение или затухание конфликта, управление – разрешение.

Этапы управления конфликтом:

— симптоматика;

— диагностика;

— прогнозирование;

— разрешение.

Управляющие воздействия:

— пресечение;

— гашение;

— преодоление;

— устранение.

В существующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.

Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это — прекращение его существования в любой форме.

Основные формы завершения конфликта:

— разрешение — совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

— урегулирование — в устранении противоречий принимает участие третья сторона

— затухание — временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Причины затухания:

— истощение ресурсов обоих сторон;

— потеря мотива к борьбе;

— переориентация мотива.

Устранение — воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

Способы устранения:

— изъятие из конфликта одного из оппонентов;

— исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;

— устранение объекта;

— устранение дефицита объекта.

Перерастание в другой конфликт — в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие.

Исход конфликта — результат борьбы с точки зрения сторон.

Исходами конфликта могут быть:

— устранение одной или обеих сторон;

— приостановка конфликта;

— победа одной из сторон;

— деление объекта конфликта;

— согласие о правилах совместного использования объекта;

— равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой;

— отказ обеих сторон от посягательств;

— альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Основной критерий разрешенности конфликта — удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.

4.Условия и факторы, влияющие на успешное разрешение социального конфликта

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.

Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить ”деловую зону” конфликтной ситуации.

Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе.

Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Разрешение конфликта — многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

Аналитический этап — сбор и оценка информации по следующим проблемам:

— объект конфликта;

— оппонент;

— собственная позиция;

— причины и непосредственный повод;

— социальная среда;

— вторичная рефлексия.

Прогнозирование варианта решения:

— наиболее благоприятный;

— наименее благоприятный;

— что будет, если просто прекратить действия.

Стратегии разрешения конфликта — основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: односторонний выигрыш; односторонний проигрыш; взаимный проигрыш; взаимный выигрыш.

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. Источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

— во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;

— стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

— стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

— участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;

— все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

ВЫВОД

Изучив основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ.

Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог — это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в «горячие точки», где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

Также можно сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция украиноязычного населения, инфляция, рост безработицы — все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы — необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля. Социальный конфликт — сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует — разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансфор-мирующихся обществах. // Социс. — М., 1997, № 12. — С. 121-125.

2.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М.: Гардарики, 2001. — 526 стр.

3.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: АО Аспект пресс, 1994, с.205

4.Кравченко А.И. Социология. — М.: Акад. Проект, 2001,с.155

5.Лавриненко В. Н. Социология. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998,с.256

6.Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных изменениях. М., 1990. — С.67,70.

7.Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. — М.: Прайм-Еврознак, 2000. — 352 стр.

8. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. — М.: Центр, 1996, с.234

9. Соколов С. В. Социальная конфликтология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с.345

10. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. — М.: Юристъ, 1997. — 239 с.