7
Лекция 2. Виды мышления
1. Проблема классификации видов мышления
2. Дихотомические классификации:
3. Генетическая классификация видов мышления:
а) наглядно-действенное мышление;
б) наглядно-образное мышление;
в) словесно-логическое (понятийное, абстрактное) мышление.
Література:
1.
1. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. 1975. С.4-18 (інтелектуальна поведінка); 94-119 (продуктивне мислення, умовивід і вирішення задач — конспект).
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1989. Т.1. С.388-399 (види мислення).
3. Тихомиров О.К. Психология мышления. М. 1984. С. 7-10 (види мислення).
4. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М. 1981:
Арнхейм Р. Визуальное мышление (с.97-107);
Блейлер Э. Аутистическое мышление (с.113-122);
Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком (с.87-96).
Линдсей Г. Творческое и критическое мышление (с.149-152);
Майер Г. Психология эмоционального мышления (с.123-129);
Теплов Б.М. Ум полководца (с.332-341).
2.
5. Бабаева Ю.Д. и др. Емоции и проблемы классификации видов мышления//Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №2. С.91-96. №3. С.42-55.
1. Проблема классификации видов мышления
Если в качестве психологического определения мышления, мышления “в узком смысле” мы принимаем следующее: мышление есть процесс поставновки и решания задач конкретным субъектом, то проблема классификации видов мышления может принять следующий вид — можно попытаться классифицировать виды мышления:
1) по характеру используемых при решении средств;
2) по характеру протекания мыслительных процессов;
Классификация видов воспитания
... которой происходит изменение личности воспитанника. Классификация видов воспитания В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям. Наиболее обобщенная классификация различает [2]: 1. ... частности, внушение отличается от убеждения. В процессе восприятия внушения деятельность мышления ослабляется и оно работает только на восприятие и запоминание. Важнейшей ...
3) по харктеру решаемых задач;
4) по содержанию побудительных механизмов мыслительного процесса;
5) по функциям, выполняемым мышлением в общем процессе жизнедеятельности;
6) по особенностям становления и проявления в фило- и онтогенезе.
Первые пять оснований классификации реализуются в так называемых “дихотомических” классификациях мышления, называемых так потому, что они содержат два полюса, два противопоставляемых друг другу вида мышления, и характеристика того или другого идет именно через противопоставление. Последнее основание классификации реализуется в генетической (наиболее распространенной) классификации видов мышления.
2. Дихотомические классификации
1. По характеру используемых при решении средств:
продуктивное — репродуктивное мышление
Данную классификацию можно рассматривать как разделение видов мышления в зависимости от содержания используемых средств или общих способов решения задачи. Имеется в виду наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта готовых средств решения задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений
При отсутствии готовых средств возникает необходимость их поиска, создания — продуктивное, творческое мышление.
Продуктивное и репродуктивное мышление различаются общими способами решения задачи. В репродуктивном мышлении — это следование определенным алгоритмам, что означает полный перебор вариантов средств достижения цели с направленным отбором необходимого. При продуктивном мышлении алгоритм либо отсутствует, либо не может быть применен, решение требует специальных эвристик. Эвристика — это правило эффективного сокращения поиска средств решения задачи (в отличие от алгоритма не дающее, однако полной гарантии адекватного результата).
Эвристика — практический метод, ограничивающий количество альтернатив, которые мы должны учитывать при разрешении проблемы. Это повышает наши шансы на успех, хотя и не гарантирует решения. Вот несколько эвристических решений, которые часто оказываются успешными:
— Постарайтесь определить, как настоящее положение дел отличается от желаемой цели. Затем найдите шаги, которые уменьшат эту разницу.
— Если не можете достичь цели непосредственно, постарайтесь определить подпроблему, которая может приблизить вас к решению.
Экспериментальное исследование продуктивного мышления в психологии было начато работами Карла Дункера.
“интеллектуальное” — визуальное мышление
Понятие “визуальное мышление” было введено в психологию Рудольфом Арнхеймом, американским психологом, одним из создателей современной психологии искусства.
Мышление как процесс решения задач
... положительно окрашенные способы достижения цели. Виды мышления Выделяют несколько классификаций видов мышления по различным основаниям 1. Основанием для классификации (генетической) могут являться средства решения задачи, в качестве которых выступают действие, ...
Сейчас 2 часа 40 минут. Сколько времени будет через полчаса? Решая эту задачу, вы могли пойти двумя путями: расчет или представление, соответствующий визуальный образ.
2. По характеру протекания мыслительных процессов
реалистическое — аутистическое мышление
Аутистическое мышление было выделено Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром и патопсихологом, который обнаружил, что одним из симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, что сопровождается активным уходом из внешнего мира.
“Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же самые явления в меньшей степени. Этот сиптом я назвал аутизмом. Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, я бы сказал, свои особые законы мышления…Мы наблюдаем действие этих механизмов и в обычном сновидении, в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира”
Аутистическое мышление Блейлер противопоставляет реалистическому по следующим пунктам:
- реалистическое мышление соответствует действительности; аутистическое представляет себе то, что соответствует аффекту (принцип удовольствия противостоит принципу реальности);
- целью реалистического мышления является правильное познание окружающего мира, нахождение истины; аутистическое мышление смтремится вызвать представления, окрашенные удовольствием, и вытеснить противоположно окрашенные представления;
- реалистические механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру, они служат для сохранения жизни, для добывания пищи, для нападения и защиты; аутистические механизмы создают непосредственно удовольствие, вызывая окрашенные удовольствием представления, не допускают неудовольствия, преграждая доступ к представлениям, связанным с неудовольствием.
Таким образом, существует реалистическое и аутистическое удовлетворение своих потребностей. Тот, кто удовлетворяется аутистическим путем, имеет меньше оснований или вовсе не имеет оснований к тому, чтобы действовать.
Аутистическое мышление преобладает в следующих случаях:
1) у ребенка, пока у него отсутствует опыт, необходимый для овладения логическими формами мышления и для познания возможностей, лежащих во внешнем мире. Если у ребенка появляется фантазия, то она легко получает перевес в смысле аутизма.
2) в вопросах, которые вообще недоступны или не совсем доступны нашему познанию и нашей логике — мировоззрение, религия, любовь;
3) в тех случаях, где чувства в силу каких-то причин получают обычно им несвойственное значение, например, при сильных аффектах, когда логика отступает на задний план;
4) там, где ослаблена логическая связь, где ассоциации теряют свое значение: в сновидениях здорового человека и при шизофрении.
интуитивное — аналитическое мышление
Различаются по трем признакам: временному (время протекания процесса), структурному (членение на этапы) и по уровню протекания (осознанность или неосознанность).
Мышление и его экспериментальное исследование
... того, каждый из нас обладает определенным уровнем развития так называемого творческого мышления, т. е. мышления, связанного с формированием принципиально новых знаний, с генерацией собственных идей. ... процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Изучение мышления - один из традиционных разделов общей психологии, поэтому ...
Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной стенпени представлено в сознании мыслящего человека. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. В отечественной психологии анализ этих видов мышления представлен в работах Я.А.Пономарева, Л.Л.Гуровой.
3. По характеру решаемых задач
теоретическое — практическое мышление
Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеевым — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка преобразования действительности: полстановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано Б.М.Тепловым в работе “Ум полководца”. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте проблем научного творчествва.
Одна из важнейших особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретитческое.
“Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен.
Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разарботать и осуществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей…
…Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах. Отсюда та своеобразная “отвественность”, которая присуща практическому мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д.. Возможность пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник далеко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей практического ума…
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ ... наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, ...
…Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не значит обязательно “легче”) чем умственная работа политического деятеля или полководца…” (Б.М.Теплов).
творческое — критическое мышление
В этой классифкации творческое мышление рассматривается как альтернатива не репродуктивному (продуктивное — репродуктивное), а так называемому критическому мышлению, отсюда и его понимание и опредление. Эти два вида мышления выделены в работе американских психологов Г.Линдсея, К.С.Халла, Р.Ф.Томпсона, которые определяют его так:
“Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое — выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического и наоборот”.
4. По содержанию побудительных механизмов мыслительного процесса
“судящее” — эмоциональное мышление (Генрих Майер, 1908).
Судящее мышление побуждается познавательным интересом, эмоциональное — “потребностями чувства и воли”. Эмоциональное мышление в свою очередь подразделяется на волевое и аффективное. Последнее наиболее тесно связано с эстетическим и религиозным мышлением.
Разграничив мышление на эмоциональное и судящее, Майер смог в значительной степени рассеять интеллектуалистический предрассудок, согласно которому ведущую роль в инициации мышления отдавали познавательным интересам. Майер подчеркивает, что в актах эмоционального мышления процесс познанния как бы затенен и выступает лишь в качестве побочного средства. Он отодвинут на второй план, поскольку основное внимание сосредоточено на достижении некоторой практической цели.
Эти два вида мышления имеют сходные и отличительные характеристики. Так, в судящем и эмоциональном мышлени наблюдаются сходные логические процессы (истолкование, объективирование, деятельность категориального аппарата).
Однако объективирование в актах аффективного мышления иллюзорно, поскольку образы фантазии относятся к вымышленной действительности. В этой ситуации действует механизм “аффективного самовнушения”. Специфична и форма словесного выражения аффективных представлений. Так, Майер подчеркивает, что было бы ошибочным считать междометия, характерные для актов аффективного мышления, словесным выражением этого вида представлений, поскольку они не являются предложениями или их зачатками. Аффективный окрик легко может быть заменен другими формами звукового выражения, например, свистом.
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений ...
... исследования определяется рядом факторов: - теоретическими: недостаточно изучены формы, средства и методы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста; - практическими: нехватка научно-обоснованных методик ... к активному общению и к активным игровым действиям; - использовать проблемные игровые ситуации и словесные инструкции в процессе занятий с детьми и их самостоятельной деятельности. ...
Принципиальное значение имеет также изучение взаимосвязей между эмоциями и познанием. По мнению Майера, невозможно существование представления без чувственного тона, так же как и существование чувствования без познавательного коррелята. Если какое-либо психологическое состояние оценивается как индифферентное, то подобную оценку следует рассматривать лишь как относительную, а не абсолютную. В этом случае речь может идти о некотором неопознанном чувственном тоне, который лежит ниже порога различения. Нельзя говорить о полном отсутствии представления объекта чувствования, поскольку всегда имеются некоторые элементы этого представления.
Все рассмотренные виды мышления не исключают друг друга, но могут сосуществовать. Тем самым, мышление, во-первых, в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморфное) психическое образование, имеющее сложную структуру и отвечающее различным целям и задачам. Во-вторых, если каждый из выделяемой пары типов адекватен для особых, “своих” задач, условий, ситуаций, то, взятые вместе, они могут дополнять друг друга в многообразной человеческой деятельности. Это дает возможность классифицировать виды мышления по функциональному принципу
Различия практического и теоретического мышления, интуитивного и аналитического, творческого и критического связаны с их функциональным назначением. Нетождественные познавательные задачи требуют разных способов, подходов к их решению, иногда — разных “режимов” мыслительной (сознательной) работы. Такое сотрудничество функционально различных видом мышления может происходить не только в жизни человека вообще, но и в процессе решения одной и той же задачи.
5. По функциям, выполняемым мышлением в общем процессе жизнедеятельности. Функциональными могут быть и разделения общих способов ориентации человека в мире. Таково различение
абстрактной и конкретной “мыслительных установок” (К.Гольдштейн), необходимое для анализа мышления у больных с мозговыми поражениями. Здоровый человек свободно владееет обеими установками: если окружающие условия знакомы и привычны, он действует в них “конкретно”, т.е. не задумываясь о причинах, если же объективная ситуация существенно изменяется и нужно понять, как следует в ней поступить, человек переходит к “абстрактному” способу поведения. Последняя способность утрачивается больными, и теперь окружающий мир требует специальной организации, чтобы конкретное поведение в нем было адекватным. Таким образом, абстрактная мыслительная установка является необходимым условием функционального обеспечения конкретной.
“Когда мы входим в темную спальню и зажигаем лампу, мы действуем конкретно, часто даже не осознавая того, что мы делаем. Нам просто хочется, чтобы стало светло, и наша реакция непосредственно определяется той внешней ситуацией, в которой мы находимся. Если же мы понимаем, что свет может разбудить спящего в комнате человека, и в соответствии с этим не зажигаем лампу, мы подходим к ситуации абстрактно, т.е. выходим за пределы непосредственно данных чувственных впечатлений…
Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже
... человеческие существа достигают способности конструировать и обмениваться теоретическими представлениями о мире и друг о друге. Каждый предложил ... аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией! так сказать динамическим компромиссом, в котором по мере развития ребенка убывают ... [6]. Также речь определяют как процесс общения людей друг с другом посредством языка, это деятельность общения, ...
Конкретная установка реалистична. При такой установке мы отданы во власть, или привязаны к непосредственному переживанию данной вещи или ситуации в ее конкретной уникальности. Наши мысли и действия направляются непосредственными побуждениями, исходящими от одной конкретной стороны объекта или ситуации в нашем окружении.
При абстрактной установке мы отвлекаемся от конкретных свойств предметов и явлений…Мы отделяем себя от данного чувственного впечатления, и конкретные вещи предстают перед нами как частные случаи или репрезентации некоторых категорий. Поэтому абстрактная установка может быть названа также категориальной или понятийной установкой. Абстрактная установка является основой следующих способностей:
1) произвольно принимать ту или иную установку сознания;
2) произвольно переходить от одного аспекта ситуации к другому;
3) удерживать в уме различные аспекты одновременно;
4) схватывать существо данного целого, расчленять данное целое на части и выделять их произвольно;
5) обобщать, отвлекать общие свойства, планировать заранее в уме, принимать определенную установку по отношению к “чистой возможности”, а также мыслить символически;
6) отделять свое “я” от внешнего мира”.
3. Генетическая классификация видов мышления
Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития (генеза).
Выделяют три основных уровня развития мышления:
наглядно-действенный;
наглядно-образный;
словесно-логический.
Кажый из этих уровней определяется двумя критериями. Первым из них (левые части названий) служит та конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию, чтобы ими можно было успешно оперировать: а) объект как таковой в своей материальности и конкретности; б) изображенный на рисунке, схеме, чертеже; в) описанный в той или иной знаковой системе. Умение решать практические, наглядные, вербальные задачи служит наиболее простым показателем соответствующих уровней развития мышления. Оперирование объектами, представленными во все более отвлеченных от конкретности обобщенных формах, требует как освоения новых мыслительных средств, так и продуктивного развития познавательной сферы в целом.
Второй критерий выделения уровней мышления (правые части названий) соответствует тем основным формам, или способам, какими сам человек представляет и познает окружающий мир: а) через практическое действие с объектом; б) с помощью образных представлений; в) логических понятий и других знаковых образований. Например, после освоения простого двигательного навыка, скажем, завязывания узла на галстуке, этот процесс легко представить через соответствующую схему практического действия. Сложнее представить его в образном плане, отразив все необходимые операции без их выполнения. Для логического описания этой процедуры (и, тем самым, самого узла) без помощи наглядных образов потребуется создание специального языка — набора терминов и правил пользования ими.
Психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного ...
... условия развития наглядно-действенного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. Цель исследования – определить комплекс психолого-педагогических условий развития наглядно-действенного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование и развитие наглядно-действенного мышления слабослышащих ...
Таким образом, наглядно-действенное мышление определяется (и ограничивается) возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия (их иногда называют “ручным интеллектом”) являются основой любых более позних форм отражения реальности. Так, на наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предметов позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. На следующем уровне реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Практическая, образная и понятийная формы представления реальности являются универсальными для построения любых генетических классификаций видов мышления. Однако уровни развития мышления не всегда полностью совпадают (как в приведенной классификации) с этими формами по своему содержанию. Так, внутри каждого уровня можно выделить два различных плана: а) тех мыслительных средств, которыми субъект свободно владеет, представляя их как целостную, взаимосвязанную систему; б) тех мыслительных средств, с помощью которых данное мыслительное представление становится возможным, но которые сами еще не вполне освоены. Совмещение так понимаемого уровня (Ж.Пиаже) с названными формами представления дает уже не 3, а 4 стадии развития мышления, на каждой из которой средства более ранних форм (например, практической или образной) объединяются в систему и осваиваются субъектом с помощью более позних (образной или понятийной).
Высшие уровни развития совпадают здесь с овладением наиболее абстрактными, формально-логическими средствами, системы которых называют “чистыми” формами мышления.