Тема 4. Методы изучения межличностных отношений и межличностного восприятия

Лекция 5.

Под межличностными отношениями (или взаимоотношениями) будем понимать личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Мы можем исследовать межличностные отношения благодаря тому, что они актуализируются и проявляются в общении (которое является уже наблюдаемым процессом) и в общении же они формируются и развиваются.

Как отмечают исследователи, занимающиеся изучением различных аспектов межличностных отношений, сфера межличностных отношений достаточно широка и охватывает весь диапазон существования человека, начиная c диадных супружеских или детско-родительских отношений до его отношения к большим социальным группам. Возможно именно проникновение межличностных отношений в различные сферы жизнедеятельности человека привело к разработке значительного количества методических средств исследования межличностных отношений. У Бодалева, Столина приводятся различные основания систематизации арсенала методик:

  • на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутри группы, в частности в диаде); для каждого объекта — своя специфика;
  • на основании задач, решаемых в исследовании (выявление групповой сплоченности, совместимости);
  • на основании структурных особенностей самих методик (опросники, проективные методики, социометрия);
  • на основании тех параметров, которые являются основанием для суждения психолога о межличностных отношениях (субъективные предпочтения, личностные характеристики участников общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений); это основание связано с определенным теоретическим пониманием исследуемого объекта.

В Приклад. отмечается, что для измерения социальных отношений применяются две группы методик:

  1. собственно методики оценки отношений;
  2. диагностические методики и оценки свойств человека, влияющие на отношения.

Для изучения отношений наиболее распространенным методом исследования является социометрия.

I. Метод социометрических измерений.

Пожалуй, наиболее известным методом изучения межличностных отношений является метод социометрических измерений (его относят к группе специализированных социально-психологических методов).

4 стр., 1606 слов

Опросник межличностных отношений (ОМО) Шутц

... и могут быть выражены графически.   Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири) При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и ... получают индивиды в процессе межличностного отношения и взаимодействия. Социоматрица – отражение данных социального опроса в виде таблицы. Критерий выбора – основание для определения наиболее ...

Создатель социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено («Кто выживет?», 1934) считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Отсюда следует, что мы можем рассматривать социометрию как метод исследования структуры малой группы и изучения личности как элемента группы. По мнению 269 экспертов СМ тест рассматривается в качестве «независимого от теории метода измерения человеческих предпочтений». Это же является и основой для критики СМ теста, поскольку в основе СМ лежит модель группы как преимущественно эмоционально-психологического феномена (независимо от того, в какую деятельность вовлечена группа).

Для уменьшения оторванности от реальной деятельности Я.Л.Коломинский предложил модификацию СМ теста, которую можно охарактеризовать как «выбор в действии» (вместо «выбери товарища по парте» – «поздравь товарища»).

Направленность СМ. Что измеряет СМ? Это вопрос дискуссионный. С уверенностью можно сказать только, что он фиксирует факт выраженного индивидуального предпочтения в отношении взаимодействия с определенным другим индивидом в определенной ситуации. Многие исследователи описывают это явление через понятие установки (таким образом, СМ выбор выявляет межличностные установки членов группы, содержанием которых является потребность того, кто выбирает, в общении с тем кого выбирают).

То есть это информация о взаимоотношениях. Что касается внутригруппового общения, то для его изучения необходимы методы, прямо нацеленные на исследование непосредственного взаимодействия (прямое наблюдение, гомеостатические методики и их модификации).

Разведение понятий «общение» и «межличностные отношения» может объяснить несовпадения СМ картины и реального процесса общения (например, лидерство – это феномен структуры общения, а уровень .СМ статуса (в том числе «СМ звезда» — характеризует положение в структуре взаимоотношений, поэтому не может служить основанием для рекомендации на руководящую должность).

Аналогично, показатель взаимности (определяемый количеством взаимных выборов) не тождественен показателю групповой сплоченности. В связи с методом СМ возникает вопрос: что стоит за определенным выбором, то есть каковы мотивы тех или иных предпочтений.

В отечественной психологии социометрия применяется для изучения малых контактных групп, то есть групп, члены которой находятся на примерно одинаковом и достаточно высоком уровне межличностного познания, познания друг друга. Для групп, члены которых находятся на различных уровнях межличностного познания, использование социометрии неэффективно (следовательно, не имеет смысла использовать СМ для подбора групп, а только для хорошо знакомых друг с другом людей).

Какая именно структура группы может быть исследована с помощью социометрии? Как известно, в любой группе можно выделить, во-первых, официальную или формальную структуру общения, которая отражает нормативную сторону человеческих взаимоотношений. Помимо официальной структуры в любой социальной группе имеется неофициальная или неформальная структура, формирующаяся как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства.

6 стр., 2950 слов

Специфика измерений в психологии, их возможности и трудности, ...

... критерии принятия решения. Психометрическое направление связано, в основном, с разработкой и использованием различного рода тестов. Тесты применяются для стандартизированного измерения ... быть разделён на три этапа: 1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности ... субъективных оценках данного свойства, усреднённых по группе экспертов. В психологии шкалы оценок стали применяться ...

По процедуре СМ тест представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Контролируемые условия задаются с помощью СМ критериев. Правильный выбор СМ критериев является основным этапом разработки программы СМ измерения. Требования к выбору СМ критериев: 1) их смысл должен быть понятен каждому члену группы; 2) их содержание должно затрагивать важные для группы стороны их жизнедеятельности. Для этого необходимо предварительное знакомство с объектом исследования. СМ критерий является инструментом для измерения межличностных отношений в группе. Но взаимоотношения имеют много измерения (деловые, половые, психологические).

Поэтому вопрос «Как Вы относитесь к …?» не имеет смысла. Его нужно конкретизировать, чтобы он был индикатором определенного измерения взаимоотношений. СМ критерии можно разбить на два класса: 1) коммуникативные (цель: отразить реальные или воображаемые отношения в группе); 2) гностические — отражающие, как воспринимают члены группы свои взаимоотношения. 1) класс критериев называют СМ тестом, 2) — тестом социальной перцепции.

«Классический» вариант СМ процедуры: конфиденциально назвать наиболее желательных партнеров для определенных видов совместной деятельности (работа, отдых, проживание, другие критерии).

Модифицированный вариант был предложен в 1958 году R.Tagiuri, он дополнил классическую методику вопросом: «Кто, по мнению опрашиваемого, отдаст ему свои выборы?». Это дает возможность получить информацию о социальной чувствительности и самооценке испытуемого. СМ методика проверена на надежность и обоснованность.

Существуют различные формы организации социометрического исследования. Одноактная социометрия дает срез групповой структуры, многоактная дает информацию о динамических характеристиках, то есть об изменении структуры.

Общая схема действий при социометрическом исследовании включает:

  • формулировку задач исследования;
  • выбор объекта измерения;
  • формулировку основных гипотез;
  • выдвижение возможных критериев для опроса членов группы.

Главные требования к проведению СМ теста:

  • четкое указание критерия;
  • ограничение допустимого числа выборов (поскольку при неограниченном числе выборов достоверность информации снижается, однако ограниченное число выборов не позволяет оценить социальную экспансивность членов группы);
  • указание границ популяции (?);
  • обеспечение конфиденциальности ответа.

Социометрическая процедура может осуществляться в 2-х формах:

  1. непараметрическая. Инструкция: отвечать на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов. Теоретически возможное число выборов в данном случае (N-1), где N — число членов группы. Достоинствами данной формы является возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы и среза многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: сложность в обработке большого количества связей при N=12-16, вероятность большого количества случайных выборов (выбор по принципу «выбираю всех»).
  2. параметрическая процедура. Выбор строго фиксированного числа из всех членов группы. Лимит выборов облегчает статистическую обработку, повышает надежность данных и дает возможность сопоставительного анализа в группах различной численности (за счет стандартизации условий выбора).

Считается, что для N=22-25 минимальная величина социометрического лимита должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Для выбора d можно использовать формулу определения вероятности случайного выбора, предложенную Дж. Морено и Е.Дженнингс:

d

P(A) = ——

N-1

P(A) выбирается в пределах 0.2 — 0.3, подставляя, получаем d.

Недостатком параметрической процедуры является возможность раскрыть только наиболее субъективно значимые связи.

СМ критерии. Они определяются задачами исследования. Критерий должен быть сформулирован как можно конкретнее. Их не должно быть слишком много, чтобы не перегружать карточку. Критерии должны быть логически связаны между собой и вызывать интерес. Смысл их должен быть очевиден для опрашиваемых.

Например, для изучения групповой структуры симпатий-антипатий критерий можно было бы задать с помощью следующего вопроса: «Если бы Вы захотели организовать встречу Нового года у себя дома, в кругу близких знакомых и товарищей по работе, то кого бы из членов группы Вы пригласили?»

Коммуникативный критерий должен давать испытуемому преставление о том, кого и зачем выбирать для совместной деятельности.

В групповых структурах общения существуют горизонтальный и вертикальный контуры взаимоотношений. Горизонтальный — отношения координации и корреляции, вертикальный -субординация, соподчинение. Для изучения этих отношений применяют соответственно двойные и одинарные критерии. (Основанием для такого деления является характер, а точнее, симметрия отношений между испытуемым и другим членом группы. Симметричные отношения предполагают выбор партнера равной роли, например, соседа по столу в учебной аудитории и направлены на исследование отношений горизонтального уровня (координации и корреляции)).

Двойные критерии дают возможность взаимного выбора. Например, «с кем бы вы хотели сидеть за одним столом?» Критерии для выявления отношений субординации, соподчинения в структуре взаимовлияния — это одинарные критерии. Например, кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?» Одинарные критерии вскрывают отношения лидерства.

Критерии могут быть сильными и слабыми в зависимости от значимости (и конкретности) задаваемой ситуации (например, «С кем бы хотел сидеть за одной партой (работать на одной операции)?» – это сильный, а «С кем бы хотел провести свободное время?» – слабый).

Значимость ситуации выбора для группы можно оценить либо на основе наблюдения за группой, либо на основе нестандартизированных интервью с членами группы. Считается, что сильные критерии позволяют выявлять более обобщенные и непосредственные отношения между испытуемыми, которые основаны на непосредственном влечении к человеку. ?Выбор по слабому критерию в основном зависит от требований той деятельности, для которой выбирается партнер.

Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимоотношений в группе на основе указанного ролевого поведения. Например: «кого бы Вы хотели выбрать своим помощником, если бы Вы были бригадиром?» Ролевые критерии обозначают ту социальную роль, которая может быть значима для личности в ее социально-психологических отношениях с окружающими. ролевые критерии успешно применяются при изучении проблем лидерства.

В тех случаях когда в формулировке критерия указывается на последовательность выборов, говорят о критериях ранжирования. Например: «С кем бы Вы хотели готовиться к экзаменам в первую очередь, во вторую, в третью…? Укажите по порядку.» Последовательность выборов дает указание на интенсивность взаимосвязей выбирающего с выбираемым. На основе ранжирования всех членов группы от самого предпочитаемого до непредпочитаемого можно определить социальную дистанцию между членами группы.

Гностические критерии.

Являются индикаторами не реальных, а представляемых субъектом. Членов группы просят указать, кто из других членов группы выберет или отвергнет его по тому или иному критерию. Вероятность угадывания выборов зависит от того, насколько адекватно субъект оценивает свою позицию в системе отношений в группе. Представления субъекта о характере взаимоотношений в группе формируются на основе восприятия и понимания ими друг и друга. На этом уровне закладывается основа для организации в дальнейшем реальных взаимоотношений. Гностические критерии как правило не являются самостоятельными, а формулируются на основаниях, общих с коммуникативными. Например, «К»: «С кем из учеников ты хотел бы сидеть за одной партой?» «Г»: «Выбери, пожалуйста, тех членов класса, которые, по твоему мнению, выберут тебя товарищем по парте». Классификация гностических критериев повторяет классификацию коммуникативных (см. выше).

Определение числа критериев. Большое количество критериев часто порождает у испытуемых (особенно школьников) стремление обязательно выбирать разных лиц. Последовательность предъявления критериев должна подчиняться логике «от простого к сложному».

Задания для самостоятельной работы.

Заполнить таблицу «Виды социометрических критериев».

Название критерия

Структура межличностных отношений, индикатором которой является критерий

Пример (формулировка критерия)

Коммуникативный

Гностический

Официальный

Неофициальный

Ролевой

Двойной

Одинарный

Ранжирования

Литература.

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.
  2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.
  4. Прикладная социальная психология. /Под редакцией А.Н.Сухова и А.А.Деркача — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.

Далее можно сравнить обе структуры: неофициальных влияний на основе отображения реально сложившихся в группе отношений членов группы к желаемому и популярному лидеру и структуру на основе воображаемого выбора желательных компаньонов и подчиненных. При большом различии можно сделать вывод о недостаточной структурированности группы. Совпадение структур может свидетельствовать о наличии осознаваемой членами группы дифференциации ролей и иерархии влияний в группе.

Для исследования степени осознанности и правильности оценки внутригрупповых связей можно используются гностические критерии. Гностические критерии являются индикатором не реальных отношений, а представляемых субъектом. Субъекта просят указать, кто, по его мнению, выберет или отвергнет его по тому или другому поводу. Воспринимаемая структура отношений является важной предпосылкой реальных отношений, поскольку именно на основе стереотипов восприятия и установок формируется отношение субъекта к другому лицу.

Порядок составления СМ карточки.

  1. Списки членов социометрируемых групп; каждому члену группы присваивается свой номер, который является его шифром.
  2. Составление карточки. Заголовок «СМ карточка», под ней — краткая инструкция к заполнению: «Отвечая на вопросы, необходимо в графу «выборы» проставлять номера тех членов группы по списку, которые наиболее полно соответствуют Вашим отношениям к ним по предложенным критериям выбора».

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

К

а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?

Г

Как Вы думаете, кто выберет Вас по пункту а)?

Как Вы думаете, кто выберет Вас по пункту б)?

К — коммуникативный критерий, Г — гностический.

  1. Если нет см лимита, то в карточке должно быть достаточно места, чтобы человек мог давать полные ответы.
  2. при опросе с ограничением выбора справа чертится столько вертикальных граф, сколько выборов предполагается разрешить. Определение числа выборов для разных по численности групп с заранее заданной величиной P(A) (таблица).

Вставка. Ксерокс [с. 100- 107, СМ]

Социометрические индексы как характеристика индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы.

Предлагается также так называемая аксиоматическая система определений, на которую можно опираться при интерпретации результатов социометрического теста [Аванесов В.С.] (для непараметрической процедуры).

Отметим некоторые из них, сохранив авторскую нумерацию.

1. …

  1. Полностью сплоченный коллектив: общая сумма числа выборов В равна N2-N (N- число членов группы).

    Это имеет место, когда каждый член группы выбирается всеми другими (редкий случай).

    симметричным индексу сплоченности в группе является индекс конфликтности число взаимных отрицательных выборов разделить на N(N-1).

    Сплоченный коллектив: В  (N2-N)/2.

  2. Признаком сплоченности может обладать не группа целиком, а подгруппа (см. критерии 4., 5.).
  3. Если в подгруппе никто не выбирает членов других групп и выполняются условия полной сплоченности, то такая группа — сплоченная и замкнутая (изолированная).
  4. Член группы, который имеет максимальное число выборов и является формальным руководителем, называется лидер. Член группы, который имеет максимальное число выборов и является рядовым членом группы — «любимец». И тот, и другой рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе.

11. Если два субъекта принадлежат к разным группам, но выбирают только друг друга, то имеет место замкнутая неформальная группа.

12. Качественным критерием сплоченности группы является количество «изолятов» и «индивидуалистов» в ней. «Индивидуалист» — член группы, который не выбирает никого, «изолят» — тот, кого никто не выбирает. Оба относятся к так называемым периферическим членам группы. Чем меньше «изолятов» и «индивидуалистов», тем более сплоченной является группа.

  1. Если j выбирают в своей группе и по меньшей мере еще в одной группе, то назовем его «признанным членом коллектива». Если только в своей — «признанным членом группы».
  2. «Центральный член коллектива» — имеет большинство выборов, в том числе от представителей разных групп.
  3. Если i никого не выбирает в своей формальной группе, но делает выбор в коллективе — внегрупповой член; если только в своей формальной группе — внутригрупповой член.
  4. Если j выбирают члены всех групп — «маргинальный» член группы.
  5. Если выборы только в пределах своих групп, то имеет место расслоение коллектива по изолированным группам.
  6. Если В внутри группы больше В вне группы, то группа — устойчива.

22. Если рассматривается коллектив, состоящий из одинаковых по количественному составу групп, то можно сравнить средний по коллективу показатель внутригрупповой сплоченности с показателем межгрупповой сплоченности.

показатель внутригрупповой сплоченности:

показатель межгрупповой сплоченности:

где — сумма выборов внутри группы,

  • число групп,
  • число членов в каждой группе.

Изложенные определения, условия и оценки оказываются валидными при значениях 15, 7, 100.

Дальнейшая математическая обработка связана с анализом социометрических матриц, как внутригрупповых, так и суперматрицы [Аванесов, с. 187 -193]. Результаты СМ теста могут обрабатываться с помощью матричных, графических, индексных и статистических методов.

Критические замечания по поводу СМ теста в основном касаются интерпретации результатов. Отмечается, что потенциальные (называемые) предпочтения не всегда совпадают с выявляющимися в реальном поведении, поэтому необходимо сочетать СМ с другими методами (например, с наблюдением).

  1. Референтометрия.

Это развитие СМ, цель которого – выявление скрытого для внешнего наблюдателя референтного круга лиц, оценки и мнения которых особо значимы для личности.

  1. Аутосоциометрические методики.

Под аутосоциометрическими методиками понимают такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе.

III. Метод наблюдения для исследования межличностных отношений

Недостаток исследования межличностных отношений посредством субъективных предпочтений связан с тем, что он основывается на сознательной оценке отношений участниками интеракций, которые подвержены влиянию социальных установок и психологических защит.

Для преодоления этого недостатка разрабатываются методики, позволяющие получать информацию о характере межличностных отношений косвенным образом, например, в процессе наблюдения. Объектами наблюдения является чаще всего выбор дистанции в ситуации взаимодействия (как реальной (пример про экзамен), так и смоделированной — вариант проективного теста), то есть проксемическое поведение. Размер межперсонального пространства является индикатором эмоционального расстояния. Для получения диагностически значимой информации, как вы помните, необходимо проведение предварительной работы по разработке схемы наблюдения, прежде всего необходимо выделить набор категорий, которые являются проявлениями изучаемого феномена, и допускают объективную регистрацию.

Схема наблюдения Р.Бэйлза.

Разработка наиболее известной схемы наблюдения при изучении межличностных отношений связана с именем Р.Бэйлза (1970).

Схема наблюдений представлена 12-тью показателями, которые охватывают различные виды интеракций в группе. Эти показатели объединяются

в 4 более крупные категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем, область негативных эмоций.

Интерпретация предполагает определять разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия. Например, человек, получивший высокий балл в области решения проблем — лидер, в области позитивных эмоций — эмоциональный лидер.

  1. Ситуационные тесты.

Моделируется определенная ситуация взаимодействия, в которой подчеркивается какой-то аспект взаимоотношений путем введения в ситуацию какого-то момента обостряющего это взаимодействие (обычно конфликтного характера, требующего совместных обсуждений).

Например, настольная игра М.Дойча и Р.Крауса, где испытуемым предлагается с помощью ручек как можно быстрее провести свою фишку по определенному пути. При этом оказывается, что общий для каждого участника участок пути они могут пройти только по отдельности. Регистрируются все вербальные и поведенческие проявления, которые позволяют сделать вывод об инициативности, готовности к компромиссу… Вариант ситуационного теста для исследования диадного (или межгруппового взаимодействия) — игра «Дилемма узника».

Матрица игры «Дилемма узника».

Выбор участника Б

б (молчать) г (сказать)

Выбор б

3, 3

-1, 5

участника А г

5, -1

1, 1

Возможные тактики взаимодействия — кооперация или конкуренция, однако результат выбора зависит не только от собственных действий, но и от умения учесть мотивы своего партнера. Выбор кооперации ограничивается возможной неудачей. Достоинством ситуационных тестов является возможность получения объективных данных о тех особенностях взаимоотношений, которые могут проявиться в реальных ситуациях (то есть можно говорить о высокой прогностической валидности), недостаток — нестандартизированная процедура, качественный анализ результатов.

В отечественной психологии аналогом ситуационных тестов являются «гоместатические» методики, как аппаратурные, так и модифицированные для проведения без специальной аппаратуры. Суть гомеостатических методик в том, что выполнения их требует согласованных и координированных действий всех участников взаимодействия. Межличностные отношения дтерминированы

  1. Совместный тест Роршаха.

Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного. Необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Большинство методик, позволяющих получить такую информацию — проективные.

Методика СТР имеет направленность на выявление интрапсихического содержания личности и позволяет исследовать структуру и динамику межличностного взаимодействия в семье. Коммуникативные процессы оказываются доступными диагностике благодаря введению методического приема «гомеостат». Преимуществами методики являются:

  1. ее проективный характер (неосознаваемые мотивы);
  2. отсутствие заранее определенного решения, как в других гомеостатных методиках. Здесь все решения партнеров равноправны, поэтому расхождение точек зрения неизбежно, а обмен решениями в меньшей степени будет отражать стремление к передаче объективного содержания, а в большей степени — эмоциональные установки членов группы друг по отношению к другу.

Диагносцируются: количество и качество совместных ответов (анализ продукта взаимодействия, при этом предполагается, что совместный ответ не есть просто сумма индивидуальных) и сам процесс нахождения решений (стили межличностного взаимодействия).

Сфера применения. Семейная диагностика, особенности установления терапевтического контакта при разных формах психотерапии (прогноз о совместимости: терапевт, который легко и отчетливо представлял себе зрительные образы своего пациента в тесте, был способен улавливать больше информации о состоянии пациента в процессе психотерапии; и терапевт, развивающий у пациента творческий подход к интерпретации пятен, способствующий возрастанию инициативы и уверенности в себе пациента, аналогично воздействует на него и в процессе психотерапии); клиническая диагностика (внутрисемейные дисгармонии в семьях больных шизофренией: в основном за счет спутанных противоречивых посланий (в тесте — аналогичные объяснения рисунков (агграматичные, по созвучию)), пропуски начальных звеньев коммуникативного процесса (ориентировочных)).

Каждое речевое высказывание, помимо того, что оно является интерпретацией пятна, еще и обращено к партнеру, то есть инициирует ответное действие партнера на совместном пути к достижению общего решения. Н.Лавленд предлагает различать 4 формы высказываний, в зависимости от их роли в решении общей задачи:

  1. облегчающие (сензитивные, творческие);
  2. нейтральные (обычные, стандартные);
  3. затрудняющие (случайные, уводящие от цели);
  4. разрушающие (искажающие смысл сказанного).

Делались попытки диагностики ролевых ожиданий членов семьи относительно друг друга (приводятся примеры продуцирования высказываний противоречивого характера, отражающие комплементарность ролевых паттернов: эти высказывания обычно близки по содержанию, но могут отличаться например, по такой характеристике, как активность — пассивность, агрессивность — неагрессивность (например, «два каннибала над горшком с ритуальным огнем» или «два туземца барабанят по барабану»).

При включении индивида в разные группы при выполнении СТР (семья, друзья, референтная группа), он может демонстрировать различные паттерны поведения.

Процедура проведения теста обычно включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но можно ограничиться только СТР. В первом варианте мы получаем возможность соотнести количество и качество ассоциаций в индивидуальном варианте и в ситуации взаимодействия. При индивидуальном тестировании используется полный набор таблиц, процедура тестирования и обработка протоколов проводятся по традиционной схеме. Присутствие экспериментатора во время проведения 2-й серии нежелательно.

Процедура СТР. Таблицы Роршаха «рубашками вниз» помещаются на столе перед участниками эксперимента, точное местоположение которых регламентируется экспериментатором. Для СТР редко используют все таблицы, обычно 2-3.

Инструкция. «Попробуйте прийти к согласию по поводу Ваших толкований таблиц. Запишите Ваши совместные ответы на каждую таблицу на листках бумаги (каждый на своем)».

В ходе проведения СТР на магнитофон записываются высказывания участников дискуссии, а также фиксируются невербальные реакции.

Обработка результатов. Может осуществляться в укороченном варианте, в этом случае мы ограничиваемся диагностикой стиля и динамики взаимодействия в процессе общения. В этом случае анализируется поведенческий аспект коммуникаций в соответствии со следующими категориями:

  1. Графа «Держание таблицы»: практическая активность (кто берет, держит таблицу — свидетельствует о распределении ролей.
  2. «Количество предложений»: продуцирование новых идей, их количество, качество (в сравнении с ИТР), кто является инициатором идей.
  3. «Проникаемость», то есть умение донести до партнера свое предложение (здесь может проявиться агрессивность, потребность в достижении, а также способность подстраиваться к партнеру для достижения общей цели — это будет проявляться в стиле описания, понятном для партнера).
  4. «Решение»: руководство, как часто принимает решение о совместном ответе.
  5. «Аффективный стиль» отношений, выражается в способах реагирования на партнера (поддержка (+), отклонение (-), игнорирование (0), амбивалентные реакции (+-).

    Игнорирование (отсутствие оценок) может свидетельствовать о скрытом отвержении и пренебрежении, полное отсутствие негативных оценок — о сдерживаемой агрессии.

  6. Кооперация, показатель сплоченности — количество и качество совместных решений (из 10 таблиц в среднем бывает 7-8) (однозначное согласие партнеров — 1; «плохое» (псевдосовместное — 0).

Регистрируемые данные сводятся в таблицу (форма и комментарии к заполнению Бодалев, Столин, с. 203).

В отличие от «гомеостатических» методик, в которых нужно прийти к единому четко определенному решению, в СТР неопределенность стимульного материала приводит к неизбежному расхождению точек зрения. При поиске совместного решения участники будут демонстрировать эмоциональные установки по отношению друг к другу. СТР позволяет выявить неосознаваемый личностный аспект коммуникации.

Качество и количество совместных ответов могут служить мерой сплоченности и совместимости группы, а сам процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия.