Тема 1. Формирование психиатрии как науки. Исторические этапы развития психиатрии. Организация психиатрической помощи в рф

Дисциплина: Психиатрия

Конспекты

Психиатрия как наука сформировалась относительно недавно — около 170 лет назад, когда появились первые научно обоснованные представления о болезненных нару­шениях психической деятельности человека. Однако в ка­честве особой ветви медицины она получила признание значительно раньше. Это было связано с необходимостью оказания помощи людям с психическими расстройствами. На всех этапах становления и развития психиатрии на нее в большей мере, чем на все другие области медици­ны, влияли господствовавшие философские, мировоззрен­ческие взгляды. Дело в том, что во время психической болезни в одних случаях резко, в других — постепенно могут меняться характерные свойства личности челове­ка, а многие его поступки становиться непонятными, не соответствующими, а иногда и противоречащими окружа­ющей обстановке. В результате трудоспособность падает, заболевший перестает быть нужным и полезным людям. Отношение здоровых к таким больным и уход за ними всегдав какой-томере отражают гуманность и степень культуры общества; они занимают в борьбе с психичес­кой ненормальностью не последнее место.

Ознакомление с формированием психиатрии, ее достижениями и крупнейшими учеными, создавшими науку, имеет большое по­знавательное значение. Наряду с этим понимание пути психиат­рии, прошедшей от наказаний и изоляции душевнобольных до гу­манного их лечения и реабилитации, будет способствовать воспи­танию бережного отношения к пациенту, клиенту, ученику и его семье.

Изучение истории психиатрии показывает, что развитие пред­ставлений о психических расстройствах связаны с господствующи­ми в ту или иную эпоху философскими взглядами. В этой связи можно выделить три основные существующие и развивающиеся тенденции.

Магический подход — рассмотрение необъяснимых явлений в психике как магических. В примитивном обществе ответствен­ными за болезни души и тела считали духов. В Средние века воз­никновение помешательства связывали с кознями дьявола или с добровольным общением с ним. В некоторых культурах и в насто­ящее время все еще психоз считают результатом одержимости бе­совскими силами, вселения в человека дьявола.

Органический подход — объяснение душевных болезней телес­ными причинами. Греческий философ Гиппократ (IV в. до н. э.), как и некоторые другие его современники, связывал появление психических расстройств с материальными явлениями (смешением соков в организме).

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Арилалкиламины: Фенамин Сиднокарб Производные бензимидазола: Бемитил Основы адекватного применения препаратов в психиатрии В. Козловский Адекватность проводимой лекарственной терапии приобретает важное значение, учитывая ... трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям медицины относится психиатрия, в которой вопрос правильного назначения отдельных препаратов и даже целых ...

Мозг он считал органом познания и приспо­собления человека к среде: «Надо знать, что, с одной стороны, на­слаждения, радость, смех, игры, а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга… От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога, стра­хи, либо ночью, либо с наступлением дня». В XIX веке Т. Мейнерт (1833—1892) уже определенно связывал возникновение психозов с болезнями больших полушарий мозга. В. Гризингерг (1814—1868) указывал на то, что многие нервно-психические болезни обязаны своим происхождением соматическим заболеваниям. В XX веке достигнут такой уровень развития психиатрии, что, например, А. Фёллинг (1934) смог объяснить происхождение фенилкетону­рий (формы умственной отсталости) отсутствием фермента фени-лаланингидроксилазы.

Психологический подход — обнаружение психологических причин психических нарушений. Возникновение взгляда на психи­ческие расстройства как на последствие людских страстей и поро­ков можно представить как трансформацию средневековых пред­ставлений о влияниях злого духа на душу и поведение людей. В начале XIX веке представители «Психической школы» — И. Генрот (1773—1843), рассматривавший религиозную мораль как причину психических расстройств, В. Иделер (1795-1860), отста­ивавший в этом качестве чистую мораль, Бенеке (1789—1854), ви­девший в крайнем психологизме ответ на вопрос об этиологии психических расстройств, и др. — этиологию психических рас­стройств сводили к психическим факторам. В конце XIX — начале XXвека. З.Фрейд (1856-1939) конкретизировал характер психо­логических воздействий, способных привести к возникновению неврозов и психозов, ими он считал вытесненные из сознания эмоции и побуждения. В течение XX века это направление, связан­ное с изучением глубинных психологических механизмов, которые могут являться, в частности, причиной нервно-психических рас­стройств, разрабатывалось трудами его учеников и последовате­лей: К. Юнга (1875-1961), А.Адлера (1870-1937), Е. Блейле-ра (1857-1939), К. Хорни (1885-1953) и многих других.

Интегральный подход — понимание психических рас­стройств как изменение работы сложного физиологического меха­низма (организма) и осознающего себя индивида (личности) под влиянием трудных жизненных обстоятельств и связанных с ними эмоциональных стрессов, тревоги, гнева, страха, безнадежности. Г. Селье (1946) при так называемом адаптационном синдроме вы­явил цикл органических реакций в ответ на внешние раздражите­ли. Его учение наряду с работами И.П.Павлова (1849—1936) и 3. Фрейда легло в основу клинических и экспериментальных исследований взаимодействия между душой и телом. Возникло психо­соматическое направление в медицине (Дойч Ф., 1884—1964, ГроддекГ., 1886-1934, Данбар Ф., 1902-1959, Александер Ф., 1891—1964 и др.), рассматривающее соматические расстройства в неразрывной связи с состоянием психики, а психические болезни неотрывно от телесных изменений По сути, этот подход — отраже­ние признания того, что не существует ни психической, ни сома­тической болезни. Практически у больного человека имеются представленные в разных пропорциях сочетания как психических, так и соматических нарушений. От преобладания одних или дру­гих зависит диагноз душевного или телесного заболевания. Преи­мущество этого подхода в том, что вне зависимости от того, рас­строена психика или возникло соматическое заболевание, он пред­полагает необходимость использования не только лекарственных препаратов, действующих на соматические симптомы, но и на обязательности применения средств психотерапии.

12 стр., 5838 слов

Организация медико-социальной помощи онкологическим больным

... функционально щадящего лечения при подобной распространенности процесса весьма сужена. Чаще для ... особенности проведения мероприятий медико-социальной помощи онкологическим больным. Этапность процесса, где на ... с диагностикой и терапией органических болезней получили признание психосоматика и учет ... и индивидуальность подхода. Рассмотрим эти особенности подробнее. Возможность помощи конкретному больному ...

Организация психиатрической помощи в России

В основе организации психологической помощи в РФ лежат 3 основные принципа: дифференциальность (спец-я) помощи различным контингентам больных, ступенчатость и преемственноть помощи в системе различных, психических учреждений.

Дифференциальная помощь больным психическими болезнями отражена в создании нескольких видов психиатрической помощи. Создание специальных отделений для больных с острыми и пограничными состояниями, с возрастными психозами, детские, подростковые и др. Органами социального обеспечения созданы дома для инвалидов (псих интернаты), для хронических больных, органами просвещения — интернаты и школы для умственно отсталых детей и подростков.

Ступенчатые организации психиатрической помощи варьируются в наличии максимальной приближенности к населению внебольничных, полустационарной и стационарной помощи. Внебольничные ступени включают психоневрологический диспансер, диспансерные отделения больниц, психиатрические,   психотерапевтические и наркологические кабинеты при поликлинике, МСЧ, а также лечебные производные, трудовые мастерские. В полустационарную   входят дневные стационары, в штатном отделении   принадлежащие психоневрологическим дисциплинам; в стационары – психиатрические больницы и психиатрические отделения в других больницах.

Преемственность обеспечивается тесной функциональной связью психических учреждений разных ступеней, что регламентируется инструментами МЗ РФ. Это позволяет непрерывно наблюдать за больным и его лечение при переходе из одного лечебного учреждения в другое.

В РФ установлен специальный учет психически больных, его осуществляют область, город и район психоневралогические диспансеры, психоневралогические кабинеты, районные поликлиники и центральные районные больницы, в которых организованно здравоохранение обязаны иметь полные списки психически больных, проживающих на обслуживаемой ими территории. Система учета позволяет с достаточной   степенью достоверности выявлять распространенность по стране основных форм психических болезней, в том числе легко протекающих и особенно так называемых пограничных состояний. Установлению   распространенности психических болезней   способствует доступность и приближенность   сети психоневрологических учреждений к населению и их контакт с неврологическими и другими медицинскими учреждениями.   Для осуществления исследования распространенности психических болезней МЗ РФ разработаны и утверждены клинические критерии учета. Соответствующие документы адаптированы к Международной классификации болезней, составленной ВОЗ. На основе   учетных данных и результатов клинико-статистических исследований,   проводимых научными и практическими учреждениями, получают достоверные сведения о показателях   распространенности психических болезней,   их структуре и динамике.

6 стр., 2740 слов

Психологическая надежность или высшая психическая деятельность

... организма. Приложение Психологическая надежность или высшая психическая деятельность Высшая нервная деятельность - это совокупность множества взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга. ... анализаторов. Основные характеристики анализаторов чувствительность, избирательность, адаптивность. С помощью анализаторов человек оказывается в информационном пространстве, о значении ...

Тема 2. Основные разделы психиатрии. Базисные понятия и категории, современные направления в психиатрии.

В процессе исторического развития психиатрии выделился ряд отдельных разделов. Среди них в первую очередь следует назвать организационную психиатрию. Она разрабатывает вопросы организации стационарной и внебольничной помощи психически больным, а также изучает эпидемиологию психических заболеваний, намечает пути снижения заболеваемости населения нервно-психическими расстройствами. Организационная психиатрия планирует развитие психоневрологической помощи населению, обеспечивает своевременное выполнение намеченных мероприятий.

Судебная психиатрия изучает нарушения психической деятельности при различных психических заболеваниях в тесной связи с вопросами уголовного, административного, гражданского и семейного права. В процессе судебно-психиатрической экспертизы не только диагностируется психическое заболевание того или иного лица и назначается лечение, но и решаются вопросы о его вменяемости или невменяемости, дееспособности или недееспособности и других юридических последствиях в зависимости от степени и глубины имеющихся психических расстройств.

В последнее время широкое признание получила психофармакология – наука, изучающая терапевтическое воздействие лекарственных веществ на психическую деятельность и поведение человека. Она возникла в начале 50-х годов XX века и в настоящее время превратилась в мультидисциплинарную науку. Ее быстрое развитие стало возможным благодаря созданию большого количества биологически активных психотропных препаратов, вызывающих выраженный терапевтический эффект при различных психических заболеваниях.

Вопросы, касающиеся соотношения роли социального и биологического в возникновении и развитии психических заболеваний, разрабатывает социальная психиатрия. Она тоже определяет формы и методы реабилитации, ресоциализации, реадаптации психически больных, т.е. решает вопросы создания условий по возможности более полного воспитания (сохранения) индивидуального и общественного статуса больного. К разделу социальной психиатрии следует отнести психогигиену (разрабатывает мероприятия по охране психического здоровья населения) психопрофилактику (определяет меры предупреждения психических заболеваний).

Важным разделом общей психиатрии является возрастная психиатрия: детская (определяет особенности психических нарушений у детей), подростковая (изучает развитие психических расстройств в период полового созревания) и геронтопсихиатрия (обосновывает различные нарушения психической деятельности в пожилом и старческом возрасте).

Сравнительно недавно в самостоятельный раздел выделилась наркология, выявляющая и учитывающая больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, проводящая санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике и лечению этих заболеваний, а также выясняющая биологические и медико-социальные причины их возникновения.

9 стр., 4078 слов

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

... организма, осуществляемые только низшими отделами центральной нервной системы. Рефлекторной деятельности противопоставлялась психическая деятельность головного мозга, психическая деятельность, не поддающаяся объективным методам изучения. И.П. Павлов нашел ... и его сознания. В трудовой деятельности возникли речь и язык. Теоретические исследования по судебной психиатрии и экспертная практика в нашей ...

Взаимосвязь психиатрии с другими науками

Современная психиатрия тесно связана со многими смежными науками и прежде всего с биологическими, создающими предпосылки для успешного развития прикладных наук медицины, в том числе и психиатрии. Конкретные биологические исследования различных психических заболеваний проводятся на основе достижений таких фундаментальных наук, как нейрофизиология, биохимия, генетика, иммунология др.

В частности, современные данные нейрофизиологии позволяют объяснять многие психопатологические явления. Как известно, выдающиеся ученые С. П. Боткин, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и многие другие главную роль в жизнедеятельности организма отводят нервной системе. Развивая известное положение (1891) о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов (1923, повторное издание – 1951) экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Условнорефлекторная теория получила дальнейшее развитие в трудах П. К. Анохина (1968), А. Г. Иванова-Смоленского (1965), И. С. Беритова (1969), Н. В. Виноградова (1963) и др. В результате были разработаны три основных принципа рефлекторной деятельности.

1. Принцип детерминизма устанавливает причинность нервных связей, законов высшей нервной деятельности. Из этого принципа следует, что ни один нервный процесс не совершается без какого-либо повода, причины, сигнала из внешней или внутренней среды организма.

2. Принцип анализа и синтеза отражает функции мозга, его системную деятельность, свойство нервной системы раскладывать сложные взаимодействия окружающей действительности на составляющие элементы, а затем при определенных обстоятельствах соединять их в единую функциональную систему.

3. Принцип структурности раскрывает приуроченность динамики нервных процессов к структуре мозга, связывает функциональные процессы нервной системы с ее материальной основой – структурными образованиями.

Используя результаты исследований условнорефлекторной деятельности животных применительно к человеку с учетом качественных особенностей его психики, Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Он пришел к выводу, что наши ощущения и представления окружающего мира являются первыми сигналами действительности, а речь – вторыми, т. е . сигналами сигналов. Взаимодействия сигнальных систем определяют специальные типы высшей нервной деятельности человека. Павлов выделял художественный, мыслительный и средний типы. Для человека с художественным типом характерно конкретно-синтетическое, эмоционально-образное мышление; он за каждым словом видит факты. В данном случае первая сигнальная система преобладает над второй. Для мыслительного типа нервной деятельности характерно абстрактно-аналитическое, отвлеченно-словесное мышление. При этом типе мышления доминирует вторая сигнальная система. При среднем типе, который свойствен большинству людей, обе сигнальные системы функционально уравновешены.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности послужило толчком для дальнейшего изучения механизмов деятельности мозга. Стали быстро развиваться другие науки, изучающие основы нервной деятельности.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... Образ, складывающийся в результате восприятия как психофизиологического процесса, предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает ... нейрона более высокого уровня в нервной системе). Схема рецептивного поля нейрона коры головного мозга. Из нее видно, что, прежде чем нервное возбуждение от рецептора попадает в ...

В частности, успехи, достигнутые в области нейрофизиологии, нейробиологии, нейроморфологии, психофизиологии, позволили Анохину сформулировать и развить универсальный принцип общих функциональных свойств мозга как единой целостной системы организма. Рефлекс, по Анохину, представляет собой замкнутое кольцо или спираль, состоящую из ряда последовательных процессов:  1) процессы нервного возбуждения, возникающего в результате внешнего или внутреннего раздражения органов чувств (начальное звено);  2) процессы афферентного синтеза, осуществляющегося путем анализа поступающей информации в мозг и принятия в связи с этим решения (центральное звено);  3) ответная реакция организма по команде мозга (двигательное звено);  4) обратная информация о результатах выполненных действий (заключительное звено).

Обратная связь в данном случае создает возможность оценки соответствия или несоответствия получаемых результатов запрограммированным действиям. Исключение сигналов обратной афферентации приводит к неправильному реагированию организма на поступающие внешние или внутренние раздражения.

Исследования Н. П. Бехтеревой (1974), Ю. Ф. Полякова (1972), А. И. Иваницкого (1976), Э. А. Костандова (1974), К. К. Монахова (1972) биоэлектрических реакций мозга на различных уровнях при разных функциональных состояниях структурных образований центральной нервной системы позволили создать новые концепции относительно интегративной деятельности головного мозга. Комплексное изучение физиологических процессов мозга (ЭЭГ, нейронной активности, вызванных потенциалов медленных электрических процессов и др.) дало возможность выяснить роль коры больших полушарий и глубинных церебральных структур в психической деятельности человека и вскрыть механизмы патологических состояний мозга. На основании этих исследований были разработаны принципиально новые положения о системной деятельности мозга и изучены мозговые коды психических процессов.

В последние годы много сделано в изучении биохимических основ психических заболеваний. Ведущими учеными осуществляется систематизация полученных в этой области данных для создания обоснованной биохимической концепции психических заболеваний. В частности, установлено, что определенную роль в патогенезе многих психических расстройств играет нарушение обмена биогенных аминов – катехоламинов (норадреналина и дофамина) и серотонина. Однако вопрос, какие изменения системы биогенных аминов являются ведущими при тех или иных психических заболеваниях и каков их характер, окончательно не решен. Для того чтобы на него ответить, необходимо полностью учесть всю сложность и тесную взаимосвязь процессов нейромедиации в мозге, так как нарушения различных звеньев этой системы в итоге могут привести к возникновению сходной симптоматики у больных, страдающих различными психическими расстройствами. Кроме того, на формирование биохимических механизмов мозговой деятельности большое влияние оказывает наследственная предрасположенность организма к той или иной болезни. Генетические исследования свидетельствуют о существенной роли наследственности в возникновении многих психических заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз; эпилепсия и др.).

13 стр., 6255 слов

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ...

... и развития: изучить клинику, патогенез и лечение нервно-психических расстройств на всех этапах травматического поражения головного мозга и освоить профессиональные умения и навыки по диагностике ... отсутствие желаний, побуждений. Д. Расстройство движений, проявляющееся невозможностью стоять и ходить без поддержки. 4. БРЕД ПАРАНОИДНЫЙ: А. Высшая степень бессвязанности мышления, когда речь представляет ...

В то же время установлено, что данные биохимических исследований коррелируют с различными клиническими параметрами психотических нарушений. В биохимических нарушениях находят отражение степень тяжести патологического процесса, острота состояния больного в момент исследования, тип течения заболевания и др.

Развитие иммунологических исследований в психиатрии в первую очередь направлено на выяснение взаимоотношений и роли клеточных и гуморальных механизмов аутоиммунных реакций при психических заболеваниях. Системное исследование иммунопатологии психических заболеваний позволило проследить различные иммунологические сдвиги у больных с нервно-психическими расстройствами и сформировать, в частности, известную гипотезу аутоиммунной природы шизофрении. Результаты иммунологических исследований также свидетельствуют о существенной роли генетических механизмов в образовании гуморальных антител против антигенов из ткани мозга.

Однако психиатрия базируется не только на данных ряда биологических наук. Большая роль в понимании сущности психических явлений принадлежит объективному психологическому анализу деятельности мозга в норме и патологии. С точки зрения современной психологии психика представляет собой сочетание ряда субъективных категорий – ощущений, восприятий, памяти, эмоции, мышления, сознания.

Тема 3. Психопатия процесса восприятия и мышления

Психиатрия (греч. – лечение) – наука о душевных заболеваниях, их распространенности, этиологии, патогенезе, морфологических основах этих заболеваний, их профилактике, клинике, диагностике, лечении и экспертизе. Основные разделы психиатрии: общая психиатрия, психиатрия детского и подросткового возраста, геронтологическая психиатрия, судебная, социальная психиатрия, биологическая психиатрия, транскультуральная психиатрия. Областью компетенции психиатрии являются: психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).

Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.

Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом, были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. — то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия).

25 стр., 12056 слов

107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение ...

... бредом отравления - параноические галлюцинации воображения – зрительные, слуховые отражают, «подтверждают» какие-либо психотравмирующие, сверхценные переживания. 133) Формальные расстройства мышления, клинические варианты, диагностическое значение. ФРМ- «как мыслит больной», ... пароноидальный с-м. - псевдогаллюцинации; - бредовые идеи воздействия, преследования; - психический автоматизм. Виды: - ...

Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.

Таким образом, был осуществлен переход от системы представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий. Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями, описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные,обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).

Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.

Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.

Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.

Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.

5 стр., 2400 слов

Расстройства ощущений

... больных с острым приступом бреда. Парэйдолические иллюзии (парэйдолии) — это сложные фан­тастические образы, насильственно возникающие, при рассмат­ривании реальных предметов. Парэйдолические иллю­зии — довольно грубое расстройство ... органов галлюцинации общего чувства (висцеральные). Они могут сопровождаться ипохондрическими идеями и иногда на­поминают сенестопатии, от которых отличаются отчетливой ...

Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие).

Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.

Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.

Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.

Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)

Эта рубрика включает ряд нарушений способа мышления по форме: изменение его темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.

Нарушения темпа мышления

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания).

«Скачка идей» — крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности мышления

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство).

Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Символическое мышление. Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления).

Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Расстройства мышления по содержанию

Включают в себя бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.

Бредовые идеи. 

Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.

Первичный бред, или бред толкованияинтерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами. Восприятие здесь обычно не страдает. Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.

Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания).

Выделяют галлюцинаторный, маниакальный, депрессивный, конфабуляторный, образный бред. Из сказанного следует, что вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Этот уровень или «регистр», как и генетически связанный с ним бред, называют параноидным (в отличии от первичного – паранойяльного).

По содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы: преследования, величия и самоуничижения.

К группе идей преследования относятся бред отравления, отношения, воздействия, собственно преследования, «любовного очарования».

Бредовые идеи величия также разнообразны по содержанию: бред изобретательства, реформаторства, богатства, высокого происхождения, бред величия.

К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный бред) относят бред самообвинения, самоуничижения, греховности, виновности.

Депрессивные фабулы обычно сопровождаются подавленностью и предъявляются астенично. Параноидный бред может быть как астеничным, так и стеничным («преследуемый преследователь»).

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Этот бред тесно связан с жизненной ситуацией, личностью больного, либо измененной психическим заболеванием, либо являющейся патологической от самого рождения. Галлюцинации обычно отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным бредом характеризуется сутяжничеством, кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.

Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.

При шизофрении часто наблюдается один из наиболее типичных вариантов галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдром Кандинского-Клерамбо, который складывается из следующих симптомов: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи воздействия. Автоматизмами называют явление утраты чувства принадлежности самому себе мыслей, эмоциональных переживаний, действий. По этой причине психические акции больных субъективно воспринимаются как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал три вида автоматизмов:

  1. Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.
  2. Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.
  3. Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).

Объяснение подобных внутренних переживаний при помощи воздействия гипнозом, космическими лучами или различных технических средств называется бредом воздействия и иногда носит достаточно нелепый (аутистический) характер. Аффективные расстройства при этом чаще всего представлены чувством тревоги, напряженности, в острых случаях – страха смерти.

Парафренный синдром. Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями. Иногда бредовые высказывания больных имеют в качестве основы фантастические, вымышленные воспоминания (конфабуляторный бред).

При параноидной шизофрении парафренный синдром является заключительным этапом течения психоза.

Помимо описанных выше хронических бредовых синдромов в клинической практике встречаются остро развивающиеся бредовые состояния, имеющие лучший прогноз (острая паранойя, острый параноид, острая парафрения).

Они характеризуются выраженностью эмоциональных расстройств, низкой степенью систематизации бредовых идей, динамизмом клинической картины и соответствуют понятию острого чувственного бреда. На высоте этих состояний могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации психической деятельности в целом, в том числе признаки нарушения сознания (онейроидный синдром).

Острый чувственный бред также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим помимо тревоги и идей инсценировки симптом двойников. При симптоме отрицательного двойника больной утверждает, что близкий человек, например, мать или отец, не является таковым, а представляет собой подставную фигуру, загримированную под его родителей. Симптом положительного двойниказаключается в убеждении, что незнакомые лица, специально изменившие свой облик, представляются больному в качестве близких людей.

Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья. Больные убеждены в наличии у них тяжелого, смертельного заболевания (сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей», говорят о поражении отдельных органов или частей тела («сердце перестало работать, сгустилась кровь, кишечник сгнил, пища не перерабатывается и из желудка поступает через легкие в мозг» и т.п.).

Иногда они утверждают, что умерли, превратились в гниющий труп, погибли.

Сверхценные идеи

Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.

Умозаключения возникают как на основе логической переработки понятий, представлений (рационально), так и с участием эмоций, организующих и направляющих не только сам процесс мышления, но оценивающих его результат. Для личностей художественного типа последнее может иметь решающее значение по принципу: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Сбалансированное взаимодействие рациональной и эмоциональной составляющих называется аффективной координацией мышления. Наблюдающиеся при различных заболеваниях и аномалиях эмоциональные расстройства вызывают ее нарушения. Сверхценные идеи являются частным случаем неадекватно избыточного насыщения аффектом какой-либо отдельной группы представлений, лишающего конкурентоспособности все прочие. Этот психопатологический механизм называется механизмом кататимии. Вполне понятно, что возникающие подобным образом патологические идеи могут иметь не только личностную, болезненную, ситуационную обусловленность, но и содержательно связаны с жизненными темами, вызывающими наибольший эмоциональный резонанс.

Этими темами чаще всего являются любовь и ревность, значимость собственной деятельности и отношение окружающих, собственное благополучие, здоровье и угроза потери того и другого.

Чаще всего сверхценные идеи возникают в ситуации конфликта у психопатических личностей, в дебютных проявлениях экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях, а также в случаях их легкого течения.

При отсутствии стойкой дезорганизации эмоционального фона они могут иметь транзиторный характер и при его упорядочивании сопровождаться критическим отношением. Стабилизация аффективных расстройств в процессе развития психического заболевания или хронизации конфликта у аномальных личностей приводит к стойкому снижению критического отношения, что некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают называть «сверхценным бредом».

Навязчивые идеи

Навязчивые идеи, или обсессии, — это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов. В этих случаях они, как правило, нестойкие и не причиняют значительного беспокойства. При психическом заболевании, напротив, концентрируя на себе и на борьбу с ними всю активность больного, переживаются как крайне тягостные и мучительные. В зависимости от степени эмоциональной насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные (абстрактные) навязчивости. Они могут быть представлены навязчивым мудрствованием («мыслительная жвачка»), навязчивым счетом (арифмомания).

К эмоционально насыщенным навязчивостям относятся навязчивые сомнения и контрастные навязчивости. При них больные могут многократно возвращаться домой, испытывая тревожные сомнения, закрыли ли они дверь, выключили ли газ, утюг и т.п. При этом они прекрасно понимают нелепость своих переживаний, но не в силах перебороть возникающие вновь и вновь сомнения. При контрастных навязчивостях больные охвачены страхом совершить что-то недопустимое, аморальное, противозаконное. Несмотря на всю тягостность этих переживаний, больные никогда не пытаются реализовать возникшие побуждения.

Навязчивые идеи, как правило, представляют собой идеаторный компонент навязчивых состояний и редко встречаются в чистом виде. В структуре их также имеют место эмоциональная составляющая (навязчивые страхи – фобии), навязчивые влечения – компульсии, моторные расстройства – навязчивые действия, ритуалы. В наиболее полном виде эти нарушения представлены в рамках обсессивно-фобического синдрома. Навязчивые страхи (фобии) могут иметь различное содержание. При неврозах они чаще всего носят понятный характер, тесно связанный с ситуацией реальной жизни больного: страхи загрязнения и заражения (мизофобия), закрытых помещений (клаустрофобия), толпы и открытых пространств (агорафобия), смерти (танатофобия).

Чаще всего встречаются навязчивые страхи возникновения тяжелого заболевания (нозофобия), особенно в случаях, спровоцированных психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия.

При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание – например, мысли о том, что в употребляемой пище могут присутствовать трупный яд, иголки, булавки; домашние насекомые могут заползти в ухо, нос, проникнуть в мозг и т.п.

Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами – своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение. Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых мыслей о заражении, больные моют руки определенное количество раз, используя при этом мыло определенного цвета. Для подавления клаустрофобических мыслей перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются вокруг своей оси. Подобные действия больные вынуждены повторять по многу раз при всем понимании их бессмысленности.

Чаще всего обсессивно-фобический синдром наблюдается при неврозе навязчивых состояний. Он также может встречаться в рамках эндогенных психозов, например, при неврозоподобных дебютах шизофрении, а также при конституциональных аномалиях (психастении).

Одним из вариантов обсессивно-фобического синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический) синдром. При этом переживания больного сосредоточены на наличии либо мнимого, либо реально существующего физического недостатка или уродства. Они могут носить как характер навязчивых страхов, так и сверхценных мыслей со снижением или отсутствием критического отношения, напряженным аффектом, вторичными идеями отношения, неправильным поведением. В этих случаях больные пытаются самостоятельно устранить имеющиеся недостатки, например, избавиться от веснушек при помощи кислоты, бороться с излишней полнотой, прибегая к изнурительному голоданию, или обращаются к специалистам с целью хирургического устранения имеющегося, по их мнению, уродства.

Синдром дисморфомании может наблюдаться у аномальных личностей в подростковом и юношеском возрасте, чаще у девушек. Также у них часто встречаются близкие к этому синдромы – синдром нервной анорексии и ипохондрический. Бредовой вариант синдрома дисмофомании наиболее типичен для дебютных проявлений параноидной шизофрении.