Раздел 1. Душа и тело

КУРС ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Направление: все направления высшего педагогического образования (кроме 540600 Педагогика)

Курс: 1

Форма обучения: очная

Семестр: 1

Количество часов на дисциплину: см.табл.ниже

Из них:

аудиторных: см.табл.ниже лекции: см.табл.ниже

 

Направление подготовки

Трудоемкость

Аудиторные

Из них лекций

Менеджмент

108

54

18

 

Цель курса: сформировать целостное представление о строении и функционировании психики человека в процессах его жизнедеятельности, а также заложить теоретико-методологические основы для целенаправленного усвоения других психологических дисциплин, включенных в программу профессиональной подготовки бакалавра; дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии людей; объяснить психику как инструмент взаимодействия человека с внешним миром и самим собой.

 

Задачи курса:

введение в предмет и проблематику психологии человека;

овладе­ние системой основных научно-психологических понятий и профес­сиональной логикой их употребления;

формирование знаний о психической организации человека как едином предмете теоре­тической, прикладной и практической психологи.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного

материала курса.

 

Психология человека — представляет собой своеобразное введение в предмет психологии. Авторская оригинальность заключается в стремлении целостно охарактеризовать отдельно взятые психические явления на основе междисциплинарного синтеза различных отраслей психологической науки и других областей знаний о человеке.

Задача целостного изложения психологии человека решается с помощью двух основных понятий. Одно из них – “психическая организация человека” – предназначено для определения психики как целостного образования, интегрирующего в себе по разным основаниям все многообразие психических свойств, описывающих психику как идеальную реальность внутреннего мира человека. Другое – “формы проявления психического”, используемое для обозначения материальных носителей психического, в которых психический потенциал человека опредмечивается и представлен в качестве наблюдаемого явления.

В качестве элементов психической организации рассматриваются “психические образования”, являющиеся продуктом психической деятельности и результатом трансформации элементарных психических свойств в более сложные качественные психические образования, которые можно рассматривать одновременно и как компоненты психической организации человека (элементы структуры психики), и как феномены психологии человека (элементы психологической структуры субъекта).

Программа включает несколько разделов, воспроизводящих методологию данной учебной дисциплины.

Раздел «Душа и тело» освещает проблему взаимообусловлен­ности телесных и психических признаков человека в философско-психологическом аспекте на основе систематизации общенаучных знаний о человеке и некоторых принципов психоанализа и психо­терапии..

Раздел «Организм и психика» освещает проблему телесной детерминации психической деятельности человека с позиций ес­тественнонаучного подхода, включая в его контекст идею транс­формации соматических и психических свойств телесно-психичес­кой организации человека в его психологические качества и ду­ховные образования личности.

Раздел «Функции психики» посвящен проблемам жизненного предназначения психики и явлениям трансформации психического потенциала в процессах взаимодействия человека с внешним ми­ром. В изложении этих проблем интегрированы достижения теоре­тической и прикладной психологии, физиологии и социологии.

Раздел «Структура психики» посвящен проблемам структурной организации психики, ее аналитическим основаниям, классифика­ции психических свойств и содержательной характеристике психи­ческих образований. При изложении этих проблем использованы знания теоретической, экспериментальной и прикладной психоло­гии, а также знания о человеке, представленные в мировоззренческих концепциях науки и религии. Современная теоретическая, экспериментальная и прикладная психология позволяют выделить двенадцать психических об­разований. В их числе следующие: аффективные, мотивационные, темпераментные, регуляторные, сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные, рефлексивные, психомоторные, креатив­ные, коммуникативно-речевые, нравственные.

Раздел «Формы проявления психики» освещает проблемы мате­риализации и опредмечивания идеальных психических образований, представленных во внутреннем плане психики. Эти проблемы свя­зываются с экстериоризацией телесно-психического потенциала посредством движений, действий, поступков, поведения, деятель­ности, внешнего облика, а также с психологическим познанием человека.

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний

 

Проверка качества усвоения лекционного материала и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится в различной форме: устные выступления на практических занятиях, письменные работы, выполнение тестовых заданий. Использование различных форм текущего контроля позволяет:

помочь студентам-первокурсникам в планировании и организации самостоятельной работы;

сформировать навыки работы с научной литературой;

более объективно оценить знания и уровень учебной мотивации каждого студента;

сформировать у студентов более адекватное представление об уровне собственных знаний.

Итоговая аттестация по курсу

 

Курс завершается устным экзаменом, на котором проверяется:

усвоение теоретического материала курса;

овладение системой основных научно-психологических понятий.

 

Основное содержание

 

1.Понятие о человеке. Телесная и психическая организация человека. Материаль­ность телесной организации и идеальность психической организа­ции человека. Антиномия души и тела. Конечность и смертность тела, бесконечность и бессмертие души. Объектные и субъектные признаки человека. Их соотношение в целостной структуре субъекта. Философские определения человека как универсальной формы жизни, компонента природы, космического существа, меры всех вещей, причины всех следствий, преобразующей силы.

2.Понятие о человеке-индивиде. Телесно-психическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-индивида. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность. Половые особенности человека. Психология пола и половая идентичность. Возрастные особенности человека. Этнические осо­бенности человека. Этническая психология и этническая идентичность.

3.Понятие о человеке-личности. Социально-психологическое взаимовлияние объектных и субъ­ектных признаков человека-личности. Социально-групповая при­надлежность и социальная психология личности. Ролевые функции и социальный статус личности. Профессиональная деятельность и социальный успех личности. Общественная позиция и авторитет личности.

Личностная идентичность человека в связи с семейными, профессиональными и другими социальными ролями. Личностная самореализация человека.

4.Понятие о человеке-индивидуальности. Основные признаки индивидуальности человека: единичность, неповторимость, оригинальность, уникальность, тождественность себе и самоидентичность.

Телесно выраженная индивидуальность в объектных признаках человека.

Психологическая феноменология индивидуальности, заключен­ная в субъектных особенностях человека. Субъективность психи­ческого отражения. Индивидуальная картина мира и Я-концепция. Стиль поведения и деятельности. Мастерство, талант и гениаль­ность. Характер как проекция индивидуальных отношений и субъек­тных установок человека.

Раздел 2. Организм и психика

5.Соматические свойства человека. Телесная целостность организма и психики. Функциональная взаимообусловленность строения организма и психики. Идея трансформации со­матических и психических свойств человека.

Понятие о соматических свойствах организма и их классифи­кация в биологических науках. Биохимические, физиологи­ческие и анатомические свойства организма и их влияние на психическую деятельность человека. Трансформация соматичес­ких свойств в телесный габитус и психические свойства человек.

6.Психические свойства человека. Основные векторы психического взаимодействия как основа­ния для классификации психических свойств человека. Вектор психического взаимодействия с организмом как источник психофи­зиологических свойств. Вектор психического взаимодействия с физическими объектами внешнего мира как источник психофизичес­ких свойств. Вектор самоотражения психической деятельности как источник рефлексивных свойств. Вектор социального взаимодействия с людьми как источник социально-психологических свойств. Вектор предметно-практического взаимодействия с миром вещей как источник деятельносто-психологических свойств. Духовная интеграция психических свойств человека в общественной практике людей. Трансформация психических свойств человека в психологические и духовные качества личности.

Раздел 3. Функции психики

7.Имплицитные функции психики. Адаптационное и координационное предназначение психики. Нервно-физиологические основания имплицитных функций психики: афферентация, аналитико-синтетическая деятельность мозга и эффекторные реакции нервной системы как природная основа гности­ческих, аффективных и регуляторных функций психики. Рецепция, афферентный синтез, акцептор действия — психофизиологические механизмы имплицитных функций психики.

Гностические функции психики. Трансформация гностических функций в познавательную деятельность, знания и ум человека. Аффективные функции психики. Трансформация аффективного отражения в переживания, оценки и чувства. Регуляторные функции психики. Личностная ассимиляция регуляторных функций психики в качествах воли

8. Понятие об эксплицитных функциях психики. Эксплицитные функции психики как результат трансформации телесно-психического потенциала человека в процессах его взаимодействия с внешним миром. Эксплицитные функции психики как результат субъектной индетерминации психической деятельности человека.

Психологические, социаль­но-психологические и соци­альные виды трансформации эксплицитных функций.

9.Коммуникативные функции психики. Психика как средство коммуникации человека с миром вещей и людей. Использование телесно-психического потенциала челове­ка в коммуникативной деятельности людей.

Психологическая трансформация органов чувств, телесных движений, речи в средства коммуникативной деятельности челове­ка. Социально-психологическая трансформация коммуникативной деятельности в феномены взаимосвязи людей. Социальная трансформация коммуникативной деятельности лю­дей. Личностная ассимиляция коммуникативных свойств и их трансформация в психологические качества человека.

10. Информационные функции психики. Информационный аспект психической деятельности. Психологическая трансформация информационных потоков в процессах ощущения, восприятия и памяти. Социально-психологическая трансформация информационных потоков в сообщениях и взаимопрезентации партнеров. Предметные и личностные потоки информации в сообщениях и самопрезентации.

Социальная трансформация информационного взаимодействия в общечеловеческом опыте и в системах массовой

11.Когнитивные функции психики. Когнитивный аспект психической деятельности. Проявление субъективности в когнитивном процессе через осмысленность, апперцептивность и личностный смысл. Когниция, конструкт, компо­зиция, шаблон, стереотип, алгоритм познавательной деятельнос­ти .

Психологическая трансформация значения и смысла в образах представления, мышления и воображения. Социально-психологическая трансформация когнитивных про­цессов в явлениях взаимопознания и взаимопонимания людей. Социально-психоло­гическая интерпретация личности партнеров как интегративный феномен когнитивного отражения людьми друг друга.

12.Эмотивные функции психики. Аффективно-отношенческая природа эмотивных функций психики. Субъективность аффективно-отношенческого реагирования на объекты взаимодействия. Психофизиологические основания аффективно-отношенческого субъективизма.

Психологическая и социально-психологическая трансформация аффективно-отношенческих процессов.

Социальные отношения как результат трансформации эмотив­ных функций в общественно-трудовом взаимодействии людей

13.Конативные функции психики. Конативные функции как проявление субъективной направлен­ности психической деятельности человека. Проявление субъектной устремленности в мотивационной сфере психики.

Психологическая, социально-психологическая и социальная. трансформация конативных функ­ций.

14.Креативные функции психики. Проявление творческого потенциала в креативных функциях психики. Интериоризация и экстериоризация как психологические механизмы психического саморазвития и преобразования человека. Интегративная роль креативных функций в психической деятель­ности человека.

Самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация личности как результат ассимиляции креативных функций психики.

Раздел 4.Структура психики

15. Аналитические основания структуры психики. Взаимодействие человека с явлениями его внутреннего и внешнего мира как основание интегративной модели психической деятельности. Вектор деятельностно-психологического взаимодействия человека с миром вещей в роли субъекта труда. Вектор социально-психологического взаимодействия человека с миром лю­дей в роли субъекта общения. Вектор психофизиологического вза­имодействия человека со своим организмом в роли субъекта поз­нания. Вектор психофизического взаимодействия человека со свойствами внешнего мира в роли субъекта познания. Вектор пси­хорефлексивного взаимодействия человека со своим внутренним миром в роли субъекта познания.

16. Психофизиологические образования

Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности, раскрывающее причины и механизмы его поведения. Функции мотивации. Психологические компоненты (феномены) мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения.

Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма.

Жизненные функции эмоций и чувств. Формы проявления аффективных психических образований: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация.

Темперамент как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Темперамент как психическая подструктура личности. Жизненное предназначение темперамента. Особенности современного подхода к пониманию темперамента как структуры свойств.

Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Самоконтроль как звено в системе саморегуляции. Назначение саморегуляции. Воля и внимание как особенные регуляторные образования.

17.Психофизические образования

Сенсорно-перцептивные психические образования как конкретно-чувственный уровень отражения внешней и внутренней среды организма. Роль сенсорно-перцептивных психических образований в процессах познания, в психическом, интеллектуальном и личностном развитии. Ощущение и восприятия как особенные сенсорно-перцептивные образования.

Мнемическая организация человека. Память как средство запечатления, сохранения и актуализизации следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представления о внешнем мире. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти.

Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций человека. Структурные и факторные подходы к пониманию интеллекта. Вербальный, невербальный и социальный интеллект. Жизненные функции интеллекта. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Воображение. Репродуктивное и творческое воображение.

18.Психорефлексивные образования

Рефлексивные психические образования как результат трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень развития психики, как интегральное образование. Основные свойства и процессы сознания. Основные интегральные феномены и формы материализации сознания. Картина мира и Я- концепция как базовые компоненты индивидуального сознания.

19.Деятельностно-психологические образования

Психомоторные психические образования как единство органов чувств, телесных и предметных средств действенной активности человека. Роль психомоторного развития в становлении произвольности психических процессов. Психомоторные психические образования как условие освоения пространства, деятельностного взаимодействия человека со средой, а также средство самовыражения и самопрезентации. Телесные движения. Двигательные способности. Двигательная память. Моторика и речь. Произвольные и непроизвольные телесные движения, идеомоторные акты.

Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека, создание новых объектов и сред. Природа и истоки творческой деятельности. Предназначение творчества. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант и гениальность.

20.Социально-психологические образования

Коммуникативно-речевые психические образования как социально-психологический компонент в структуре психики, формирующийся в процессах взаимодействия людей друг с другом. Жизненное предназначение коммуникативно-речевых психических образований. Речь и язык — основные феномены коммуникативно-речевых психических образований. Виды речи.

Нравственные психические образования как продукт социально-психологического взаимодействия людей, как отражение системы субъективных отношений человека к людям и другим объектам внешнего мира.

Роль нравственных психических образований в регуляции поведения человека, во взаимодействии с другими людьми и обществом, в самовыражении и определении человеком своего места в мире. Отношение как содержательная характеристика взаимодействия человека с физической и социальной средой. Совесть как внутренний источник регуляции отношений.

Раздел 5. Формы проявления психического

21. Проявление психического в телесных движениях человека Движение и жизнь. Движение как материализация психической активности. Телесные движения и мышечные сокращения. Идеомоторные ак­ты. Непроизвольные и произвольные движения.

Проявление психического в свойствах движений человека (в скорости, силе, темпе, ритме, координированности, точности, пластичности, ловкости и других).

22. Проявление психического во внешнем облике человек Внешний облик как язык психологического общения. Знаковая функция элементов и компонентов внешнего облика. Элементы и компоненты внешнего облика как признаки психологических осо­бенностей человека.

Невербальные средства психологического взаимо­действия людей (кинесика, такесика, ольфакторика).

Вербальные средства психологического взаимодействия людей (речь, просоди­ка, экстра-лингвистика).

23. Проявление психического в предметных действиях и деятельности человека Действие как форма предметно направленного движения. Действие как единство психического и физического планов актив­ности человека. Внутренние и внешние действия. Манипулятивные и предметны действия. Реактивные действия. Импульсивные действия. Произвольные действия. Послепроизвольные действия.

Трансформация действий в предметно-практическую и психо­логическую деятельность. Материальная и духовная деятель­ность человека. Формы жизнедеятельности человека: общение, познание, труд, учение, игра, отдых. Образ жизни как интегративная форма организации жизнедеятельности людей. Искусство как форма психологического бытия человека и общества.

24. Проявление психического в поступках и поведении человека. Поступок как форма проявления отношения человека к пред­метам и участникам взаимодействия. Нравственное содержание поступка. Субъективность и эмпирическая определенность крите­риев нравственности. Противоречивость нравственных позиций ин­дивида, группы и общества.

Ситуация выбора при совершении поступка. Проявление моральных отношений в пос­тупках. Принцип справедливости в поступках.

Поведение как шаблонная форма пространственно-временного проявления субъектного потенциала человека в стилевых особен­ностях его взаимодействия с миром вещей и людей. Трансформация поступков в поведении человека. Привычки, стереотипы, эталоны, нормы и правила поведения человека. Проявление мотивации и направленности личности в поведении человека.

25. Феноменология психических образов. Идеальная природа психических образов как “вещи в себе”. Психические образы как феномены психической деятельности человека.

Представления в образах ощущений, восприятия.

Представления в образах памяти, мышления, воображения. Репрезентация идей, мечты, ожиданий, пророчеств. Локализация образов вообра­жения в символическом и виртуальном пространстве психической деятельности.

Информационное содержание и логические конструкты знаний. Знания как образ мира вещей и людей. Теоретические и практические знания. Научные и житейские знания. Естественно-научные, технические, гуманитарные, психологические знания. Субъективная картина мира. Материализация психических образов как «вещи для других

Познание психологии человека Психология человека как явление психической организации. Психология человека как предмет обыденного и научного позна­ния .

Психологическое познание человека как ин­терпретация его личности по внешним формам проявления. Соци­ально-психологическая интерпретация личности. Интерпретация психических образов и материализованных форм их проявления как основной способ познания психологии человека.

 

Организация самостоятельной работы.

 

Одна из задач курса “Психология человека” — адаптация студентов-первокурсников к новым формам овладения знаниями, основывающимся не на пассивном усвоении информации и их репродукции, а на активности студента и продуктивном (творческом) воспроизведении знаний. Для решения этой задачи используется:

самостоятельная подготовка к практическим занятиям по теме “Классификация структурных компонентов психики”, которые не дублируют содержание лекционных занятий, что способствует формированию навыков работы с научной литературой, сравнительного анализа различных теорий ;

организация временных творческих групп по интересам для самостоятельного изучения отдельных тем;

составление словаря психологических понятий;

выполнение контрольных и тестовых заданий, что обеспечивает систематичность промежуточной аттестации.

 

Основные понятия курса

психика;

психические образования;

объектные признаки, субъектные признаки

индивид, индивидуальность;

личность

имплицитные функции, эксплицитные функции;

интериоризация, экстериоризация ;

филогенез, социогенез, онтогенез;

социализация

сензитивный период

гетерохронность

мотивация, потребности, мотивы;

эмоции;

стресс;

фрустрации;

чувства;

саморегуляция, самоконтроль, воля;

внимание;

темперамент;

ощущения;

сенсорная депривация;

сенсомоторика;

восприятие;

перцептивные действия;

память, процессы памяти;

интеллект, структура интеллекта, мышление;

воображение;

сознание, самосознание;

психомоторика;

креативность;

способности;

задатки;

речь, язык.

 

Рекомендуемая литература

 

а) основная литература

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.

 

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений.

 

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

 

4. Панферов В.Н. Психология человека.

 

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

 

 

 

б) дополнительная литература

  1. Бодалев А.А. Личность и общение.
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность.

 

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию.

4. Годфруа Ж. Что такое психология?

5. Изард К. Психология эмоций.