КУРС ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Направление: все направления высшего педагогического образования (кроме 540600 Педагогика)
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Количество часов на дисциплину: см.табл.ниже
Из них:
аудиторных: см.табл.ниже лекции: см.табл.ниже
Направление подготовки |
Трудоемкость |
Аудиторные |
Из них лекций |
Менеджмент |
108 |
54 |
18 |
Цель курса: сформировать целостное представление о строении и функционировании психики человека в процессах его жизнедеятельности, а также заложить теоретико-методологические основы для целенаправленного усвоения других психологических дисциплин, включенных в программу профессиональной подготовки бакалавра; дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии людей; объяснить психику как инструмент взаимодействия человека с внешним миром и самим собой.
Задачи курса:
введение в предмет и проблематику психологии человека;
овладение системой основных научно-психологических понятий и профессиональной логикой их употребления;
формирование знаний о психической организации человека как едином предмете теоретической, прикладной и практической психологи.
Принципы отбора содержания и организации учебного
материала курса.
Психология человека — представляет собой своеобразное введение в предмет психологии. Авторская оригинальность заключается в стремлении целостно охарактеризовать отдельно взятые психические явления на основе междисциплинарного синтеза различных отраслей психологической науки и других областей знаний о человеке.
Задача целостного изложения психологии человека решается с помощью двух основных понятий. Одно из них – “психическая организация человека” – предназначено для определения психики как целостного образования, интегрирующего в себе по разным основаниям все многообразие психических свойств, описывающих психику как идеальную реальность внутреннего мира человека. Другое – “формы проявления психического”, используемое для обозначения материальных носителей психического, в которых психический потенциал человека опредмечивается и представлен в качестве наблюдаемого явления.
В качестве элементов психической организации рассматриваются “психические образования”, являющиеся продуктом психической деятельности и результатом трансформации элементарных психических свойств в более сложные качественные психические образования, которые можно рассматривать одновременно и как компоненты психической организации человека (элементы структуры психики), и как феномены психологии человека (элементы психологической структуры субъекта).
Программа включает несколько разделов, воспроизводящих методологию данной учебной дисциплины.
Раздел «Душа и тело» освещает проблему взаимообусловленности телесных и психических признаков человека в философско-психологическом аспекте на основе систематизации общенаучных знаний о человеке и некоторых принципов психоанализа и психотерапии..
Раздел «Организм и психика» освещает проблему телесной детерминации психической деятельности человека с позиций естественнонаучного подхода, включая в его контекст идею трансформации соматических и психических свойств телесно-психической организации человека в его психологические качества и духовные образования личности.
Раздел «Функции психики» посвящен проблемам жизненного предназначения психики и явлениям трансформации психического потенциала в процессах взаимодействия человека с внешним миром. В изложении этих проблем интегрированы достижения теоретической и прикладной психологии, физиологии и социологии.
Раздел «Структура психики» посвящен проблемам структурной организации психики, ее аналитическим основаниям, классификации психических свойств и содержательной характеристике психических образований. При изложении этих проблем использованы знания теоретической, экспериментальной и прикладной психологии, а также знания о человеке, представленные в мировоззренческих концепциях науки и религии. Современная теоретическая, экспериментальная и прикладная психология позволяют выделить двенадцать психических образований. В их числе следующие: аффективные, мотивационные, темпераментные, регуляторные, сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные, рефлексивные, психомоторные, креативные, коммуникативно-речевые, нравственные.
Раздел «Формы проявления психики» освещает проблемы материализации и опредмечивания идеальных психических образований, представленных во внутреннем плане психики. Эти проблемы связываются с экстериоризацией телесно-психического потенциала посредством движений, действий, поступков, поведения, деятельности, внешнего облика, а также с психологическим познанием человека.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Проверка качества усвоения лекционного материала и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится в различной форме: устные выступления на практических занятиях, письменные работы, выполнение тестовых заданий. Использование различных форм текущего контроля позволяет:
помочь студентам-первокурсникам в планировании и организации самостоятельной работы;
сформировать навыки работы с научной литературой;
более объективно оценить знания и уровень учебной мотивации каждого студента;
сформировать у студентов более адекватное представление об уровне собственных знаний.
Итоговая аттестация по курсу
Курс завершается устным экзаменом, на котором проверяется:
усвоение теоретического материала курса;
овладение системой основных научно-психологических понятий.
Основное содержание
1.Понятие о человеке. Телесная и психическая организация человека. Материальность телесной организации и идеальность психической организации человека. Антиномия души и тела. Конечность и смертность тела, бесконечность и бессмертие души. Объектные и субъектные признаки человека. Их соотношение в целостной структуре субъекта. Философские определения человека как универсальной формы жизни, компонента природы, космического существа, меры всех вещей, причины всех следствий, преобразующей силы.
2.Понятие о человеке-индивиде. Телесно-психическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-индивида. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность. Половые особенности человека. Психология пола и половая идентичность. Возрастные особенности человека. Этнические особенности человека. Этническая психология и этническая идентичность.
3.Понятие о человеке-личности. Социально-психологическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-личности. Социально-групповая принадлежность и социальная психология личности. Ролевые функции и социальный статус личности. Профессиональная деятельность и социальный успех личности. Общественная позиция и авторитет личности.
Личностная идентичность человека в связи с семейными, профессиональными и другими социальными ролями. Личностная самореализация человека.
4.Понятие о человеке-индивидуальности. Основные признаки индивидуальности человека: единичность, неповторимость, оригинальность, уникальность, тождественность себе и самоидентичность.
Телесно выраженная индивидуальность в объектных признаках человека.
Психологическая феноменология индивидуальности, заключенная в субъектных особенностях человека. Субъективность психического отражения. Индивидуальная картина мира и Я-концепция. Стиль поведения и деятельности. Мастерство, талант и гениальность. Характер как проекция индивидуальных отношений и субъектных установок человека.
Раздел 2. Организм и психика
5.Соматические свойства человека. Телесная целостность организма и психики. Функциональная взаимообусловленность строения организма и психики. Идея трансформации соматических и психических свойств человека.
Понятие о соматических свойствах организма и их классификация в биологических науках. Биохимические, физиологические и анатомические свойства организма и их влияние на психическую деятельность человека. Трансформация соматических свойств в телесный габитус и психические свойства человек.
6.Психические свойства человека. Основные векторы психического взаимодействия как основания для классификации психических свойств человека. Вектор психического взаимодействия с организмом как источник психофизиологических свойств. Вектор психического взаимодействия с физическими объектами внешнего мира как источник психофизических свойств. Вектор самоотражения психической деятельности как источник рефлексивных свойств. Вектор социального взаимодействия с людьми как источник социально-психологических свойств. Вектор предметно-практического взаимодействия с миром вещей как источник деятельносто-психологических свойств. Духовная интеграция психических свойств человека в общественной практике людей. Трансформация психических свойств человека в психологические и духовные качества личности.
Раздел 3. Функции психики
7.Имплицитные функции психики. Адаптационное и координационное предназначение психики. Нервно-физиологические основания имплицитных функций психики: афферентация, аналитико-синтетическая деятельность мозга и эффекторные реакции нервной системы как природная основа гностических, аффективных и регуляторных функций психики. Рецепция, афферентный синтез, акцептор действия — психофизиологические механизмы имплицитных функций психики.
Гностические функции психики. Трансформация гностических функций в познавательную деятельность, знания и ум человека. Аффективные функции психики. Трансформация аффективного отражения в переживания, оценки и чувства. Регуляторные функции психики. Личностная ассимиляция регуляторных функций психики в качествах воли
8. Понятие об эксплицитных функциях психики. Эксплицитные функции психики как результат трансформации телесно-психического потенциала человека в процессах его взаимодействия с внешним миром. Эксплицитные функции психики как результат субъектной индетерминации психической деятельности человека.
Психологические, социально-психологические и социальные виды трансформации эксплицитных функций.
9.Коммуникативные функции психики. Психика как средство коммуникации человека с миром вещей и людей. Использование телесно-психического потенциала человека в коммуникативной деятельности людей.
Психологическая трансформация органов чувств, телесных движений, речи в средства коммуникативной деятельности человека. Социально-психологическая трансформация коммуникативной деятельности в феномены взаимосвязи людей. Социальная трансформация коммуникативной деятельности людей. Личностная ассимиляция коммуникативных свойств и их трансформация в психологические качества человека.
10. Информационные функции психики. Информационный аспект психической деятельности. Психологическая трансформация информационных потоков в процессах ощущения, восприятия и памяти. Социально-психологическая трансформация информационных потоков в сообщениях и взаимопрезентации партнеров. Предметные и личностные потоки информации в сообщениях и самопрезентации.
Социальная трансформация информационного взаимодействия в общечеловеческом опыте и в системах массовой
11.Когнитивные функции психики. Когнитивный аспект психической деятельности. Проявление субъективности в когнитивном процессе через осмысленность, апперцептивность и личностный смысл. Когниция, конструкт, композиция, шаблон, стереотип, алгоритм познавательной деятельности .
Психологическая трансформация значения и смысла в образах представления, мышления и воображения. Социально-психологическая трансформация когнитивных процессов в явлениях взаимопознания и взаимопонимания людей. Социально-психологическая интерпретация личности партнеров как интегративный феномен когнитивного отражения людьми друг друга.
12.Эмотивные функции психики. Аффективно-отношенческая природа эмотивных функций психики. Субъективность аффективно-отношенческого реагирования на объекты взаимодействия. Психофизиологические основания аффективно-отношенческого субъективизма.
Психологическая и социально-психологическая трансформация аффективно-отношенческих процессов.
Социальные отношения как результат трансформации эмотивных функций в общественно-трудовом взаимодействии людей
13.Конативные функции психики. Конативные функции как проявление субъективной направленности психической деятельности человека. Проявление субъектной устремленности в мотивационной сфере психики.
Психологическая, социально-психологическая и социальная. трансформация конативных функций.
14.Креативные функции психики. Проявление творческого потенциала в креативных функциях психики. Интериоризация и экстериоризация как психологические механизмы психического саморазвития и преобразования человека. Интегративная роль креативных функций в психической деятельности человека.
Самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация личности как результат ассимиляции креативных функций психики.
Раздел 4.Структура психики
15. Аналитические основания структуры психики. Взаимодействие человека с явлениями его внутреннего и внешнего мира как основание интегративной модели психической деятельности. Вектор деятельностно-психологического взаимодействия человека с миром вещей в роли субъекта труда. Вектор социально-психологического взаимодействия человека с миром людей в роли субъекта общения. Вектор психофизиологического взаимодействия человека со своим организмом в роли субъекта познания. Вектор психофизического взаимодействия человека со свойствами внешнего мира в роли субъекта познания. Вектор психорефлексивного взаимодействия человека со своим внутренним миром в роли субъекта познания.
16. Психофизиологические образования
Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности, раскрывающее причины и механизмы его поведения. Функции мотивации. Психологические компоненты (феномены) мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения.
Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма.
Жизненные функции эмоций и чувств. Формы проявления аффективных психических образований: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация.
Темперамент как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Темперамент как психическая подструктура личности. Жизненное предназначение темперамента. Особенности современного подхода к пониманию темперамента как структуры свойств.
Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Самоконтроль как звено в системе саморегуляции. Назначение саморегуляции. Воля и внимание как особенные регуляторные образования.
17.Психофизические образования
Сенсорно-перцептивные психические образования как конкретно-чувственный уровень отражения внешней и внутренней среды организма. Роль сенсорно-перцептивных психических образований в процессах познания, в психическом, интеллектуальном и личностном развитии. Ощущение и восприятия как особенные сенсорно-перцептивные образования.
Мнемическая организация человека. Память как средство запечатления, сохранения и актуализизации следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представления о внешнем мире. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти.
Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций человека. Структурные и факторные подходы к пониманию интеллекта. Вербальный, невербальный и социальный интеллект. Жизненные функции интеллекта. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Воображение. Репродуктивное и творческое воображение.
18.Психорефлексивные образования
Рефлексивные психические образования как результат трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень развития психики, как интегральное образование. Основные свойства и процессы сознания. Основные интегральные феномены и формы материализации сознания. Картина мира и Я- концепция как базовые компоненты индивидуального сознания.
19.Деятельностно-психологические образования
Психомоторные психические образования как единство органов чувств, телесных и предметных средств действенной активности человека. Роль психомоторного развития в становлении произвольности психических процессов. Психомоторные психические образования как условие освоения пространства, деятельностного взаимодействия человека со средой, а также средство самовыражения и самопрезентации. Телесные движения. Двигательные способности. Двигательная память. Моторика и речь. Произвольные и непроизвольные телесные движения, идеомоторные акты.
Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека, создание новых объектов и сред. Природа и истоки творческой деятельности. Предназначение творчества. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант и гениальность.
20.Социально-психологические образования
Коммуникативно-речевые психические образования как социально-психологический компонент в структуре психики, формирующийся в процессах взаимодействия людей друг с другом. Жизненное предназначение коммуникативно-речевых психических образований. Речь и язык — основные феномены коммуникативно-речевых психических образований. Виды речи.
Нравственные психические образования как продукт социально-психологического взаимодействия людей, как отражение системы субъективных отношений человека к людям и другим объектам внешнего мира.
Роль нравственных психических образований в регуляции поведения человека, во взаимодействии с другими людьми и обществом, в самовыражении и определении человеком своего места в мире. Отношение как содержательная характеристика взаимодействия человека с физической и социальной средой. Совесть как внутренний источник регуляции отношений.
Раздел 5. Формы проявления психического
21. Проявление психического в телесных движениях человека Движение и жизнь. Движение как материализация психической активности. Телесные движения и мышечные сокращения. Идеомоторные акты. Непроизвольные и произвольные движения.
Проявление психического в свойствах движений человека (в скорости, силе, темпе, ритме, координированности, точности, пластичности, ловкости и других).
22. Проявление психического во внешнем облике человек Внешний облик как язык психологического общения. Знаковая функция элементов и компонентов внешнего облика. Элементы и компоненты внешнего облика как признаки психологических особенностей человека.
Невербальные средства психологического взаимодействия людей (кинесика, такесика, ольфакторика).
Вербальные средства психологического взаимодействия людей (речь, просодика, экстра-лингвистика).
23. Проявление психического в предметных действиях и деятельности человека Действие как форма предметно направленного движения. Действие как единство психического и физического планов активности человека. Внутренние и внешние действия. Манипулятивные и предметны действия. Реактивные действия. Импульсивные действия. Произвольные действия. Послепроизвольные действия.
Трансформация действий в предметно-практическую и психологическую деятельность. Материальная и духовная деятельность человека. Формы жизнедеятельности человека: общение, познание, труд, учение, игра, отдых. Образ жизни как интегративная форма организации жизнедеятельности людей. Искусство как форма психологического бытия человека и общества.
24. Проявление психического в поступках и поведении человека. Поступок как форма проявления отношения человека к предметам и участникам взаимодействия. Нравственное содержание поступка. Субъективность и эмпирическая определенность критериев нравственности. Противоречивость нравственных позиций индивида, группы и общества.
Ситуация выбора при совершении поступка. Проявление моральных отношений в поступках. Принцип справедливости в поступках.
Поведение как шаблонная форма пространственно-временного проявления субъектного потенциала человека в стилевых особенностях его взаимодействия с миром вещей и людей. Трансформация поступков в поведении человека. Привычки, стереотипы, эталоны, нормы и правила поведения человека. Проявление мотивации и направленности личности в поведении человека.
25. Феноменология психических образов. Идеальная природа психических образов как “вещи в себе”. Психические образы как феномены психической деятельности человека.
Представления в образах ощущений, восприятия.
Представления в образах памяти, мышления, воображения. Репрезентация идей, мечты, ожиданий, пророчеств. Локализация образов воображения в символическом и виртуальном пространстве психической деятельности.
Информационное содержание и логические конструкты знаний. Знания как образ мира вещей и людей. Теоретические и практические знания. Научные и житейские знания. Естественно-научные, технические, гуманитарные, психологические знания. Субъективная картина мира. Материализация психических образов как «вещи для других
Познание психологии человека Психология человека как явление психической организации. Психология человека как предмет обыденного и научного познания .
Психологическое познание человека как интерпретация его личности по внешним формам проявления. Социально-психологическая интерпретация личности. Интерпретация психических образов и материализованных форм их проявления как основной способ познания психологии человека.
Организация самостоятельной работы.
Одна из задач курса “Психология человека” — адаптация студентов-первокурсников к новым формам овладения знаниями, основывающимся не на пассивном усвоении информации и их репродукции, а на активности студента и продуктивном (творческом) воспроизведении знаний. Для решения этой задачи используется:
самостоятельная подготовка к практическим занятиям по теме “Классификация структурных компонентов психики”, которые не дублируют содержание лекционных занятий, что способствует формированию навыков работы с научной литературой, сравнительного анализа различных теорий ;
организация временных творческих групп по интересам для самостоятельного изучения отдельных тем;
составление словаря психологических понятий;
выполнение контрольных и тестовых заданий, что обеспечивает систематичность промежуточной аттестации.
Основные понятия курса
психика;
психические образования;
объектные признаки, субъектные признаки
индивид, индивидуальность;
личность
имплицитные функции, эксплицитные функции;
интериоризация, экстериоризация ;
филогенез, социогенез, онтогенез;
социализация
сензитивный период
гетерохронность
мотивация, потребности, мотивы;
эмоции;
стресс;
фрустрации;
чувства;
саморегуляция, самоконтроль, воля;
внимание;
темперамент;
ощущения;
сенсорная депривация;
сенсомоторика;
восприятие;
перцептивные действия;
память, процессы памяти;
интеллект, структура интеллекта, мышление;
воображение;
сознание, самосознание;
психомоторика;
креативность;
способности;
задатки;
речь, язык.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
|
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. |
|
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. |
|
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. |
|
4. Панферов В.Н. Психология человека. |
|
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. |
|
|
|
б) дополнительная литература
|
|
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. 4. Годфруа Ж. Что такое психология? |
|
5. Изард К. Психология эмоций. |