Лекция 1.
Информация в системе массовой коммуникации.
Информация!!!!!
Средства воздействия субъекта на объект.
Информация имеет в различных науках различную интерпретацию для массовой коммуникации, информация это – совокупность знаний, сведений и сообщений, которые используются для трансляции, передачи и для их использования как в соц системах, так и в взаимодействии между людьми. Сообщение, которое передаётся реципиенту, а также способов передачи тех средств.
Биологическая и соц информация.
Кроме соц и биолог информации в целом различают массовую информацию, спец информацию и личную информацию.
Ввиду того, что информация занимает важное место в жизни каждого человека, а также формирование информационного общества невозможно без информационной потребности, все разновидности независимо от воли, желания, субъектов, носят динамичный характер. Следовательно, информация может передаваться по горизонтали и по вертикали.
Информация, выходящая за пределы в зависимости от иерархии, подчиненности, уровня соц.структур и др. факторов могут превратиться в вертикальные способы передачи.
Массовая информация чаще всего является основным объектом исследования. Инфо для масс.
Следовательно, она должна отвечать следующим критериям:
1) Актуальность
2) Объективность
3) Доступность
Основными факторами ифно явл:
1) Наличие свободного времени (соц фактор)
2) Наличие экономических возможностей (денежных средств)
3) Наличие доступа к СМИ
Любая информация должна носить след характер для доступности и объективности – след способы их подачи:
1) Кодирование информации
2) Декодирование информации
3) Информация доступна для понимания, требуется учитывать такие соц факторы как образовательный уровень, соц статус субъектов, соц роли.
Актуальность и соц потребности.
Часто при трансляции и передачи информации независимо оттого к какому виду относится возникают социальные противоречия, которые в полной мере зависят от профессионализма, от соблюдения этических моральных норм и от видов СМИ.
Массовая информация имеет огромное значение для решения больших соц проблем независимо от уровня (образования, пола, статуса субъектов), поскольку большие соц группы имеют специфические свойства, которые именуются самоорганизацией, самоиндификацией, самодиферинциацией. Популярность массовой информации будет зависеть от того, кто и как передаёт информацию (ценность).
Информации, ее свойства и виды
... "информация" -это сведения, которые: 1) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации); 2) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или ... втором - подчеркивается смысл самого информационного взаимодействия - коммуникация. «Понятия "массовая коммуникация" и "массовая" информация" неразрывно связаны между собой, но отражают разные процессы»[2]. В ...
Соц информация в полной мере будет зависеть от отношений, которые возникают на уровне субъектов и объектов коммуникаций. Как правило, наиболее важным механизмом этих отношений является общение!
Любая соц информация с точки зрения социологии рассматривается в след аспектах.
1) Аксиологический
2) Прогностический
3) Антологический
Информационные технологии: интернет, радио, телевидение.
Лекция 2.
Способы производства информации.
1. Самонаблюдение – коммуникация
Я – я
Я – они
Основой этой способа является образование, опыт, навык, приобретение знания конкретного субъекта.
2. Взаимодействие – непосредственно общество с другими людьми.
3. Структурирование – определение структуры сообщения.
4. Анализ – отбор, переработка информации.
Характерные черты массовой информации:
1) Направленность на массовую аудиторию (для общества, народа, группы, класса, профессий)
2) Направленность информации на формирование единой позиции массы по социальным проблемам
Для формирование способности ориентироваться в реализации культурных, экономических, духовных потребностей всего общества.
3) Анализ данного вопроса необходимо обратить внимание на качество и количество информации, который носит позитивный и отрицательный характер.
4) Возможности для интерактивного обмена с помощью современных технологий.
5) Регулярность поступления информации.
6) Открытость для участия в работе как на личностном уровне так и в социальной группе.
Информационное общество и информация.
Американский исследователь Белл определил, что основу информационного общества составляют современные технологии (инновационные знания), составляющие основу, а также инфраструктура необходимая для реализации. Функции информации по Беллу:
1) Культурная
2) Информационная
3) Коммуникационная
Информационное общество как обособленная формация базируется на производстве, потреблении, хранении, переработке и обеспечению безопасности информацией чего требуется для формирования нового слоя или большой социальной группы, поэтому многие специалисты считают, что для использования информации необходимо разрабатывать новые социо-технологические модели:
1) Производство инфо и её преобразование
2) Получение и распространение информации как необходимый продукт
3) Предоставление информационных услуг с учётом соц статуса, соц роли каждого человека
4) Создание механизмов информационной безопасности
5) Поиск, получение, переработка новой информации
Всякая информация нуждается в хранении, а это требует в свою очередь обеспечение сохранности (т.е. безопасности), следовательно специальная информация, которая носит хар-р тайный государственный и ряд других разновидностей информации, которые могут косвенно непосредственно влиять на жизнь общества, нуждаются в безопасности гос-ва создают специальные органы информационной безопасности.
Алгоритм:
1) Внешняя первичная информации на основе статистических данных, документов, публикаций, справок, изданий и т.д.
2) Первичная информация, полученная с помощью различных методов, включая запретные способы на основы анализа, интерпретации как официальных так и неофициальных источников.
Тренинг психологической безопасности в преодолении психологического насилия
... помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учебное пособие / Н.Г. Осухова. – М., 2007. – 288 с. 10. Рощин, С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества ... «Противостояния влиянию» разработала концепцию, по нашему мнению, тематически подходящую и для тренинга психологической безопасности в преодолении психологического насилия. Представлены предполагаемые цель ...
3) Обработка данных с помощью количественных и качественных методов.
4) Социальные показатели: нормативы, полученные с помощью социологических методов.
Информационное пространство.
Особенности:
1) Доступность, которая имеет свойство распространяться независимо от желания владельца или автора
2) Ограниченность информации в информационном пространстве имеет свойство расширяться и ограничения не действует
3) Динамичность
Информационный бум, вакуум, война.
Противоречия, которые создают конфликтную ситуацию на уровне враждебности, непримиримости и физ. Столкновения с помощью информации иногда называют информационной войной.
Информационный вакуум – либо полное отсутствие, либо часть информации, которую распространили, но не имеет продолжения (изложили факт, детали отсутствуют).
Является действенным инструментом, которые часто используются в политических исследованиях, в деятельности для компании, но чаще всего этим занимаются информационные агентства.
Бум – это волна информации, которая характерна для определённых событий межгосударственного масштаба, имеет свойство превращаться в дорогой товар, услугу, так как кол-во потребителей информации в определённые промежутки времени увеличивается многократно и постепенно теряет актуальность.
Лекция 3.
Термин общественное мнение появился в 18-м веке не смотря на то что данный феномен интересовал не только простых людей но и государство, общество.
Согласно Хабермасу общественное мнение – это мнение правящей элиты, которое навязывается всему народу.
Липман говорил, общ.мнение – актуальные вопросы, которые проявляются в виде стереотипов среди масс.
Субъектом общественн. Мнения является общество в целом, народ, соц.группы, классы.
Стихийное и целенаправленное формирование общества. Стихийное формирование общества кроме того с учётом специфики средств коммуникации для анализа социальных процессов используют такие термины как групповое мнение, индивидуальное и т.д.
Наряду с западными исследованиями данная проблема была в центре внимания следующих ученых: Горшков, Уледов, Грушин, Мансуров, которые изучали данную проблему, явление с различных сторон.
1) Философское обоснование – Грушин
2) Социологический механизм – Уледов
3) Социально-психологические основы – Мансуров
Многочисленные исследования подтвердили, что основным средством формирования общественного мнения является массовая коммуникация.
Основной механизм формирования общественного мнения – воздействие на массовое сознание, следовательно массовое сознание одновременно является как объективным фактором, так и субъективным.
Общественное мнение – соц.факты, процессы, которые представляют интерес для общества.
Способы формирования общ.мнения:
1) Воздействие на сознание – для этого требуются условия, средства, субъекты воздействия, которые подлежат как стихийному, так и целенаправленному воздействию.
2) Согласно утверждениям исследователей существуют разные способы воздействия на разные социальные группы поскольку информация, знания, не всегда доступны для массы следовательно необходимо дифференцировать информацию для образованных людей, информацию для необразованных людей и информацию для конформистов.
Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2
... и психологическая структура Процесс передачи информации как составная часть обучения может ... подмененной” сущностью этой вещи, для сознания. В наиболее общем виде знак можно ... информация в центральной нервной системе оценивается по двум основным признакам: физическим свойствам сигналов и значимости содержащихся в них сообщений. Оба вида оценки связаны с деятельностью ...
Для организованного формирования общественного мнения предлагают следующую технологию – выбор злободневных проблем. Доступность изложения для масс, способ передачи, изложение от неправды до обмана.
Общественное мнение выполняет следующие функции:
1) Любое мнение носит регулятивную функцию, поскольку распространение и воздействие осуществляется для регулирования социальных процессов. Кроме того общественное мнение выполняет декларативную функцию (общие фразы без сдвижек)
2) Консультативная функция
3) Управленческую ( как управлять толпой, беспорядком)
Выполнение упомянутых функций общественного мнения непосредственно связаны с деятельностью как лидеров общественного мнения, так и средств массовой коммуникации и информации. Например главенствующее место за интернетом, телевидением, персонами.
Современные проблемы:
1) Создание гражд.общества вне зависимости от государства
2) Инновация в образовании, здравоохранении, производстве
3) Производство, обновление, модернизация
4) Улучшение качества жизни
Общественное мнение как главный атрибут общественного сознания в полной мере зависит от знаний, наличия или отсутствия знаний является обязательным условием как для формирования стихийной формы так и для организованной, следовательно, знания должны быть доступными, информативными и одновременно они должны найти отражение как в сознании людей, так и их поведений. Поэтому формирование общественных мнений с одной стороны является несложной задачеу для решения сиюминутных проблем¸ с другой стороны это весьма сложная работа для всех субъектов и средств массовой коммуникации.
Лекция 3.
Позитивное общественное мнение.
Формирование общественного мнения – это процесс, который носит сугубо практическую значимость для господствующего класса политически групп, элиты.
Чаще всего для реализации поставленных задач используется техники манипулирования т.е. манипулирование общественным мнением.
Пьер Бурге, изучая проблему, увидел следующие разновидности манипулирования.
1) Навязывают группы давления. Люди, имеющие доступ к большой аудитории.
2) Сформированное мнение, когда социальные группы, общество и народ воспринимают информацию на двух уровнях
А) оценочной
Б) аналитической
В) регулятивной
Могут выступать либо в глобальном масштабе, либо на уровне конкретного объекта воздействия, например, проблемы, которые волнуют жителей различных государств земного шара может служить основанием для формирования мирового общественного мнения. Например, атомная энергетика.
Общественное мнение – это итог мыслительной, духовной и практической деятельности общности людей.
Общественное мнение – это управляемый процесс и служит индикатором общественного сознания.
Массовое сознание, как объект коммуникативной деятельности.
Сознание = наличие знаний.
Совокупность общественных сознаний – совокупность идей, теорий, взглядов, отражающих происходящее в жизни каждого человека, поскольку сознание – это отражение объективной картины мира.
Сознание – процесс отражение происходящего и сознание это результат и продукт отражения.
Понятие об общении коммуникативные умения (1)
... ориентации), коммуникативные мотивы, действия общения (инициативные и ответные), задачи, средства, формы (монологическая, диалогическая, полилогическая), продукт общения. Общение как деятельность представляет собой ... связь Расширяется и усложняется система коммуникативных потребностей и мотивов. Основные стороны общения – коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие и его ...
Различают следующие виды сознания: религиозное, эстетическое, классовое, элитное.
Основой религиозного сознания являются взгляды, идеи традиции, которые каждая религия доходит до сознания.
Основой религиозного сознания составляют язык и т.д., доступный для массы и их понимания.
Политическое сознание – по степени значимости оно имеет весомое значения для общества, поскольку большинство представителей наций, этносов, классов непосредственно или опосредованно являются активными или пассивными субъектами этой деятельности. Это сугубо духовная деятельность и лишь в отдельных случаях может служить в виде духовно-практической деятельности.
Особенностью данного вида сознания являются отношения, переживания, мировоззрение, миросозерцание, которое возникает в процессе деятельности политических организаций, партий, ассоциаций других структур. Чаще всего говорить об объективности не приходится. Поэтому иллюзорность – один из принципов политического сознания.
Информация, массовая информация, специализированная личная, секретная, технология нфо.
Общественное мнение.
Лекция 4.
Модели массовой коммуникации и коммуникативной деятельности.
Уровни коммуникации:
1) Межличностный, когда осуществляются процессы взаимодействия между конкретными людьми
2) Групповая, когда процесс охватывает небольшие соц группы
3) Организационный, когда в рамах управленческой организационной структуры осуществляется процесс коммуникации
4) Массовый, когда в процесс включено огромное кол-во людей, которые участвуют в коммуникативной деятельности
Наличие обязательных условий:
1) Наличие массовой аудитории (большая соц группа людей, незнакомых между собой, но их всех объединяет интерес к информации)
2) Наличие средств массовой коммуникации (печать, телевидение, радио)
3) Многоканальность коммуникаций поскольку все средства массовой коммуникации раньше не имели возможности для обратной связи после появления интернета и др современных технологий этот процесс имеет совершенно другую окраску
4) Наличие средств для коммуникативной деятельности и для реализации цели процесса коммуникации
5) Соц значимость информации: должна быть актуальной важной для всех!
Разновидность:
— Линейная модель, когда коммуникатор передаёт сообщение реципент отвечает
— Теория Ласвела
— Циркулярная модель, КОГДА ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОСИТ циклический характер, коммуникация сситематизированна и имеет связь.
— двухступенчатая модель Лазосфендра. Источник информации – лидер мнений.
— гомогенная модель: одни и те же участники одновременно выступают в роли субъекта и объекта и процесс коммуникативной деятельности осуществляется постоянно через коммуникатора и реципиента
— социальный атомизм, когда вся деятельность в общей системе коммуникаций строго отрегулирована, отдиференцированна и в качестве составляющих или важных элементов участвует в коммуникационном процессе
— индивидуализация, когда коммуникационный процесс нацелен на конкретного индивида для формирования ценностной ориентации, установок, личностных качеств и уровня притязания
Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...
... общения IV. Личность как субъект общения 1. Свойства личности Þ коммуникативная сторона общения Þ перцептивная сторона общения Þ интерактивная сторона общения 2. Формирование и свойства личности ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Совершенствование навыков вербального общения ... личное общение, то есть коммуникация, ...
Формы диалога:
1) Беседа
2) Дисскусия (критическая и самокритическая)
3) Светская беседа
4) Ни о чём
5) Политическая
Модели и формы коммуникативной деятельности на уровне субъектов через призму общения для реализации профессиональных задач.
1) Познавательная модель — это коммуникация, которая реализуется между субъектами или конкретными с целью передачи значимой информации от одного объекта к другому.
Условия: когда передача информации осуществляется для удовлетворения информационной потребности, когда у участников могут расшириться информационные фоны. Необходимо учитывать интеллектуальные возможности, уровень образования, подготовки.
При реализации след формы: отсчёт о деятельности, сообщение о результатах деятельности, информационно-аналитическое выступление, лекции о принципах решения и понимания поставленных задач и рефераты по результатам изучения информации
Рационализация, изложения материалов, концентрация, логически безупречная аргументация, доказательность всех излагаемых положений, подробная характеристика.
2) Убеждающая модель коммуникации – вызвать у партнёра по общению определённые чувства и сформировать ориентацию и установки по данному вопросу.
3) Экспрессивная модель – опора на восприимчивость, эмоциональную культуру.
Формы:
— торжественная речь
— поздравления
— комплимент
— напутствия
— технология
— учёт контраргументации
— эмоц отношение к предмету коммуникации
Цель экспрессивной модели: передать чувства переживания, сформировать общий психологический настрой и следовательно побудить партнёра или реципиента к разным формам восприятия информации.
Условия: опора на эмоциональную сферу партнёра для эмоционального стимулирования к восприятию информации и коммуникации.
Формы: рассказ собственных переживаний и чувств, которые непосредственно связаны с предметом сообщения, призыв, агитация реципиента, анализ последствий, котрые возможны в процессе коммуникаций.
Технологические особенности: краткость изложения, ситуативная обусловленность в организации коммуникативной деятельности, яркость жестикуляции, демонстрация характерных черт, голосовые интонации.
4) Суггестивная (внушительная) модель
Цель: внушение реципиента с целью изменения мотивов и установок. Законспирировать свои намерения.
Формы коммуникативного воздействия: внушение через идентификацию, ссылки на авторитет, через персонификацию. Внушение на уровне предупреждения.
Формирование абстракции и зрелища, стимуляция, дистанционное управление.
5) Ритуальная модель
Цель: закрепить для психорегуляции в малых группах у которых приняты различные ритуалы.
Разработка алгоритма в этой среде и т.д.
Формы: церемония, обряд, ритуальный акт важные и необходимые.
Технологические особенности: опора на профессиональные традиции и нормы коммуникации, предварительные договоренности, концентрация внимания на самоценности.
Фазы коммуникативной деятельности:
1) Докоммуникативная
Диалог как форма психологического воздействия
... личности каждого человека. 1. Диалогическая природа общения Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и ... субъектной) у глаголов, описывающих это действие: шутить, дразниться, грозиться (акцент на субъекте действия). Все эти элементарные составляющие могут быть заключены в любом речевом ...
2) Контактная
3) Послеконтактная
Все указанные фазы коммуникативной деятельности для реализации профессиональной деятельности являются обязательными поскольку цели и задачи для каждой конкретной фазы имеют свои специфические особенности, которые потребуют от самоорганизации до самоподготовки и анализа всех участников коммуникации, от восприятия до критики каждого аргумента, от выдвижения аргументов до доказательств, от оценки до подготовки отсчёта.
Лекция
Коммуникация и общение как основные механизмы взаимодействия.
1) Субъект-субъект отношений
2) Субъект-объект
3) Объект-объект
Формы социального взаимодействия:
— соперничество – с одной стороны конкуренция с другой соревнования
— конвенциональность – как способ решения задач в коммуникативной деятельности в основном направлена на выработку общих правил, норм, рекомендаций, требований, приспособлений, адаптаций
— адаптация – социальная, психологическая, спортивная, включая условия социальной изолированности
— компромисс – поиск рационального подхода для разрешения коммуникативных проблем
— избегание – является наиболее наиболее отрицательным способ, поскольку изоляция, самоизоляция могут способствовать возникновению конфликтов с одной стороны, необъективной информацией с другой стороны, слухи сплетни и другие формы, которые заставляют субъектов тратить значительные средства, ресурсы и т.д.
При анализе коммуникации как общения выделяют следующие стороны данного процесса:
1) Интерактивная сторона
2) Персептивная сторона
3) Конвенциональная сторона
Основные условия необходимые для реализации коммуникации в общении. Самое главное, чтобы у человека возникла потребность в общении в особенности социальные потребности; ориентация на личность собеседника, ориентация на текст.
Существует классификация:
1) Межличностная коммуникация
2) Групповое общение
3) Массовое
4) Криминальное общение
5) Аналитическое
6) Научное общение
Современные условия и требования в деятельности пиарщика и журналиста представляет иной вариант классификации.
1) Формальная коммуникация
Как правило ипользуется приличная маска – вежливость, строгость, безразличие, скромность, соучастность – это сопровождается набором жестов, стандартных фраз, которые способствуют скрытие отношений. Кроме того, формальное общение характерно для больших городов как на работе, транспорте, в городе.
Контакт масс.
2) Примитивное общение — Субъект оценивает другого как нужный или мешающий и следовательно, если субъект нужен, активно вступает в контакт, или наоборот отталкивает и создаёт предпосылку, что интереса не представляет данный собеседник или соучастник.
3) Деловое общение
Особенности профессии возраста, настроений являются важными, необходимыми в процессе коммуникаций и одновременно центральное место занимает – личность.
4) Формально-ролевое общение
Характеризуется как способ коммуникации с учётом соц статуса и ролей, которые выполняют.
5) Духовное
Проявляется в определённых видах деятельности (научное, религиозное) учитывая интеллектуальные особенности субъекта.
Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации ...
... глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В КОММУНИКАЦИИ 1.1 Невербальное общение и его виды Общаясь, мы слушаем не только словесную ... следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями [5, c. 216]. Различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер: например, смех во всех западных ...
6) Межличностное общение друзей
Информация от способов передачи информации. Общение между друзьями может носить формальный или неформальны характер.
7) Манипулятивное общение
Направлено на извлечение выгоды. Как правило, люди говорят не то что умают, а что необходимо. Обмен информацией будет зависеть от особенности личности субъекта.
8) Светское
Суть заключается в беспредметности. Во многих случаях данный вид общения является закрытым, поскольку субъекты изначально отбираются по определённым критериям и признакам.
Стратегия, тактика.
Роль личности открытая и закрытая.
1) Монологическое
2) Ролевое и личностное
3) Монолог и диалог
4)
Упомянутые виды стратегии характерны для многих профессий, прежде всего, когда в качестве субъекта и объекта выступают и участвуют люди.
Коммуникативная компетентность.
Изначально существует концепция, которая гласит о том что происхождение общества в целом связано с семантической теорией взаимодействия индивидов. Как средство общения язык имеет разные формы: устный язык, письменный, вербальный и невербальный.
Устная и письменная речь имеет общие признаки, такие как: наличия определённого знания, образовательный ценз (уровень образования), умения, навыки и т.д. кроме того, как в устной так и в письменной речи имеет противоречия, которые прежде всего связаны с показателями, с критериями, с характеристиками ( уровень образования и наличия навыков).
Однако они носят относительный характер.
Что касается вербального и невербального языка они являются постоянными формами, с помощью которых осуществляется коммуникация и взаимодействие, как на межличностном уровне, так и в социальной группе и, следовательно, в профессиональной деятельности каждого субъекта и объекта. Что касается вербального.
Исходя из степени важности, особую значимость приобретает невербальный язык, поскольку более 70% информации человек получает у реципиента или коммуникатора с помощью невербальных действий. Так как он во многих случаях является универсальным средством общения. Для анализа содержания, сущности невербального языка специально были разработаны несколько научных направлений:
1) Такесика
2) Кинесика – делится на несколько частей, более известная для нас с вами мимика, пантомима
3) Проксемика – научное направление связанное с пространством, зоной действия коммуникаций и, как правило, в каждом конкретном случае данные параметры играют решающую роль. –
— Например, интимная форма общения. Интимная зона 15-40 см. при нарушении этой зоны у незнакомого человека возникают сложности, а у друзей и близких людей наоборот. Зона приватности.
— профессионально-деловое общение.
— ритуальное общение – форма, которая предусматривает соблюдение общепринятых правил приличия, в зависимости от вида профессиональной деятельности, от ряда объективных и субъективных условий. Дистанция в спорте.
Ритуальное общение требует определённые знания об участниках, строгое выполнение, а также способ трансляции коммуникативных действий.
Стили общения.
Автократический, либеральный, демократический.
Чаще всего в процессе коммуникаций используем: автократический и демократический стиль. 1) верховенство руководителя
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
2)воздействие и под давление инициативности
3) отсутствие информации
4) непризнание мнения конкретного индивида
5) частное возникновение конфликтов
Прототипом автократического является демократический, где коммуникативное действие осуществляется коллегиально. Все участники, активно принимает участие в решении профессиональных задач. Противоречия возникающих в социальной группе, решаются конфеденциально или на уровне компромиссов.
Для разрешения противоречий, которые возникают в процессе коммуникаций, в социологии, соц психологии разработаны: теория трансакции, теория ассертивности – умении доказывать, аргументировать, объяснять, поддерживать реципиента, коммуникатора. Личности, которые владеют такими характеристиками как эгоисты и альтруисты.
Личное общение – прообраз дружественного общения. Дистанция 45-120 см.
Социальное общение – между субъектами в разных соц статусах. Дистанция 120-200 см (милиционер – нарушитель).
Лекция
Контакт: психологический. Условия благоприятной коммуникации.
— обаяние – социальный феномен, который характеризуется привлекательностью, компетентностью, стимуляция потребности в информации, в долженствовании, в успехе, в узнавании,
Похвала!!!
— создание климата в процессе коммуникации, прежде всего, связано с психологическими особенностями субъектов, а также с личностными качествами коммуникатора, реципиента и объективные условия, где проходит этот процесс. Условия и места организации коммуникации предусматривает учёты как положительного, так и отрицательного эффекта. Отрицательный – если субъект коммуникации информирован о состоянии деятельности организации, чаще всего, это вызывает положительный эффект, при неосведомленности субъекта от коммуникатора требуется огромное усилие для достижения эффекта в особенности ассертивности (знающий человек).
— обратная связь (налаживание)
Издавна для регуляции коммуникативного действия и достижения эффекта взаимодействия использовали принцип: ПЕРСОНАЖ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ – ЧЕЛОВЕК ИЗ НАРОДА.
Алгоритм действия:
1) Полная информация о собеседнике.
2) Разработать план действий, детальное содержание.
3) Ориентация на дело – расположить собеседника к теме.
4) Подготовка к завершению, т.е. вопросы, связанные с перспективой деятельности, с личными планами.
5) Уход от процесса.
Обязательные собеседования: похвала, благодарности, пожелания удачи.
Причины плохой коммуникации:
1) Стереотипы (упрощенное, устоявшееся, предварительное мнение, суждение о качествах личности).
2) Выспрашивание собеседника или субъекта, которое носит предвзятый характер (выудить информация).
3) Рефлексия, когда уточнив мнение субъекта, коммуникатор повторяет, в некоторых случаях, всё это выдаёт за собственное суждение. Заведомо ложные, непроверенные факторами сведения коммуникатор воздействует на субъекта.
4) Игнорирования мнениями.
5) Соответствие статусов и ролей.
6) Некомпетентность – неумение формулировать вопросы, слушать, невосприятие чужой мысли к собеседнику (неуважение).
Стили делового общения:
1) Партнёрский
2) Дружественный
3) Эффективный
4) Бесполезный
Деятельность коммуникатора в процессе взаимодействия субъекта оценивается как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Эффективность, как правило, носит условный характер, поскольку отрицательный эффект это тоже результат.
Алгоритм – направление субъекта по ложным источникам информации («ареол успеха»).
Теория трансакций в Европе доминирующая!
Коммуникативная деятельности, как правило, имеет определённые действия и фазы:
1) Пробуждение субъектов коммуникации (формирование мотивации)
2) Фазы включения в процесс коммуникации
3) Фаза непосредственного действия
4) Фаза завершения, ухода из коммуникации
Следует отметить, что упомянутые фазы во многих случаях не имеют временные, пространственные чёткие характеристики, и поэтому для коммуникативного действия от субъектов требуется высокий профессионализм и мастерство, способность ориентироваться во времени, способность оценивать ситуацию и условии коммуникации, так как очень многое зависит в деятельности субъектов коммуникации от организации работы в фазе побуждения (мотивации) и фазе завершения.
Коммуникативные действия требуют от субъектов строгое соблюдение таких элементов как: традиции, этикет, обряды и ментальность всех у частников.
Диалог.
Беседа
Дискуссия
……….
Лекция 6.
Диалог.
1) Латографы
2) Риторы
За исключением технологий ничего нового.
Диалог как форма, вид коммуникативной деятельности изначально подвергался анализу, обобщению, поскольку основой данной формы коммуникации за исключением некоторых изменений остаётся неизменной. Римский философ в античные номера выявил основные вопросы на которые требуются ответы в любой коммуникативной деятельности:
1) Кто
2) Что сделал
3) Где
4) Какими средствами
5) Зачем
6) Каким образом
7) Когда
Другими словами, тысячу лет назад предвосхитили учёные современную схему диалога и во многих случаях пресс-релиза. Иногда это называют схемой перевёрнутой пирамиды.
Диалог как форма коммуникаций представляет собой борьбу идей, разные взгляды на конкретную проблему, противоречивые точки зрения и одновременно диалог это коммуникация равноправных субъектов по следующим критериям:
1) Соц. Статус
2) Соц. Роли
3) Образовательный ценз
4) Профессиональная компетентность
По своей сущности, диалог – это полемический анализ или суждение актуальной проблемы. По структуре диалог состоит из предмета диалога, действия диалога, диалогических отношений и ряда других параметров.
Различают межличностное, личностно-групповое и личностно-массовые формы диалога.
В процессе диалога субъекты, которые непосредственно принимают участия, одновременно создают предпосылки для самосовершенствования, самовыражения, самореализации и самоутверждении, как субъекта воздействующего, так и субъекта отражающего, т.е. соучастника диалога.
Для реализации данного процесса необходимо:
— готовность к самооценке
— к самоанализу
— умение выслушивать
— способность поддерживать участника
— способность оценивать ситуацию
— ряд других технологических условий
Поэтому в процессе диалога в качестве континиума признаётся время, места, формы вопрос-ответа, а также некоторые другие объективные условия коммуникации. Поскольку в структуре диалога также различают критический диалог и самокритический диалог.
В процессе любого диалога требуется выявление проблемы, постановка задач, формулировка вопроса (ловушки, простые, сложные, контрольные).
5) Предварительные подведения участников к оценке диалога.
6) Критический анализ ситуаций
7) Завершение коммуникативного действа
Следовательно, все диалоги и их формы состоят из следующих этапов: ориентация на обсуждение проблемы, оценка ответов, мнений, суждений субъектов, завершение коммуникативного процесса.
Дискуссия как форма диалога.
Основные требования:
1) Тезисы должны быть чётко сформулированы и понятны субъекту
2) Тезис должен оставаться неизменным в ходе диалога
3) Тезис не должен содержать в себе логических противоречий
4) В процессе диалога решаются 3 взаимосвязанные задачи:
— отношение к проблеме дискуссий
— отношение к участникам дискуссий
— отношение к каждому участнику
Технологии проведения дискуссий.
Задача модератора на каждом из этапов дискуссий.
1) Этап ориентации. Задача: объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия и до какой степени следует решать обсуждаемую проблему, установить время дискуссий, объявить участникам о месте и времени, создать необходимую мотивацию, заинтересовать всех участников дискуссий, изложить проблему в виде некоторого противоречия, добиться понимания участников пробелы дискуссии, сформулировать вопросы и попросить, чтобы все участники задавали вопросы, начать обмен мнениями лучше без оценок, предоставить всем участников высказать свои предположения, представить участника друг друга, ориентировать участников на коллективное решение, сообщить о преимуществах группового общения, создать приятную атмосферу, активизировать пассивную часть, оказывать поддержку и помощь выступающим, внимательно слушать каждого, рекомендовать без боязни.
2) Оценка. Максимум инфо, выслушать всех, свои предложения модератор (руководитель) высказывает последним, подвести частичные итоги, держаться в русле проблемы, тактично останавливать отклонившихся от темы, всем поочерёдно предоставлять слово, не допускать диалогов и монологов и чрезмерной активности одних за счёт других, поддерживать деловую атмосферу, требовать ясного изложения мыслей, модератору больше спрашивать и слушать, говорить по существу, не допускать личной конфронтации, устранять недоразумения между участниками, и оценочные суждения, которые направлены на личные качества оппонента, поддерживать тёплую атмосферу, уделять внимание каждого участника, внимательно выслушивать каждого, требовать ясной аргументации, уточнять неясное предположение, активизировать пассивных участников, обратиться к молчунам с вопросами и попросить, чтобы они высказались, сохранять беспристрастность.
3) Чёткие внятные подведения итогов, формулировка выводов, решения, сравнить итог с поставленной целью, напомнить участникам цель и сопоставить с темой дискуссий, принять решения на основе мнений всех субъектов, учитывать мнение всех участников при подведении итогов, помочь участникам прийти к согласованному мнению, сохранять обстановку несмотря на разность мнений, подчеркнуть вклад каждого.
Мишель Монтель «Оборотень».
Функции модератора: связать дискуссии с жизненными ситуациями, сформулировать противоречия как проблемы, поддерживать обстановку критичности, оказывать содействия в нейтрализации некорректных выступлений, следит за регламентов, направлять дискуссию в нужное русло, видеть замечания, которые могут возникнуть (возражения, вопросы), нейтраизация:
— локализация, ограничение области ответов
— анализ, выяснения оценок, неточности
— выбор тактики ответа
— ответ
Опережение зависит от тактики выбора ответов. Не противоречит высказыванию, мнению участников, оправдываться, прикрывать слабые места, защищаться, лучше наступать.
Для конструктивного ведения дискуссии обходимо:
Находить в высказываниях противоречия, вскрывать и отмечать в случае некорректного суждения и неправильного ответа, выявлять искажения и цитирования мыслей, доказывать недопустимость обобщения.
Беседа – самая распространённая форма диалога в коммуникативной деятельности, целенаправленный вид группового общения, в основном беседа направлена на достижение определённых целей.
Преимущества деловой беседы: возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения, быстрота реагирования на высказывания партнёра.
Разновидности беседы: аналитическая, конструктивная, профессиональная.
Лекция
В совокупности все перечисленные формы диалога составляют часть аналитического жанра в структуре средств массовой коммуникации.
Ток-шоу, обозрение, комментарий и корреспонденция.
Ток-шоу как современный метод воздействия на массовые аудитории и как аналитический жанр является наиболее современным видом деятельности коммуникации поскольку организация и проведение данной формы возможно лишь с помощью телевидения, потому что одновременно в даннй форме используется интервью, дискуссия, оценка и анализ конкретной проблемы.
Основные отличия:
1) строгая персонифицированность, т.е. личность ведущего имеет очень важное значение и влияние
2) наличие или присутствие медиа-персон или героев во время передачи
3) наличие зрителей
4) наличие компетентных экспертов
все аналитические жанры имеют специфические особенности поскольку в обязательной форме проводится как анализ, так и оценка. И одновременно осуществляется личностно-групповая, личностно межгрупповая коммуникация.
Корреспонденция. Современная форма корреспонденции независимо от семантического и семиотического происхождения очень широко используется в радио, телевидении или интернете. Главной особенностью: выбор актуальных проблем и оценка со стороны коммуникатора, журналиста, пиарщика, менеджера, и, как правило, чаще всего, обсуждает мнение конкретных субектов.
Радио-телесюжет, как форма корреспонденции.
Комментарий – одновременно и жанр и форма коммуникативной деятельности в общей структуре коммуникации. Комментарий
осуществляется либо профессиональным экспертом, либо журналистом. Во многих случаях, это анализ некоторых событий.
В комментариях также используется критика, а также способы разрешения конкретных ситуациях в частности управленческиж решений.
Обозрение является конкретной формой, которая выносится на суд зрителя (реальная картина действительности).
Зритель воспринимает ситуацию через собственные формы и во многих случаях – субъективная форма коммуникаций, нуждающаяся в объективизации. Однако, имея особенности в процессе обозрения можно обсуждать либо конкретную проблему, либо общую.
Обозрение имеет временные особенности, поскольку их актуальность может меняться через некоторое время.
Информационные жанры: заметка, отчёт, репортаж. Основная задача информирование. Характерной особенности является, прежде всего, информирования. Объективная, достоверная и актуальная информация является главным атрибутом всех форм информационностц коммуникации.
Современные экономически условия способствовали взирали. Из прессы в радио, в передачи.
Отчёт представляет собой формы коммуникаций, которые осушествояются после завершения мероприятия.
Осузествляются: научные, деловые, производственные и персональные отчёты. После завершения!!!!!!!!!
Формы отчёт: письменная, устная.
Отчёт, как форма коммуниации для решения маркетинговых проблем носит положительный характер для деятельности журналиста и пиарщика может оказаться, как полити.
Репортаж – форма, информация с места события, непосредственная участника субъектов в коммуникативном акте. Рассказ без оценки, поскольку актауотность данной формы является привалирующим.
Особенности репортажа – отличие эмоциональной окраски, различные метафоры.
При организации и проведении данной формы коммуникации, высшим мастерством субъекта или коммуникатора является создания эффекта присутствия, эффект компетенции.
Сатирические формы деятельности, которые широко используются во всех средствах массовой коммуникации. Основу жанра оставляют юмор, ирония, насмешки. Формы: фельетон, памфлет.
Фельетон – это форма, коммуникативной деятельности, где оценивают с точки зрения критики деятельность конкретных субъектов или социальных институтов их взаимоотношения в обществе. Эффект фельетона зависит от мастерства автора, поскольку в некоторых случаях оценка не является результатом деятельности авторов.
Памфлет – жёсткая, грубая лценка деятельности коммуникации. Чаще всего используется в прессе и других СМИ.
ВЫВОД: независимо от типологизации все указанные формы, жанры коммуникативной деятельности могут выполнять как общую цель, так и частную, а также есть формы, которые носят универсальный характер и их проявление можно обнаружить во всех жанрах и СМИ. Например, репортаж. Следовательно, с развитием технологии они будут меняться и некоторые из них могут стать универсальными, интергративными. Однако, необходимо осуществлять отбор форм деятельности в зависимости от объективных и субъективных условий: время, место, наличие материальной базы, средств, компетентных лиц и технических возможностей.
Лекция
Корпоративная коммуникация.
Союз, ассоциация.
Корпоративная коммуникация – это социо-культурное пространство, которое создаётся искусственным образом и в рамках данной системы формируются ценности, функции, отношения всех субъектов участвующих в коммуникативной деятельности. Основными элементами данной системы являются нормы социальные, ценности, ритуалы, а также корпоративные принципы, которые способствуют формированию данной субкультуры.
Все формы корпоративной коммуникации осуществляются по следующей схеме:
1) по вертикали: руководитель – подчинённый, субъект воздействия – исполнитель.
2) По горизонтали: работник – работник (исполнители одинаковых социальных ролей).
Однако немаловажной особенностью указанных форм является соблюдение принципов взаимодействия, которые впоследствии обеспечивают жизнедеятельность организации (объединения) или корпорации.
Корпоративная коммуникация в первую очередь предусматривает согласованное взаимодействие всех субъектов для корпоративного имиджа. Корпоративный имидж предусматривает наличие следующих качеств:
1) символичность
2) фирменность
3) автономность
4) запоминаемость
5) устойчивость
6) уникальность
7) сугестивность
8) взаимодействие как внутри, так и вне корпорации (положительное сотрудничество) (кризисная коммуникация)
корпоративная коммуникация, имея уникальную предысторию, начиная с 16 века (является неформальной (иногда формальной формой организации, ассоциации, концернов, синдикаторов), которые впоследствии формируются в виде субкультуры, где объединяются высококвалифицированные специалисты, профессионалы, как главные акторы, а также других субъектов (работники, ремесленники) и т.д. Иногда даже, РАБОТНИКОВ С ПЛОХОЙ РЕПУТАЦИЕЙ.
Следовательно, данная субкультура формально является закрытой и имеет особенности, которые характерны только для подобных объединений. Однако, имеются и открытые формы организации, например, акционерные общества, товарищества и т.д.
Следует отметить, что главная цель всех корпораций, независимо от открытой, закрытой формы – это взаимодействие со внешними организациями, коммуникация со субъектами, которые являются основными акторами. Всё это делается для:
1) продвижения имиджа
2) Продвижения товаров, услуг
3) Для их реализации
4) Получения прибыли
5) Положительные оценки конкурентов, модернизации и внедрение инноваций
Технологии корпоративной коммуникации.
Алгоритм действия всех субъектов коммуникативного акта в корпорации состоит из следующих основных элементов:
1) Функциональное взаимодействие всех участников коммуникативной деятельности, т.е. изначально все члены корпорации определяют определённые соц. Функции и роли, и соответсвенно, на основе этих обязанностей осуществляется коммуникация (согласованность, информированность и деловитость).
2) Межличностные отношения – т.е. каждый член данной корпорации независимо от уровня притязания личностных особенностей обязан строго соблюдать существующие нормы внутри корпораций.
3) Корпоративная сплочённость – командный дух, стратегия справедливого распределения материальных ценностей в команде.
Деятельность коммуникативная всех корпораций осуществляется на основе следующих принципов:
1) Информированность всех субъектов
2) Создание подлинного интереса к заботам всех участников корпоративной деятельности
3) Принцип доверительного отношения между всеми субъектами, начина от производственных отношений, включая финансовые обеспечения
4) Принцип взаимопомощи в кризисной, чрезвычайной ситуации и форсмажорных обстоятельств
5) Принцип взаимного согласия, решение конфликтных проблем
6) Принцип честного взаимодействия всех субъектов как по вертикали, так и по горизонтали
При соблюдении всех этих принципов в любой социальной корпорации проводятся следующие акции, мероприятия, которые обеспечивают положительное действие и деятельность организаций. К этим акциям относятся ритуалы:
1) Ритуалы сообщения
2) Ритуалы поощрения
3) Ритуалы посвящение (инициация)
4) Ритуалы порицания
Кроме вышеуказанных алгоритмических действий коммуникативной деятельности корпорации выделяют следующие признаки:
1) Девиз (лаконичность, понятность, запоминаемость)
2) Торговая марка (бренд)
3) Логотип
4) Корпоративная программа
5) Корпоративный журнал
6) Корпоративная газета
7) Корпоративное телевидение
8) Пиар-отдел
Кризисная коммуникация.
Суд, судилище.
Обстоятельства, ситуации, которые могут возникнуть в результате естественных или искусственных изменений и могут влиять положительно и отрицательно на деятельность людей и организаций считаются кризисными, например, чрезвычайные происшествия, смерть сотрудника, непредвиденные обстоятельства, вмешательства из вне, неоправданная деятельность организации и ряд других видов, форм организации совместной деятельности могут обеспечивать предпосылки для позитива и негатива.
Лекция 6.
Минорити – количество людей, участвующих в жизни гос-ва и общества уменьшается в политической жизни.
Утечка важной информации:
— трагические случаи
— банкротство предприятий
— нарушение взаимодействия с органами власти, партнёрами, противниками
— раздрай в коллективе
Все указанные разновидности кризисных проявлений имеют негативное последствие, поскольку нарушается взаимодействие между субъектами управления и объектами воздействия. Следовательно, кризисы имеют характер неопределённости, непрогнозированные, непредвиденные обстоятельства и факторы, которые в совокупности способны деградировать, разрушать деятельность, как социальных организаций, так и люде й.
— Организация деятельности людей и предотвращений последствия кризиса, специалисты рекомендуют создание искусственно-кризисной ситуации, т.е. симулирование происшествия.
— Необходимо определение слабого звена в деятельности организаций для разработки кризисного плана.
— Медиатренинг.
— Тренинг кризисный персонала.
Медиатренинг и тренинг персонала предусматривает научно обоснованное практически рациональное и эффективные способы налаживания отношений с пиарщиками, журналистами и представителями СМИ.
Управление кризисной коммуникации, которые предусматривают соблюдение следующих принципов в деятельности, социальных ассоциаций, компаний и т.д.
1) Первый принцип (сначала свои), т.е. вся позитивная негативная информация с помощью пиарщика, журналиста, менеджера, в первую очередь доводится до сведения работников, сотрудников, субъектов внутренней совместной деятельности, о том, что произошло, о том, что будет.
2) Сообщение одним голосом – эмоциональная окраска результатов последствия чрезвычайного происшествия или природного катаклизма, должны исходить из уст представителей СМИ или руководителя в едином формате.
3) Без паники. Реализации данного принципа предусматривает информацию, сообщения руководителя. В доступно логически аргументированной форме, доступным языком передать информацию без волнения, эмоциональной окраски предстоящих ситуаций.
4) Не тяни кота за хвост. все принципы, которые будут озвучены обязательно нужно перевести на простой язык, понятней и в лаконичной доступной форме информировать всех субъектов, начиная от управленцев, включая исполнителей.
5) Когда речь идёт о кризисной ситуации или происшествий, которые имеют отрицательно финансовые последствия, улучшения условий труда, сокращений штата и т.д., специалисты предлагают строгое соблюдение принципов взаимодействия субъектов управления с подчинёнными, на уровне встречи, пресс-конференции или беседы с конкретными лицами.
Регулярные встречи с сотрудниками с помощью пиарщиков журналистов.
Лекция
Политическая коммуникация.
Субъект: политические партии, группы, фракции, лидеры, лоббисты.
Вся коммуникация происходит либо в открытой форме, либо в закрытой. Лоббирование – полуоткрытое, полузакрытое.
Объекты: народ, электорат, активные участники процесса.
Кроме консумера и миноризации есть ещё эклиптическое.
Закон циркуляции является основан фактором, смена лис на львов, львов на лис.
Классификация политической коммуникации:
1) электоральная
2) коммуникация органов власти
3) коммуникация лидеров партий социальных групп
4) протесты, демонстрации, митинги, шествия, террористические акты – следствия неправильной организации политической коммуникации
Ласт лекшэн.
Религиозная коммуникация.
Восток – культ природа (даосизм, конфуцианство (проповедовало почитание) , легизм (учение о политике и о культуре, включая учение о юриспруденции) – Китай).
Закон сокращения времени.
Способы:
1) торговцы
средства религиозной коммуникации:
1) письмо, письменные произведения
2) создание учебных заведений
3) культовые здания, которые привлекали людей
4) мифология
5) ритуалы
6) массовые зрелища (жертвоприношения)
7) и другие мероприятия, проводившиеся в лоне церкви
8) Гермес – покровитель массовой коммуникации, строили геммы
9) Организация массовых спортивных мероприятий
В Древней Греции и Риме религиозная коммуникация основывалась на результатах практической деятельности, следовательно происходила дифференциация в обществе появились страты: пантифики – хранители знаний и религиозных изречений; агувры – хранители права; фетицилы – хранители политических культурных идей и взглядов, связанных с религиозной деятельностью. Одновременно в Европе стали возникать династии священнослужителей, религия стала управлять обществом (государством), с целью придания важности, их святости, религиозные деятели придумали разные мифы.
Средства и методы коммуникации:
1) формирование религиозных специалистов
2) создание культовых сооружений
3) учебные заведения. В Средневековье с помощью и под руководством церкви в Европе стали создавать университеты, такие как Сорбона, Оксфорд, Кембридж и подобные заведения во всех европейских странах и тем самым они заняли позицию руководителей, управленцев по всем вопросам жизнеобеспечения людей. Книги.
4) Религия становится законодателем мод, она определяла имиджевую акцию, как в Европе, так и на Востоке. На Востоке – брахманы – высшая каста. В Китае – монахи, священнослужители управляли государством, в Азия – трансформация религиозных учений в Ислам.
Религиозная коммуникация способствовала формированию культа личности, имиджа понимающих деятелей и одновременно создало предпосылку для вторжения в личную жизнь всех людей в обществе: религия стала надзирать, контролировать каждого в отдельности в искажённой форме, например, католики – долгое время создавали образ врага на основе телосложения человека, его отношения с религиозными организациями и т.д. Религия создала предпосылку для формирования закрытого профессионального сообщества.
Деятельности религиозных организаций и субъектов – послужило основанием для проведения реформ (реформаций) и контрреформаций. И в последствии всё это способствовало зарождению новых религиозных государств, таких как Мавритания, Ислам, Ватикан.