I. Вопросы для контроля знаний (по лекции N 3):
Личность как высшее психичес кое образование, биологичес кое и социальное в личности.
Подходы к проблеме личности, наиболее распространенные в отечественной пси хологии: пси хология от ношений, пси хо-логия деятельности, пси хология установки.
Понятие акцентуированных личностей, типология А.Е.Личко.
Критерии диагностики пси хопатий П.Б.Ганнушкина.
Лекция N 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИИ.
Психические процессы, свойства, личный опыт человека
составляют не просто сумму, а качественно новое, иерархи чес-
ки более высокое, а именно высшее и цельное образование пси-
хики.Таким образом,
ние, объединяющее все психические свойства человека, опреде-
ляющее целостность и индивидуальность его психики.
Иными словами, личность есть сложившаяся психическая
индивидуальность, включая ее содержание и сформированные ус-
тойчивые характеристики. Поэтому, скажем, нельзя говорить о
личности в детском возрасте. Учитывая, что особенности орга-
низма и, в частности, нервной системы составляют почву для
формирования психических черт человека, содержания личности,
ее социальных связей и т.д., личность — это биосоциальное
понятие (где, по словам В.Н.Мясищева, «биологически-органи-
чес кое неразрывно связано с социальным, но не является ни
личностью, ни ее частью, а только условием личности».)
Учение о личности относится к области многих наук: фи-
лисофии, истории, педагогики, социологии, этики, медицины и
др. Поэтому не кажется странным, что и в пси хологии (а имен-
но в этой науке личность является центральным понятием) нет
единой всеобъемлющей теории личности. В зарубежной пси холо-
гии существуют многочисленные концепции личности в рамках
пси хоанализа, бихевиоризма, экзистенциализма, гуманистичес-
кой пси хологии и т.д. В отечественной пси хологии на большее
распрост ранение получили три подхода к проблеме личности: с
позиций пси хологии от ношений, пси хологии деятельности и пси-
хологии установки.
прост ранение в отечественной прикладной пси хологии и его мы
Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр
... этом складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического ... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения ...
будем использовать в дальнейшем как основную теоретичсекую
концепцию личности, как предложил А.Е.Личко. Начало иследо-
ваний личности как системы от ношений было положено одним из
основателей российской медицинской пси хологии, сотрудником
В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурским (1923).
В дальнейшем это нап-
равление было развито учеником Лазурского — В.Н.Мясищевым,
которому и принадлежит наиболее детальная разработка данной
концепции личности, в том числе применительно к теории и
практике медицины.
а).
Главной характеристикой личности является система
ее от ношений. Это сознательная, основанная на индиви-
дуальном опыте пси хологическая связь человека с различными
сторонами жизни. Прежде всего — от ношения с людьми, от ноше-
ние к общественным вопросам, к семье, к труду, к предметам,
идеям, ситуациям и т.д. В системе от ношений завершающим эле-
ментом, обеспечивающим ее целостность, является от ношение к
себе — самосознание, самооценка. От ношения имеют такие ха-
рактеристики как уровень активности, положительная или отри-
цательная модальность, рациональность или иррациональность,
устойчивость или неустойчивость и др. От ношения выступают
наиболее важным структурирующим компонентом личности по от-
ношению к другим психическим явлениям — психическим процес-
сам, свойствам, состояниям.
б).
Вторая группа свойств личности характеризует психи-
чес кий уровень человека. Это уровень активности — конкрет-
но-личной, элементарно-витальной и пр., функциональный уро-
вень восприятия, памяти и др. потенциальных возможностей
ума, ум — его развитие и особенности. Уровень личности — это
показатель способностей и психического развития человека.
в).
Третий компонент личности — динамика реакций и пе-
реживаний. Это своего рода биологическая характеристика лич-
ности, больше известная в пси хологии как темперамент. Этот
компонент отражает степень нервно-психического тонуса, его
выраженность, реактивность. (… Типология Гипократа, типы
в.н.д. Пав лова).
г).
Четвертый компонент структуры личности, предложен-
ный В.Н.Мясищевым — соот ношение психических свойств в их
единстве, собственно характеризующее структуру («архитекето-
ни ку») личности — соот ношение эмоциональных, волевых, интел-
лектуальных характеристик, наличие доминирующих от ношений,
пропорциональность свойств психики, преобладающие побужде-
ния и пр. Т.е. это социально-биологическая характеристика
индивидуальных стереотипов реагирования, аналогичная поня-
тию характера.
1946), Л.С.Выготского (1960) нашли развитие в теории дея-
тельности А.Н.Леонтьева (1975).
Личность здесь также рас-
сматривается как продукт социальных от ношений, главной же
характьеристикой личности является ее деятельность. Ядром
личности является система иерархизованных мотивов, как побу-
Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение
... указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, ... неблагоприятной компании, проявляет агрессивность во взаимоотношениях со взрослыми». В какие виды деятельности целесообразно включать подростка для его социального становления, интеллектуального развития? 9) Ребенок ...
дителей деятельности. Есть т.н. смыслообразующие мотивы (оп-
ределяют направленность потенциальной деятельности) и моти-
вы-стимулы (непосредственно побуждают к деятельности).
От но-
шения мотивов в определенной иерархии характеризуют мотива-
ционную сферу личности. Ослабление, искажения этой сферы,
формирование патологических потребностей и мотивов широко
исследовались в патопси хологии.
ский пси холог Д.Н.Узнадзе (1966).
Установка — готовность
субъекта определенным образом определенным образом восприни-
мать, оценивать и действовать по от ношению к объектам окру-
жающей действительности, «фактор, направляющий и определяю-
щий содержание нашего сознания». Установка включает бессоз-
нательное — не осознаваемое личностью состояние готовности к
определенной деятельности для удовлетворения той или иной
потребности. Наибольшее внимание теория установки привлекла
именно как один из путей решения проблемы бессознательного.
[И с т о ч н и к . Б.Д.Карвасарский. Медицинская пси хология.
— Л., 1982.]
Личность в изложенных выше конценпциях — более сложное
понятие чем характер, однако в основу современных типологий
положены, если говорить с позиций отечественной пси хологии и
психиатрии, типы характеров.
В пределах типологии не патологических, «нормальных»
личностей существует понятие акцентуированной личности — это
крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характе-
ра чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается чрез-
мерная уязвимость в от ношении определенных пси хогенных воз-
действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
В нашей стране к наиболее известным относится типоло-
гия А.Е.Личко: гипертминый тип, циклоидный, лабильный, сен-
ситивный (тревожный по K.Leonhard), психастеничес кий, ши-
зоидный, эпилептоидный (возбудимый по K.Leonhard), истероид-
ный, а также конформный, астено-невротичес кий и неустойчи-
вый (последние три не имеют аналогов у K.Leonhard).
Типы акцентцаций весьма сходны и частично совпадают
с типами пси хопатий. Психопатии характеризуются стабильнос-
тью патологических черт на протяжении жизни, тотальностью их
проявления во всех ситуациях, как следствие — социальной де-
задаптацитей (критерии П.Б.Ганнушкина).
[И с т о ч н и к. А.Е.Личко. Подростковая психиатрия. — Л. —
1985. — С. 33-77.]
Согласно подготовленной ВОЗ МКБ-10, глава V «Психичес-
кие и поведенческие расстройства», выделяется 8 типов рас-
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... и неразрывно связано с ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. ... назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Общая характеристика ...
стройств личности: параноидное расстройство личности, ши-
зоидное, диссоциальное, эмоционально-неустойчивое, гистрио-
ничес кое (истеричес кое), ананкастное, тревожное («избегаю-
щее»), зависимое (dependent).
[И с т о ч н и к. Ю.В.Попов. Новый подход к диагностике пси-
хопатий (расстройств личности).
// Обозрение психиатрии и
мед. пси хологии им. В.М.Бехтерева. — Л., 1991. — N 2. — С. 5
-14.]
Лекция N 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИИ. Психические процессы, свойства, личный опыт человека