ВОПРОСЫ:
- СОЗНАНИЕ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
- ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
- СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СОЗНАНИЕМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ.
ЛИТЕРАТУРА :
- БРУНЕР Д.С. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ : ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. М., 1977 (ГЛАЗ, РУКА И СОЗНАНИЕ :274 — 286, СОЗНАНИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ :377 — 403 )
- ЛЕОНТЬЕВ А.Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. М., 1982. (ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ : 23 — 33, АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ : 56 — 72, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ : 124 — 158)
- МЕРЛИН В.С. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ : ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ, САМОСОЗНАНИЕ : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К СПЕЦКУРСУ. — ПЕРМЬ, 1990 (САМОСОЗНАНИЕ : 81 — 108)
- ФРЕЙД З. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. М., 1989 (О СНОВИДЕНИИ : 310 — 343, ПО ТУ СТОРОНУ ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ : 382 — 424)
КОНСПЕКТИРОВАТЬ :ВЫГОТСКИЙ Л.С. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ :В 6 Т. — Т.1 — М., 1982. СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ : 78 — 98, ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ : 132 — 148)
Самостоятельная работа 3 :
- ПРОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ В ПОВЕДЕНИИ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
- ПРОЯВЛЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОВЕДЕНИИ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЫЧЕК ЛЮДЕЙ
Вопрос 1. Сознание и его психологическая характеристика
СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИДА ОТ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ В ЕГО СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ И МЫСЛИТЬ АБСТРАКТНО. ЭТО СВЯЗАНО СО СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ УРОВНЕМ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ :
- ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ СЕБЯ КАК ОТДЕЛЕННОЕ ОТ ОСТАЛЬНОГО МИРА СУЩЕСТВО, ГОТОВОЕ И СПОСОБНОЕ К ИЗУЧЕНИЮ И ПОЗНАНИЮ ЭТОГО МИРА, К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ И НЕМ. ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ ЭТИ ЗНАНИЯ КАК ФЕНОМЕНЫ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЪЕКТОВ, К КОТОРЫМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ, МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ В СЛОВАХ И ДРУГОЙ СИМВОЛИКЕ, ПЕРЕДАТЬ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ И БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ, ХРАНИТЬ И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИХ. ПРИ УТРАТЕ СОЗНАНИЯ (СОН, ГИПНОЗ, БОЛЕЗНЬ ) ТАКАЯ СПОСОБНОСТЬ ТЕРЯЕТСЯ.
- СПОСОБНОСТЬ МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ И ВООБРАЖАЕМУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ— ВТОРАЯ ВАЖНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ— ОТРАЖЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В ВИДЕ ОБРАЗА КАКОГО-ЛИБО ОБЪЕКТА РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,ВООБРАЖЕНИЕ— СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОТСУТСТВУЮЩИЙ ИЛИ РЕАЛЬНО НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ПРЕДМЕТ, УДЕРЖИВАТЬ ЕГО В СОЗНАНИИ И МЫСЛЕННО МАНИПУЛИРОВАТЬ ИМ.
- КОНТРОЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, УПРАВЛЯТЬ ИМИ ЭТА ХАРАКТЕРИСТИКА, КАК И СОЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ, ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНА С ВОЛЕЙ.
9 стр., 4268 слов
Экологическое сознание и экологическое образование человека
... представляют собой сознание общества в целом (общественное сознание). Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым ... человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология ...
О СОЗНАТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ВООБРАЖЕНИЕМ ГОВОРЯТ ТОГДА, КОГДА ОНИ ПОРОЖДАЮТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ УСИЛИЕМ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА. . ВОЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И СОСТОЯНИЯМИ ВСЕГДА СВЯЗЫВАЛОСЬ С СОЗНАНИЕМ.
- СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ В ФОРМЕ ОБРАЗОВ ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
- ЕЩЕ ОДНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ В НЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СХЕМ- ОПРЕДЕЛЕННЫХ УМСТВЕННЫХ СТРУКТУР, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРОЙ ВОСПРИНИМАЕТСЯ, ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ И ХРАНИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О САМОМ СЕБЕ.
- СЛЕДУЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — ЭТО ЕГО СПОСОБНОСТЬ К КОММУНИКАЦИИ, Т.Е. ПЕРЕДАЧЕ ДРУГИМ ЛИЦАМ ТОГО, ЧТО ОСОЗНАЕТ ДАННЫЙ ЧЕЛОВЕК, С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА И ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. Т.О. СОЗНАНИЕ ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНО С РЕЧЬЮИ БЕЗ НЕЕ В ВЫСШИХ СВОИХ ФОРМАХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
ОБМЕНИВАЯСЬ ДРУГ С ДРУГОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЛЮДИ ВЫДЕЛЯЮТ В СООБЩАЕМОМ ГЛАВНОЕ. ТАК ПРОИСХОДИТ АБСТРАГИРОВАНИЕ- ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ВСЕГО ВТОРОСТЕПЕННОГО И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ. ОТКЛАДЫВАЯСЬ В ЛЕКСИКЕ, ЭТО ГЛАВНОЕ ЗАТЕМ СТАНОВИТСЯ ДОСТОЯНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ОН УСВАИВАЕТ ЯЗЫКИ НАУЧАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.ОБОБЩЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И СОСТАВЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. Т.Е. БЕЗ ЯЗЫКА И РЕЧИ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕМЫСЛИМО.
ЯЗЫК И РЕЧЬ ФОРМИРУЮТ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПЛАСТА СОЗНАНИЯ :СИСТЕМУ ЗНАЧЕНИЙ И СИСТЕМУ СМЫСЛОВ СЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — СОДЕРЖАНИЕ, КОТОРОЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В НЕГО НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА, ОНИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛОВАРЯХ.СМЫСЛ СЛОВА — ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ОТДЕЛЬНОСТИ. СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДВУМЯ ОБРАЗУЮЩИМИ СОЗНАНИЯ.
Вывод : сознание обладает следующими свойствами :
- ОСМЫСЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ИЛИ ОСОЗНАВАЕМОГО, Т.Е. ЕГО СЛОВЕСНО-ПОНЯТИЙНАЯ ОЗНАЧЕННОСТЬ, НАДЕЛЕННОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СМЫСЛОМ, СВЯЗАННЫМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.
- В СОЗНАНИИ ОТРАЖАЮТСЯ ТОЛЬКО ОСНОВНЫЕ, ГЛАВНЫЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТОВ, СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ, Т.Е. ТО, ЧТО ХАРАКТЕРНО ИМЕННО ДЛЯ НИХ И ОТЛИЧАЕТ ИХ ОТ ДРУГИХ, ВНЕШНЕ ПОХОЖИХ НА НИХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ.
- СОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО В СЛОВЕСНОЙ , НО И В ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ ОНО СВЯЗАНО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ОБРАЗЫ. ПРИМЕРЫ ОБРАЗНОГО СОЗНАНИЯ : ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА.. ОНИ ТАКЖЕ ВЫСТУПАЮТ КАК ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НО НЕ В АБСТРАКТНОЙ, КАК ЭТО СВОЙСТВЕННО НАУКЕ, А В ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ.
Вопрос 2. Предпосылки и условия возникновения сознания
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НАСЧИТЫВАЕТ ТЕ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЛЕТ, КОТОРЫЕ МЫ ОТНОСИМ К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
4.5. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания
... человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности. Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций. Без участия сознания ... наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Психология ... известных наук, имеющий большое практическое значение, является педагогическая психология — ...
ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯЯВЛЯЕТСЯ СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ОПОСРЕДОВАННАЯ РЕЧЬЮ ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ .
ЭТО ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ:
- ТРЕБУЕТКООПЕРАЦИИ, ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.
- ПРЕДПОЛАГАЕТСОЗДАНИЕ ТАКОГО ПРОДУКТА, КОТОРЫЙ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОЗНАЕТСЯ КАК ЦЕЛЬ ИХ СОТРУДНИЧЕСТВА.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕНА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОЗНИКЛО В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ ( ВЕДЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ КАКИМ — ЛИБО ДЕЛОМ, КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ТОЧНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТ, ЭТА ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗНАЧЕНА, Т.Е. ОПРЕДЕЛЕНА И ВЫРАЖЕНА В СЛОВЕ)
НО ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СТАТЬ ДОСТОЯНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ, СЛОВО И СВЯЗАННОЕ С НИМ СОДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ИМИ ЛЮДЕЙ. ЭТО ВПЕРВЫЕ ПРОИСХОДИТ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЛУЧИВ СВОЕ ВСЕОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, СЛОВО ЗАТЕМ ПРОНИКАЕТ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И СТАНОВИТСЯ ЕГО ДОСТОЯНИЕМ В ФОРМЕ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ . СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВНАЧАЛЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КОЛЛЕКТИВНОЕ , А ЗАТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ.И ЭТО ХАРАКТЕРНО И ДЛЯ ФИЛОГЕНЕЗА И ДЛЯ ОНТОГЕНЕЗА СОЗНАНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ РЕБЕНКА ФОРМИРУЕТСЯ НА БАЗЕ И ПРИ УСЛОВИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ ПУТЕМ ЕГО ПРИСВОЕНИЯ.
С САМОГО НАЧАЛА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЕГО СУБЪЕКТИВНЫМ НОСИТЕЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЧЬ, КОТОРАЯ ВНАЧАЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ (СООБЩЕНИЯ), А ЗАТЕМ СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЯ).
ОСОБО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯИМЕЕТ ПРОДУКТИВНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СОЗНАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕ ТОЛЬКО ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НО И САМОГО СЕБЯ, СВОИХ ОЩУЩЕНИЙ, ОБРАЗОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЧУВСТВ. ОБРАЗЫ, МЫСЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ МАТЕРИАЛЬНО ВОПЛОЩАЮТСЯ В ПРЕДМЕТАХ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА И ПРИ ПОСЛЕДУЮЩЕМ ВОСПРИЯТИИ СТАНОВЯТСЯ ОСОЗНАННЫМИ. ПОЭТОМУ ТВОРЧЕСТВО И ЕСТЬ ПУТЬ И СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ИМ СОБСТВЕННЫХ ТВОРЕНИЙ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕДПОСЫЛКАМИ И УСЛОВИЯМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ :
- СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА
- РОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
- ВЫРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКА, ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
- СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ :
Сознание человека 2
... речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая ... этой позиции сознание – способность идеального воспроизведения действительности. К сознательной духовной деятельности человека относятся его ... через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, ...
- В НАЧАЛЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ НАПРАВЛЕННЫМ НА ВНЕШНИЙ МИР. ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВНЕ ЕГО И ПОЗНАЕТ ЕГО С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ПОЗДНЕЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ РЕФЛЕКСИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ, Т.Е. ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО САМ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ КАКРЕФЛЕКСИВНОЕ.
- ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ МЫШЛЕНИЯ И ПОСТЕПЕННЫМ СОЕДИНЕНИЕМ МЫСЛИ СО СЛОВОМ.. МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИВАЯСЬ, ВСЕ БОЛЬШЕ ПРОНИКАЕТ В СУТЬ ВЕЩЕЙ, ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМ РАЗВИВАЕТСЯ ЯЗЫК, СЛОВА НАПОЛНЯЮТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ И НАКОНЕЦ, КОГДА РАЗВИТИЕ ПОЛУЧАЮТ НАУКИ, ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПОНЯТИЯ. СЛОВО — ПОНЯТИЕ И ЕСТЬ ЕДИНИЦА СОЗНАНИЯ, А НАПРАВЛЕНИЕ, В РУСЛЕ КОТОРОГО ОНО ВОЗНИКАЕТ, МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ КАК ПОНЯТИЙНОЕ.
- КАЖДАЯ НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА ОТРАЖАЕТСЯ В СОЗНАНИИ ЕЕ СОВРЕМЕННИКОВ. ИЗМЕНЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ — МЕНЯЕТСЯ ИХ СОЗНАНИЕ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ.
ГЛАВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯСТАНОВИТСЯ РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ОСОЗНАВАЕМОГО В СЕБЕ И В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Вопрос 3. Психология бессознательного
СОЗНАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ УРОВНЕМ. НА КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЕКО НЕ ВСЕ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТСЯ И УПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, АКТУАЛЬНО ОСОЗНАЕТСЯ ИМ. КРОМЕ СОЗНАНИЯ У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.ЭТО — ТЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ, КОТОРЫЕ ПО СВОЕМУ ДЕЙСТВИЮ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОХОЖИ НА ОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ, НО АКТУАЛЬНО ЧЕЛОВЕКОМ НЕ РЕФЛЕКСИРУЮТСЯ, Т.Е. НЕ ОСОЗНАЮТСЯ. ИХ ПО ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СОЗНАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ПСИХИЧЕСКИМИ.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА .
ВСЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ МОЖНО РАЗБИТЬ НА 3 БОЛЬШИЕ ГРУППЫ :
- НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПОБУДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 3 КЛАССА :
А) НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ,
Б) ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ,
В) НЕОСОЗНАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
А)НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ —ДЕЙСТВИЯ ИЛИ АКТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТСЯ САМИ СОБОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ СОЗНАНИЯ. ИМЕЮТ ДВОЯКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ :
- КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ОСОЗНАВАЛИСЬ (МОРГАНИЕ, ЧИХАНИЕ) — ПЕРВИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ,
- КОТОРЫЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОСОЗНАВАЛИСЬ, А ПОТОМ ПЕРЕШЛИ В НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ — ВТОРИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (ХОДЬБА И ДРУГИЕ НАВЫКИ — САМАЯ БОЛЬШАЯ ГРУППА ВТОРИЧНЫХ АВТОМАТИЗМОВ).ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА В ЕЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВЫБОРОМ ОПТИМАЛЬНОГО.
Б)ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... Пространства, и задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий ... – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, ...
УСТАНОВКА — ГОТОВНОСТЬ ОРГАНИЗМА ИЛИ СУБЪЕКТА К РЕАГИРОВАНИЮ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ИЛИ К СОВЕРШЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ.УСТАНОВКА — ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ. УСТАНОВКУ МОЖНО СФОРМИРОВАТЬ ЛЮБУЮ НЕ ТОЛЬКО У РЕБЕНКА, НО И У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ЯВЛЕНИЕ УСТАНОВКИ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ ПОВСЕМЕСТНО (ГАЛА — ЭФФЕКТ: ПРИВОДИМ В ДВЕ АУДИТОРИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА….)
В)НЕОСОЗНАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
КЛАСС ДЕЙСТВИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К НЕОСОЗНАННОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ : МИМИКА, ПАНТОМИМИКА, ЖЕСТЫ, ТЕЛОДВИЖЕНИЯ, ПОХОДКА
- НЕОСОЗНАННЫЕ ПОБУДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ФРЕЙД (НАИБОЛЕЕ МАСТИТЫЙ) ИЗУЧАЛ ПОДЛИННЫЕ МОТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ МОТИВИРОВКУ — ДЕКЛАРИРУЕМЫЙ МОТИВ И МОТИВ,
СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ ОСОЗНАВАЕМЫЙ МОТИВ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ МОТИВ.
ПРИМЕРЫ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОДЛИННОЙ МОТИВАЦИИ : МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА.
- НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
САМЫЙ ЯРКИЙ ПРИМЕР — ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА, КАК ОН РАБОТАЛ НАД НЕЙ 30 ЛЕТ, А ПОТОМ ОНА ЕМУ ПРИСНИЛАСЬ.
Вопрос 4. Механизмы бессознательной психологической защиты
У ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО МЕХАНИЗМОВ, БЛОКИРУЮЩИХ ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНО ЗАЩИЩАЕТ СЕБЯ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ НАПРЯЖЕНИЙ.
Защитные механизмы :
- ВЫТЕСНЕНИЕ- АКТИВНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ ИЗ СОЗНАНИЯ НЕПРИЯТНОЙ ИНФОРМАЦИИ,ПРИЧЕМ АКТИВНЕЕ ВЫТЕСНЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ О ТОМ, КАК ТЕБЕ НАНЕСЛИ ОБИДУ, А КАК ТЫ ОБИДЕЛ, ПРИЧИНИЛ ЗЛО, ПОЗАВИДОВАЛ.
- ОТРИЦАНИЕ. ПОПЫТКА НЕ ПРИНИМАТЬ В КАЧЕСТВЕ РЕАЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ БЕСПОКОЯТ . ЭТО БЕГСТВО В ФАНТАЗИЮ, ЗАЧАСТУЮ КАЖУЩУЮСЯ АБСУРДНОЙ ОБЪЕКТИВНОМУ НАБЛЮДАТЕЛЮ.
- РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.НАХОЖДЕНИЕ ПРИЕМЛЕМЫХ ПРИЧИН ИЛИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НЕПРИЕМЛЕМЫХ МЫСЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ. ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ СУПЕРЭГО. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СКРЫВАЕТ НАШИ МОТИВЫ, ДЕЛАЕТ НАШИ ДЕЙСТВИЯ МОРАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫМИ.
- РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПОДМЕНЯЮТ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ ЧУВСТВА ТАКИМИ, КОТОРЫЕ ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЖЕЛАНИЮ. ЭТО ЯВНАЯ ИЛИ ОБЫЧНО БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ ЖЕЛАНИЯ.
- ПРОЕКЦИЯ.ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЖИВОТНОМУ ИЛИ ОБЪЕКТУ КАЧЕСТВ ИЛИ НАМЕРЕНИЙ, КОТОРЫЕ ИСХОДЯТ ОТ САМОГО ПРИПИСЫВАЮЩЕГО. АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ ИЗНУРИ ЧЕЛОВЕКА НА ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ.
- ИЗОЛЯЦИЯ.ОТДЕЛЕНИЕ ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ЧАСТИ СИТУАЦИИ ОТ ОСТАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДУШИ. ТОГДА СОБЫТИЕ ПОЧТИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ УХОДИТЬ В ИДЕАЛ, ВСЕ МЕНЕЕ И МЕНЕЕ СОПРИКАСАЯСЬ С СОБСТВЕННЫМИ ЧУВСТВАМИ.
- РЕГРЕССИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА БОЛЕЕ РАННИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИЛИ К СПОСОБУ ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ БОЛЕЕ ПРОСТ И СВОЙСТВЕНЕН ДЕТЯМ. УХОД ОТ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИЕ, ОСЛАБЛЯЮЩЕЕ ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК В БОЛЕЕ РАННИЕ ГОДЫ. ИСТОЧНИК ТРЕВОЖНОСТИ ОСТАЕТСЯ НЕРАЗРЕШИМЫМ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИМИТИВНОСТИ СПОСОБА.
- СУБЛИМАЦИЯ. ПРОЦЕСС, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ЭНЕРГИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ НА СЕКСУАЛЬНЫЕ ИЛИ АГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ПЕРЕНАПРАВЛЯЕТСЯ НА ДРУГИЕ ЦЕЛИ, ЧАСТО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИЛИ КУЛЬТУРНЫЕ.
- ИДЕНТИФИКАЦИЯ — ПЕРЕНОС НА СЕБЯ ЧУВСТВ И КАЧЕСТВ, ПРИСУЩИХ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ И НЕДОСТУПНЫХ, НО ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ СЕБЯ.
- ЗАМЕЩЕНИЕ — ПЕРЕНОС ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА НЕДОСТУПНЫЙ ОБЪЕКТ, НА ДЕЙСТВИЯ С ДОСТУПНЫМ ОБЪЕКТОМ.
- МОЖНО ЕЩЕ НАЗВАТЬ АГРЕССИЮ, УХОД В БОЛЕЗНЬ, КОМПЕНСАЦИЮ.
ЗАЩИТЫ «СВЯЗЫВАЮТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ, КОТОРАЯ МОГЛА БЫ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА В БОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ . КОГДА ЗАЩИТА СТАНОВИТСЯ ОЧЕНЬ ВЛИЯТЕЛЬНОЙ, ОНА НАЧИНАЕТ ПРЕОБЛАДАТЬ, ТОГДА УМЕНЬШАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ».
Структура мотивов человека
... деятельности есть ведущий мотив. Составляющими деятельности являются действия. Действия подчиняются сознательной цели. Есть два определения действия. Первое - генетическое определение. Действие - это процесс, мотив и цель ... замещающей деятельности. Человек начинает делать что-то другое, напряжение снимается. Возможно замещение преграды, которая вызвала состояние фрустрации. Ситуация перестает быть ...
Вопрос 5. Соотношение между сознанием и бессознательным
СОЗНАНИЕ УПРАВЛЯЕТ САМЫМИ СЛОЖНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ПОСТОЯННОГО ВНИМАНИЯ И СОЗНАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ВКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕЙСТВИЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ :
- КОГДА ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ ВОЗНИКАЮТ НЕОЖИДАННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОЧЕВИДНОГО РЕШЕНИЯ,
- КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ТРЕБУЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ ИЛИ ТЕЛЕСНОГО ОРГАНА.
- КОГДА НЕОБХОДИМО ОСОЗНАТЬ И НАЙТИ ВЫХОД ИЗ КАКОЙ-ЛИБО СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ САМА ПО СЕБЕ БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЯ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ РАЗРЕШИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ,
- КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕОЖИДАННО ОКАЗЫВАЕТСЯ В СИТУАЦИИ, СОДЕРЖАЩУЮ ДЛЯ НЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ УГРОЗУ В СЛУЧАЕ НЕПРИНЯТИЯ НЕМЕДЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПОДОБНЫЕ СИТУАЦИИ ВОЗНИКАЮТ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПРЕРЫВНО, ПОЭТОМУ СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЕТ И ФУНКЦИОНИРУЕТ. НАРЯДУ С НИМ МНОГИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АКТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА УРОВНЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, ТАК ЧТО В РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОДНОВРЕМЕННО В УПРАВЛЕНИИ ПОВЕДЕНИЕМ УЧАСТВУЮТ МНОГИЕ РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ.