Лекция 3. Тема: соотношение субъективной и объективной реальности

ВОПРОСЫ:

  1. СОЗНАНИЕ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  2. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
  3. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  4. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СОЗНАНИЕМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ.

ЛИТЕРАТУРА :

  • БРУНЕР Д.С. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ : ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. М., 1977 (ГЛАЗ, РУКА И СОЗНАНИЕ :274 — 286, СОЗНАНИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ :377 — 403 )
  • ЛЕОНТЬЕВ А.Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. М., 1982. (ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ : 23 — 33, АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ : 56 — 72, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ : 124 — 158)
  • МЕРЛИН В.С. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ : ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ, САМОСОЗНАНИЕ : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К СПЕЦКУРСУ. — ПЕРМЬ, 1990 (САМОСОЗНАНИЕ : 81 — 108)
  • ФРЕЙД З. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. М., 1989 (О СНОВИДЕНИИ : 310 — 343, ПО ТУ СТОРОНУ ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ : 382 — 424)

КОНСПЕКТИРОВАТЬ :ВЫГОТСКИЙ Л.С. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ :В 6 Т. — Т.1 — М., 1982. СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ : 78 — 98, ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ : 132 — 148)

Самостоятельная работа 3 :

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ В ПОВЕДЕНИИ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
  2. ПРОЯВЛЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОВЕДЕНИИ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЫЧЕК ЛЮДЕЙ

Вопрос 1. Сознание и его психологическая характеристика

СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИДА ОТ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ В ЕГО СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ И МЫСЛИТЬ АБСТРАКТНО. ЭТО СВЯЗАНО СО СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ УРОВНЕМ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ :

  1. ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ СЕБЯ КАК ОТДЕЛЕННОЕ ОТ ОСТАЛЬНОГО МИРА СУЩЕСТВО, ГОТОВОЕ И СПОСОБНОЕ К ИЗУЧЕНИЮ И ПОЗНАНИЮ ЭТОГО МИРА, К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ И НЕМ. ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ ЭТИ ЗНАНИЯ КАК ФЕНОМЕНЫ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЪЕКТОВ, К КОТОРЫМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ, МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ В СЛОВАХ И ДРУГОЙ СИМВОЛИКЕ, ПЕРЕДАТЬ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ И БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ, ХРАНИТЬ И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИХ. ПРИ УТРАТЕ СОЗНАНИЯ (СОН, ГИПНОЗ, БОЛЕЗНЬ ) ТАКАЯ СПОСОБНОСТЬ ТЕРЯЕТСЯ.
  2. СПОСОБНОСТЬ МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ И ВООБРАЖАЕМУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ— ВТОРАЯ ВАЖНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ— ОТРАЖЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В ВИДЕ ОБРАЗА КАКОГО-ЛИБО ОБЪЕКТА РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,ВООБРАЖЕНИЕ— СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОТСУТСТВУЮЩИЙ ИЛИ РЕАЛЬНО НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ПРЕДМЕТ, УДЕРЖИВАТЬ ЕГО В СОЗНАНИИ И МЫСЛЕННО МАНИПУЛИРОВАТЬ ИМ.
  3. КОНТРОЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, УПРАВЛЯТЬ ИМИ ЭТА ХАРАКТЕРИСТИКА, КАК И СОЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ, ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНА С ВОЛЕЙ.

    9 стр., 4268 слов

    Экологическое сознание и экологическое образование человека

    ... представляют собой сознание общества в целом (общественное сознание). Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым ... человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология ...

    О СОЗНАТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ВООБРАЖЕНИЕМ ГОВОРЯТ ТОГДА, КОГДА ОНИ ПОРОЖДАЮТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ УСИЛИЕМ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА. . ВОЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И СОСТОЯНИЯМИ ВСЕГДА СВЯЗЫВАЛОСЬ С СОЗНАНИЕМ.

  4. СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ В ФОРМЕ ОБРАЗОВ ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
  5. ЕЩЕ ОДНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ В НЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СХЕМ- ОПРЕДЕЛЕННЫХ УМСТВЕННЫХ СТРУКТУР, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРОЙ ВОСПРИНИМАЕТСЯ, ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ И ХРАНИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О САМОМ СЕБЕ.
  6. СЛЕДУЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — ЭТО ЕГО СПОСОБНОСТЬ К КОММУНИКАЦИИ, Т.Е. ПЕРЕДАЧЕ ДРУГИМ ЛИЦАМ ТОГО, ЧТО ОСОЗНАЕТ ДАННЫЙ ЧЕЛОВЕК, С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА И ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. Т.О. СОЗНАНИЕ ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНО С РЕЧЬЮИ БЕЗ НЕЕ В ВЫСШИХ СВОИХ ФОРМАХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

ОБМЕНИВАЯСЬ ДРУГ С ДРУГОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЛЮДИ ВЫДЕЛЯЮТ В СООБЩАЕМОМ ГЛАВНОЕ. ТАК ПРОИСХОДИТ АБСТРАГИРОВАНИЕ- ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ВСЕГО ВТОРОСТЕПЕННОГО И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ. ОТКЛАДЫВАЯСЬ В ЛЕКСИКЕ, ЭТО ГЛАВНОЕ ЗАТЕМ СТАНОВИТСЯ ДОСТОЯНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ОН УСВАИВАЕТ ЯЗЫКИ НАУЧАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.ОБОБЩЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И СОСТАВЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. Т.Е. БЕЗ ЯЗЫКА И РЕЧИ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕМЫСЛИМО.

ЯЗЫК И РЕЧЬ ФОРМИРУЮТ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПЛАСТА СОЗНАНИЯ :СИСТЕМУ ЗНАЧЕНИЙ И СИСТЕМУ СМЫСЛОВ СЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — СОДЕРЖАНИЕ, КОТОРОЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В НЕГО НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА, ОНИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛОВАРЯХ.СМЫСЛ СЛОВА — ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ОТДЕЛЬНОСТИ. СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДВУМЯ ОБРАЗУЮЩИМИ СОЗНАНИЯ.

Вывод : сознание обладает следующими свойствами :

  1. ОСМЫСЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ИЛИ ОСОЗНАВАЕМОГО, Т.Е. ЕГО СЛОВЕСНО-ПОНЯТИЙНАЯ ОЗНАЧЕННОСТЬ, НАДЕЛЕННОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СМЫСЛОМ, СВЯЗАННЫМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.
  2. В СОЗНАНИИ ОТРАЖАЮТСЯ ТОЛЬКО ОСНОВНЫЕ, ГЛАВНЫЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТОВ, СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ, Т.Е. ТО, ЧТО ХАРАКТЕРНО ИМЕННО ДЛЯ НИХ И ОТЛИЧАЕТ ИХ ОТ ДРУГИХ, ВНЕШНЕ ПОХОЖИХ НА НИХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ.
  3. СОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО В СЛОВЕСНОЙ , НО И В ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ ОНО СВЯЗАНО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ОБРАЗЫ. ПРИМЕРЫ ОБРАЗНОГО СОЗНАНИЯ : ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА.. ОНИ ТАКЖЕ ВЫСТУПАЮТ КАК ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НО НЕ В АБСТРАКТНОЙ, КАК ЭТО СВОЙСТВЕННО НАУКЕ, А В ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ.

Вопрос 2. Предпосылки и условия возникновения сознания

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НАСЧИТЫВАЕТ ТЕ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЛЕТ, КОТОРЫЕ МЫ ОТНОСИМ К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

17 стр., 8360 слов

4.5. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания

... человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности. Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций. Без участия сознания ... наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Психология ... известных наук, имеющий большое практическое значение, является педагогическая психология — ...

ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯЯВЛЯЕТСЯ СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ОПОСРЕДОВАННАЯ РЕЧЬЮ ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ .

ЭТО ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ:

  • ТРЕБУЕТКООПЕРАЦИИ, ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.
  • ПРЕДПОЛАГАЕТСОЗДАНИЕ ТАКОГО ПРОДУКТА, КОТОРЫЙ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОЗНАЕТСЯ КАК ЦЕЛЬ ИХ СОТРУДНИЧЕСТВА.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕНА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОЗНИКЛО В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ ( ВЕДЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ КАКИМ — ЛИБО ДЕЛОМ, КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ТОЧНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТ, ЭТА ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗНАЧЕНА, Т.Е. ОПРЕДЕЛЕНА И ВЫРАЖЕНА В СЛОВЕ)

НО ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СТАТЬ ДОСТОЯНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ, СЛОВО И СВЯЗАННОЕ С НИМ СОДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ИМИ ЛЮДЕЙ. ЭТО ВПЕРВЫЕ ПРОИСХОДИТ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЛУЧИВ СВОЕ ВСЕОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, СЛОВО ЗАТЕМ ПРОНИКАЕТ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И СТАНОВИТСЯ ЕГО ДОСТОЯНИЕМ В ФОРМЕ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ . СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВНАЧАЛЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КОЛЛЕКТИВНОЕ , А ЗАТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ.И ЭТО ХАРАКТЕРНО И ДЛЯ ФИЛОГЕНЕЗА И ДЛЯ ОНТОГЕНЕЗА СОЗНАНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ РЕБЕНКА ФОРМИРУЕТСЯ НА БАЗЕ И ПРИ УСЛОВИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ ПУТЕМ ЕГО ПРИСВОЕНИЯ.

С САМОГО НАЧАЛА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЕГО СУБЪЕКТИВНЫМ НОСИТЕЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЧЬ, КОТОРАЯ ВНАЧАЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ (СООБЩЕНИЯ), А ЗАТЕМ СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЯ).

ОСОБО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯИМЕЕТ ПРОДУКТИВНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОЗНАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕ ТОЛЬКО ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НО И САМОГО СЕБЯ, СВОИХ ОЩУЩЕНИЙ, ОБРАЗОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЧУВСТВ. ОБРАЗЫ, МЫСЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ МАТЕРИАЛЬНО ВОПЛОЩАЮТСЯ В ПРЕДМЕТАХ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА И ПРИ ПОСЛЕДУЮЩЕМ ВОСПРИЯТИИ СТАНОВЯТСЯ ОСОЗНАННЫМИ. ПОЭТОМУ ТВОРЧЕСТВО И ЕСТЬ ПУТЬ И СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ИМ СОБСТВЕННЫХ ТВОРЕНИЙ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕДПОСЫЛКАМИ И УСЛОВИЯМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ :

  1. СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  3. РОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
  4. ВЫРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКА, ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
  5. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ :

7 стр., 3438 слов

Сознание человека 2

... речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая ... этой позиции сознание – способность идеального воспроизведения действительности. К сознательной духовной деятельности человека относятся его ... через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, ...

  1. В НАЧАЛЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ НАПРАВЛЕННЫМ НА ВНЕШНИЙ МИР. ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВНЕ ЕГО И ПОЗНАЕТ ЕГО С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ПОЗДНЕЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ РЕФЛЕКСИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ, Т.Е. ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО САМ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ КАКРЕФЛЕКСИВНОЕ.
  2. ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ МЫШЛЕНИЯ И ПОСТЕПЕННЫМ СОЕДИНЕНИЕМ МЫСЛИ СО СЛОВОМ.. МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИВАЯСЬ, ВСЕ БОЛЬШЕ ПРОНИКАЕТ В СУТЬ ВЕЩЕЙ, ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМ РАЗВИВАЕТСЯ ЯЗЫК, СЛОВА НАПОЛНЯЮТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ И НАКОНЕЦ, КОГДА РАЗВИТИЕ ПОЛУЧАЮТ НАУКИ, ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПОНЯТИЯ. СЛОВО — ПОНЯТИЕ И ЕСТЬ ЕДИНИЦА СОЗНАНИЯ, А НАПРАВЛЕНИЕ, В РУСЛЕ КОТОРОГО ОНО ВОЗНИКАЕТ, МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ КАК ПОНЯТИЙНОЕ.
  3. КАЖДАЯ НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА ОТРАЖАЕТСЯ В СОЗНАНИИ ЕЕ СОВРЕМЕННИКОВ. ИЗМЕНЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ — МЕНЯЕТСЯ ИХ СОЗНАНИЕ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ.

ГЛАВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯСТАНОВИТСЯ РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ОСОЗНАВАЕМОГО В СЕБЕ И В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.

Вопрос 3. Психология бессознательного

СОЗНАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ УРОВНЕМ. НА КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЕКО НЕ ВСЕ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТСЯ И УПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, АКТУАЛЬНО ОСОЗНАЕТСЯ ИМ. КРОМЕ СОЗНАНИЯ У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.ЭТО — ТЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ, КОТОРЫЕ ПО СВОЕМУ ДЕЙСТВИЮ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОХОЖИ НА ОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ, НО АКТУАЛЬНО ЧЕЛОВЕКОМ НЕ РЕФЛЕКСИРУЮТСЯ, Т.Е. НЕ ОСОЗНАЮТСЯ. ИХ ПО ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СОЗНАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ПСИХИЧЕСКИМИ.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА .

ВСЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ МОЖНО РАЗБИТЬ НА 3 БОЛЬШИЕ ГРУППЫ :

  1. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  2. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПОБУДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  3. НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 3 КЛАССА :

А) НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ,

Б) ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ,

В) НЕОСОЗНАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

А)НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ АКТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТСЯ САМИ СОБОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ СОЗНАНИЯ. ИМЕЮТ ДВОЯКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ :

  • КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ОСОЗНАВАЛИСЬ (МОРГАНИЕ, ЧИХАНИЕ) — ПЕРВИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ,
  • КОТОРЫЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОСОЗНАВАЛИСЬ, А ПОТОМ ПЕРЕШЛИ В НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ — ВТОРИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (ХОДЬБА И ДРУГИЕ НАВЫКИ — САМАЯ БОЛЬШАЯ ГРУППА ВТОРИЧНЫХ АВТОМАТИЗМОВ).ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА В ЕЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВЫБОРОМ ОПТИМАЛЬНОГО.

Б)ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Пространства, и задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий ... – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, ...

УСТАНОВКА — ГОТОВНОСТЬ ОРГАНИЗМА ИЛИ СУБЪЕКТА К РЕАГИРОВАНИЮ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ИЛИ К СОВЕРШЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ.УСТАНОВКА — ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ. УСТАНОВКУ МОЖНО СФОРМИРОВАТЬ ЛЮБУЮ НЕ ТОЛЬКО У РЕБЕНКА, НО И У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ЯВЛЕНИЕ УСТАНОВКИ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ ПОВСЕМЕСТНО (ГАЛА — ЭФФЕКТ: ПРИВОДИМ В ДВЕ АУДИТОРИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА….)

В)НЕОСОЗНАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

КЛАСС ДЕЙСТВИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К НЕОСОЗНАННОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ : МИМИКА, ПАНТОМИМИКА, ЖЕСТЫ, ТЕЛОДВИЖЕНИЯ, ПОХОДКА

  1. НЕОСОЗНАННЫЕ ПОБУДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ФРЕЙД (НАИБОЛЕЕ МАСТИТЫЙ) ИЗУЧАЛ ПОДЛИННЫЕ МОТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ МОТИВИРОВКУ — ДЕКЛАРИРУЕМЫЙ МОТИВ И МОТИВ,

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ ОСОЗНАВАЕМЫЙ МОТИВ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ МОТИВ.

ПРИМЕРЫ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОДЛИННОЙ МОТИВАЦИИ : МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА.

  1. НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

САМЫЙ ЯРКИЙ ПРИМЕР — ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА, КАК ОН РАБОТАЛ НАД НЕЙ 30 ЛЕТ, А ПОТОМ ОНА ЕМУ ПРИСНИЛАСЬ.

Вопрос 4. Механизмы бессознательной психологической защиты

У ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО МЕХАНИЗМОВ, БЛОКИРУЮЩИХ ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНО ЗАЩИЩАЕТ СЕБЯ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ НАПРЯЖЕНИЙ.

Защитные механизмы :

  1. ВЫТЕСНЕНИЕ- АКТИВНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ ИЗ СОЗНАНИЯ НЕПРИЯТНОЙ ИНФОРМАЦИИ,ПРИЧЕМ АКТИВНЕЕ ВЫТЕСНЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ О ТОМ, КАК ТЕБЕ НАНЕСЛИ ОБИДУ, А КАК ТЫ ОБИДЕЛ, ПРИЧИНИЛ ЗЛО, ПОЗАВИДОВАЛ.
  2. ОТРИЦАНИЕ. ПОПЫТКА НЕ ПРИНИМАТЬ В КАЧЕСТВЕ РЕАЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ БЕСПОКОЯТ . ЭТО БЕГСТВО В ФАНТАЗИЮ, ЗАЧАСТУЮ КАЖУЩУЮСЯ АБСУРДНОЙ ОБЪЕКТИВНОМУ НАБЛЮДАТЕЛЮ.
  3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.НАХОЖДЕНИЕ ПРИЕМЛЕМЫХ ПРИЧИН ИЛИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НЕПРИЕМЛЕМЫХ МЫСЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ. ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ СУПЕРЭГО. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СКРЫВАЕТ НАШИ МОТИВЫ, ДЕЛАЕТ НАШИ ДЕЙСТВИЯ МОРАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫМИ.
  4. РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПОДМЕНЯЮТ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ ЧУВСТВА ТАКИМИ, КОТОРЫЕ ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЖЕЛАНИЮ. ЭТО ЯВНАЯ ИЛИ ОБЫЧНО БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ ЖЕЛАНИЯ.
  5. ПРОЕКЦИЯ.ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЖИВОТНОМУ ИЛИ ОБЪЕКТУ КАЧЕСТВ ИЛИ НАМЕРЕНИЙ, КОТОРЫЕ ИСХОДЯТ ОТ САМОГО ПРИПИСЫВАЮЩЕГО. АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ ИЗНУРИ ЧЕЛОВЕКА НА ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ.
  6. ИЗОЛЯЦИЯ.ОТДЕЛЕНИЕ ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ЧАСТИ СИТУАЦИИ ОТ ОСТАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДУШИ. ТОГДА СОБЫТИЕ ПОЧТИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ УХОДИТЬ В ИДЕАЛ, ВСЕ МЕНЕЕ И МЕНЕЕ СОПРИКАСАЯСЬ С СОБСТВЕННЫМИ ЧУВСТВАМИ.
  7. РЕГРЕССИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА БОЛЕЕ РАННИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИЛИ К СПОСОБУ ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ БОЛЕЕ ПРОСТ И СВОЙСТВЕНЕН ДЕТЯМ. УХОД ОТ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИЕ, ОСЛАБЛЯЮЩЕЕ ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК В БОЛЕЕ РАННИЕ ГОДЫ. ИСТОЧНИК ТРЕВОЖНОСТИ ОСТАЕТСЯ НЕРАЗРЕШИМЫМ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИМИТИВНОСТИ СПОСОБА.
  8. СУБЛИМАЦИЯ. ПРОЦЕСС, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ЭНЕРГИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ НА СЕКСУАЛЬНЫЕ ИЛИ АГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ПЕРЕНАПРАВЛЯЕТСЯ НА ДРУГИЕ ЦЕЛИ, ЧАСТО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИЛИ КУЛЬТУРНЫЕ.
  9. ИДЕНТИФИКАЦИЯ — ПЕРЕНОС НА СЕБЯ ЧУВСТВ И КАЧЕСТВ, ПРИСУЩИХ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ И НЕДОСТУПНЫХ, НО ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ СЕБЯ.
  10. ЗАМЕЩЕНИЕ — ПЕРЕНОС ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА НЕДОСТУПНЫЙ ОБЪЕКТ, НА ДЕЙСТВИЯ С ДОСТУПНЫМ ОБЪЕКТОМ.
  11. МОЖНО ЕЩЕ НАЗВАТЬ АГРЕССИЮ, УХОД В БОЛЕЗНЬ, КОМПЕНСАЦИЮ.

ЗАЩИТЫ «СВЯЗЫВАЮТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ, КОТОРАЯ МОГЛА БЫ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА В БОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ . КОГДА ЗАЩИТА СТАНОВИТСЯ ОЧЕНЬ ВЛИЯТЕЛЬНОЙ, ОНА НАЧИНАЕТ ПРЕОБЛАДАТЬ, ТОГДА УМЕНЬШАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ».

4 стр., 1687 слов

Структура мотивов человека

... деятельности есть ведущий мотив. Составляющими деятельности являются действия. Действия подчиняются сознательной цели. Есть два определения действия. Первое - генетическое определение. Действие - это процесс, мотив и цель ... замещающей деятельности. Человек начинает делать что-то другое, напряжение снимается. Возможно замещение преграды, которая вызвала состояние фрустрации. Ситуация перестает быть ...

Вопрос 5. Соотношение между сознанием и бессознательным

СОЗНАНИЕ УПРАВЛЯЕТ САМЫМИ СЛОЖНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ПОСТОЯННОГО ВНИМАНИЯ И СОЗНАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ВКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕЙСТВИЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ :

  • КОГДА ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ ВОЗНИКАЮТ НЕОЖИДАННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОЧЕВИДНОГО РЕШЕНИЯ,
  • КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ТРЕБУЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ ИЛИ ТЕЛЕСНОГО ОРГАНА.
  • КОГДА НЕОБХОДИМО ОСОЗНАТЬ И НАЙТИ ВЫХОД ИЗ КАКОЙ-ЛИБО СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ САМА ПО СЕБЕ БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЯ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ РАЗРЕШИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ,
  • КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕОЖИДАННО ОКАЗЫВАЕТСЯ В СИТУАЦИИ, СОДЕРЖАЩУЮ ДЛЯ НЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ УГРОЗУ В СЛУЧАЕ НЕПРИНЯТИЯ НЕМЕДЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ПОДОБНЫЕ СИТУАЦИИ ВОЗНИКАЮТ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПРЕРЫВНО, ПОЭТОМУ СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЕТ И ФУНКЦИОНИРУЕТ. НАРЯДУ С НИМ МНОГИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АКТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА УРОВНЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, ТАК ЧТО В РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОДНОВРЕМЕННО В УПРАВЛЕНИИ ПОВЕДЕНИЕМ УЧАСТВУЮТ МНОГИЕ РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ.