БЖД состоит из четырех разделов:

9

Лекция №1

Тема: Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, предмет, цель и задачи курса.

План лекции:

  1. Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса.
  2. Характеристика системы «человек – среда обитания». Производственная и непроизводственная среда.
  3. Взаимодействие человека со средой обитания. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.
  4. Аксиомы о потенциальной опасности технических систем.

Рекомендуемая литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. Учеб. заведений /С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 2003. – 357с.
  2. Беляков Г.И. Практикум по охране труда. – М.: Колос, 1999. – 192с.
  3. Хван Т.А., Хван П.А.Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 352 с.

1. Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека.

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека и природной среде.

Деятельность — это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни. Деятельность — это необходимое условие существования  человеческого общества.

9 стр., 4400 слов

1. Взаимодействие человека со средой обитания

... Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. 7. Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности. ...

Безопасность – это цель. Безопасность жизнедеятельности – средство достижения безопасности существования  человеческого общества.

Цель БЖД — обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные явления).

Научные задачи БЖД включают: комплексную оценку многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека; оптимизацию условий деятельности и отдыха; реализацию новых методов защиты; моделирование чрезвычайных ситуаций и др.

Круг практических задач прежде всего обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

БЖД состоит из четырех разделов:

  • теоретические основы БЖД;
  • БЖД в условиях производства (охрана труда);
  • природные аспекты БЖД (защита окружающей среды);
  • БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Характеристика системы «человек – среда обитания». Производственная и непроизводственная среда.

Среда обитания — это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную. Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (рис.1), составляющих структуру труда: субъектов труда, средств и предметов труда, процессов труда, состоящих из действующих как субъектов, так и машин,  продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей к воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов; стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников; природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной сфере, так и в производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и другие. Общую культуру составляют такие элементы, как нравственная культура, общеобразовательная, правовая, культура общения.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе нетрадиционно реализовывать конечную цель БЖД.

Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и других. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.

 

Среда обитания

Производственная среда

Непроизводственная среда

Труд

Природная среда

Общая культура субъектов

субъекты труда;

средства и предметы труда; процессы труда; продукты труда; производственные отношения.

географо-ландшафтные,

геофизические, климатические элементы; стихийные бедствия; природные процессы.

нравственная культура; общеобразовательная культура;  правовая культура; культура общения.

Рис.1. Элементы среды обитания человека .

Свои предметы изучения имеет и БЖД. К ним можно отнести физиологические и психофизиологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий и их оптимизации и т.д.

3. Взаимодействие человека со средой обитания. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.

В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек — среда обитания». В этой системе происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. В соответствии с законами сохранения жизни Куражковского Ю.Н. “Жизнь не может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации”. Человеку эта потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и т.д.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов происходящих без участия человека.

Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том числе при стихийных явлениях в природной среде.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов, потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные энергетические воздействия).

Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как для личности, кроме того, социум создаёт информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создаёт потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Характерные потоки масс, энергии и информации для различных компонентов системы «человек-среда обитания»:

1. Основные потоки в естественной среде.

  • Солнечное излучение, излучение звёзд и планет;
  • Космические лучи, пыль, астероиды;
  • Электрическое и магнитное поля Земли;
  • Круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах;
  • Атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в т.ч. – стихийные.

2. Основные потоки в техносфере.

  • Потоки сырья, энергии;
  • Потоки продукции отраслей экономики;
  • Отходы отраслей экономики;
  • Бытовые отходы;
  • Информационные потоки;
  • Транспортные потоки;
  • Световые потоки (искусственное освещение);
  • Потоки вещества и энергии при техногенных авариях.

3. Основные потоки в социальной сфере.

  • Информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.);
  • Людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);
  • Потоки наркотических средств, алкоголя и др.

4. Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности.

  • Потоки кислорода, пищи, воды и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики);
  • Потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);
  • Информационные потоки;
  • Потоки отходов процесса жизнедеятельности.

Потоки масс вещества, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и / или среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами и действиями человека.

Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

  1. комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки доя проявления наивысшей работоспособности; гаранта, сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;
  2. допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;
  3. опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
  4. чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно-опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развитая природном среда.

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания».

Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.

Защита от естественных опасностей — стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) — более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Техногенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом от неустранимости отходов или побочных воздействий производств. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними, определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

Опасности проявляются при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту: электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п. Возникновение опасностей в также случаях связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.

Энергетические уровни техногенных опасностей существенно возросли в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику, огромные запасы углеводородного сырья, химических и бактериологических веществ. В итоге история человечества породила очередной парадокс — в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.

Антропогенные опасности в XXI столетии также продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач.

Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин. Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. Например, около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала. Человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные. Серьёзную опасность для человека представляет потребление алкоголя. Высокими темпами нарастает потребление наркотиков.

В настоящее время в перечень реально действующих негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются:

  • запылённость и загазованность воздуха
  • шум и вибрации
  • электромагнитные поля
  • ионизирующие излучения
  • повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление)
  • недостаточное и неправильное освещение
  • монотонность деятельности и тяжёлый физический труд и др.

К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций и т.д.

Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов. К ним относятся:

  • воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;
  • вода с избыточным содержанием вредных примесей;
  • недоброкачественная пища;
  • шум и инфразвук, вибрации;
  • электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств;
  • ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта);
  • медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, табачный дым, бактерии и аллергены.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек — среда обитания».

4. Аксиомы о потенциальной опасности технических систем.

1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключают негативное влияние техносферы на природную среду.

2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном их использовании, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные факторы действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории.

4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек — техносфера». Одновременно существует и система «техносфера — природная среда» Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды. Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов характерны значительные материальные потери. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы. При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям.

6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер. Уменьшить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличивая расстояния от источника до человека. Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т. п.

7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека. Это означает, что достижение наиболее эффективной деятельности и наилучшего отдыха требует выбора и поддержания соответствующих показателей комфортности среды обитания. Например, эффективный умственный труд реализуется летом при температуре воздуха в помещении в пределах 23—25° С, а тяжелый физический труд в этих же условиях — при температуре 18—20° С.

8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный — с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.